Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая стратегия борьбы с последствиями изменения климата




Анализ всех аспектов изменения климата в отдельной статье невозможен. Поэтому попытаюсь далее проанализировать научные труды по проблемам правового регулирования преодоления последствий изменения климата, которые могут помочь в создании национальной доктринальной климатической модели. Решению этой задачи способствует то, что последствия локального изменения климата на отдельных территориях неоднократно изучались в различных странах мира, и в этой связи были высказаны важные рекомендации, которые могут помочь нам в дальнейших научных исследованиях.

В 2008 г. рыбная промышленность и сельское хозяйство штата Монтана (США) понесли существенные убытки в связи с гибелью форели, начавшей умирать, когда температура воды в реках достигла 78°F. Средняя весенняя температура воздуха в штате постоянно повышалась с 1950-х гг., и продолжает увеличиваться. Более высокие средние температуры, более раннее таяние снегов и, следовательно, снижение скорости движения воды в реках летом привели к превышению обычной температуры воды, что снизило возможности выживания форели. В сельском хозяйстве уменьшение суммарного объема воды, доступного летом, сделало ирригацию весьма трудной. Таким образом, изменение климата одновременно поставило под угрозу форель Монтаны, рыбную промышленность, сельское хозяйство и безопасность граждан. Как показала гибель форели в Монтане, изменения климата меняют основные условия существования экосистем в США и, следовательно, начинают влиять на экономические системы, которые зависят от экологии.[9]

Температурные воздействия создают разнообразные проблемы для людей и уже затронули ряд важных сфер экономической и общественной деятельности, включая сельское хозяйство (относительно выбора времени весеннего сева и доступности летней ирригации), лесоводство (в части борьбы с пожарами и вредителями), здравоохранение (относительно связанной с высокой температурой смертности, изменения видов инфекционных заболеваний, распространения москитов и новых аллергенных реакций). Воздействие климата на сложные экосистемы невозможно контролировать в рамках имеющихся знаний и систем моделирования. Например, исследователи полагают, что распространение горного соснового жука в Монтане и других штатах США, сопровождавшееся гибелью миллионов акров лесов, почти наверняка результат воздействия процессов изменения климата.[10] Увеличение числа известных вредителей, а также появление их новых разновидностей и их миграция в северные леса (где раньше они не могли жить по причине холодного климата) неизбежно приведет к расширению применения пестицидов и иных средств борьбы с вредителями, что, наряду с экономической составляющей, влечет и экологические последствия. Таким образом, неизбежны дальнейшие дискуссии о способах охраны окружающей среды в сельском и лесном хозяйстве в целях обеспечения экологической безопасности.

Глобальные изменения климата ставят перед человечеством две основных стратегии выживания: стратегию адаптации к изменениям климата и стратегию смягчения таких последствий. Межправительственная группа экспертов по изменению климата США определила «смягчение» как антропогенное вмешательство, направленное на уменьшение источников или сокращение выбросов парниковых газов. Напротив, «адаптация» является регулятором естественных или человеческих систем в ответ на фактические или ожидаемые климатические изменения или их эффекты, которые смягчают вред или предоставляют новые выгодные возможности. Меры по смягчению последствий изменения климата часто являются превентивными, поскольку обращаются к источникам изменения климата, тогда как адаптация создана как мера реагирования на эффекты уже изменившегося климата.[11] В научной литературе выделяют несколько категорий вариантов смягчения изменения климата: производство энергии с меньшим количеством выбросов парниковых газов, чем традиционное ископаемое топливо; технологии по удалению парниковых газов из атмосферы; землепользование, сельское хозяйство и методы лесоводства, которые уменьшают парниковые газы в атмосфере.[12]

Адаптация к изменениям климата - процесс весьма болезненный, требующий смириться со многими потерями. Следует быть готовыми к тому, что не удастся спасти многие биологические виды в естественной для них окружающей среде или сохранить всю существующую экосистему в месте ее сегодняшнего расположения. Многие разновидности растений и животных вряд ли переживут изменение климата. Новые исследования предполагают, что 15-37% образцов наземных растений и животных, в конечном счете, погибнут в результате изменений климата, ожидаемых к 2050 г. Для некоторых этих разновидностей больше нигде не будет подходящих для жизни мест. Другие будут неспособны достигнуть мест, где есть подходящий климат.[13]

При этом следует поддержать высказанную юристами США позицию о том, что между стратегиями смягчения и адаптации нет противоречий. В климатической системе, даже при наличии непосредственных и радикальных шагов к уменьшению выбросов парниковых газов, нет препятствий для нагревания климата - они могут только смягчить его. Некоторая адаптация поэтому неизбежна, и реальные дебаты должны быть о том, насколько мы должны стремиться смягчить климат, и сколько места оставить адаптации.

Адаптация оказывает собственное потенциально серьезное неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Она показывает последствия изменения климата и включает механизм косвенного воздействия на окружающую среду от изменения климата. Например, изменение климата уменьшит горный снежный покров в отдельных западных штатах США, что сократит запасы хранимой природной воды. Строительство новых дамб, чтобы восполнить эту потерю, разрушит прибрежную и нагорную среду обитания выше дамб, и существенно изменит водные экосистемы ниже их.[14]

Проводимая политика адаптации к изменениям климата, таким образом, рискует привести к негативным экологическим побочным последствиям, будучи не в состоянии уменьшить серьезность изменения климата в естественных экосистемах. Одновременно политика адаптации может спровоцировать ряд синергетических эффектов при воздействии на эти экосистемы.[15]

Все указанные выше тенденции в полном объеме наблюдались в 2015 году в Волго-Ахтубинской пойме. Для смягчения негативных последствий необходимо разработать комплекс мер (экономических, политических, правовых, управленческих и других), которые должны быть учтены в специальном законе об адаптации и смягчении последствий изменения климата. Сразу подчеркну, что никакой закон не в состоянии вместить весь комплекс мер по предотвращению последствий климатических изменений, поскольку это комплексная межнаучная проблема, а вовсе не чисто юридический вопрос. В ходе разработки новой климатической стратегии (в том числе ее правового блока) необходимо исходить не только из задач смягчения последствий изменения климата (путем сокращения выбросов парниковых газов), но и стратегии адаптации к негативным последствиям изменения климата. Последняя может проявиться в выдаче государством грантов для выведения новых засухоустойчивых сортов растений; субсидирования установки новых систем ирригации (например, капельного орошения); разработке новых средств борьбы с вредителями растений и новых технологий борьбы с засолением почв; акклиматизации новых видов флоры и фауны; внедрения новых экономических моделей занятости населения, пострадавшего от засухи; создания механизма защиты прав экологических беженцев и вынужденных переселенцев; развития системы здравоохранения ввиду опасности появления новых болезней, вызванных изменением климата; развития системы управления и т.д.

Последний аспект представляет для России особую важность потому, что в нашей стране главный природоохранный орган - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПР) занимается регулированием, как вопросов охраны окружающей среды, так и использования природных ресурсов. Из-за этого у него иногда возникает «конфликт интересов», который разрешается не в пользу охраны природы. При этом никаких функций в сфере политики смягчения и адаптации к последствиям изменения климата у него нет, в т.ч. функций по координации действий других природоохранных органов в части уменьшения выбросов парниковых газов.

При этом речь не идет о создании единого экологического «супероргана», который бы подмял под себя все остальные органы исполнительной власти, осуществляющие отдельные экологические функции. Централизация власти в одном суперагентстве может замедлить процесс принятия решений, поощрить чрезмерную уверенность в единственно правильной точке зрения, и увеличить количество совершаемых ошибок. Более важным, чем структурное слияние, является создание интегрированной структуры управления, в которой каждое агентство берет во внимание побочные эффекты изменения климата в соседних областях (и в пределах своей собственной компетенции), а контролирующий орган должен уделять особое внимание смежным областям их компетенции и координировать деятельность всей системы природоохранных органов. Такая модель является оптимальной потому, что парниковые газы выделяет фактически каждый сектор деятельности человека, включая энергетику, промышленность, транспорт, сельское хозяйство, лесоводство и т.д. В связи с этим, осуществлять прямое руководство ими из одного центра будет затруднительно. Именно поэтому в США ни у одного агентства в настоящее время нет власти по всем секторам, затрагивающим климат.[16]

В связи с этим, передача МПР функций координационного органа в сфере преодоления последствий изменения климата позволит повысить эффективность решения природоохранных задач в России. В ходе реализации новой управленческой модели в сфере преодоления последствий глобального изменения климата, необходимо будет учитывать и синергетический эффект от климатических изменений и традиционных угроз окружающей среде (например, промышленных выбросов и сбросов, размещения отходов).

Несомненно, от изложенных выше соображений можно отмахнуться, предположив, что засухи, наводнения, тайфуны и другие природные бедствия есть следствие «непознаваемых законов природы», которым невозможно противостоять. Однако в этом случае решать обусловленные изменением климата проблемы придется позже и в худших условиях. Поэтому объединение усилий различных наук во всех странах мира по решению проблем преодоления последствий изменения климата - самая важная сегодняшняя задача

Анисимов Алексей Павлович,

доктор юридических наук, профессор

профессор кафедры гражданского права

Волгоградского института бизнеса

e-mail: anisimovap@mail.ru

Anisimov Alexey Pavlovich,

doctor of jurisprudence, professor

professor of department of civil law

Volgograd institute of business

e-mail: anisimovap@mail.ru






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных