Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнения для языка




 

Все приведенные ниже упражнения приучают ребенка

расслаблять язык, развивают его подвижность и подготавливают к произнесению согласных звуков.

Лопатка

(статическое артикуляционное упражнение)

Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу. Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку».

Пока ребенок удерживает язык в течение 3—5 секунд, расскажите стихотворение:

Вот она, лопатка, —

Широка да гладка.

Прятки

(динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы — «язычок спрятался». Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3—5 таких движений.

Можно заинтересовать ребенка иначе. Скажите, что будете ловить его язычок. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите: «Цап!» и сделайте хватательное движение, как будто хотите поймать высунутый язык. В этот момент ребенок прячет язык.

Во время занятия рассказывайте рифмовку:

Мы играем в прятки.

Где ж твоя лопатка?

Горка

(статическое артикуляционное упражнение) Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» — произносите вы, улыбаетесь и открываете рот. Кончиком языка надо упереться в ниж­ние зубы, как в упражнении «Прятки», затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой. Теперь предложите ребенку самому показать горку. Пока ребенок выполняет упраж­нение, расскажите стихотворение:

Вот она какая,

Горочка крутая!

Кошечка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает: вы­суньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык, совершая при этом соответствующие движения. Предложите малышу изобразить кошечку, которая лакает молоко из блюдца, и повторить движения язы­ком 3—5 раз. Затем покажите, как сложить ладони, словно это блюдечко, и «полакать» молочко:

Полакай, как кошка,

Молоко из плошки.

Иголочка

(статическое артикуляционное упражнение)

Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше напряженный язык. Придайте ему форму длинного и тонкого жала и удержите в этой позе в те­чение 3—5 секунд. Теперь попросите малыша повто­рить упражнение и скажите, что его язык похож на длинную и острую иголку. Покажите, будто вы хоти­те прикоснуться ладонью к «иголочке», но затем, не донеся руки до рта малыша, отдерните ее: «Ой, какая острая!» Расскажите стихотворение:

Вот она, иголка, —

И остра, и колка.

Часики

(динамическое артикуляционное упражнение)

Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык. Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу, что так же качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики». Пусть малыш совершит 48 движений языком из стороны в сторону.

Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении упражнения произносите: «Тик-так, так-так...», задавая темп движений.

Качели

(динамическое артикуляционное упражнение)

Высуньте изо рта язык. Совершайте им движения вверх-вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу, что так язычок качается на. качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок 4—8 раз.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении ребенком упражнения произносите слова: «Вверх-вниз, вверх-вниз...», задавая темп движений.

Обезьянка

(статическое артикуляционное упражнение)

Изобразите обезьяну: приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что вы — обезьянка-мама. Попросите малыша изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3—5 секунд.

В следующий раз покажите обезьянку-папу: по­местите кончик языка между нижней губой и нижни­ми зубами. Предложите малышу изобразить обезьян­ку. Пока ребенок удерживает такую позу в течение 3—5 секунд, расскажите рифмовку:

Мы покажем обезьян:

За губой у нихкарман,

А в кармашке — язычок.

Чики-чок, чики-чок!

Обезьянка и банан

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что обезьяна очень любит бананы. «Вот она откусила кусочек банана и спрята­ла его за щеку», — кончиком языка оттопырьте пра­вую щеку и останьтесь в таком положении в течение 3—5 секунд. Теперь предложите малышу самому изобразить, как обезьяна прячет за щекой банан.

Затем покажите, как обезьянка спрятала кусочек ба­нана за другой щекой, — оттопырьте языком левую щеку.

Теперь попросите ребенка спрятать «банан», а вы постараетесь отгадать, за какой щекой он окажется. Дотроньтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем: «Здесь банан!» Когда ребенок изменит положение языка, вновь покажите, за какой щекой «спрятан ба­нан». Расскажите рифмовку:

У нашей обезьяны

За щекой бананы.

Лошадка

(динамическое артикуляционное упражнение)

Покажите малышу, как можно изобразить скачущую лошадку: нужно приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зу­бами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цо­кайте медленно, а затем быстрее и быстрее.

Предложите малышу «поскакать на лошадке» вместе с вами.

В процессе выполнения артикуляционного упраж­нения «Лошадка» можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изоб­ражая всадника, держащего в руках вожжи. Расска­жите стихотворение:

Скачем на лошадке

По дорожке гладкой.

Стой, лошадка!

(динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что пора лошадке остановить­ся. Покажите, как конюх останавливает лошадь: вы закрываете рот, смыкаете губы и выпускаете воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибриро­вать — как можно дольше, чтобы получился звук, похожий на «тпру».

Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку.

 

Артикуляционные упражнения не обязательно превращать в специально организованные игровые занятия, их можно проводить в любое время, напри­мер, во время умывания и еды. Покажите малышу во время утреннего туалета, как нужно полоскать рот водой, плотно смыкая губы; как, запрокинув голову, полоскать горло; как языком проверять, хорошо ли вычищены зубы.

Во время еды дайте ребенку задания облизать ложку, блюдце, пиалу; предложите попить сок с помощью мощью трубочки. Сначала трубочка должна быть до - статочно большого диаметра, а затем, когда малыш научится ею пользоваться, предложите тоненькую трубочку - соломку.

Оказавшись рядом перед зеркалом, поиграйте в «клоунов», то есть покорчите смешные и даже страш­ные рожицы.

В подвижные игры также старайтесь включать элементы знакомых малышу артикуляционных уп­ражнений. Если вы играете в лошадок, озвучьте их движения: поцокайте языком, а в конце пути остано­вите лошадей, произнеся: «Тпру!»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных