Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Свойства нервной системы




 

Образы, картины поведения, как писал И. П. Павлов, представляют собой огромное разнообразие. Но так как наше поведение управляется нервной системой, есть возможность свести указанное разнообразие к ограниченному числу основных свойств нервной системы. Многолетние изучения собак по методу условных рефлексов позволили И. П. Павлову выделить и описать эти свойства. С самых первых опытов бросалась в глаза разница в поведении собак: одни без сопротивления пили и оставались спокойными в новой для них экспериментальной обстановке, спокойно переносили приборы, прикрепляемые к их коже, а когда им при этом давали пищу, они ее сейчас же ели. А других днями и неделями, очень постепенно нужно было приучать ко всему этому. У первых условные рефлексы образовывались быстро, после двух-трех сочетаний, у вторых — через десятки повторений. И. П. Павлов предположил, что у первых сила раздражения — процесс сильный, а у вторых — слабый. У первых своевременно возникающий раздражительный процесс, как, например, при виде предлагаемой еды, постоянно противостоит второстепенным влияниям, оставаясь преобладающим. У вторых его силы не хватает для преодоления менее важных условий, которые действуют на основной раздражитель как тормоз.

Следующим свойством нервной системы, обратившим на себя внимание, было равенство или неравенство раздражения и торможения, позже названное уравновешенностью. Собаки с очень сильным возбуждением и слабым торможением (неуправляемые) плохо переносили опыты, где нужно было на один звук положительно реагировать (например, нажимать на педаль), а на похожий звук не реагировать вообще. Они выражали протест в виде лая и разрушительных действий. При этом четкого выполнения задания так и не удавалось добиться. Есть собаки, которые легко справляются с такими заданиями. У них возбуждение и торможение стоят на одинаково большой высоте, это нервная система — уравновешенная. Таким образом, сильные делятся на уравновешенных и неуправляемых. Но сильные уравновешенные тоже зачастую резко различаются по поведению. Одни подвижны, общительны.и реактивны. Другие, наоборот, малореактивны, малоподвижны, малообщительны и вообще медлительны. Основанием для такого различия является подвижность нервной системы, скорость образования условных рефлексов. Следовательно, сильные уравновешенные могут быть подвижными или иметь инертную нервную систему.

В выделенных четырех типах нервной системы И. П. Павлов увидел гениальное провидение Гиппократа*, уловившего в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты. Выделение Гиппократом меланхолика из массы людей обозначало разделение людей на сильных и слабых. Холерик выделялся из группы сильных своей безудержностью, т. е. неспособностью усмирять свою силу, или преобладанием возбуждения над торможением. Здесь подтверждается принцип уравновешенности. А в сопоставлении флегматика и сангвиника проявлялось свойство подвижности нервной системы. Эти свойства обусловливают высшее приспособление организма к окружающим условиям. Значение силы нервных процессов видно, когда в окружающей среде появляются необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы. Когда возникает необходимость задержать, подавить эффект этого раздражения и выдержать чрезвычайное напряжение, проявляется важность равновесия нервных процессов. И так как окружающая среда постоянно колеблется, часто сильно и неожиданно, то оба процесса — и торможение и возбуждение — должны обладать высокой подвижностью: способностью быстро, по требованию внешних условий, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением, и наоборот.

* Подробнее о типах темперамента, описанных Гиппократом, в разд. Темперамент.

 

Теория И. П. Павлова о свойствах НС, как о ведущих параметрах организации поведения и физиологической индивидуальности предопределила ее исключительную перспективность, но в то же время вызвала серьезную критику, в частности за «оценочный подход». Для И. П. Павлова характерно стремление рассматривать основные свойства НС как шкалу, в которой один полюс с биологической точки зрения является положительным, а другой — отрицательным. Павлов считал, что такое качество, как, например, сила, является положительным свойством, а слабость нервной системы — дефектом организации. Глубокий теоретический анализ, проведенный Б. Н. Тепловым, позволил утверждать, что на каждом полюсе существует сочетание положительных и отрицательных сторон. Так, например, слабость нервной системы (невысокая выносливость нервных клеток) связана с высокой чувствительностью (способностью улавливать низкие по интенсивности сигналы, которые лежат ниже порога восприятия особей сильного типа), а сила нервной системы (выносливость) сочетается с низкой чувствительностью. Таким образом, оба полюса являются «конкурентоспособными» и одинаково жизнеспособными.

Мозг

 

У всех видов позвоночных головной и спинной мозг появляется в виде трубки толщиной в один клеточный слой. В передней части трубки появляются три утолщения или первичных мозговых пузыря. Из них развиваются задний мозг, средний и передний. Из переднего пузыря образуется больше всего отделов головного мозга, в том числе две камеры с левой и правой стороны, у которых и образуются полушария головного мозга. Структурам переднего мозга обычно приписывают «высшие» интеллектуальные функции. Главные доли переднего мозга получили названия по своему местоположению (в скобках указаны их главные функции): затылочная (зрение), височная (слух и речь), теменная (реакция на сенсорные стимулы и управление движениями), лобная (координация функций других областей коры). Полушария головного мозга различаются по функционированию аналогичных, параллельных отделов. Это явление было названо асимметрией головного мозга. Подтверждением служит наблюдение из повседневной практики. Большинство людей отдает предпочтение правой руке, управляемой левой половиной мозга. Лингвистические способности тоже связывают с левой стороной. Поэтому раньше считалось, что левое полушарие более важное, доминирующее, а правое — подчиненное. В последние годы стало ясно, что каждое полушарие обладает своими «особыми талантами». Если левое полушарие отвечает за оперирование словесной, знаковой информацией: чтение, счет, операции анализа, то правое доминирует в таких свойствах, как музыкальность, распознавание сложных зрительных образов, выражение и распознавание эмоций, операции синтеза, обобщения.

Средний мозг включает таламус и гипоталамус. В таламических полях и ядрах происходит переключение почти всей информации, входящей в передний мозг и выходящей из него. Гипоталамические ядра и поля служат передаточными (релейными) станциями для внутренних систем — они контролируют информацию о состоянии организма, поступающую от внутренних органов и вегетативной нервной системы.

Продолговатый мозг, мост, ствол и мозжечок образуют задний мозг. Поля и ядра моста и ствола мозга контролируют дыхание и сердечный ритм и имеют важнейшее значение для поддержания жизни. Мозжечок получает и модифицирует информацию о положении тела и конечностей. В мозжечке хранятся основные программы усвоенных двигательных реакций.

Самое простое движение, любая мысль человека регулируются сложной работой всего головного мозга.

От успешного функционирования мозга зависит способность того или иного существа воспринимать окружающее, адаптироваться к нему и жить в нем достаточно долго для того, чтобы произвести потомство и таким образом поддержать существование вида. Однако символические действия высшего порядка, которые производит человек, когда выполняет математические вычисления, преобразует мысли в устную или письменную речь, сочиняет музыку или стихи, рисует, танцует — есть результат необычных свойств человеческого мозга, которые еще предстоит постигать, хотя ученые давно пытаются проникнуть в эту тайну.

Историки науки отмечают, что мыслители прошлого, пытаясь объяснить, как работает мозг, искали аналоги в окружающем их материальном мире. Античный врач Гален одним из первых анатомировал мозг человека. Главными техническими достижениями его времени были водопровод и канализация, основанные на принципах механики жидкостей. Поэтому едва ли можно считать случайной убежденность Галена в том, что в мозгу важную роль играют заполненные жидкостью полости. Сегодня эти полости известны как система мозговых желудочков. Гален считал, что все физические функции тела, состояние здоровья и болезни зависят от распределения четырех жидкостей организма — крови, флегмы (слизи), черной и желтой желчи. Каждая из них имеет специальную функцию: кровь поддерживает жизненный дух; флегма вызывает вялость; черная желчь обусловливает меланхолию; желтая — гнев. Эта теория очень долго оставалась популярной.

В XVII в. пришло убеждение, что это можно объяснить с позиций механики. Немецкий астроном Иоганн Кеплер высказал мнение, что глаз действует, по сути, как обычный оптический инструмент.

В XVIII и XIX столетиях было установлено, что нервы и мышцы обладают электрической возбудимостью. Однако понимание того, что нервы и мышцы действительно работают, генерируя «животное» электричество, пришло далеко не сразу. Итальянский ученый Луиджи Гальвани разрешил эту проблему только в самом конце XVIII в., а немецкий биолог Эмиль Дюбуа-Реймон вновь вернулся к ней в начале следующего столетия. Ему и его сотрудникам впервые удалось измерить электрические потенциалы живых действующих нервов и мышц.

В XIX в. с развитием технических средств ведения войны увеличилось число ее жертв, и медики смогли определить точную локализацию повреждений мозга у солдат с несмертельными ранениями головы. Клинические наблюдения, позволяющие связать определенные психические нарушения с повреждением определенных участков мозга, по-прежнему служат основным источником важнейшей информации.

Австрийский анатом Франц Иосиф Галль сделал еще один шаг в вопросе о локализации сенсорных (чувствительных) и моторных (двигательных) зон мозга. Он предположил, что все умственные способности человека могут быть определены по расположению шишек на черепе, лежащих над соответствующими участками мозга. Эта, сегодня уже исчезнувшая наука, названная френологией, вскоре потеряла популярность. Аналогичная стратегия в изучении мозга животных оказалась более полезной. Как считали ее сторонники, функцию, за которую ответственна та или иная область мозга, можно выявить, если посмотреть, что произойдет при электрическом раздражении данной области. К концу XIX в. эти два исследовательских подхода — изучение последствий повреждения мозга и метод электростимуляции — позволили специалистам оценить функциональную роль отделов головного мозга, о которых мы говорили выше.

Задача нервной системы и мозга — регуляция жизнедеятельности организма и поведения человека. Основная нагрузка в регуляции поведения падает на головной мозг, в регуляции жизнедеятельности организма — на вегетативную нервную систему и эндокринную систему. Вегетативная нервная система управляет бессознательными, автоматизированными процессами, такими, как работа сердца, легких, желудка и других внутренних органов.

Эндокринная система с помощью химических агентов контролирует объем крови, солевой баланс, концентрацию кислорода и глюкозы в крови и, таким образом, определяет силу и частоту сердечных сокращений, приток крови к мышцам и головному мозгу, что в свою очередь сказывается на общем состоянии активности организма и активизации отдельных его систем, например, мышечной. Эндокринная система, как и вегетативная нервная система, работает на бессознательном уровне и прямо не участвует в регуляции поведения. Но железы внутренней секреции, которые и составляют эндокринную систему, в очень значительной мере определяют, с какой скоростью используется телесная энергия.

Щитовидная железа действует как акселератор, заставляя индивида работать на высокой и низкой скорости. Из-за щитовидной железы некоторые люди всегда в движении, другие же всегда вялы. Щитовидная железа задает объем деятельности индивида в целом, независимо от того, на что он обратит энергию.

Надпочечные железы действуют наподобие ракетного запала. Когда мы нуждаемся в добавочном толчке, надпочечники внезапно высвобождают большой запас энергии. Обычно это происходит, когда мы должны сражаться или спасаться бегством.

Половые железы тоже вызывают выход энергии, и эта энергия, подобие вызываемой надпочечниками, служит источником силы для некоторых специальных целей.

Оценивая роль желез, мы не вправе считать их источником энергии и стремлений к созиданию или уничтожению; действительное их назначение — придать добавочный пыл этим стремлениям и дополнительную энергию для их осуществления. Пожилые люди, железы которых постепенно ослабевают, все еще могут творить или уничтожать, но у них обычно нет страстного возбуждения и сосредоточенной энергии, присущих более молодому возрасту.

Далее, железы не имеют никакого отношения к способу применения высвобожденной энергии. Железы коры надпочечников, например, делают мышцы рук и ног сильнее и подвижнее, но не определяют, будут ли они использованы для борьбы или для бегства. Связующим звеном между железами и мозгом является гипофиз, «главная железа», управляющая всеми другими. Гипофиз рассылает химических гонцов ко всем другим железам. В свою очередь, гипофизу «отдают приказы» низшие, более «примитивные» отделы мозга, а теми управляет кора головного мозга.

Железы внутренней секреции принимают непосредственное участие в возникновении эмоций страха и гнева. «Главная железа» выделяет гормоны, которые воздействуют на вегетативную нервную систему.

Чтобы понять, как действует вегетативная нервная система, представим себе, что происходит с человеком, готовым к реакции типа «борьба или бегство»: зрачки расширяются, чтобы пропускать больше света; частота сокращений сердца возрастает, и каждое сокращение становится более мощным, что ведет к усилению общего кровотока. Кровь отливает от кожи и внутренних органов к мышцам и мозгу. Пищеварение замедляется. Клетки печени и жировой ткани отдают в кровь больше глюкозы и жирных кислот — высокоэнергетического топлива. Это позволяет мозгу получать большую долю глюкозы. Все это обеспечивает возможность организма активно сопротивляться или избегать того, что несет в себе угрозу.

Разумеется, действия гипофиза и вегетативной нервной системы являются только частью сложного механизма, отвечающего за возникновение целого спектра разнообразных по силе и содержанию эмоций. Не только эндокринная система играет роль в психических проявлениях человека, но даже такие далекие от психических особенности, как тип развития зародышевых трубок эмбриона, могут определять специфику поведения человека.

Общеизвестно, что в очень ранней стадии человеческий зародыш представляет собой трехслойную трубку, внутренний слой которой превращается в желудок и легкие, средний слой — в кости, мышцы, соединительную ткань и кровеносные сосуды, внешний же слой — в кожу и нервную систему.

Обычно эти три слоя растут примерно в одинаковом темпе, так что средний человек является правильной комбинацией мозга, мускулов и внутренних органов. Однако иногда один из слоев разрастается больше других, в таком случае деятельность индивида нередко оказывается связанной, главным образом, именно с этим разросшимся слоем.

Можно сказать, что средний человек представляет собой сочетание разных качеств, но есть люди, преимущественно наделенные «пищеварительной», либо «мускульной», либо «мозговой» установкой. Они обладают, соответственно, пищеварительным, мышечным или мозговым типом тела.

Люди с пищеварительным типом тела выглядят толстыми, с мышечным — крупными, с мозговым — длинными. Это вовсе не значит, что чем выше человек, тем он смышленнее. Это значит, что, если человек, хотя бы и невысокого роста, выглядит скорее длинным, чем крупным или толстым, то он чаще всего более озабочен тем, что происходит в его голове, нежели тем, что он делает или что он ест; решающим фактором здесь является не рост, а худощавость. С другой стороны, человек, производящий скорее впечатление толстого, чем длинного или крупного, чаще проявит интерес к хорошему бифштексу, а не к блестящей идее или чудесной прогулке.

Для обозначения этих типов телосложения ученые пользуются греческими словами. Человека с преимущественным развитием внутреннего слоя, они обозначили словом эндоморф, среднего слоя — мезоморф, внешнего — эктоморф.

У большинства людей все эти качества скомбинированы вполне правильно, и нижеследующее относится лишь к крайним случаям. Интересующие нас типы легче поддаются изучению у мужчин, чем у женщин.

Висцеротонический эндоморф. Он выглядит округлым и мягким, с большой грудной клеткой, но еще большим животом. Чувствуется, что есть ему удобнее, чем дышать. У него широкое лицо, короткая толстая шея, объемистые бедра и руки от локтя до плеча, но маленькие ладони и ступни. Грудные мышцы его развиты чрезмерно. Кожа у него мягкая и гладкая, и когда он лысеет, что случается с ним обычно весьма рано, то волосы прежде всего выпадают на макушке.

Лучший образец этого типа — веселый, крепко сколоченный человек; ему нравится общаться с людьми, участвовать в банкетах и торжественных заседаниях; у него легкий нрав, ласковое обхождение.

Соматотонический мезоморф. Если человек определенно принадлежит к широкому типу, а не к толстому и длинному, то он выглядит грубоватым и мускулистым. У него обычно большие руки и ноги, грудная клетка и живот твердые, правильной формы, причем грудь больше живота. Чувствуется, что ему легче дышать, чем есть. Лицо у него костистое, плечи широкие, а подбородок квадратный. Кожа толстая, шероховатая и упругая, легко загорает. Если он лысеет, то лысина обычно начинается со стороны лба. Он любит «выкладываться». У него сильная мускулатура, и он охотно ею пользуется. Он стремится к приключениям, физическим упражнениям, дракам и любит во всем одерживать верх. Он смел и бесцеремонен.

Церебротонический эктоморф. Если человек определенно принадлежит к длинному типу, то у него тонкие кости, вялые мускулы. Плечи его обычно сутулятся, у него плоский живот со втянутым желудком и длинные ноги. Шея и пальцы длинные, а лицо продолговато и по форме напоминает яйцо. Кожа тонкая, сухая и бледная; он редко лысеет. Вид у него, как у рассеянного профессора, каковым он часто и является. Люди этого рода порывисты, но предпочитают беречь свою энергию и не особенно подвижны. Такой человек ведет себя спокойно и старается держаться подальше от разных историй. Хлопоты раздражают его, он избегает осложнений. Друзья понимают его с трудом.

В заключение кратко подытожим изложенное. Появление психики и сложного поведения человека уходит своими корнями в процесс становления нервной системы, берущий начало у простейших животных; в процесс формирования самой крупной части центральной нервной системы — мозга, прослеживаемый от развития мозга рыб до появления мозга человека. Так происходило филогенетическое развитие психики.

В индивидуальном (онтогенетическом) развитии психики просматривается влияние особенностей эндокринной системы, обмена веществ, эмбрионального развития. Как правило, эти особенности сказываются на «внешних» чертах поведения человека, не влияя ни на поступки, ни на принятие решений, ни тем более на моральные аспекты поведения человека. Они служат только базой для формирования социального поведения и, если так можно сказать, «тембровой окраской» мелодии нашей жизни.

Темперамент

 

Чем больше у человека ума, тем больше он усматривает оригинальных людей. Заурядный человек не видит различия между людьми.

Б. Паскаль. Мысли

 

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Родоначальником учения о темпераменте является древнеримский врач Гиппократ (V в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости; кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический происходит от слова желчь, сангвинический — от слова кровь, флегматический — слизь и меланхолический — черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

Слово «темперамент» означает «надлежащее смещение черт». В современной психологии этим термином обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Именно поэтому темперамент, в отличие, например, от характера человека, никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т. е. основан на свойствах нервной системы человека и связан со строением тела человека (конституцией), обменом веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Основные усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на их изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента с тем, чтобы знать, какие виды и способы деятельности больше соответствуют его природной предрасположенности. Дело в том, что темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности.

В психологии к темпераменту существует два подхода: структурный и типологический. Представители структурного подхода описывают темперамент через набор признаков, характеристик, причем мнения различных авторов расходятся в числе и наименовании этих свойств. Представители типологического подхода считают, что существует ряд типов темперамента, хотя также расходятся во мнениях об их числе. Темперамент обладает определенным набором психологических характеристик:

активность — степень взаимодействия с окружающим миром;

реактивность — сила и длительность реакции после прекращения действия стимула;

темповые характеристики — скорость выполнения любых действий — речи, ходьбы, движений и др.;

эмоциональность;

тревожность;

чувствительность — тонкость восприятия внешнего мира;

ригидность-пластичность — способность к быстрой перестройке в деятельности;

экстраверсия — обращенность вовне;

интроверсия — обращенность внутрь, на себя;

подчиненность-доминантностъ — склонность подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим;

нейротизм — неуравновешенность, нестабильность.

Психологические различия в типах темперамента хорошо видны из следующего примера.

Четыре друга — холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик опоздали в театр. Как они поведут себя в этой ситуации? Холерик вступит в спор с билетером, пытаясь проникнуть на свое место. Он будет уверять, что часы в театре спешат, что свет еще не потушен, что он никому не «отдавит» ноги и, может быть, даже попытается оттеснить билетера и прорваться в зрительный зал.

Сангвиник сразу оценит ситуацию, поймет, что в партер его не пустят и побежит вверх по лестнице на ближайший ярус.

Флегматик подумает примерно так: «Ну, во-первых, большой трагедии не произошло... И потом, первый акт, как правило, вообще неинтересен — актеры еще не разыгрались. Пойду-ка я спокойно в буфет, съем мороженое, а потом досмотрю спектакль в своем удобном бархатном кресле... Бежать же за сангвиником на какие-то пыльные, жесткие скамейки? Нет, это уж совсем не по мне!»

Меланхолик скажет про себя следующее: «Ну, чтоже, мне, конечно, в очередной раз не повезло». И, заплакав, вернется домой.

Выявление экстраверсии-интроверсии, а также типов темперамента личности может осуществляться на основе использования адаптированного варианта опросника Г. Айзенка. На каждый предлагаемый ниже вопрос следует быстро ответить «да» или «нет».

Тест

 

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?

3. Считаете ли вы себя человеком безобидным?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать прежде, чем действовать?

6. Всегда ли сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно?

7. Часто у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вообще вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы «несчастный» человек, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что вы почти на все могли бы решиться, если дело пошло на спор?

11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с симпатичным(ной) незнакомцем(кой)?

12. Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете под влиянием минуты?

14. Часто ли вас терзают мысли о том, что чего-либо не следовало делатьилиговорить?

15. Предпочитаете ли вы книги встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас довольно легко задеть?

17. Вы любите, часто бывать в компании?

18. Бывают ли такие мысли, о которых неудобно рассказать друзьям?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так,что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27. Вы слывете за человека веселого и живого?

28. После того, как дело сделано, часто ли мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли сделать лучше?

29. Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочитать об этом в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, всегда бы высказывались в духе общепринятого?

37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Вы чувствовали бы себя несчастным, если бы долго не могли видеться со своими знакомыми?

47. Можете ли назвать себя нервным человеком?

48. Среди людей, которых знаете, есть такие, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли сказать, что вы уверенный в себе человек?

50. Обидитесь ли, если покритиковать ваши недостатки или недостатки вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вам трудно внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56. Любите подшучивать над другими?

57. Страдаете ли от бессонницы?

 

Обработка материалов

 

По каждому показателю считывают сумму баллов (если ответ совпадает с указанным в «ключе», ему присваивается «I»). При сумме баллов свыше 5 по показателю искренности ответов обработка результатов опроса не производится. Затем на чистом листе отчеркивают две пересекающиеся в центре оси размером 24 сантиметра каждая. По горизонтальной оси откладывают показатели экстраверсии, по вертикальной — нейротизма (каждый балл равняется 1 см, или одной клетке). Пересечение линий, проведенных из отмеченных точек на оси экстраверсии и оси нейротизма указывает на определенный темперамент личности. Завершение обработки материалов оформляется в виде так называемого «круга Айзенка», который приводится на схеме (рис. 3).

 

Рис. 3. «Круг Айзенка»

 

Научный период изучения темперамента в нашей стране начался с работ И. П. Павлова, который выделил ряд свойств нервной системы и описал типы следующим образом: сангвиник — это сильный тип нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью, что выражается, например, в большой работоспособности людей этого типа, способности дольше выдерживать различные нагрузки; у этих людей более высокая устойчивость к инфекциям и сопротивляемость стрессам и т. д.); уравновешенный (т. е. между возбуждением и торможением равновесие, они сбалансированы); подвижный (возбуждение легко сменяется торможением, и наоборот). Холерический темперамент связан с сильным, но неуравновешенным типом (с преобладанием возбуждения над торможением), флегматический — с сильным уравновешенным, но инертным, не подвижным типом, меланхолический — со слабым неуравновешенным типом нервной системы. И. П. Павлов предположил, что должны существовать и другие типы темперамента, с другими комбинациями свойств нервной системы, т. е. «научные основания» для поиска новых типов есть, но наблюдения, практика пока их не выделяют.

Ценность классификации И. П. Павлова в том, что она позволила выделить в темпераменте черты собственно темперамента, т. е. идущие от свойств нервной системы, и черты характера. Именно смешение черт характера и темперамента в донаучных описаниях типов вызывало справедливые возражения специалистов.

В дальнейшем описания типов темперамента стали более строгими, основанными на фактах. Так, в качестве типических черт сангвиника выделяют высокую активность, эмоциональность, экспрессивность (выразительность) поведения. Вследствие подвижности нервной системы у сангвиника могут развиваться трудность сосредоточения внимания, некоторая поверхностность эмоциональных переживаний. Для холерического типа характерны также высокая активность с преобладанием возбуждения, резкость, возбудимость, яркость эмоциональных переживаний. Подвижность его выражается в легкости перехода от гнева к веселью, возбудимость — в неуравновешенности, вспыльчивости, сильных эмоциональных переживаниях. На этой природной основе могут развиваться агрессивность, склонность к сутяжничеству, одержимость какой-либо идеей, но может развиться талант общественного деятеля, полководца, преобразователя.

Активность флегматика во внешней деятельности снижена, но выносливость, работоспособность достаточно высоки, так как он обладает сильным типом нервной системы; просто вследствие инертности, низкой подвижности нервной системы флегматика трудно побудить к действию, нужно найти мотив, заинтересовать его. Низкая возбудимость ведет к неэкспрессивному, невыразительному поведению флегматика, уравновешенность — к ровному поведению. На основе этих свойств могут сформироваться леность, безразличие к окружающим, но могут — и хладнокровие, выдержка, умение управлять собой, верность и преданность, постоянство.

Слабый тип нервной системы меланхолика делает его менее выносливым. Он с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки, однако, в более спокойных условиях вследствие способности к концентрации внимания, тревожности, часто выражающейся в высоком чувстве ответственности, он будет неутомим. Внутренняя активность меланхолика и флегматика часто бывает достаточно высокой, хотя внешняя может быть сведена до минимума. Меланхолик наделен способностью к сопереживанию, умением наблюдать, систематизировать наблюдения, хотя часто это сопровождается эмоциональной ранимостью. Эмоциональные переживания меланхолика глубоки и длительны. В каком жизненном проявлении это выразится: в злопамятности или поэтическом даре — вопрос воспитания.

У каждого типа темперамента свои «отношения» со временем (Б. И. Цуканов):

у холерика субъективно переживаемое время сильно опережает течение реального времени. Поэтому он всегда устремлен вперед, в будущее (прошлое его не интересует), испытывает острый дефицит времени. Субъективно переживаемое время сильно спрессовано, кажется летящим, если на пути движения возникает препятствие, то оно вызывает агрессию и ярость;

у сангвиника субъективно переживаемое время не так сильно опережает течение объективного времени. Постоянное стремление вперед (в будущее) сочетается с боязнью опоздать, не успеть. Этот тип тоже «спешит жить» и поэтому испытывает постоянный дефицит времени;

для меланхолика нет ни опережения, ни отставания времени, он как бы «привязан» к объективному времени, обездвижен и заторможен в нем. Образно говоря, этот тип как бы «стоит во времени», и при отсутствии внешних изменений движения времени для него не существует. Обездвиженности во времени соответствуют внешняя обездвиженность, замкнутость и постоянная тревога: «что-то должно произойти»;

у флегматика субъективное время отстает от объективного, поэтому субъективно переживаемое время медленно и равномерно. Его всегда хватает, даже есть некоторый избыток. Он ориентирован в прошлое, к изменениям привыкает медленно и с большим трудом.

Человек*, как правило, представляет собой смесь типов темперамента при доминанте одной из составляющих, к которой как бы «стягиваются» черты всех остальных типов. Прикладное значение учения о темпераменте заключается в первую очередь в применении этого знания к самому себе, определению тех негативных и позитивных черт, которые дают о себе знать в собственном поведении. Если свои «плюсы» необходимо не только осознавать, но и активно ими пользоваться в жизни, то относительно недостатков может быть лишь одна рекомендация — постоянно держать руку на собственном пульсе, не выпуская из-под контроля свои «минусы». Например, холерику надо все время помнить, что его активность может носить разрушающий характер; сангвинику необходимо, особенно в важных вопросах, быть немного посерьезнее; флегматику — не забывать, что желательно все-таки действовать несколько быстрее и более гибко, а меланхолику — уметь отделять неудачи от катастроф, неурядицы от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов.

* См.: Базовые свойства личности: Метод, указания по проведению практ. занятий / ЛИАП; Сост. М. Ю. Ронгинский. Л., 1991.

 

Мы предполагаем, что человек производит первую «грубую» оценку другого человека на базе извлечения информации только о его темпераменте, но не характере. Вероятно, люди снабжены от природы таким механизмом осуществления экспресс-оценки себе подобных. И тут возможны подводные рифы. Интерпретируя характеристики темперамента, человек начинает рассматривать их как черты характера, и поэтому нормальная импульсивность холерика начинает быстро квалифицироваться как агрессивность; живость сангвиника — как легкомыслие; пассивность флегматика — как тупость; тревожность меланхолика — как психопатия. Итак, будьте осторожны, помните, что вы в первую очередь «считываете» темперамент, а чтобы понять характер, надо, как известно, пуд соли съесть.

Здесь, кстати, уместно напомнить о следующем: темперамент не переделать; его свойства обладают некоторой пластичностью, но это пластичность... стали. Поэтому можно метать громы и молнии по поводу «консервативного» поведения «ограниченного» флегматика, иронизировать над «жалким» меланхоликом, подвергать бесконечным наказаниям «буйного» холерика и призывать к серьезности «поверхностного» сангвиника — все это бесполезно. Надо не бороться с темпераментом, а найти способы, обеспечивающие возможность реализации достоинств каждого темперамента на деле, а также методы, обеспечивающие кооперацию и взаимопонимание между людьми. Вот один из таких способов, который назовем «взаимодополнением»: поставив, например, в пару флегматика и холерика, дав первому ту часть работы, которая носит долговременный характер, а второму ту, которая является оперативной, можно ожидать успеха при выполнении любого дела. В этом случае люди будут не только рады тому, что деятельность соответствует их интересам, но, главное, не будут друг друга раздражать: да, скажет флегматик, холерик потому суетится, что ему надо каждый вечер выдавать продукцию «на гора», а холерик решит примерно так — флегматик потому думает долго, что ему надо разработать проблему в целом, а это требует серьезного подхода.

Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.

И последнее. Тип темперамента — это не только источник сложностей для человека, но и потенциал сильных сторон его личности. Так, если вы чувствительный меланхолик, значит вы прекрасный друг и, как показывает статистика, чаще других способны на жертвенный, героический поступок; если вы флегматик, то за вами «как за каменной стеной» могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну, а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже необходимо людям в нашей нелегкой жизни. И этих потенциалов личности, заложенных в любом типе - темперамента, намного больше, чем подозревает сам человек.

К представителю каждого темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов:

1. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.

2. «Доверяй, но проверяй». Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.

3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность и, конечно, минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, что флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.

4. «Не навреди». Это девиз для меланхолика, который также имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

Характер

... основные черты, определяющие индивидуальность и характер человека, весьма многочисленны, но все же их число нельзя считать неограниченным.

К. Леонгард.

Акцентуированные личности

Характер (греч. — чеканка, отпечаток) есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. Например, мы знаем, что в отдельных случаях человек может проявить смелость, настойчивость, правдивость, откровенность. Однако эти отдельные проявления в жизни и деятельности человека еще не являются чертами его характера. Когда мы определяем характер, то говорим не о том, что какой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что человек — смелый, правдивый, откровенный. Это значит, что смелость, правдивость, откровенность являются свойствами данного человека; чертами его характера, что и при иных обстоятельствах мы можем ожидать от человека их проявления. Таким образом, в характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающие отношение личности к определенной стороне деятельности:

к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположное ей самомнение (иногда переходящее в тщеславие), заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т. п.).

Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большой самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

Французский философ Ларошфуко писал в своих знаменитых «Максимах»: «Нет ничего бесцветнее, чем характер бесхарактерного человека».

Что мы имеем в виду, когда говорим о бесхарактерности? «Сильный» и «слабый» характеры обычно определяют уровень развития волевых качеств человека. «Тяжелым» называют характер, если в нем присутствуют упрямство, доходящее до негативизма, инертность поведения, косность, раздражительность, несдержанность, злопамятность, большое самомнение. «Легким» принято считать пластичный, приветливый, отзывчивый, общительный характер. Однако это слишком упрощенные представления. На самом деле любая черта характера при чрезмерном развитии может делать характер человека деформированным, несбалансированным, или, как говорят специалисты, акцентуированным. Акцентуированные характеры весьма разнообразны, но их обладатели всегда «бросаются в глаза»: им «присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и к социально отрицательному развитию» (К. Леонгард). Эти черты накладывают совершенно определенный отпечаток на личность. При очень сильной выраженности этих черт человек с трудом приспосабливается к условиям жизни. Однако они же определяют своеобразие личности, то, что позволяет ей выделяться на общем фоне. Именно в этом смысле говорил Ларошфуко о бесцветности бесхарактерного человека (хотя слово «бесхарактерный» употребляют и в другом смысле: как слабохарактерный, безвольный). Талантливый русский психиатр П. Б. Ганнушкин вообще считал нонсенсом словосочетание «нормальный характер»: «Ведь если бы имели под наблюдением человека с идеально-нормальной психикой, ежели бы, конечно, таковой нашелся, то едва ли бы можно было говорить о наличии у него того или другого «характера». Такого рода человек был бы, конечно, «бесхарактерным» в том смысле, что он всегда действовал бы без предвзятости, и внутренние импульсы его деятельности постоянно регулировались бы внешними агентами...» У. Шелдон описывал «бесхарактерного» пациента следующим образом: «В нем нет страсти и душевной силы. Он производит впечатление абсолютного отсутствия душевной и эмоциональной работы. Кажется, что все его цели не идут дальше простого существования и комфорта. Он легко подчиняется волевым людям. При рукопожатии его рука холодна и вяла, как кусок жирной свинины».

Тест. Характер

 

Опросник К. Леонгарда Г. Шмишека предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Нужно отметить, что часть основных черт являются собственно чертами характера, т. е. привычными типами реакций на обстоятельства, а часть — чертами темперамента. Таким образом, вопросник измеряет сплав базовых свойств индивидуальности: темперамента и характера.

Инструкция. Перед вами ряд вопросов, отвечая на которые, вы должны выбрать ответ «да» или «нет» в зависимости от вашего представления о себе. Не тратьте много времени на обдумывание ответов, старайтесь отвечать искренне.

 

1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе и т. п.?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве вы были таким же смелым и отчаянным, как все ваши сверстники?

6. Часто ли у вас меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом состоянии, что с вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-либо?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Вы быстро забываете, если вас кто-то обидит?

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы проводя рукой по щели, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников?

16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли у вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства?

21. У вас несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у вас хоть раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли вас, если дома скатерть, занавес висят неровно, и вы сразу же стремитесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись остаться один в доме?

28. Часто ли у вас бывают колебания настроения без причин?

29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли вы начинаете злиться или впадать в гнев?

31. Можете ли вы быть беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий (конферансье) в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид вашей крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений?

36. Любите ли вы работу с высокой ответственностью?

37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступили?

38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли вы работу такую, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительный ли вы человек?

41. В школе вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Бывало ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невозможным?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы теряете чувствоюмора?

46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если бы вас кто-нибудь обидел?

47. Вы очень любите животных?

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случится?

49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами, вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам докладывать, выступать на сцене перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо обстоятельствах впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступят слезы?

58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в голове?

59. В школе вы иногда подсказывали вашим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы ночью пройти одному через кладбище?

61. Бывает ли так, что будучи ночью в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном состоянии, длящемся несколько часов?

62. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашем доме была на одном и том же месте?

63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом?

70. Уходя из дома, ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности (театр, танцы и т. д.)?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Часто ли вас тянет путешествовать?

76. Может ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым, подавленным?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

80. Часто ли вы, будучи школьником, переписывали страницу в вашей тетради, если случайно ставили на ней кляксу?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примите алкоголь?

87. В беседе вы скуднына слова?

88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

 

Подсчет результатов

 

К каждой из десяти шкал, которые оценивают типы личности, относятся «свои» вопросы. Сопоставьте свои ответы по каждой шкале с ответами, приведенными ниже. За каждое совпадение ставится один балл. Подсчитайте, сколько баллов у вас набралось по каждой из десяти шкал. Эту цифру необходимо умножить на поправочный коэффициент, как указано ниже. Признаком акцентуации (яркой выраженности) черты является величина больше 12 баллов.

1. Демонстративный тип — характеризуется стремлением выделяться, быть на виду, в центре внимания, жить сегодняшним днем; отличается импульсивностью, способностью завоевывать расположение окружающих, но часто именно там, где это выгодно.

Ключ: ответ «да» — 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88;

«нет» — 54.

Результат умножается на «2».

2. Педантичный тип — отличается сверхточностью, стремлением соблюдать порядок всегда и во всем, требуя того же и от других людей, стремлением к положительности, основательности; особой добросовестностью; избегает ненужных опасностей и эксцессов.

Ключ: ответ «да» — 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 62, 70, 81, 83;

«нет» — 36.

Результат умножается на «2».

3. Ригидный тип — отличается силой и постоянством чувств, которые не всегда проявляются сразу, а могут как бы «накапливаться»; повышенным чувством собственного достоинства, высоким самоуважением, часто также ревностью, неспособностью простить обиду.

Ключ: ответ «да» — 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81;

«нет» — 12, 46, 59.

Результат умножается на «2».

4. Возбудимый тип — отличается повышенной импульсивностью, всегда хорошим, несколько возбужденным настроением, кроме редких периодов плохого, тем, что действует под влиянием эмоций, не всегда помнит о своих обязательствах и долгах.

Ключ: ответ «да» — 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86;

Результат умножается на «3».

5. Гипертимичный тип — характеризуется хорошим настроением в сочетании с оптимизмом, высокой активностью и предприимчивостью, общительностью, обаянием, непоседливостью, непрерывным потоком новых идей (и полезных и вредных).

Ключ: ответ «да» — 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77;

Результат умножается на «3».

6. Дистимический тип— отличается сниженным фоном настроения, пессимизмом, стремлением видеть скорее темные стороны жизни, некоторым равнодушием к окружающему миру, отсутствием активности.

Ключ: ответ «да» — 9, 21, 43, 75, 87;

«нет» — 31, 53, 65.

Результат умножается на «3».

7. Сензитивный тип (тревожный) — характеризуется склонностью преувеличивать трудности жизни, искать одобрения у окружающих, неуверенностью в своих достоинствах и стремлением быть всегда таким, чтобы его не за что было ругать, отличается также впечатлительностью, чувствительностью.

Ключ: ответ «да» — 1, 27, 38, 49, 60, 71, 82;

«нет» — 5.

Результат умножается на «3».

8. Циклотимический тип — характеризуется быстрой сменой настроения, пессимизма и оптимизма, активности и равнодушия, общительности и замкнутости и т. п. Практически все поступки зависят от настроения: веселого или печального. Также отличается эмоциональностью, доброжелательностью, умением сдерживаться.

Ключ: ответ «да» — 6, 18, 28, 40, 50, 61, 72, 84;

Результат умножается на «3».

9. Аффективно-экзальтированный тип — характеризуется легким переходом от состояния восторга к состоянию печали, бурным проявлением восторга и печали.

Ключ: ответ «да» — 10, 32, 54, 76;

Результат умножается на «6».

10. Эмотивный тип — отличается особой впечатлительностью и чувствительностью, особенно по отношению к тому, как к нему относятся. Как правило, хорошо чувствует красоту природы и искусства.

Ключ: ответ «да» — 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79;

«нет» — 25.

Результат умножается на «3».

Описания Леонгардом характеров основываются на огромном опыте психиатрии, систематизации и обобщении многих историй развития человеческих индивидуальностей и являются не менее научными, чем классификации, полученные математическими методами. Он выделил несколько типов темперамента (на которых мы не будем останавливаться) и характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Наиболее заметным, ярким является демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — более сильно, чем они их переживают в данный момент. Другими словами, у таких людей развита способность демонстрировать свои эмоции. Человек с демонстративным типом характера способен вытеснять из своего сознания многие негативные переживания, в частности, полностью забыть то, чего он не хочет помнить (например, случаи, когда он поступал недостойным образом).

У всех людей более или менее развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления, в этом проявляется один из защитных механизмов человеческой психики. Однако у демонстративной личности это становится основной формой поведения: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно, всей своей личностью в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. У притворщика же ложь носит сознательный характер, поэтому его можно, например, отвлечь, и он мгновенно забудет о своем мнимом горе. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность — невинная жертва; человек, которого не оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр.; либо благодетель человечества, уникальный специалист; нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке. Ведущим мотивом поведения демонстративного характера является самоутверждение, а также забота о престиже в глазах окружающих. Ему крайне нужно постоянное внимание, желательно восхищение, в крайнем случае ненависть окружающих, но безразличное отношение для него является совершенно невыносимым.

Однако при положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека. Умение ярко выражать свои чувства способствует, например, преподавательской деятельности (демонстративных преподавателей часть учеников просто обожает). Прекрасная приспособляемость этого характера часто обусловливает хорошие отношения с начальством, с коллегами же отношения складываются неоднородно, неровно: демонстративная личность очень склонна создавать внутри коллектива фракции для борьбы с другой частью коллектива во имя справедливости, «интересов дела» и т. д.

Противоположностью демонстративному является педантичный характер. У людей с таким характером способность к вытеснению невысока, поэтому всякие негативные образы очень долго задерживаются в их сознании. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и после тщательного обдумывания. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия: выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязны ли руки и пр., если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, выражающаяся в умеренности, избегании эксцессов — словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера назван застревающим. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов): ярости, гнева, страха, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать или вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает также достаточно долго и ярко, вообще, этот характер наделен почти всегда большим честолюбием, которое может реализоваться как положительная черта (если успехи достигаются усердием) и как отрицательная (если честолюбие удовлетворяется принижением окружающих или их использованиям в своих интересах). В любом случае люди этого типа отличаются обидчивостью и долгой памятью на обиды. В отличие от демонстративного характера, который уверен в своей исключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно реальное уважение и признание, которого он будет добиваться любым путем, вплоть до судебных тяжб. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть со стороны недругов, социальная (юридическая, административная или другая) несправедливость, непризнанные идеи или изобретения. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее». Леонгард отмечает, что при благоприятном развитии этого типа «достижения» застревающих личностей обычно бывают выше среднего уровня.

У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако, не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Если спросить таких людей о причинах перемены места работы или профессии, то редко услышишь ответ о сложности самой работы, обычно выдвигаются другие мотивы: начальник не хотел пойти на уступки, коллега плохо относится, низкая зарплата и т. д. Работа как таковая, в частности физический труд, этим акцентуированным личностям приносит радость, поэтому они здесь достигают успехов. Особенно отчетливо их возбудимость проявляется при глубоких аффектах. Неприятные события, расстроенные чувства могут привести этих людей к крайне необдуманным поступкам, но особенно характерна для них необузданная возбудимость со вспышками ярости. Многие из таких людей прямо утверждают, что в состоянии запальчивости они не способны сдерживаться, другие говорят об этом не так откровенно, но самих фактов не отрицают.

Возбудимые личности нередко производят впечатление людей примитивных, т. е. уже по их мимике можно судить о невысокой интеллектуальной подвижности, они замечают только то, что бросается в глаза. Такие люди часто угрюмы на вид, на вопросы отвечают крайне скупо. Одним словом, и здесь они не умеют держать себя в руках: может быть, им и хотелось бы вести себя как воспитанным людям, но мимика и манера выдают их. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных