Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Протоиерей Алексией Сорокин.




 

– Отец Алексий, то, что алтарники нужны, никто не спорит. Понятно, что они просто необходимы. Другое дело – те опасности, которым алтарники подвергаются, находясь в самом главном месте храма…

– Вообще-то такой опасности – ПРИВЫКАНИЮ к святыне – ПОДВЕРЖЕНЫ мы все: священники, алтарники, певчие, уборщицы…

 

На мой взгляд, все, кто трудится в церкви, рискуют ПОТЕРЯТЬ -- чувство, священного, чувство присутствия Бога – начать воспринимать храм не как место -- служения и Дом Божий, а как МЕСТО -- работы, или товарищеских посиделок, или сплетен – да мало ли чего! И, кстати, о главном месте храма: разве не каждый его сантиметр – главный? Помнится, кающийся мытарь стоял совсем не в Святая Святых, а вовсе даже -- в притворе…

 

Теперь об алтарниках. Да, они нужны. Нужны в первую очередь священникам, «ибо негоже нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2). Хотя эти слова Священного Писания касались по большей части диаконов, но суть та же: главное дело священника – молитва. И вряд ли молитва будет усилена, если священнику придется обходиться без помощи тех самых алтарников: и кадило разжечь надо, и воду вовремя согреть, да и просто постоянно порядок поддерживать. Так что, на мой взгляд, главной задачей алтарников нужно считать их содействие -- молитвам священника и, следовательно, прихожан, всей общины. Разумеется, это содействие подразумевает жертвенность. А еще сосредоточенность: ведь, помогая в алтаре, скажем так, физически, телесно, алтарник – НЕ ДОЛЖЕН забывать и о Духовной стороне.

 

То есть, делая все необходимые дела, помогая священнику – алтарник и сам должен ПОСТОЯННО -- ПРЕБЫВАТЬ в молитве – МОЛИТЬСЯ краткими молитвами в меру своих сил. То есть, у алтарников, да и всех людей, кто работает в церкви -- должен быть постоянный МОЛИТВЕННЫЙ настрой – пусть делают свои дела и в тоже время -- навыкают ПОСТОЯННО -- молиться, постоянно быть -- в общении с Богом.

 

Об этом очень хорошо говорится в предисловии к замечательной книге «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева). Давайте вспомним: «Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и “артистам” делал замечания…

 

Он запрещал -- входить кому-либо в алтарь или тем более стоять в нем -- без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда – НЕ ГОВОРИЛ ничего, кроме самого необходимого, и другим НЕ ПОЗВОЛЯЛ -- этого делать. Батюшка, всем, кто находился в алтаре старался ПРИВИТЬ – чувство особого Благоговения перед -- величайшей Святостью Алтаря.

Он никогда НЕ ИСПОВЕДОВАЛ -- во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером. Он говорил: человек должен молиться -- во время Литургии, а не ждать очереди -- исповедоваться».

 

Я считаю, что такое строгое и благоговейное отношение игумена Никона к церковной службе – и к молитве в алтаре в частности – заслуживает самого пристального внимания и подражания с нашей стороны. Действительно, лишних разговоров, бездеятельного, праздного нахождения в алтаре, да и во всей церкви, допускать НЕЛЬЗЯ – это профанация христианства и оскорбление Бога.

К сожалению, большинство священников этого – НЕ ПОНИМАЕТ, редко кто из священников выйдет -- к прихожанам и подробно ОБЪЯСНИТ им как НАДО правильно -- вести себя в церкви – в Доме Божьем. Чтобы люди -- уважали Дом Божий!

Потому и несмолкаемый гул стоит -- во многих церквах, как на базаре: люди -- хлопают дверями, собравшись в кучки что-то с упоением -- обсуждают, громко разговаривают, бродят -- по всей церкви из угла в угол.

Женщины ПРИХОДЯТ -- в брюках и без платков, да и сами платки одевают неправильно, подвязывают их как мусульманки – назад, а ведь надо платки завязывать по русски - кончиками вперед, и похоже, уже все к этому привыкли, а в последнее время, многие мужчины в летнюю жару СТАЛИ -- приходить в шортах, как будто, они не в церковь пришли, а пришли -- в торговый центр или на пляж.

К причастию женщины лезут -- вперед всех, а ведь, сначала -- идут дети, потом немощные, затем, мужчины и ПОСЛЕДНИМИ -- идут женщины – таков порядок, который сегодня нарушается -- везде и всеми.

А главное, в храмах постоянные -- ДАВКИ, как в магазине, и всё это потому, что большинство людей – НЕ ХОЧЕТ никому и ничего -- УСТУПАТЬ, не хочет -- никого пропускать, все толпятся, толкаются и даже ругаются и где? В церкви! И каждый хочет -- быть ПЕРВЫМ, по быстрей к иконе -- пройти, по быстрей -- причаститься, ко кресту пройти – а того не понимают, что ПОСЛЕДНИЕ – будут ПЕРВЫМИ у Бога, а вот, их Господь -- и не благословляет, ЛИШАЕТ -- своей Благодати! Да и Грех совершают тяжкий.

 

– Но в алтарях наших церквей -- много молодых людей, даже мальчиков. Не кажется ли вам, что уже давно прошло время, когда любой человек мужского пола, зашедший в храм, автоматически рассматривался как потенциальный священно- или церковнослужитель, а потому, его с легкостью вводили в святая святых?

 

– Кажется. Поэтому, мы и требуем от молодых алтарников -- учиться Благочестию. В силу их возраста, да и воспитания тоже, без трудностей не обходится: бывают и совершенно никчемные, глупейшие конфликты, бывает, увы, и нарушение -- благоговейной тишины. Поэтому, иногда приходится быть строгим. Но, помимо строгости, необходимо – я хочу обратить на это внимание – и воспитание. Таким воспитанием может и должна заниматься вся община, а не один священник.

Если служба в храме проходит в благоговейном молчании, то сам порядок -- заставляет молодежь в алтаре -- придерживаться строгих правил. Если же на службе -- шушукаются, обсуждают новости, толкаются-переругиваются, если церковный «ящик» становится местом сбора суетливой очереди (такое чаще всего происходит перед выносом Чаши, во время чтения молитв к Причастию – в важнейший момент богослужения!), то это, увы, провоцирует молодежь к недостойному поведению.

 

Тогда и появляется вот это мерзкое -- ФАРИСЕЙСТВО: выйти с ВАЖНЫМ видом из алтаря, потеснив прихожан, пройтись по храму, снова зайти в алтарь, закрыть двери и, считая алтарь чем-то вроде -- «своего помещения», продолжить шуточки или ещё что.

 

Кроме того, важна помощь и старших алтарников. Зрелый человек, верующий искренно, служит в алтаре, как я убеждаюсь постоянно, очень ответственно и благоговейно. И священнику действительно легче молиться, когда ему помогают такие люди. Так что молодые должны учиться у старших.

 

А священники, я думаю, должны быть внимательнее -- к тем мальчикам и юношам, которым предлагают помогать в алтаре. Не стоит, на мой взгляд, вводить в святая святых любого мальчика, попавшегося на глаза в церкви. Опасно это – как для порядка службы, так и для самого этого мальчика в будущем.

Человек должен БЛАГОГОВЕЙНО -- относиться к церкви, только тогда он МОЖЕТ быть -- достойным этой великой чести -- служить Богу!

 

– А есть примеры алтарников, которые вас радуют?

– Конечно, есть. Честно говоря, больше всего меня поразили не служители, а служительницы алтаря: старушки-девы, которые когда-то помогали в кафедральном соборе Вологды. Такому благоговению, с которым они относились к своему служению, я уверен, могут поучиться очень многие – и священнослужители в том числе. Это действительно пример служения Христу сердцем!

 

– Какой совет вы бы дали молодым, помогающим в алтаре?

– Не я, а апостол Павел дает совет: «Блюдите убо, како опасно ходите» – «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые…» (Еф. 5: 15).

 

Почему многие батюшки – НЕ ИМЕЮТ должного влияния на прихожан? Потому что сегодня прихожане – народ образованный, многие из них ИМЕЮТ -- среднее и высшее образование, многое знают, имеют хорошее воспитание, это не бабушки и не те неграмотные прихожане, что были в царское время – времена изменились – люди стали ДРУГИМИ.

 

И потому, чтобы завоевать у них -- Авторитет и уважение – священники должны быть ВЫШЕ -- на голову любого самого образованного прихожанина, должны многое -- знать, ДОЛЖНЫ иметь -- крепкую веру и ПРАВЕДНЫЙ образ жизни – только тогда наш народ будет из уважения -- слушаться таких пастырей и будет -- брать с них добрый пример!

 

Многие священники НАХОДЯТСЯ -- в гордости и самомнении! А всё потому, что их кругом ЧТУТ... А на самом деле они пред Богом -- никто! Оттого у духовенства и помрачение ума, что их Тщеславие -- СЪЕДАЕТ всю Благодать! И потому ожидает их большая скорбь!..

Многие священники -- не понимают, что только, тогда станешь -- хорошим священником, когда в твоём храме люди БУДУТ -- ХОРОШО молиться и искренно каяться! А если, народ молится -- ПЛОХО, нет в нём ревности -- о Господе, если народ -- Исповедуется ПЛОХО, не борется со своими грехами -- то это и есть истинное лицо -- равнодушного к людям и к Богу -- пастыря! Права поговорка: каков поп -- таков и приход!

Не место – красит человека, а человек – место! Забыли об этом многие наши -- священники, монахи и епископы.

Потому, сегодня вот, так и происходит, вышел человек из храма и ЗАБЫЛ -- обо всем, и священники для них не указ – сами священники в этом и виноваты. Надо серьезно заниматься – своим Самообразованием и Самовоспитанием и жить -- ПРАВЕДНО, ревностно заботиться -- о спасении людей, чтобы люди видели в священнике -- образ настоящего, истинного, православного христианина! И потому, начали – уважать и слушаться!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных