Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 11 страница




Другим местом, куда помещали спиралевидную свастику на плитах, было среднее клеймо, трактовавшееся в антропоморфном плане как живот, сложенные ладони, пряжка пояса или даже чаиш693. Последнее значение напоминает о раннехристианской символике свас- тики-калликулы (см. IVгл.) и о свастике-«животе» на некоторых распятиях (см. ниже раздел «Кресты...»).

Спиралевидные свастики (чаще сеющие, реже собирающие) находятся на надгробиях сер. XVI —XVII вв. Данилова, Богоявленского, Высоко-Петровского монастырей, ц. Сергия «в старых Серебрениках», ц. Великомученика Никиты столичной Москвы694, а также в других городах и монастырях (например, в собрании Сергиево- Посадского музея). Существует связь между схемами надгробной плиты и традиционной ручной прялки (см. VII гл.).

Священнодействие. Если убранство храма свидетельствует о благолепии небесных обителей, а также о внутренней красоте человека, принявшего благодать (1 Кор. 3:16), то священник «являет собой образ Христа и совершает священнодействия силой и благодатью Божией»695.

Литургический символизм свастики долгое время оставался недоступен для посторонних глаз. Тщетно было бы искать ряд наиболее тонких моментов священнодействия в печатных изданиях. Такие моменты весьма сложны в описании, но в ходе богосчужения просты

Свастика в православной ттургии: а г) свастичный квадрат, вырезав- мый из агничной просфоры по ходу проскомидии на православной литургии: неправ пение и очередность резов (1-й на восток, 2 й на запад, 3-й на юг. 4-й на север) (а); неправильные способы нанесения резов (б); вид просфоры с изъятым агнцем (в); 1-й (по солнцу) и 2 й (против солнца) повороты копья перед окончательной выемкой агнца (г)

и естественны. Некоторые из них зафиксированы в «Практическом руководстве по совершению Божественной литургии», рукописи, составленной архимандритом Спиридоном (Лукнчем, 1908fl991)[29].

Символ свастики возникает при объяснении архпм. Спиридоном, как правильно изымать из просфоры Агнец, соответствующий Искупителю. В этом действии воспроизводится добровольная жертва Спасителя, принесшего Себя в жертву за род человеческий. Аг- ничная просфора должна обладать максимальной устойчивостью, так как в богословском плане важно, чтобы изъятие кубика-Агнца было именно его извлечением, а не обтесыванием, отсечением крайних частей просфоры, пока не останется средняя. Делая надрезы на просфоре, священник должен изобразить на ней свастичный квадрат. Направления надрезов на Агнце совершаются: 1) на восток, 2) на запад, 3) на юг, 4) на север. «Монастырское предание сохранило и верный способ, и ведение его значения, — пишет о. Спиридон. —

Кроме того, что способ этот дает крестообразное направление резам, он еще дает возможность все четыре разделенные ими части просфоры получить равными по размеру и достаточно устойчивыми»696. После свастического изъятия по ходу литургии происходит крестообразное раздробление Агнца, чему свв. Отцами придавалось кос мологическое значение697. Свастическое надрезание Агнца является распространенной традицией Русской церкви, не угасшей по сю пору.

Символ свастики выражает также евхаристическое единение земного и небесного698. Связь свастики с таинством евхаристии прослеживается, начиная с катакомбного периода (см. IV гл.). Жертвенный Агнец мог изображаться прнкровенно в виде квадратного Парадиза, поделенного свастикой-реками на четыре части, как на окладе X в. (см.

выше). А мог и прямо трактоваться как истекающее кровью Тело Христово. Картина XVI в. показывающая пресуществление свв. даров (куда входит Агнец) в ходе мессы св. Григория, находится в Мариенкирхе (Любек, Германия). Страждущий Спаситель как бы движется к потиру по престолу. Из пяти ран, нанесенных ему на Кресте, в св. чашу протянулись прямые линии, которые вместе с изогнутыми под углом конечностями представляют живую проекцию свастики. То, что телесные проекции такого типа принято было схематизировать в виде свастики, доказывают приведенные в I гл. рисунки Виллара д’Оннекура. Сеющие золотые свастики изображены также на красном манипуле протодьякона, стоящего слева от алтаря699.

Немецкая картина XVI в., изобража ющая мессу св. Григория. Мариенкирхе, Любек. Тело Спасителя сходит к престолу в виде свастики. Золотые свас?пики стоят также на манипуле протодьякона, слева от а гтаря

Особого внимания заслуживает факт, что свастика возникает в литургии не изначально, а (так же как в брахманском ритуале из Шанти-Нагар) появляется в результате действия живого священнослужителя.

В связи с появлением свастического квадрата на православном освященном хлебе, напомним, что албаны V— IV вв. до н.э., которые пекли священные хлебцы для храма в Сарытепе, запечатывали их сеющей свастикой (см. гл. III). Совпадение геометрической символики ведического жертвенника (см. гл. II) и священных предметов, расположенных на христианском престоле, не выглядит простым совпа-

1ШЭП§11вНЯ111вП1й11ВЯП§11§П1ШЭИ1111ШШ11Ш

дением. Девять точек, крест, квадрат, свастика практиковались в богослужении ариев (а, возможно, и иных древних народов) и до сих пор выполняют важную функцию в традициях, которые унаследовали его схему.

Церковная историософия осмысливала архаичные истоки ритуального хлебопечения через предание о жертвоприношениях Авеля и Мельхиседека. На правой люнете пресвитерия равеннской базилики Сан-Витале VI в. помещена мозаика с хлебами приношения в форме спиралевидных раскручивающихся свастик, лежащих на древнем алтаре, по сторонам от которого стоят упомянутые праотцы. Сюжет с дохристианским богослужением и хлебными приношениями повторен в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе (VI в.)700. Хлебцы изображены везде как спиралевидные свастики.

Священные облачения. Собирающими свастиками с раздвоенными концами усыпана тиара св. Гауденса VIII в.701. Меандрические свастики можно видеть на столах св. Дигилиуса, епископа Майнцского (Хв.) и Бохольта, епископа Любекского (tl341, надгробный бронзовый памятник)702. Свастика была вышита на столе епископа Винчестерского Эдиндона (tl366)703. Свастику нередко можно встретить на надгробных памятниках средневековой Англии: могила Томаса де Хопа, священника Kems’ng Church (на вороте его ризы, среди готического растительного орнамента; около 1300 г.), Ричарда Хей- кбурна в Мертон-Колледж (на вороте и рукавах), на вороте ризы Уолтера Фрайленда (Oakham, Surrey), Джона Элдерберна (Lewknor), епископа Брэнскоума, сэра Джона Д’Абернона и многих других704. Спиралевидная сеющая свастика выкладывалась из драгоценных камней в основании вертикально стоящего крестика на верху митр московских патриархов Иоакима, Никона и др.705.

Свастики присутствовали также на облачениях, символизирующих «свыше подаваемую силу Святого Духа»706. Ими мог быть полностью расшит фелонь. На миниатюре сборника конца XIX в. священник идет в голубом фелоне, орнамент которого составляют перемежающиеся равноконечные кресты и разносторонние свастики синего цвета707. На русских иконах нередки изображения святителей в свас- тических саккосах: Никола Можайский (XVII в., предположительно Русский Север)708, неизвестный святой (кон. XVII - нач. XVIII в., пре/пт. Русский Север)'09. На ризе Модеста, патриарха Иерусалимского, изображен десяток свастик, выступающих за границы окружностей, куда

Одежда священнослужителей и клириков: а б).меандрические свастики на стуле Бохолыпа, епископа Любекского (И341). Надгробный памятник. Бронза. Общий вид и фрагмент орнаментальной ленты; в) тиара св. Гауденса. VIII в.; г) меандрические свастики на стуле св. Дигилиуса, епископа Майнцского. X в.; d-з) свастика в составе одежды фигур усопших на надгробных памятниках средневековой Англии

они вписаны (1-я пол. XVIII в., Русский Север)710. Возможно, данный значок (г) связан с православными ритуалами в животноводстве, т.к. русские почитали св. Модеста как покровителя домашнего скота.

В Византии, а затем у южных славян и на Руси свастики вышивались на епитрахилях. Возлагая на себя эту часть облачения, православный архиерей или священник должен произносить «Благословен Бог, изливая# бтагодать Свою на священники Своя», ибо епитрахиль обозначает «сверху от головы сходящую благодать»711.

На епитрахили XV в. из ГИМ (греческой? сербской?) свастичес- кий орнамент покрывает ее концы, перемежаясь со схематизированными изображениями летящих голубков712. То, что семеро из этих голубков намеренно выделены темной окраской, свидетельствует об упоминавшемся выше символизме семи духовных даров. Точно такие же семь схематичных голубков встречаются на некоторых се-

вввшпшвпшвпшвпшшяпшвпшв

 

верноруcckiix вышивках'13 (см. VII гл.). Обозначение семи даров Духа 7-ю голубками было типичным для иконных киотов XIX в. (см., например, в ц. Благовещения Павловской Слободы Московской обл.).

Свастичные плетенки чередуются с крестами и на епитрахили XVI в. предположительно афонского происхождения, поступившей из Иверского Валдайского монастыря714. На епитрахили XIX в. хранящейся в СКМ, загнутые сеющей свастикой.тучи исходят из внутренних углов креста, они вышиты золотыми и серебряными нитями по бархату. Края епитрахилей часто обшивали свастичными лентами до начала последней войны с Германией, когда свастику стали воспринимать отрицательно. Одно такое облачение сохраняется в ризнице столичного храма Свт. Николая в Вишняковском переулке. Протоиерей Владимир Тнмаков вспоминает, что на период войны свастику сверху зашили другой материей, а после Победы эту

Икона, миниатюра. Необозримый материал для изучения свастики предоставляют икона и миниатюра. Трех-, четырех- и многолучевые округленные свастики часто встречаются среди символических знаков на Господскпх и Богородичных иконах, они могли ставиться на «полотенцах» в нижних ярусах храмовой стенописи. На иконы значки наносились обычно золотом, на «полотенца» черным и красным.

На обороте знаменитой Владимирской иконы Божией Матери, который предположительно был написан в начале XV в., на покрывале престола стоят две свастики типа «а» и одна типа «в». Композиция «Престол уготованный» (этимасия) символизирует незримое присутствие Бога и раскрывает смысл евхаристической жертвы. Лицевая и оборотная стороны чудотворной иконы имеют единое символико-литургичес кое содержание71 ’.

 

Золотым узорочьем из свастик испещрены многие изображения хитона Господня (см., например, икону «Спас» конца XV в. нз собрания П. Корина716). Спиралевидные свастики типа «и», «ж», «в» ставились на ризах Спаса-Эммануила717. Множество свастичных 6-лепестковых цветков изображено на тунике Спасителя с иконы «Христос с апостолами» XVII в. из ц. Св. Феодора в Яссах718. Спиралевидные 10-конеч- ные сеющис свастшш могли изображаться по сторонам от Христа, сходящего в ад на иконах «Воскресения»719. А в мандорле Спасителя с иконы того же типа ставились 3-,

4- и 5-конечные свастики720. На подушке в изножни «Спаса Смоленского» кон. XVII в. из Костромы — свастика типа «г»721.

Разнонаправленные спиралевидные свастики на латах святого воина. Феодор Зубов (?). Мученик Феодор Стратилат с избранными святыми (деталь). Около 1662. Школа Оружейной палаты. Собр. П.Д. Корина

Свастики различной формы и с разным количеством окончаний украшают одежды Богородицы — «Духа Всесвятаго избранное жилище», как поется в акафисте Покрову (икос 1). На Богоматери Оди- гитрии XVI в. из Вологды (ПГХГ) два раза повторена свастика, являющаяся средокре- стием круга, типа «г». Правосторонняя свастика того же типа на иконе Тихона Фи- латьева «Богоматерь Киккская» (школа Оружейной Палаты, 1690-е гг.) проставлена золотом множество раз на алом мафории'22. На некоторых иконах Богоматери XIX — начала XX в. сельского письма «В Родах Вспоможение», «Страстная» (например, Богоматерь Страстная работы, Холуй или Мстера, XIX в. из собр. X. Вилламо, Финляндия)723 имеются спирали-свастики, сеющие на правом плече и собирающие — на левом; они же повторяются на верхней части рукавов одежды Девы. Свастика могла быть нанизана вместе с другими символами на бахрому одежд Богоматери («Божия Матерь Одигитрия со святыми», 1-я пол. XVII в.)724.

На прориси иконы свт. Николая с житием он изображен в свас- тично-крестоугольных ризах723. Разнонаправленные спиралевидные свастики украшали в XVII в. латы святых воинов (например, Феодора Стратилата на иконе Феодора Зубова, ок. 1662 г.)726.

Вращение, вихреобразность, огненные протуберанцы — общее место в пророческих видениях высшего мира. Поэтому вихреобразными свастиками обозначались колеса повозки, возносящей Илию на небо, в сюжете «Огненное восхождение пророка Илии» (см., например, уральские иконы XVIII—XIX вв.)727. На иконах Сивилл «Дельфики» и «Хивики» деревенского письма XIX в., хранящихся в СКМ, растительные свастики размещены по углам орнаментального периметра.

Характерную свастическую россыпь можно наблюдать на фронтисписе Московского Евангелия XV в.728 На заставке Апостола XVI в. привлекает внимание пара больших сеющих свастик729. Две вихревые свастики сверху и снизу помещены на центральной оси заставки

Восемь собирающих свастик на заставке древнерусской рукописи и одна сеющая — в виде инициала. Слова Григория Богослова. 1480 -1490.

Полууставное письмо. ОР РГБ

Евангелия XV в.730. 6 разнонаправленных свастик обрамляют сотканный из призрачной субстанции цветок на хоране Евангелия XVI в.731 На заставке соловецкого Еванге гшя того же периода развертывающаяся свастика в центре состоит из четырех стеблей, а две свертывающиеся по бокам — из пяти стеблей732. На заставке Апостола 1544 г. растительная 4-конечная свастика влево расположена посередине733. Волюты и сеющая свастика типа «а» проставлены на «поземе» миниатюры с пророком Захарией из Книги Пророков 1489 г.734.

Ставились ли знаки стихийно, из «эстетических» соображений, или в них скрывается некий скрытый от непосвященных смысл? Даже такой скептически настроенный к иконописному «секрету» исследователь, как О.Ю. Тарасов, признает, что в идеале каждый ученик становился мастером-изографом, после получения «некоего ниспосланного свыше символического откровения»735. Мастер служил в данной ситуации не как источник, а как свидетель истинности этого ннднввдуатьного откровения. Небесным же покровителем всех иконописцев считался Иоанн Богослов, на хитоне которого ставились свастики типов «е», «и»736.

Символика свастических знаков, как правило, указывала на процесс созидания сакрального космоса, в котором происходит взаимодействие божественного и человеческого (синергия). К примеру, рассматривая 3- и 4-лучевые свастики на иконе Рождества Христова, нужно проанализировать богослужебные тексты, связанные с этим праздником. 4-лучевую свастику удобнее всего соотносить с числом Евангелистов и четырьмя сторонами света, куда направлено их Бла- говестие (ср. в VII гл. о древнерусском термине «ветие»).

На простыне ложа праведной Елизаветы с образа «Рождество Иоанна Предтечи», приписываемой Семену Бороздину (конца XVI - начала XVII в., строгановская школа, ДРЖ-1025), три взаимопере- секающиеся свастики образуют поделенный начетверо квадрат (символ Земли) с 12 сеющими рукавами (12 — сакральное число этнической полноты). Этот символ повторен три раза, что обозначает проповедь покаяния (которое воплощал Предтеча) среди племен Иафета, Сима и Хама.

Ряд значков связан с символизацией ангельских сил. Так, на листе, посвященном букве хер в Букварях Кариона Истомина 1692 — 1694 гг., изображен херувим со скрещенными крылами, а рядом начертания X. У некоторых из них концы загнуты в одну сторону, что придает им свастическнй вид (ср. выше о свастическом динамизме в изображении херувимов и др. ангелов).

В верхней части православных икон, как бы в облачной сфере, нередко можно видеть изображение Троицы или Вседержителя, от которого во все стороны расходятся по нескольку парал тельных линий, чередующихся с волнообразными. Таким простым техническим приемом изображалось в иконописи лучеиспускание и изливающийся на мир Дух Святой. Конечно, эти мотивы имеют к свастике лишь косвенное отношение, но важно, что в них отражены два принципа распределения Божественной энергии: линейный (прямые лучи) и волновой (соответствующие лучи). Когда икона Божества заменена на геометрический символ, то линейному распространению благодати соответствует звезда (свет), а волновому свастика (огонь, ветер)[30].

Пелены, завесы, плащаницы. На пелене VII —IX вв. из маркграфства Бранденбургского со сценами из Нового Завета одежды практически всех лиц священной истории покрыты свастиками разного типа. У воскресшего Спасителя они зооморфные, у Иоанна

Церковная пелена из маркграфства Бранденбургского со сценами из Нового Завета.

VII-IX вв.

Крестителя — мелкие собирающие, у Марии со спеленутым Христом — сеющие, растущие по четыре из центрального квадрата737.

а) Свастика на щите воина. Средневековый гобелен из Байи; б) глащани- ца из греко като, гической церкви монастыря Путна в Буковине. XIV в.; в) фрагмент алтарной завесы из церкви Марии-цур-Вайсе в г. Зост. со сценой прославления Богоматери. 1-я пол. XIV в.

На алтарной завесе 1-й пол. XIV в. из ц. Марии-цур-Вайсе в г. Зост, со сценами прославления Богоматери и притчей о единороге, собирающие свастики повторены 15 раз вокруг центральных медальонов738. На знаменитом гобелене из Байи собирающая свастика стоит на щите воина739. Свастиками расшита плащаница XIV в. из грекокатолической церкви монастыря Путна в Буковине740. На плащанице со сценой «Положения во гроб» четыре свастики, вписанные в плетенку, обрамляют символы Евангелистов по углам (1592—1593 гг., вклад воеводы Иеремии Мовила в монастырь Сучавица)741.

Кресты, распятия. Свастику активно использовали как элемент в изображении крестов и распятий. На ирландских и английских средневековых распятиях спиралевидные свастики могли заполнять почти все пространство, обозначая энергии, циркулирующие в Богочеловеческом теле (распятие VII в. из Дублинского музея) 742. Половина свастик на бронзовом распятии свертывающиеся, половина — развертывающиеся (они соответствуют Луне и Солнцу). Восходя к точке соединения, шесть разнонаправленных вихрей образуют тонкие вертикальные каналы. Над головою Христа два архангела[31] поддерживают крылами четыре спиралевидных свастики (одна в центре и три — об-

навввтввавввян

Средневековое ирландское распятие. Спиралевидные свастики обозначают энергии, циркулирующие в теле Богочеловека. Дублин,

Национальный музей

разующие треугольник). Это духовный венед Сына Божии743. Сва- стикоплетенкп — распространенный мотив на нагрудниках, священнических и церемониальных крестах Эфиопской церкви™.

Свастика на Распятии могла быть вписана в грудину Христа, как на серебряном крестике из Sandegerda (о-в Готланд)745 (ср. православное староверческое представление, приведенное в III гл.). Сложную космологическую схему содержит приходской крест из Аберлемно (Шотландия), в его сердцевнне выделена уже хорошо знакомая читателю семеричная композиция746.

Интересная символическая композиция была найдена в ходе реставрации храма в Дирхаме (Кумберленд, Англия). На вертикальном столбе креста — две спиралевидные сеющие свастики под птпцей, склонившейся над лежащим человеком. Напротив полусидит другой человек747. Скорее всего, здесь изображена притча «Физиолога» (II IV вв.) о харадре, сверхъестественной птице, которая определяет к смерти

или к жизни болезнь у человека: «если болезнь человека к смерти, отворачивает лицо свое харадр от больного человека, и все узнают, что умрет: если же болезнь человека к жизни, прямо глядит харадр

Символическая сцена с харадром и свастиками на средневековом кресте из Дирхама (Кумберленд, Англия)

на больного и больной на харадра, и поглощает харадр болезнь больного, взлетает на солнечный эфир, сжигает болезнь болеющего и рассеивает ее. И спасаются оба, и харадр и человек»748. Вероятно, свастики здесь соответствуют «солнечному эфиру».

На резной плите, находившейся в церковном дворе Onchan (о-в Мэн) свастика образована из плетенки, ее ветви состоят из трех околов749. Викарий Aspatria (Карлайл) W.S. Calverley, считавший свастику христианским знаком времен апостольской проповеди, обнаружил его (помимо Дирхэма), в Aspatria, Isel и других местах, по поводу чего неоднократно выступал в печати и переписывался с археологом Р.П. Грэгом750.

У Б. Вебба (1848, Cont. Ecclesiol. 432) говорится об «апостолах с гаммадием [sic] на ризах»731. Англиканская церковь использовала свастику вплоть до Второй мировой войны. Этот символ украшает мемориальный памятник солдатам, павшим и в Первой мировой, во дворе церкви Св. Томаса на Chatsworth Road (Дербишир)752.

В книге И.А. Шляпкина «Древнерусские кресты» можно найти примеры сворачивающихся и разворачивающихся свастик, помеща-

 

емых в средокрестне753. Центральное положение духоносного символа на Кресте Христов»! напоминает о последних словах Распятого: «Отче! в рукп Твои предаю Дух Мой» (Лк. 23:46), или: «Совершилось!» (Ин. 19:30).

На распятии из римского торжественника XII в. пупок Спасителя обозначен простой закручивающейся спиралью73'1, а на медном аналойном кресте XVIII в. из Русского музея вокруг Его пупка закручивается уже 4-конечная сваст ика7а5. Данное место на теле Христа буквально соответствует древнерусскому понятию «живот» (телесная жизнь). Одна из веток свастики, находящаяся на правом боку Распятого, повернута в противоположную сторону. Таким способом подчеркнуто, что именно правый бок Христа пронзило копье сотника Лонгина756.

Украшения. Разнообразные свастики украшают франкские пряжки, эпохи первых христианских королей, Меровпнгов (Vorgesch.Abt., Staatl.Mus., Берлин)77.

Две сеющие свастики видны на концах бронзовой застежки-сак- сты из русского захоронения в Лютомерском могильнике нач. XI в.

 

Русские чедные литые перстни с выпуклей сеющей свастикой. XIV в. Болгарское городище

(пригород Лодзи)758. Свастический орнамент встречается на славянских перстнях с геометрическими мотивами начиная по крайней мере с XII в.79. Есть там и классическая прямоугольная свастика. Русские перстни с этим знаком составляют отдельную группу украшений. В Новгороде на усадьбе «Е» Неревского раскопа в слое XIV — начала XV в. было обнаружено 10 перстней с изображением прямоугольной свастики. Изделия находились в мастерской ювелира-литейщика и совершенно одинаковы. На овальном поле выпуклая свастика; фон у некоторых покрыт пленкой светлой эмали'60. Точно такие же перстни откопаны в с. Болгарах на древнем волжском городище. Они датируются XIV в. и относятся к числу несомненно русских изделий, найденных в Волжской Булгарин. Предполагают, что их привозили из Новгорода'61.

Трехлучевые развернутые свастики в круге видны на ювелирных изделиях из Силезии, Гнездниковской подвеске X в.762. Свасти ковидные плетенки часто обнаруживают на медальонах из франкских по!ребений (например, в K61n-Mungersdorf)'ra.

 

Свастические фигуры присутствовали в орнаменте семилопастных височных колец славянок. Их символика основана на первообразе ангельских тороцвй, «покоищей» Святого Духа764. Число главных даров Духа — 7, поэтому кольца имели соответствующее число лопастей. Каждое из них в идеале, по-видимому, должно было нести собственный орнамент. На щиток ставился ключевой символ. Его растительный тип Т.И. Макарова и Т.В. Равдина называют «крином»765. «Крин» вполне можно принять за вариацию Древа Жизни, которое часто выступает центральным мотивом в русском прикладном искусстве. На щитке кольца, найденного в районе Биостанции МГУ (Рассохино), Древо-крин имеет свасти- ческое начертание.

Встречающийся на височных кольцах геометрический узор, как правило, связан с духовными символами сеяния-прорастания-цве- тения-плодоношения Слова, общераспространенными в Библии. Праведный человек также уподобляется древу (растению): «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет...» (Пс. 1:3 и др.). Ключом к символике височных колец христианского периода явля-

a) Пластина русской цаты. Клад у Каченного брода; 6) дробница с оклада иконы Богоматери Умиление. Московский Кремль, Оружейная палата: в) подвеска с зернью. Русский к чад XI в. Приход Спанка; г) крест со свастикой в середине на серебряной подвеске из к чада XII XIV вв., найденного в Карелии; д) серебряный медальон с позолотой.

Кишертский чогильник, Пермская обл.

вввввттаниитвш

ются широкоизвестные заповеди блаженства: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). Кольца-тороцы упо- добляли их обладательницу ангелу, символически «связывали» с Небесным миром.

Наиболее интересны двое тороцей XII —XIII вв. с гравированным «книжным» (т.е. находящим явную аналогию в миниатюре) орнаментом. Первое кольцо — из курганной группы в Зюзино. У него декорированы все лопасти. Из них центральная занята ромбом с отростками, а боковые - чередующимися ромбами с крестами, просто крестами и свастиками7'[32]. Второе кольцо происходит из Дубков Царицынских. Оно имеет две неровно вычерченные прямоугольные свертывающиеся свастики*.

Замыкающая пластина цаты из клада, найденного у Каменного брода, покрыта свастиками, на конце которых видны молодые лнс-

ШшншШИшИш^шиийштншИиштДшИш

точки768. Растениевидная свастика является центральным мотивом на дробнице с оклада иконы Богоматери Умиление из Оружейной палаты769. На подвеске из древнерусского клада XI в., обнаруженного на приходе Спанка (между Старой Ладогой и Финским заливом), пуансоном выбита трехконечная спиралевидная свастика, каждый конец которой оканчивается тремя точками из зерни770. На серебряной подвеске из клада XII — XIV вв., найденного в Карелии, от развертывающейся свастики, вписанной в центр креста, расходятся волнообразные струи по его четырем концам7'1. Такие медальоны входили в состав ожерелий-барм, которые служили знаком княжеского достоинства и входили в состав парадного убора772. Схожий медальон XII в. с двумя свастиками, вписанными в пересечения перекладин процветшего креста, найден близ с. Кишерть Пермской области773. Эти композиции раскрывают символизм Креста Христова как Древа Жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных