Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАНЯТИЕ 4. МИР ЧУВСТВ




Постановка проблемы. Информация для тренера. Душа человека – огромный неисчерпаемый мир. Эмоциональные переживания сигнализируют нам о состоянии нашей души – «душа радуется», «душа болит», «душа плачет», «душа поет» – и о том, что нам необходимо что-то изменить в своей жизни, в представлениях о ней, в понимании себя или в своем поведении. Как понять, что идет не так? Как узнать, что следует изменить? Этому и посвящено данное занятие. Навыки анализа собственного состояния и мотивов своих поступков очень полезны в ситуациях, потенциально опасных с точки зрения распространения ВИЧ-инфекции. Именно глубокое понимание самого себя способно удержать человека от импульсивных поступков, которые создают риск заражения ВИЧ.

Цель занятия:

Развитие умения идентифицировать собственные чувства и переживания, осознавать, что со мной происходит, анализировать мотивы своих поступков и свое эмоциональное состояние.

 

Начало работы:

Вариант 1. Обмен актуальными эмоциональными переживаниями

Цель: Вхождение в атмосферу группы, создание специфического климата, подтверждение уникальности личности и душевного мира каждого участника.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Каждый участник рассказывает о тех эмоциях, которые он испытал в течение сегодняшнего дня.

Вариант 2. Упражнение «Эмоциональная гимнастика».

Цель: Развитие навыка спонтанного реагирования.

Необходимые материалы: карточки с заданием.

 

Радость Улыбнуться как радостный ребенок Гнев Нахмуриться как разъяренный отец.
Интерес Заинтересоваться как бизнесмен, услышавший о новом сверхприбыльном проекте. Отвращение Ощутить отвращение, словно на ужин вам предложили блюдо с отборными китайскими тараканами.
Удивление Удивиться, «как будто ты увидел чудо». Печаль Расстроиться, словно расстаешься на все лето с лучшим другом.
Страх Испугаться как заяц, увидевший волка. Счастье Обрадоваться так, словно сбылась твоя самая заветная мечта
Недоумение Недоумевать, словно человек, встретивший в джунглях белого медведя. Восхищение Восхититься, словно тебе выдался уникальный шанс провести целый день со своим кумиром.
Тревога Тревожиться как перед важным экзаменом. Стыд Ощутить стыд, словно потерял штаны в людном месте.
Вина Почувствовать себя виноватым, как в случае, когда соврал и раскаиваешься.   Раздражение Испытать раздражение, словно тебя настойчиво заставляют делать то, чего ты не хочешь
Гордость Гордиться, как спортсмен на пьедестале, ставший олимпийским чемпионом. Скука Заскучать как студент на долгой, нудной лекции.
Удовольствие. Наслаждаться, словно кот, растянувшийся на солнышке. Ярость Разъяриться так, что готов с кулаками отстаивать свои права.
Сосредоточенность. Сконцентрироваться, словно решаешь важную задачу Отчаяние Отчаяться, словно ребенок, заблудившийся в лесу
Тоска Тосковать о друге, словно он уехал навсегда Горе Горевать так, будто потерял близкого человека
Злость Разозлиться, словно все вокруг не по-твоему   Обида Обидеться, словно тебя несправедливо наказали
Грусть Погрустить, вспомнив о приятном событии, которое осталось в прошлом. Вдохновение Ощутить такой творческий подъем, словно тебя посетила муза

Описание: участники выбирают из мешка по одной карточке с заданием, и затем в общем кругу по очереди каждый демонстрирует доставшуюся ему эмоцию. Когда эмоция показана, остальные должны ее угадать и назвать.

 

Работа по теме занятия:

Информация для тренера: «Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций – это ощущения. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развивается аффект. Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость» Психологический словарь. «В процессе борьбы с грехом мы сами как бы перерождаемся: из раздражительных становимся кроткими, из скупых – щедрыми, из злых – добрыми, из жестокосердных – милосердными, из суетливых – степенными. У нас создаются новые чувствования и переживания. У нас раскрываются глаза. Тьма нашего сердца заменяется светом. Каждый человек тогда является как бы чудотворцем, так как побеждением греха он творит чудо... Добро наполнит тогда нашу текущую жизнь, и придаст ей ценность, и пойдет с нами в вечность. … Мир будет приобретать подлинную свою красоту, человек подлинное свое бытие, находить свое благо и ощущать радость жизни». С. Королев, архиепископ Пражский. «Духовная жизнь в миру»

Вариант 1. Упражнение «Закрашивание контуров человечков»

Цель: Осознание чувств, знакомство с диапазоном чувств, телесное ощущение чувств, знакомство с собственным телом.

Необходимые материалы: схематичные изображения человеческого тела, цветные карандаши.

Описание: Участникам раздаются листы бумаги с контуром человека (листы подготовлены заранее). Членам группы предлагается вспомнить телесные ощущения, мысли и действия в тот момент, когда как они испытывали какое-либо яркое чувство, а затем изобразить данное чувство на контуре человека (желательно используя разные цвета).

Упражнение направлено на развитие внимания к собственным чувствам, установление связей между переживанием эмоций и проявлением этих переживаний на телесном, интеллектуальном и поведенческом уровне.

Упражнение может провоцировать глубокие межличностные и внутриличностные процессы.

 

Резюме ведущего:

Наши эмоции – это не просто временные, преходящие состояния: они оставляют следы и в нашей душе, и в нашем теле, и в отношениях с окружающими нас людьми. Поэтому заботиться о своих эмоциях – означает заботиться о себе и своих близких.

Вариант 2. Дискуссия

Цель: способствовать развитию навыков эмоционального самоконтроля.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание: Вопросы для дискуссии:

ü Как эмоции связаны с поведением?

ü Можно ли контролировать чувства?

ü Можно ли контролировать поведение?

ü Какие способы эмоциональной разрядки вы знаете? Какие из них применяете в своей жизни?

Резюме ведущего:

Каждый человек имеет свое предназначение на Земле, свою миссию, свою внутреннюю красоту, которыми он должен послужить миру. Любому дана возможность вложить неповторимую частицу в организм всего мира. Каждая душа уникальна и неповторима. Осознанное и познавшее себя индивидуальное бытие, раскрытое в полноте подлинной жизни, заключает в себе высокий смысл и является бесценным вкладом в сокровищницу всего мира. Мы можем учиться понимать себя, изменять себя и управлять собой – так мы делаем и себя самих, и мир вокруг нас лучше и совершеннее. Каждый понимает свою роль в мире по-своему. Это наш индивидуальный выбор, в котором мы свободны.

Завершение работы:

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются.

Описание. Ведущий подчеркивает важность умения контролировать свои эмоции для благополучия в отношениях с самим собой и другими людьми.

Вопросы:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

 

Домашнее задание

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь.

Описание: Участникам группы предлагается написать эссе на тему «Нужно ли управлять эмоциями?».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных