ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Модель Семейно-педагогического клуба в современной школе1. Историко-педагогический экскурс в проблему. Начиная с 60-х годов XIX века, в России повсеместно возникали творческие объединения учёных и педагогов, которые занимались педагогическим просвещением родителей. Это Родительский кружок в Санкт-Петербурге, семейно-педагогические кружки в Казани, Симбирске, Оренбурге, Астрахани, Нижнем Новгороде и других городах, курсы для матерей и воспитательниц, школы для матерей, в частности, школа доктора Е. А. Покровского – детского врача, редактора журнала «Вестник воспитания». В 1907 году в Москве начал свою деятельность созданный К. Н. Вентцелем «Кружок совместного воспитания и образования детей», в котором был народный детский сад, клуб городских школьников и родительский клуб. Обширная программа включала педагогический лекторий для родителей, педагогическую библиотеку и музей, кабинеты, мастерские, лаборатории. Дети, родители и учителя составили своеобразную педагогическую общину, трудовую ассоциацию, которая, по замыслу К. Н. Вентцеля, должна была стать местом счастья, радости и свободы, справедливости и братской любви, творчества и импровизации. В советский период отечественная школа накопила значительный опыт в деле сотрудничества с семьёй. Социалистический уклад жизни предполагал тесное взаимодействие всех социальных институтов, поэтому семья и школа не только испытывали потребность друг в друге, но и активно сотрудничали. При этом, надо признать, школа зачастую проявляла известный патронализм в отношении к семье, диктуя ей линию поведения в воспитании детей и помощи школе. Главным принципом этих взаимоотношений был принцип коллективизма (социалистическая модификация традиционного для российского общества принципа соборности), который требовал, чтобы все члены коллектива соблюдали общепринятые правила жизни, основанные на нравственных ценностях в их марксистском толковании. 2. Как видим, в истории отечественного образования имеется плодотворный опыт педагогических объединений детей и взрослых на принципах клубной деятельности. При этом усвоение и развитие культуры в рамках коллективной формы жизни стало устойчивой традицией, продолжая которую, мы разработали и применили в практике современной школы модель семейно-педагогического клуба как педагогической системы, в которой наиболее успешно решаются многие воспитательные и социально-психологические задачи. В соответствии с системным принципом были разработаны концептуальный и технологический аспекты (блоки) данной педагогической модели: а) концептуальный аспект (блок) предполагает совокупность следующих принципов: – трактовка воспитания как процесса создания условий для восхождения личности к индивидуальности через преодоление противоречий. И на основе общечеловеческих ценностей; – оптимистическая гипотеза в отношении развития ребёнка на всех возрастных ступенях; – деятельностный подход к организации общения, игры, физического и умственного труда; – стремление зажечь в детях и взрослых огонь творчества и искренний интерес к полезным видам деятельности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей; – соблюдение демократического стиля общения и взаимодействия в семье и школе, ориентация на деловой и духовный уровни общения; – уважение, доверие и доброжелательность в отношениях семьи и школы друг к другу и к ребёнку; – диалогизм, уважение права свободного выбора, забота об эмоциональном благополучии, зашита прав, чести и достоинства всех участников педагогического процесса; – готовность повышать свой психолого-педагогический (учительский и родительский) уровень, вступать в диалог, ради пользы ребёнка конструктивно подходить к разрешению конфликтов. б) технологический (деятельностный) аспект модели семейно-педагогического клуба включает этапы и формы работы, формы рефлексии, критерии эффективности, а также права и обязанности членов клуба. Работа семейно-педагогического клуба организована по этапам. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|