ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Саперный взвод, взвод связи и взвод обслуживания.Предусматривалось усиление Среднеазиатского пограничного округа (САПО). На базе эскадрильи в г. Мары развертывался отдельный авиационный полк с вертолетами «Ми-8» и «Ми-24» (огневой поддержки). Из-за отказа в госпоставках часть вертолетов, как и другой боевой техники, пришлось брать из некоторых пограничных округов. Получила усиление (вертолетами и самолетами «Як-40», «Ан-26») и авиаэскадрилья в г. Душанбе. Была начата подготовка миннорозыскных собак и вожатых при окружной школе в Душанбе. Усиливались тыловые подразделения, в штаты госпиталей в Ашхабаде и Душанбе вводились дополнительно полевые хирургические отделения. Особую проблему представляла организация системы управления. Неудачи в Куфабской операции и некоторые другие факторы объективно требовали ее улучшения. Разрабатывать замыслы операций, оперативно-боевых действий в Москве было бессмысленно. Возложить это полностью на командование пограничных округов (Среднеазиатского и Восточного) мы тогда считали нецелесообразным: у них главная задача — охрана и защита границы. Но и без их участия решать оперативно-боевые задачи в Афганистане практически было невозможно. Поэтому было решено (как и при организации первых операций в ДРА в 1980 г.) возложить эти функции на оперативную группу округа, усилив ее офицерами-операторами, разведчиками, и возвести начальника опергруппы в ранг первого заместителя начальника войск округа. Тем более что предполагалось в ближайшее время подчинить этой оперативной группе не только вновь формируемые подразделения, но и те, которые были введены в северные провинции ДРА ранее, в 1980 г. Но оперативной группе округа, располагавшейся в одном из пограничных отрядов, было бы сложно отслеживать обстановку в зонах ответственности мангрупп и СБО, организовывать оперативно-боевые действия их на афганской территории, осуществлять повседневное взаимодействие между нашими подразделениями, местными афганскими органами, воинскими подразделениями и др. Поэтому было решено для таких целей создать полевые оперативные группы сокращенного состава (4-6 офицеров), разместив их на афганской территории (обычно по месту дислокации одной из мангрупп). Аналогичная система управления двумя нашими гарнизонами на Малом афганском Памире была организована и в Восточном пограничном округе. В Москве (в ГУ ПВ) общее руководство и контроль за действиями всей группировки в северных провинциях ДРА, организацией взаимодействия с другими силовыми структурами по афганским делам, решение других подобных вопросов возлагались на оперативную группу во главе с первым заместителем начальника штаба ПВ генерал-лейтенантом И. Г. Карповым. Размещение вновь формируемых маневренных групп на севере ДРА не снимало, а напротив, увеличивало нагрузку на пограничные отряды. От них в основном намечалось снабжение этих подразделений, с их участием осуществлялись перемещение, замена личного состава мангрупп, обеспечение их разведданными, связью и пр. Резервные подразделения погранотрядов часто непосредственно участвовали в оперативно-боевых действиях. По этим и другим соображениям начальник полевой оперативной группы, чьи подразделения действовали на сопредельной территории против участка того или иного погранотряда, являлся заместителем начальника отряда. Все это требовало и некоторого усиления этих погранотрядов, главным образом в кадровом и техническом отношениях. Надо заметить, что это было время большого напряжения в работе центрального аппарата ГУ ПВ и обоих округов (САПО и ВПО). Дело в том, что для ввода в Афганистан нам нужны были слаженные, боеспособные подразделения. Подготовить их из молодых солдат-призывников в сжатые сроки было практически невозможно (армейский опыт с исполнением призывников в ДРА это показал). А времени у нас было 3-4 недели (в начале ноября все расчеты с Генштабом нашими представителями в Кабуле докладывались Ю. В. Андропову и были им одобрены). В этой связи было решено выделенную нам правительством дополнительную численность (первоначально 3 тыс. человек) передать в пограничные округа, а там незамедлительно начать формирование боевых подразделений из военнослужащих, имеющих необходимую подготовку и опыт. Боевое сколачивание этих подразделений организовывалось в округах и завершалось уже в учебном центре Среднеазиатского пограничного округа в декабре. Эта детализация может показаться кому-то скучной, сугубо технической, но она, на мой взгляд, вполне оправданна. Опыт локальных конфликтов последних десятилетий (к ним можно отнести и события в Чечне) убедительно доказал, что успешное решение режимных, оперативно-боевых и других задач при минимальных потерях в личном составе возможно лишь воинскими формированиями, укомплектованными профессионально подготовленными людьми при высокой степени боевой слаженности, организованности и управляемости самого формирования. Важное значение имела и проработка оперативных вопросов применения наших подразделений в Афганистане. Наш Генштаб с самого начала проявил в этом большую заинтересованность. Уже 23 октября (спустя несколько дней после решения о дополнительном вводе наших подразделений в ДРА) из Кабула позвонил генерал С.Ф. Ахромеев и попросил до начала рекогносцировки районов размещения мотомангрупп представителю ГУПВ прибыть в Кабул. В первой декаде ноября в округах завершалось формирование мотомангрупп (Северо-Западный, Прибалтийский, Закавказский, Восточный, Забайкальский, Дальневосточный и Тихоокеанский погранокруга формировали по одной маневренной группе, а Среднеазиатский - две резервные). 9 ноября в Генштабе прошло совещание с участием маршала С. Л. Соколова, генералов С. Ф. Ахромеева (прибыл из Кабула), В. А. Матросова, И. Г. Карпова и автора этих записок. На совещании была достигнута договоренность, что зона ответственности наших подразделений в ДРА — территории от линии границы и до центров афганских приграничных провинций. Поскольку в некоторых из этих провинций находились отдельные части и подразделения 40-й армии (ОКСВ), то появились предложения оперативно подчинить наши подразделения этим частям и действовать по единому плану. Предложения, казалось бы, разумные, но мы вынуждены были их отклонить: комплектование, подготовка, боевое и специальное обеспечение армейских и наших формирований не были одинаковы, а участие наших подразделений в армейских операциях, как правило, за пределами своей зоны ответственности порождало для нас (главным образом — погранотрядов) проблемы. Тогда, мне казалось, был выработан оптимальный вариант: группировка наших пограничных подразделений в северных провинциях ДРА действует по замыслам и планам, разработанными пограничниками и согласованными с Генштабом. Там, где это необходимо, мы проводим операции, другие оперативно- боевые действия самостоятельно, либо с участием наших армейских и афганских подразделений. В других случаях (по предложению представителей главного военного советника в ДРА) мы участвуем в операциях соединений и частей 40-й армии в пределах зон своей ответственности. Андропов (по докладу Матросова) этот принцип взаимодействия одобрил, и он практически оставался таким долгое время, но попытки изменить его, откровенно говоря, были. Решением всех этих проблем занимались совместно с группой генерала И.Г. Карпова оперативное управление, другие подразделения штаба, офицеры политуправления, разведки и тыла. Значительно возрастала роль и ответственность Среднеазиатского пограничного округа (генералы Г.А. Згерский, В.Н. Харичев, В.Ф. Запорожченко, Р.В. Данилов). Этот округ, охраняя границу, теперь должен был решать оперативно-боевые задачи на севере ДРА группировкой подразделений в несколько тысяч человек. Сложные задачи в условиях афганской части Памира выпадали и на долю Восточного пограничного округа (генералы В.С. Донсков, Е.Н. Неверовский, Я.К. Петровас, Б.Е. Сентюрин, Ю.В. Колосков). К 20 ноября пограничные округа докладывали о завершении формирования своих мотомангрупп. По нашим расчетам в штабе ПВ с учетом графика движения эшелонов эти подразделения со всем вооружением и боевой техникой должны были прибывать в Среднеазиатский погранокруг с 10 по 20 декабря 1981 г. Этот этап подготовки к выходу наших подразделений в Афганистан в основном прошел организованно и в установленные сроки. Конечно, ценой больших усилий в Центре и пограничных округах. В штабе погранвойск основная нагрузка по формированию новых подразделений, их передислокации в Среднюю Азию выпадала на организационно-мобилизационное управление, возглавляемое генерал-майором К.В. Регушем. Константин Владимирович отлично подходил к этой должности. Фронтовик, хороший профессионал (кандидат военных наук) и отличный штабной работник, он держал в своей памяти многочисленные детали, связанные с новыми формированиями, и его роль в этих делах была неоценимой. Также много и полезно работали офицеры его управления В. Козлов, А. Мигалин, М. Строй, Ф. Сухарев, В. Макеров и другие. Сформированные в округах подразделения в 20-х числах декабря сосредоточивались в Среднеазиатском погранокруге, где в оставшиеся 2-2,5 недели предусматривалось проведение с ними сборовых занятий и учений, проверка готовности к выполнению оперативно-боевых задач. С середины ноября офицерами оперативной группы ГУПВ под руководством генерала В.А. Матросова в Среднеазиатском пограничном округе проводились рекогносцировки и совещания в целях определения основных направлений и порядка выдвижения мотомангрупп к местам предстоящего их развертывания в Афганистане. В окончательном варианте, по согласованию с Генштабом, наши мотомангруппы предполагалось разместить в городах (или поблизости от них) Калай-Нау, Меймене, Шибирган, Мазари-Шариф, Ташкурган, Имамсахиб и Талукан. Их действия намечались против участков Тахта-Базарского (одна мангруппа), Керкинского, Тер-мезского и Пянджского погранотрядов (по две мангруппы). Но кроме этих подразделений, погранотряды, как известно, уже имели на сопредельной территории свои формирования (СБО, мангруппы, заставы) более чем в десяти местах. Особая нагрузка выпадала на Московский погранотряд, постоянно имевший в афганском западном Припамирье подразделения в пяти - семи пунктах. С учетом выставленных на афганском Памире подразделений Восточного пограничного округа, их дислокация в приграничье ДРА предполагалась на фронте более чем 1 тыс. км. Новые задачи требовали повышенного внимания руководства погранвойск КГБ к нашим подразделениям в Афганистане. Однако наша попытка вместе с новыми штатами подразделений ввести и штатную должность в ранге заместителя начальника погранвойск по афганским делам не удалась — Андропов не согласился («В стране и так много генералов»). С санкции руководства КГБ к этим делам был подключен генерал И.П. Вертелко, заместитель Матросова. Вместе с генералом Карповым они многое сделали для своевременной и качественной подготовки новых подразделений и органов полевого управления. Но возникали новые задачи: надо было налаживать координацию действий наших пограничных подразделений в ДРА с соединениями и частями 40-й армии, афганскими воинскими частями, царандоем и пограничниками. Эти функции с началом 1982 г. были возложены на генерала И.П. Вертелко (Уже в ранге 1-го заместителя начальника ПВ КГБ). А вскоре была введена и должность представителя по связи и взаимодействию ПВ КГБ с оперативной группой Минобороны и аппаратом главного военного советника в Кабуле. На эту должность был назначен генерал-майор И. Д. Ярков. А между тем обстановка в ДРА и его приграничных провинциях ухудшалась. В ноябре Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов приняла резолюцию, осуждающую действия СССР в ДРА, и призвала к «немедленному выводу иностранных войск из Афганистана». Расширялось прямое вмешательство в афганские дела США и некоторых других иностранных государств. К осени 1981 г. во многих формированиях мятежников появились противотанковые средства, зенитно-ракетные комплексы, мины новейших конструкций, другое современное вооружение. В северных приграничных провинциях афганские власти, несмотря на предпринимаемые меры, утрачивали контроль в уездах, волостях и населенных пунктах. В зоне «Север» (провинции Балх, Джаузджан, Саманган, Фарьяб), к примеру, из имевшихся около 2 тыс. мелких населенных пунктов, власти контролировали лишь четвертую часть. Размещаемые в освобожденных от мятежников населенных пунктах так называемые организационные ядра (группы), предназначенные для организации власти, немедленно покидали их, как только оттуда уходили войска. Участились обстрелы провинциальных и волостных центров, в том числе артиллерией и минометами. В провинции Джаузджан мятежниками был взорван газопровод. В связи с угрозой безопасности из этой провинции в СССР было эвакуировано более 100 советских специалистов и их семей. По-прежнему проявлялась слабость центральных и провинциальных органов власти по привлечению на свою сторону населения, даже потенциально дружественного Кабулу. К примеру, в западных приграничных провинциях (Фарах, Нимруз, Гильменд) проживало свыше 250 тыс. белуджей, вооруженные отряды которых не пускали на свои территории мятежников и были готовы сотрудничать с Кабулом при условии оказания им помощи финансами, оружием и пр. Контакты и соглашения с некоторыми из этих племен способствовали прикрытию границы с Ираном на некоторых участках. Но это было лишь частным явлением. Основные надежды афганское руководство возлагало на армию, но содержать ее хотя бы относительно боеспособной становилось все труднее: резко сокращался приток пополнения (принудительный призыв не срабатывал), росло дезертирство, участились случаи группового перехода военнослужащих к мятежникам. Все это было характерным и для пограничных подразделений ДРА. Тем не менее боевые действия частей армии и пограничных подразделений против мятежников в ряде приграничных провинций (Нангархар, Джаузджан и др.) удавалось проводить успешно. К примеру, в провинции Джаузджан (против участка Керкинского погранотряда), где наши армейские и афганские части блокировали и разгромили базовый лагерь мятежников в районе сел. Джаркудук. Было захвачено около 20 различных складов с боеприпасами, ГСМ, продовольствием и др. Дошла, наконец-то, очередь и до злополучного о. Даркад (против участка Пянджского погранотряда). Этот афганский остров в несколько десятков квадратных километров расположен в пойме реки Пяндж, покрытый густыми тугаями, изрезан десятками речных рукавов и арыков. Здесь расположено более 30 кишлаков и отдельных хозяйств. К осени стала поступать информация о попытках душманов (9-10 бандгрупп, численностью 350-400 человек) создать здесь базы для зимовки и отдыха своих формирований. Словом, требовалось обезвредить эту территорию. Но дело затягивалось: то возникали новые обстоятельства, то не проходил замысел операции, разработанный оперативной группой округа — был излишне упрощенным, нацеленным лишь на выталкивание и рассеивание мятежников. Окончательный его вариант, утвержденный Центром, предусматривал внезапную изоляцию (блокирование) района вероятного нахождения основных сил мятежников и последовательное (по участкам) проведение поиска с десантированием поисково-разведывательных групп. К операции привлекались наши пограничные подразделения (свыше 900 человек), одна афганская пограничная рота и два отряда местных афганских ополченцев. Одним из отрядов руководил Сидики, ранее упомянутый мною. С началом операции были пресечены попытки нескольких групп мятежников вырваться ночью из окружения. Дальнейшие их намерения организовать сопротивление в течение последующих пяти дней подавлялись в основном ракетно-бомбовыми ударами вертолетов. Операция прошла в целом успешно и без потерь с нашей стороны, но части мятежников все-таки удалось просочиться через прикрываемый афганскими подразделениями рубеж. В ходе операции было проверено около десятка кишлаков, уничтожено более 20 схронов и баз мятежников, захвачено около 60 пленных. В заключительной части операции принял участие губернатор Тахарской провинции со своим административным и царандоевским аппаратом, и в освобожденных от мятежников населенных пунктах были восстановлены органы местной власти. Менее удачно, хотя и без потерь, проходили оперативно-боевые действия в середине декабря нашего СБО от Керкинского погранотряда с участием двух афганских погранкомендатур в окрестностях г. Андхоя. Мятежники, очевидно, оповещаемые информаторами, заблаговременно уходили от ударов наших подразделений и после недельных безрезультативных действий этот поиск был прекращен. Почти в то же время два наших подразделения от Московского погранотряда совместно с большой группой афганских ополченцев успешно ликвидировали довольно крупную бандгруппу, пытавшуюся совершить нападение на центр населенного пункта Дашти-Кала. Удачными были и действия (тоже неплановые) СБО этого же погранотряда западнее г. Рустак. Первыми завязали бой с бандгруппой (около 70 человек) афганские ополченцы. Прибывший на помощь СБО при поддержке вертолетов нанес мятежникам огневое поражение. При прочесывании района было обнаружено много убитых мятежников и около 50 единиц стрелкового оружия. У нас среди личного состава потерь не было. На Малом афганском Памире в связи с закрытием перевалов в Пакистан активность мятежников заметно снизилась. Но возникла другая проблема: закрылись основные пути сообщения, прервалось снабжение населения Ваханской и Сархадской долин самым необходимым. Посильную помощь жителям этих долин продовольствием, топливом и теплой одеждой оказывали подразделения Восточного погранокруга. В это же время в Кабуле предпринимались меры по прикрытию некоторых направлений на границе с Пакистаном и Ираном. В частности, планировалось привлечение от 40-й армии девяти батальонов — для усиления афганских пограничных подразделений. Намечалось также формирование и выставление на границе 901-го и 909-го погранбатальонов, ранее разгромленных мятежниками, проведение инженерных и взрывных работ по закрытию некоторых перевалов. Конечно же, эти меры (пока планируемые) не могли существенно повлиять на надежность охраны границ ДРА, а были лишь «латанием дыр». В последней декаде декабря завершалась подготовка прибывших в Среднеазиатский погранокруг сформированных мотомангрупп. Их укомплектованность личным составом, вооружением и техникой проверялись на месте с участием офицеров ГУПВ. К основной части подразделений замечаний не возникло. Боевая техника (БМП, БТР и др.) была практически новая и требовалось ее освоить в сжатые сроки. В 20-х числах декабря позвонил Ю.В. Андропов (В.А. Матросов был в отъезде) - интересовался ходом подготовки подразделений, состоянием их вооружения и техники. Я доложил, что подготовка проходит в соответствии с установленным планом-графиком (ему он был известен), и в первой декаде января 1982 г. подразделения будут готовы к действиям. Ю.В. напомнил о тщательном изучении обстановки в районах предполагаемого их развертывания, и пожелал успехов. Оставшиеся декабрьские дни и начало января 1982 г. были довольно напряженными для командования САПО и офицеров ГУПВ, работавших во главе с генералами И.П. Вертелко и И.Г. Карповым: надо было организовать проведение сборов с офицерами полевых оперативных групп и маневренных групп, а также контрольных занятий и учений по боевому сколачиванию подразделений. С началом января в Среднюю Азию убыл и генерал В.А. Матросов. Обстановка в северных провинциях ДРА накануне ввода подразделений оценивалась нами как сложная, но позволяющая, при определенных мерах, выполнить задачу. Особое беспокойство вызывала ситуация в провинциях Балх и Тахор, где отмечались наибольшая концентрация сил мятежников и их активность, в том числе в самих центрах провинций — городах Мазари-Шариф и Талукан. Надо отметить, что ряд удачных операций частей 40-й армии совместно с афганскими силами, их ощутимые удары (особенно авиации) по базам и наиболее крупным формированиям мятежников (пример тому — операция в районе Джаркудук и др.) вынудили мятежников менять тактику, прибегая к действиям в составе небольших, мобильных групп. Понесенные потери породили среди них неуверенность, панику, подозрительность по отношению к формированиям другой ориентации [в тот период 30-40% сил мятежников считались сторонниками «Исламской партии Афганистана» (ИПА) Г. Хекматьяра, остальные примыкали к «Исламскому обществу Афганистана» (ИОА) Б. Раббани и другим исламским группировкам]. Участились попытки главарей больших и малых формирований вступать в контакты, переговоры с представителями военного командования, провинциальных властей, и это явление в Кабуле (да и среди наших военных) было воспринято как добрый знак. Однако уже тогда многие факты подсказывали, что за ними часто скрываются попытки главарей выиграть время, сохранить силы и уйти из-под ударов, либо с помощью армейских сил убрать соперничающие группировки мятежников в каком-либо районе. Особую остроту создавала проблема безопасности коммуникаций (именно здесь проявлялась наибольшая активность мятежников). Так, по информации нашего Министерства внешней торговли, если в 1980 г. на дорогах Д РА мятежниками было уничтожено (либо захвачено) 33 машины «Афсотр» (смешанное советско-афганское акционерное общество), то в 1981 г. — более 160 автомобилей (с грузом). Позднее наши командиры научатся более-менее безопасно сопровождать колонны конвоями и даже воздушным прикрытием, а пока из-за перебоев и пробок на афганских дорогах многие сотни неразгруженных вагонов скапливались в Термезе, других пограничных портах, на железнодорожных узлах. К исходу 1981 г., возникла проблема безопасности афганского порта Хайратон (расположен на берегу реки Аму-Дарьи недалеко от города и порта Термез). Этот порт пропускал 70-80% всех грузов из СССР в ДРА и обратно, и в первую очередь военную технику, вооружение, боеприпасы, СГМ и пр. Скопление там огромного количества грузов при отсутствии надлежащего режима (хотя порт и подступы к нему охраняли афганский батальон, наши мотострелковая и танковая роты, не считая оперативных сотрудников СГИ, царандоя и пр.) грозило тяжелыми последствиями при любой диверсии. Поскольку не было надежды, что эти силы в состоянии обеспечить безопасность порта, поступало много предложений, включая и передачу его охраны нашим пограничникам. В конце концов пришли к следующему варианту: охрану внешнего периметра (включая техническое оборудование рубежа) обеспечивает наша сторона, а внутренних объектов в порту - афганцы, по ведомственной принадлежности грузов (Минобороны, МВД и др.). На пограничников САГЮ были возложены задачи по обеспечению безопасности железнодорожного и автодорожного (совмещенного) моста у Термеза (тогда завершалось его строительство), а также переправ через Аму-Дарью у Айваджа и Келифа (вантовый переход газопровода). Приход нового министра обороны ДРА А. Кадыра (вместо Рафи) пока мало отражался на состоянии армии и пограничной охраны. Их численность и боеспособность не усиливалась. Однако в Кабуле не теряли надежды на создание более крупной и боеспособной армии, поэтому в Москву шли активные запросы на поставку вооружения и техники (в основном на безвозмездной основе). На долю пограничников обычно ничего не выпадало. «Прозрачность» афганских границ, низкая боеспособность пограничных подразделений ДРА способствовали обострению ситуации в Афганистане. К концу 1981 г., вопреки многим планам, пограничную охрану ДРА не удалось укрепить ни количественно, ни качественно. На границе с Пакистаном имелось три пограничные бригады (семнадцать батальонов) и два КПП, на границе с Ираном — две погранбригады (восемь батальонов) и один КПП, на северной границе — пять погранкомендатур и три КПП. Их слабая укомплектованность (по личному составу — на 40-50% к штату, по автобронетехнике — на 20-30% и пр.) при довольно протяженных участках границы (100-130 км на батальон) не обеспечивала, как и ранее, надежности охраны границы. Мы в ГУПВ, с учетом своих возможностей, предпринимали меры по оказанию помощи афганским пограничникам по целому ряду вопросов: подготовке офицерских кадров, поставке ремонтно- технических средств, средств связи. Такая помощь, конечно же, основных проблем не решала. Но при всей ограниченности возможностей пограничных войск ДРА, они вносили посильную лепту в обеспечение безопасности страны. В прошедшем 1981 г. их подразделения задержали около 1800 нарушителей границы и контрабанды на сумму более 60 млн. афгани, участвовали более чем в 400 боестолкновениях с бандгруппа-ми и другими вооруженными нарушителями границы. Основной замысел действий силовых структур в ДРА с началом 1982 г. предусматривал поддержание порядка и безопасности на коммуникациях; прикрытие вероятных маршрутов движения бандформирований из Пакистана и Ирана; проведение операций и боевых действий в провинциях Герат, Гильменд, Кандагар, Каписа и др. В приграничных с СССР провинциях ДРА планировалось очистить от мятежников районы севернее линии Файзабад - Талукан - Кундуз - Айбак - Мазари-Шариф - Меймене и содействовать закреплению в этих районах местных органов власти. В реализации этих задач значительная роль отводилась нашим мотомангруппам, последовательный ввод которых начался с первой декады января 1982 г. Первые мотомангруппы были введены в Калай-Нау, Мазари-Шариф, Ташкурган, Андхой и Меймене достаточно организованно, при надежном боевом охранении (в том числе воздушном) и без каких-либо острых ситуаций. При этом поддерживалось тесное взаимодействие с армейскими частями 40-й армии и афганскими пограничниками. В районах Мазари-Шарифа и Андхоя разведкой были установлены формирования мятежников численностью 40-60 человек каждая. Ударами вертолетов и огнем бронетехники они были рассеяны и ликвидированы. С началом этих операций неожиданно последовало предложение от маршала С.Л. Соколова и генерала С. Ф. Ахромеева (из Кабула) в отношении использования наших мотомангрупп, их взаимодействия с армейскими частями. Прибывшим в Кабул вначале генералу И.Г. Карпову, а затем и генералу И.П. Вертелко эти предложения были высказаны. Их суть сводилась к тому, что, во-первых, наши пограничные подразделения в северных провинциях Д РА должны входить в общую систему сил 40-й армии и действовать по единому плану и под единым (естественно, армейским) руководством. Во-вторых, оперативная группа САПО должна находиться не на участке округа, а в Афганистане. Это существенно меняло и цель прибывания в ДРА наших подразделений (они рассматривались прежде как составная часть развернутых на советско-афганской границе погранотрядов, предназначенная для защиты в первую очередь, этой границы) и достигнутую накануне в Генштабе договоренность. Передислокация же оперативной группы округа (САПО) - а она постоянно находилась в одном из наших погранотрядов — в Кабул или даже в одну из северных провинций ДРА не облегчало, а напротив, осложняло управление мотомангруппами. Были и другие аргументы в защиту нашей системы управления, но в предложениях группы маршала С. Л. Соколова тоже была своя логика, и с нею следовало считаться. Нужно было организовать устойчивую связь наших мотомангрупп (и полевых ОГ) с армейским командованием в зонах и провинциях, а оперативной группы округа - с Кабулом, согласовать порядок проведения совместных операций, боевых действий (в зонах нашей ответственности), взаимодействия при возникновении каких-либо нештатных ситуаций и т. п. В решении этих и ряда других вопросов заключалась трудная миссия наших представителей в Кабуле, но чувствовалось, что окончательная договоренность по ним еще не достигнута. Они возникли вновь по прилету в Кабул генерала В.А. Матросова в конце января. Тогда удалось согласовать ряд принципиальных вопросов управления и взаимодействия, в том числе и об установлении прямой телеграфной радиосвязи оперативной группы САПО с Кабулом, но, откровенно говоря, некоторые недоразумения по этой части в последующем возникали не раз. Тогда же произошла встреча В. А. Матросова с Б. Кармалем. Кармаль благодарил советских пограничников за участие в стабилизации обстановки в ДРА, согласился с замыслом размещения в северных афганских провинциях наших подразделений и обещал им поддержку со стороны губернаторов и других представителей власти. Он выразил обеспокоенность состоянием охраны границы с Пакистаном (Вадим Александрович оценил ее как неудовлетворительную), подчеркнув при этом, что «мы не признаем границей линию Дюранда, но молчим», и высказал надежду на помощь СССР. Вадим Александрович, в свою очередь, высказал пожелания о проведении в ДРА более активных мер по укреплению афганской пограничной охраны и повышении внимания к этой проблеме военного ведомства ДРА. Эта краткая поездка Матросова в Кабул, встречи с Б. Кармалем и нашими военными руководителями, оставили у него тревогу за реальность решений пограничных проблем ДРА. В оставшиеся дни января — начале февраля завершался последний этап ввода наших подразделений в ДРА. На этом этапе проводилась операция на направлении Имам-сахиб — Талукан. Район Талукана (центр провинции Тахар), по данным нашей разведки, характеризовался наличием крупных сил мятежников. Поэтому к операции привлекались значительные силы: шесть маневренных групп (в том числе одна десантно-штурмовая), эскадрилья вертолетов, бронетехника. В операции участвовали также подразделения Душанбинской мотострелковой дивизии (советской) и 20-й афганской пехотной дивизии. Общее руководство действиями войск осуществлял генерал В.А. Матросов, непосредственно руководил операцией начальник оперативной группы САПО полковник А. Ф. Борисов. Операция в целом прошла успешно. Наиболее активное сопротивление мятежники оказали лишь в районе Имамсахиба и на начальном этапе движения на Талукан, но ударами вертолетов и огневых средств были рассеяны, значительная их часть (около 400 человек) — уничтожены. Было изъято более 130 единиц стрелкового оружия, в том числе пулеметы, противотанковые мины и пр. (кстати, среди трофейных документов оказалось два письма — сообщения мятежникам о наших предстоящих действиях). 6 февраля наша мангруппа вошла в Талукан, а 7-8 февраля она совместно с ротой царандоя провела зачистку района своей предстоящей дислокации (на северо-восточной окраине Талукана). Успех этой операции, (несмотря на утечку информации о ее подготовке), был в значительной мере обусловлен применением нашими командирами верного тактического принципа: действовать не прямолинейно, «в лоб», а сочетать фронтальное передвижение (особенно в горах, в дефиле, в населенных пунктах) с выходом (высадкой) на флангах, изоляцией маршрута продвижения подразделений, занятием господствующих высот наблюдателями, снайперами, пулеметчиками. Такой принцип, кроме тактических преимуществ, обеспечивал и сохранение личного состава от неоправданных потерь. Однако завершение любой операции — акт не менее ответственный, нежели ее начало. Пренебрежение этим правилом обернулось тяжелыми потерями: при проезде колонны афганских пограничников, участвовавших в операции, на наших машинах по участку Керкинского погранотряда (для сокращения маршрута на Андхой) опрокинулась машина «ГАЗ-66» и погибли 19 афганских призывников (набранных в ходе операции) и три пограничника. Это ЧП вызвало острую негативную оценку руководства КГБ, так как особой надобности в переезде этой колонны по нашей территории не было. Началось расследование с участием военной прокуратуры, а мы в штабе погранвойск готовили объяснительные материалы для Кабула. С развертыванием мангруппы в Талукане практически завершился план выхода и размещения наших подразделений в шести центрах приграничных провинций ДРА. Кроме этих, наши подразделения (мангруппы, СБО, отдельные заставы), как уже говорилось, располагались более чем в 15 других важных пунктах афганского приграничья, включая гарнизоны на Малом афганском Памире от Восточного погранокруга. Теперь эта группировка насчитывала около 3,5 тыс. личного состава, была достаточно обеспечена бронетехникой, вооружением, техническими средствами и располагала надежной авиационной поддержкой Марыйского авиаполка и Душанбинской отдельной авиаэскадрильи. На каждый пограничный отряд, охранявший советско-афганскую границу, приходилось от двух до четырех и более подразделений, действовавших в приграничных районах ДРА. Для прибывших в новые районы подразделений уточнялись боевые задачи в зоне их ответственности, отрабатывались вопросы организации связи и взаимодействия, охраны и обороны мест дислокации, проводились другие необходимые мероприятия. Этим подразделениям предстояло решать новые сложные задачи. Февраль и март 1982 г. на границе и в приграничных провинциях ДРА были относительно спокойными. Сказывалось, видимо, влияние погоды (эти месяцы наиболее холодные), да и потери, понесенные мятежниками летом и осенью 1981 г. В северных приграничных провинциях наблюдались попытки отдельных групп обстреливать ночью наши гарнизоны, уездные центры, воинские колонны. Наибольшая активность мятежников, как и ранее, проявлялась на коммуникациях, особенно на трассе Хайратон — Кабул. В середине февраля мятежники совершили нападение на колонну наших пограничников при ее движении из Талукана в Пяндж (Пянджский погранотряд). Нападение было отбито, но при этом погибли 2 пограничника и были сожжены две машины. Наши пограничные подразделения в северных провинциях продолжали обустройство мест дислокации и вели локальные оперативно-боевые действия в зонах своей ответственности, В 20-х числах февраля две мангруппы совместно с батальоном 40-й армии и двумя афганскими батальонами участвовали в операции по прочесыванию Мазари-Шарифа и его окрестностей (планировалась в Кабуле). Операция проводилась по упрощенному замыслу, без изоляции районов поиска и, естественно, была малорезультативной. Более эффективной была операция в Герате и его окрестностях, проведенная в то же время 17-й афганской дивизией и частями 40-й армии. Здесь применялись изоляция районов поиска, повторное внезапное прочесывание и другие неожиданные для мятежников действия. Потери, понесенные при этом мятежниками, не только стабилизировали на какое-то время обстановку в этом районе, но и склонили на сторону властей одно из крупных их формирований, которое приступило к охране ряда важных объектов и коммуникаций в провинции. Участие наших пограничных подразделений в совместных операциях с армейскими частями в феврале выявило и первую несогласованность. Она была вызвана попытками армейского командования использовать пограничные подразделения за пределами их зоны ответственности и возражениями против этого нашего представителя (полковника Яркова). Реакция маршала С.Л. Соколова на это была довольно жесткой. В своей телеграмме из Кабула он подчеркивал: «...полагаю нецелесообразной централизацию управления боевыми действиями мото-мангрупп в ДРА из Москвы». Действительно, жесткая регламентация действий наших подразделений в Афганистане из ГУПВ порой себя не оправдывала (и мы в штабе это сознавали), но такая система действовала, будучи утвержденной Андроповым, так что надо было искать компромиссные варианты. И вновь пригодилось дипломатическое искусство генерала В.А. Матросова. Кстати, в эти дни он получил звание Героя Советского Союза, и мы восприняли его награду, как высокую оценку наших действий в Афганистане. В эти месяцы относительная стабильность отмечалась на ряде участков границы Афганистана. Наибольшая активность мятежников, как и ранее, проявлялась на Джелалабадском, Хостинском, Кандагарском и Гератском направлениях - здесь в течение февраля произошло около 25 боевых столкновений с небольшими по составу бандгруппами и другими вооруженными нарушителями границы. К сожалению, время работало против афганских пограничников. Если мятежники наращивали силы, готовясь к весенне-летней кампании, то пограничные подразделения сидели, что называется, на голодном пайке: были менее чем наполовину укомплектованы, по-прежнему не имели резервов (многократно обещанных и планируемых), необходимой техники и вооружения. С началом марта в Кабуле находились генерал И. Г. Карпов, полковники А. Ф. Борисов и В. А. Кириллов - для участия в разработке плана совместных операций против мятежников в весенне-летнем периоде. Этот план предусматривал проведение совместных операций 40-й армии, афганских частей и пограничных мотомангрупп в районах севернее Меймене, Сарипуль, Мазари-Шариф, Айбак, Баглан и Кундуз. В оставшееся время пограничные подразделения должны были заниматься обустройством гарнизонов, а также проводить оперативно-боевые действия локального характера в районах Баламургаб, Калай-Нау, Гармач, Андхой, Меймене и Талукан. Более активные действия, в том числе и операция в Куфабском ущелье, планировались на апрель. В марте окончательно завершилась история с инцидентом во время участия пограничных мотомангрупп в армейской операции: маршал С. Л. Соколов и генерал С. Ф. Ахромеев согласились с тем, что наши подразделения будут впредь действовать преимущественно в зонах своей ответственности. При относительно невысокой боевой активности мятежников в этом периоде, по имевшимся данным американцами, саудовцами и другими предпринимались активные меры по объединению антиафганских сил в единый фронт борьбы с кабульским режимом. В этих целях в марте было объявлено о создании так называемого «Исламского союза моджахедов Афганистана», в котором предполагалось объединить ИПА Хекматьяра, ИОА Раббани и ряд других исламских объединений. Зная об острых противоречиях между этими группировками, мы мало верили в их способность реально объединиться (последующие годы это подтвердили). К сожалению, дальше этих прогнозов дело не доходило: и в политическом, и в военном отношениях этот фактор нами плохо использовался. Мы знали не только о политических распрях между главарями исламских группировок и сообществ, но и боевых столкновениях между их отрядами и группами на территории ДРА. В марте-апреле такие стычки проходили между мятежниками в провинциях Фарьяб, Герат, в Куфабском ущелье и других районах, но у нас, в том числе и у пограничников, не было ни общей идеологии по этой проблеме, ни продуманной системы действий, ни соответствующих эффективных структур (хотя органы психологической борьбы в то время уже существовали). Думаю, что мы не случайно вчистую проиграли психологическую борьбу и в первой чеченской кампании в 90-х годах, не научившись извлекать уроки из прошлых ошибок. К началу весны мятежники предприняли попытку закрепить свое влияние в отдельных районах приграничных провинций Кандагар, Газни, Пактия и Герат, а также в окрестностях Кабула. 40-я армия и афганские части в этот период проводили локальные, но довольно успешные действия в провинциях Газни, Кандагар и Парван. Одновременно наши пограничные подразделения (четыре мото-мангруппы) начали частную операцию в полосе Тахта-Базарского и Керкинского погранотрядов на рубеже Баламургаб, Гармач, Меймене. Действовали они в основном в походных порядках вдоль коммуникаций, что обычно приводило лишь к выталкиванию мятежников из занимаемых районов и рассеиванию. По-иному проходила операция наших шести мотомангрупп совместно с подразделениями 18-й и 20-й афганских дивизий, одного батальона и артиллерии 201-й мотосрел-ковой дивизии (советской) по очистке города Ташкургана и его окрестностей (руководитель операции генерал-майор Г. Згерский, начальник оперативной группы в Тушкур-гане подполковник 3. Файзиев). В районе намечаемой операции было установлено более 15 формирований (групп) мятежников общей численностью 800-1000 человек. Операция проводилась методом блокирования основных районов города нашими мангруппами и прочесывания его кварталов по секторам афганскими подразделениями. Все очаги сопротивления мятежников подавлялись огнем артиллерии и ударами вертолетов. Потери мятежников были большие: более 400 убитыми, около 300 человек было задержано. У нас погибли 2 пограничника и 12 человек было ранено. Операция продолжалась до конца апреля и завершилась ликвидацией горных баз мятежников армейскими частями уже за пределами зоны ответственности наших пограничных подразделений. С закреплением этих подразделений в пунктах своей дислокации в ДРА стали поступать и первые тревожные сигналы: некоторые вопросы боевого, материально-технического обеспечения подразделений пока срабатывали слабо, в том числе по организации разведки и мер собственной безопасности, обеспечения горючим, продовольствием и пр. Чувствовалось, что в самой системе управления мангруппами и их обеспечения через пограничные отряды не все срабатывает надежно и требуется тщательное исследование всех этих вопросов. В мае обстановка в приграничных районах ДРА существенно не изменилась. После удачно проведенной операции в Ташкургане участвовавшие в ней мотомангруппы приводили себя в порядок, готовились к новым действиям. А на очереди возникала подготовка к операции в Куфабе (на этот раз под многозначительным названием -«Возмездие»). Надо сказать, командование САПО и его оперативной группы не очень-то желало наступать на те же грабли, и инициатива в проведении операции исходила в основном из Центра: во-первых, известный в этой зоне главарь Абдул Вахид не только сохранил после той, первой операции костяк своего формирования, но и значительно активизировался за последнее время, и, во-вторых, психологический фактор играл немалую роль - надо же было показать, кто в этом районе хозяин! В начале мая оперативная группа САПО пыталась провести силовую разведку одного из районов, прилегающих к Куфабу (где якобы находился А. Вахид), направив туда сводный отряд афганских военнослужащих и ополченцев. Отряд задачу не выполнил, потеряв при этом более 30 человек убитыми и захваченными в плен, что тоже не прибавило оптимизма нашим командирам. Генералы В.А. Матросов и И.П. Вертелко специально вылетели в Московский погранотряд (где был передовой КП оперативной группы САПО), чтобы на месте оценить ситуацию и подготовку к операции. Вскоре пограничные подразделения вместе с афганскими ополченцами все-таки высадились в районах предполагаемого нахождения мятежников Вахоба (кк. Дарваз, Муштив и др.), но их там не оказалось (ушли, предположительно, в Куфаб). Операция в Куфабе началась 9 мая и продолжалась практически до конца месяца. Было уничтожено около 60 мятежников, задержано более 80 человек, изъято небольшое количество оружия и боеприпасов, разрушено более 15 схронов и складов. У нас погибли 4 пограничника (опять попали в засаду!) Но и на этот раз ядро формирования Вахоба и он сам уцелели (скрылись в Рагском ущелье). В Куфабе еще пару недель (до половины июня) оставалось несколько наших подразделений - вели разведку и прикрывали основные перевалы и тропы. События тех лет в Афганистане и его приграничье часто переходили от мирных и созидательных к экстремально-боевым. 12 мая в г. Термезе и Хайратоне состоялась торжественная церемония по случаю открытия авто- и железно-дорожного моста через реку Аму-Дарью с участием руководителей Афганистана Б. Кармаля и Узбекистана и Ш. Рашидова. Естественно были речи и заверения руководителей о неизбежности нашей общей победы. А спустя несколько дней последовала серия нападений и диверсионных актов мятежников на объекты энергетики, учреждения культуры, органы местной власти. В эти дни был взорван газопровод севернее Шибиргана. Возросла активность мятежников в приграничных провинциях Герат, Бадгиз, Джаузджан, Тахар, Кундуз и некоторых других. Участились их попытки вступить в контакты с некоторыми формированиями ополченцев с целью склонить их на свою сторону (такие сигналы поступали и в отношении Сидики, известного руководителя отряда ополченцев). В начале июня в провинции Бадгиз мятежники обстреляли из минометов нашу мотомангруппу в Кайсаре (против участка 68-го погранотряда), при этом погиб один офицер и семь военнослужащих были ранены. В конце мая - начале июня в провинциях Парван и Каписа была проведена крупная операция армейских частей (советских и афганских) по очистке известного Панд-жшерского ущелья. Операция широко освещалась в наших СМИ, на телевидении, но итоги ее были довольно скромными. Забегая вперед, надо сказать, что этот высокогорный, труднодоступный район с ущельями и каньонами наши войска будут пытаться зачищать неоднократно (как наши пограничные подразделения - Куфабское ущелье), но итоги будут, мягко говоря, не всегда адекватны усилиям и затратам. В той же операции в числе трофеев были захвачены документы и списки на большое количество людей (около 400 человек) - членов госаппарата в Кабуле, военных, в том числе сотрудников СГИ и МВД, якобы сотрудничавших с мятежниками. В Кабуле, как обычно, начались аресты, «зачистки» и пр. К нашим пограничникам в ходе операций тоже не раз попадали подобные списки, и у многих уже тогда возникали подозрения, что эти списки фабрикуются мятежниками, чтобы вызвать недоверие в органах власти ДРА, навлечь подозрения и репрессии на неугодных им лиц. И в ряде случаев им это, видимо, удавалось. В июне действия наших пограничников в ДРА завершались операцией по очистке так называемой «зеленой зоны» - приграничных районов на рубеже Андхой, Меймене (против смежных флангов Тахта-Базарского и Керкинского погранотрядов). Операция эта не имела серьезных боевых столкновений, но три формирования мятежников вступили после этого в переговоры с властями и изъявили готовность сложить оружие. В мае 1982 г. ушел с поста председателя КГБ Ю.В. Андропов, ставший секретарем ЦК КПСС. За первые годы афганской кампании мне довелось неоднократно участвовать в обсуждении афганских проблем, проводимых в КГБ Андроповым, и дважды — по возвращении из Афганистана, в 1979 и 1980 гг., лично докладывать ему итоги работы, свои впечатления и выводы. И всякий раз по его инициативе доклады эти и обсуждения выходили далеко за рамки чисто пограничных вопросов. В то время его влияние на решение афганских проблем было огромным. Думается, что активности Андропова в афганских делах в немалой степени способствовало его личное участие в венгерских событиях осенью 1956 г. (тогдашний Чрезвычайный и Полномоченный посол СССР в Венгрии). Он, что называется, вживую испытал характер и последствия таких мятежей. Исходя из ряда причин - то ли из-за недостаточно полной и достоверной информации по Афганистану (а для Востока это явление почти обычное), то ли в силу его первоначальной твердой уверенности в правильности принятых решений по вводу наших войск туда — он, как мне казалось, на начальном этапе событий не всегда адекватно реагировал на отдельные сложные ситуации в стране. Я имею в виду не только его позицию о вводе войск на территорию ДРА (об этом уже много сказано). Зная о серьезных разногласиях между представителями КГБ в Кабуле и представителями Минобороны в оценке положения дел в Афганистане (особенно накануне ввода туда наших войск), он не поддержал предложение о назначении туда ответственного руководителя, которому подчинялись бы представители всех советских структур и ведомств, находящихся в ДРА и действующих по единому замыслу и плану (кстати, подобный межведомственный раздрай мы повторили потом в Чечне). Не поддержал он и предложения об участии в Афганистане частей внутренних войск МВД, а они совместно с царандоем при определенных условиях, могли бы существенно облегчить задачи нашего ОКСВ. В целом же у меня сложилось впечатление, что Андропов, как умный человек и хороший аналитик, уже после первых месяцев пребывания нашего ОКСВ в Афганистане понимал безысходность, тяжелые последствия такой затеи и остро переживал это. Думается, что желание разделить ответственность, как-то облегчить положение наших войск в ДРА тоже сыграло роль в его решении ввести пограничные подразделения КГБ в северные провинции страны. Став генсеком ЦК КПСС он, как известно, предпринял активные попытки к мирному разрешению афганской проблемы и выводу из ДРА наших войск на приемлемых для СССР и ДРА условиях (я имею в виду его встречи с руководством Пакистана и представителем Генерального секретаря ООН по Афганистану). Однако жесткое сопротивление американской администрации, лично Рейгана, желавших надолго задержать присутствие ОКСВ в ДРА, а затем и смерть Андропова застопорили эту идею на несколько лет. В июне наше военное представительство в Кабуле направило в Центр свое видение обстановки в северных приграничных провинциях ДРА. Она оценивалась как сложная. Власть в провинциях контролировала не более четверти населенных пунктов, а на территории каждой провинции действовало от 1,5 до 4 тыс. мятежников. Действия пограничных мангрупп и других подразделений оценивались в целом положительно, но считалось, что они в зонах своей ответственности пока решительных изменений в стабилизации обстановки не добились. Подчеркивалось, что под ударами пограничных подразделений часть бандформирований отходит на юг, за пределы их зоны ответственности, что якобы осложняет ситуацию в этих районах. В этой связи нашим мангруппам предлагалось действовать и за пределами зон своей ответственности, более активно проводить частные локальные операции совместно с местными органами СГИ, царандоя и партактивом. При положительной организации взаимодействия между мангруппами и частями 40-й армии отмечалась слабая их связь с оперативными группами военных представителей в зонах. Работа нашего 4-го отдела (пограничного) оценивалась положительно, сообщалось, что он в настоящее время много внимания уделяет деблокированию 907-го погранбатальона ДРА, окруженного мятежниками в районе Хоста, и работе с племенами. Положительно оценивалась и роль пограничной разведки ДРА, добываемая информация которой высоко оценивалась штабом 40-й армии и аппаратом ГВС. В этой правильной оценке был сделан один неточный вывод - об уходе якобы части мятежников на юг, за пределы зоны ответственности пограничников. В действительности же, наиболее активные их формирования к середине 1982 г. были либо ликвидированы, либо рассеяны. И уходить им в другие районы было не с руки: мятежники в Афганистане обычно действовали в «своих» районах (обжитых ими, со связями, базами и пр.). Было бы неправильным полагать, что наши задачи в Афганистане мы решали лишь силовыми методами. МИД, ПГУ КГБ, внешнеполитические органы КПСС активно пытались использовать и другие возможности - политические, дипломатические и пр. При этом МИД СССР и МИД ДРА согласованно выступали в ООН по проблемам афганского урегулирования. В июне 1982 г. на первом туре переговоров в Женеве между представителями ДРА, Пакистана и представителем Генерального секретаря ООН Д. Кордовесом в целом были достигнуты некоторые позитивные итоги: стороны договорились продолжать поиск взаимоприемлемых условий урегулирования этой проблемы весной 1983 г. В Кабуле в это же время на заседании политбюро ЦК НДПА (докладчик - начальник службы СГИ Наджиб) было принято важное решение о более активном привлечении к защите границ ДРА племенных вооруженных отрядов «малишей», о системе их материального стимулирования и о возложении ответственности за работу с ними на погранвойска ДРА. На этом же заседании указывалась, что вследствие низкой боеспособности некоторых афганских частей, пассивности местных органов власти районы в долине Панджшера, недавно очищенные от мятежников, вновь заняты ими. С началом лета наиболее сложной обстановка оставалась в зонах «Центр» и «Юго-восток». Мятежники, получая усиленную поддержку, все чаще применяли уже не только обычное стрелковое оружие, но и крупнокалиберные пулеметы, артиллерийские системы и минометы, противотанковые средства. Но перехватить боевую инициативу даже в отдельных провинциях они пока не могли. Армия ДРА к лету 1982 г. практически сохранила свою численность (около 120 тыс. человек), но в стране укреплялись и другие силовые структуры, в частности, царандой (прообраз наших внутренних войск). Его численность достигала к тому времени более 60 тыс. человек (планировалось иметь к лету 1982 г. - 70 тыс.). Оперативные батальоны и роты царандоя стали чаще участвовать в операциях, сопровождать колонны и пр. В перспективе они закономерно могли рассматриваться как основные силы в борьбе с мятежниками. Но было маловероятным, что руководство армии уступит МВД эту роль, а во-вторых, у царандоя не было к тому времени ни должной оснащенности боевой техникой, ни профессиональной выучки, ни способности эффективно вести антипартизанские действия. Думаю, что если бы проблемы более активного участия царандоя в борьбе с мятежниками решались не декларативно, а оперативные части и подразделения царандоя комплектовались не по армейскому принципу — принудительно, а на добровольческой, контрактной основе (что было тогда посильно в финансовом отношении), то результаты борьбы кабульских властей с мятежниками могли бы быть иными. Политические и оперативные сводки того времени пестрели фактами контактов и переговоров властей и армейского командования с главарями формирований мятежников. Назывались десятки бандформирований, которые якобы прекратили борьбу против властей и перешли, или готовы перейти к ним на службу. Эйфория «братания» у нас в штабе погранвойск воспринималась с недоверием (о причинах говорилось выше). Но этим соблазнялись и наши пограничники-командиры и чаще неудачно. Конечно, решающее значение имели факторы социально-экономического характера, но и в этом усилия кабульских властей не всегда давали желаемые результаты. К примеру, по второму этапу земельно-водной реформы в 1982 г. многие крестьяне получили бесплатные земельные наделы (около 1 га орошаемой земли). Но эта форма собственности нуждалась в надлежащей системе защиты и развития, а ее не создали. К тому же трудно достигалась стабильность. Даже в северных, приграничных провинциях, где, казалось бы, проще обеспечить спокойствие и безопасность, нашим пограничным подразделениям приходилось неоднократно проводить поиски и операции в одних и тех же районах. А это было уже тревожным признаком. Более того, отмечались попытки мятежников перенести свои действия на нашу территорию. В середине июня на участке Хорогского погранотряда они ночью обстреляли нашу машину при ее движении по горной дороге на одну из застав. Машина упала в ущелье, при этом погибло 2 пограничника (в том числе один офицер) и два офицера получили тяжелые травмы. Надежность охраны афганской границы практически оставалась на том же уровне. Незначительно, но повышалась боевая активность афганских пограничников (во 2-м квартале они совершили около 300 рейдов, засад, других боевых действий). Дополнительно было развернуто несколько подразделений на Кандагарском направлении. Однако их укомплектованность по-прежнему оставалась намного ниже армейской (около 40% к штату). Сказывались и боевые потери: во 2-м квартале было убито 42 пограничника и более 120 ранено. С 1 июля в г. Фрунзе (ныне Бишкек) началась работа трехмесячных курсов по подготовке (и переподготовке) афганских офицеров-пограничников батальонного и ротного звеньев. В операциях против мятежников, применяющих партизанскую тактику, важную роль, в числе других факторов, всегда играет разумная дислокация армейских, пограничных и других специальных формирований в зонах их действий. Распыление сил по мелким гарнизонам было признано абсолютно непригодным не только англичанами во время их неудачных походов в Афганистан в первой и второй половине XIX века, но и нашими военачальниками во время борьбы с басмачеством в Средней Азии. Конечно, знали это и мы, но количество наших так называемых гарнизонов (иногда это были просто отдельные заставы численностью 45-50 человек) все увеличивалось. В июле их было в северных провинциях ДРА уже более 25. А вместе с ними росли и проблемы обеспечения их собственной безопасности и охраны, снабжения, связи и т. п. Такие подразделения (равно как афганские малого состава) практически не имели возможность самостоятельно решать какие-либо боевые задачи за пределами места дислокации (в отличие от мангрупп и СБО). А уйти от этого никак не удавалось: то надо было на какой-то период закрыть опасный проход или перевал, подступы к кишлаку, которому угрожало вторжение душманов, то местные власти настойчиво просили хотя бы временно взять под охрану тот или иной объект и т. д. Так что основную «погоду» делали (т.е. активно вели боевые действия) подразделения в составе мангрупп (СБО) и выше. Так, в первой декаде июля силами четырех мотомангрупп совместно с афганским подразделением в районе г. Акча (против участка Керкинского погранотряда) проводилась операция по очистке этого района, прилегающего к трассе газопровода (в июне здесь дважды были диверсии). При этом было обнаружено и ликвидировано несколько убежищ, тайников и схронов. Почти в то же время большая группа мятежников проникла в г. Имамсахиб (против участка Пянджского погранотряда) и атаковала помещения улусвольства и местного ополчения. Прибывшая на помощь наша погранзастава на бронетехнике рассеяла мятежников, нанеся им потери. Но и у нас при этом было ранено три пограничника и подбито (из РПГ) два бронетранспортера. Обстановка в июле по многим признакам оставалась сложной. Прежде всего возросла численность мятежников: по оценкам наших и афганских силовых структур на территории ДРА находилось около 800 формирований численностью 90 тыс. человек. Наибольшая концентрация мятежников отмечалась в зонах «Юго-восток», «Восток», «Северо-запад» и «Центр». Наряду с усилением их оснащенности современным оружием росла профессиональная подготовка боевиков. В восточных приграничных провинциях, к примеру, около 70% из них проходили подготовку в Пакистане. Менялся состав мятежных формирований: если к началу 1980 года их основу составляли крестьяне, кочевники — пуштуны, то спустя 1,5-2 года в них заметно возросло число ремесленников, мелких торговцев, выпускников лицеев, молодежи. Некоторые формирования почти полностью состояли из бывших военнослужащих-дезертиров. Однако, как и ранее, активность формирований, их боеспособность во многом определялись подготовкой и личными качествами главарей (у нас их сейчас именуют «полевыми командирами»). В июне-июле соединения и части 40-й армии и НВС ДРА проводили крупную операцию в провинции Газни, до середины июля продолжались активные боевые действия в долине Панджшер, где мятежники оказывали ожесточенное сопротивление. В крупных городах, в том числе в Кабуле, возросло количество терактов и диверсий, похищение активистов и работников властных органов. В Кабуле было обстреляно советское посольство. Особое беспокойство вызывала не снижающаяся активность мятежников в афганском приграничье. Так, из 75 уездов и волостей на границах ДРА к концу июня власти контролировали лишь центры 56 из них, остальные территории, включая 19 центров, занимали мятежники. Все это, безусловно, осложняло меры по охране и защите границы. Чтобы сохранить нужную численность армии и царандоя, руководством ДРА в июле был принят закон о продлении срочной службы с 2,5 до 3 лет, а в военкоматы провинций направлено около 2 тыс. членов НД ПА для активизации призывной работы. В июле афганские пограничники провели более 100 рейдов, около 200 засад, уничтожили более 180 мятежников, изъяли около 200 единиц оружия. Более активно велась работа по формированию отрядов «малишей» с племенами и родовыми авторитетами (но в основном в районах дислокации пограничников). Продолжалось формирование 6-й пограничной бригады (район Мазари-Шариф) для последующего вывода ее на пакистанский участок границы. В конце июля наши представители в Кабуле вышли с предложением об организации поездки в СССР (с кратковременным визитом) командующего погранвойсками ДРА генерал-майора Пир Мухаммада. Визит к нам афганского пограничного руководителя планировался впервые, он был полезен и для нас, и для афганских друзей. Наши пограничные подразделения находились в пунктах своей дислокации, проводя частые операции и оперативно-боевые действия по полученным сигналам. Наиболее крупная операция проводилась мотомангруппами Пянджского и Термезского погранотрядов и десантно-штурмовой группой Восточного погранокруга в пойме реки Кундуз (против участка Пянджского погранотряда). В ходе этой операции было ликвидировано два формирования мятежников, изъято более 20 единиц оружия (в том числе один огнемет), разрушено несколько схронов и складов, освобождено более 20 семей афганских военнослужащих, содержавшихся бандитами в качестве заложников. Наши потери в июле составили 10 пограничников (в том числе шесть человек — экипаж вертолета «Ми-8», потерпевшего катастрофу в районе Чахи-Аб). Оценивая ситуацию в ДРА летом 1982 г., большинство аналитиков склонялось к выводу, что мятежникам в этом периоде не удалось упрочить свое положение, перехватить стратегическую инициативу. И хотя руководству ДРА и военному командованию в Афганистане пока не удавалось добиться решительного перелома в борьбе с мятежниками, но их основным силам было нанесено серьезное поражение, не позволившее им развернуть широкомасштабный «джихад» в стране. Боевые действия против мятежников в августе носили довольно активный характер. За этот период было проведено более 120 операций и боевых действий, было разгромлено более 30 формирований мятежников, вновь начата операция в долине Панджшер (проводилась в июне-июле, но завершить ее не удавалось по ряду причин). Понесенные мятежниками потери, особенно в провинциях Кандагар, Газни, Баглан, Джаузджан, Герат и некоторых других в целом стабилизировали обстановку в стране, упрочили и положение местных органов власти. В этом периоде от мятежников было освобождено пять уездных центров, более 500 кишлаков. Несмотря на проблемы с призывом, понемногу укреплялась численность афганской армии (достигла около 130 тыс. человек). Афганские соединения и части по-прежнему испытывали нехватку бронетехники, других технических средств, но ряд соединений и частей уже могли самостоятельно проводить операции против мятежников, вести боевые действия. С учетом этих и ряда других факторов началось перемещение остававшихся в северных провинциях ДРА отдельных частей и подразделений 40-й армии (из Калай-Нау, Меймене, Акча, Имамсахиба и др.) в центральные и южные районы, а также некоторых афганских пограничных подразделений (из Шерхана, Ходжагара, Ишкашима и др.) на границу с Пакистаном. Это означало серьезное возрастание нагрузки на наши пограничные подразделения, находившиеся на севере Афганистана. В июле-августе заметно укреплялся царандой ДРА. Его численность достигла планируемой - около 70 тыс. человек (для сравнения: численность афганских погранвойск в то время составляла 10 тыс. человек). Улучшалась его оснащенность техникой, комплектование офицерскими кадрами (около 50% из них прошли подготовку в СССР). Повысилась его активность в борьбе с мятежниками, особенно на коммуникациях. И все-таки царандой пока не стал серьезной силой в борьбе с мятежниками в ДРА. На этом, видимо, негативно сказывалось и отсутствие в ДРА хотя бы незначительного количества советских частей и подразделений внутренних войск МВД. Летом 1982 года предпринимались некоторые меры по укреплению охраны границ ДРА. О готовящейся передислокации 6-й погранбригады из Мазари-Шарифа на границу с Пакистаном (в провинцию Пактика) уже говорилось. Получили некоторое усиление 1-я и 3-я пограничные бригады, прикрывавшие эту границу, а также 5-я бригада на границе с Ираном. В штат каждой бригады планировалось ввести артдивизион 76-мм пушек, намечалось обеспечить наших советников в бригадах автономной связью с аппаратом главного военного советника и пр. Однако количественное и качественное состояние пограничных частей и подразделений продолжало оставаться наиболее слабым среди вооруженных сил ДРА, и они не могли обеспечить даже минимальную надежность в охране и защите границы. Пример с быстрым ростом численности и технической оснащенности царандоя (за 2 года более чем на 2/3) наглядно показывал, что если есть политическая воля (и объективное восприятие реальных угроз безопасности государства), то можно многого добиться даже в сложной ситуации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|