Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обучение на подгрупповых занятиях




На IV этапе коррекционно-педагогической работы кроме индивидуальных целесо­образно проводить подгрупповые занятия. Начинать заниматься с подгруппой детей можно тогда, когда у малышей имеется не­который запас сенсорных, двигательных или предметно-игровых умений.

Необходимо проводить подгрупповые за­нятия, направленные на развитие понима­ния речи и ориентировки в окружающем, на развитие подражания звукам и действи­ям взрослого. Это показы «сюжетных» иг­рушек в действии: появляющейся и убегаю­щей собачки, плавающей уточки, скачуще­го зайчика; это показ укачивания куклы, ук­ладывания куклы спать, кормления кошки (куклы, зайчика), катания игрушек на ло­шадке (машинке), катания игрушек с горки; показ игрушек и настенных картин, распо­ложенных в разных местах группового по­мещения. Проводятся игры, направленные на развитие движений и повышение двига­тельной активности детей: игры в мяч, игры с воздушным шариком, разбрасывание и собирание шаров, кубиков, кирпичиков.

Представленный методический матери­ал может служить основой для составления индивидуальной программы развития ре­бенка, воспитывающегося в условиях спе­циализированного учреждения.

Многолетние исследования и опыт по апробированию предлагаемого материала дают основание утверждать, что ранняя пе­дагогическая работа способствует коррек­ции и предупреждению вторичных нару­шений в развитии детей.

Литература

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977.

Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с деть­ми с церебральным параличом (доречевой пери­од). М.: Просвещение, 1989.

Дидактические игры и занятия с детьми ран­него возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985.

Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и заня­тия с детьми до 3 лет. Л.: Медицина, 1974.

Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Наруше­ние речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985.

Мастюкова Е.М. Коррекция речевых нару­шений // Л.О.Бадалян, Л.Т.Журба, О.В.Тимоши­на. Детские церебральные параличи. Киев: Здо­ровье, 1988.

Мастюкова Е.М. Физическое воспитание де­тей с церебральным параличом (младенческий, ранний и дошкольный возраст). М.: Просвеще­ние, 1991.

Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружаю­щим миром. М: Просвещение, 1987.

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспи­танию с детьми раннего возраста. М: Просвеще­ние, 1983.

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малы­ша. М.: Просвещение, 1996.

Психологические рекомендации по воспита­нию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах: Методические рекоменда­ции / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской, Д.И. Фельдштейн. М., 1986.

Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. Л.В.Дружининой. М.: Медицина, 1987.

Страховская В.Л., Ладыгина В.Е. Физическое воспитание недоношенных детей. М.: Медици­на, 1990.

Страковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. Л.: Медицина, 1991.

Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до од­ного года. М.: Медгиз, 1949.

Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психическо­го развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-пси­хического развития детей первых трех лет жизни. М., 1983.

Фрухт Э.Л. Программа воспитания детей в домах ребенка. М., 1987.

Фрухт Э.Л. Педагогическая работа в доме ребенка // Руководство для врачей домов ре­бенка / Под ред. Л.В.Дружининой. М.: Медици­на, 1987.

Юрко Г. П. Физическое воспитание детей в до­ме ребенка // Руководство для врачей домов ре­бенка / Под ред. Л.В. Дружининой. М.: Медици­на, 1987.


Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка

Методические рекомендации

ЮАРазенкова

Институт коррекционной подагогики РАО, Москва

ВВЕДЕНИЕ

Безотрадным социальным фактом по­следнего десятилетия является увеличе­ние количества детей, поступающих на попечение государства. По данным Дет­ского фонда, показатели социального си­ротства за 1995—1996 гг. возросли вдвое по сравнению с предыдущими годами. В настоящее время в домах ребенка России воспитывается более 20,5 тыс. детей, треть из них составляют малыши первого года жизни с различными отклонениями в раз­витии.

Многочисленные исследования свиде­тельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, который не может интерпретироваться как простое от­ставание в психическом развитии. Это яв­ление должно рассматриваться как много­уровневое, отражающее влияние неблаго­приятных социально-психологических фак­торов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной сис­темы, формирование психики и т.д.).

Экспериментальные данные убедитель­но доказывают, что для воспитанников до­мов ребенка с различными проблемами в развитии характерны в большей мере, чем для «домашних» детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание возбуж­дения над процессами торможения, труд­ности адаптации, значительное снижение психической активности, отставание в раз­витии познавательной деятельности, упло­щение эмоциональной сферы [1—6, 8]. В первые месяцы жизни последовательность и сроки формирования ориентировочных реакций, умений и навыков у детей дома ребенка с различными нарушениями в раз­витии и таких же детей, воспитывающихся в семье, как правило, не имеют существен­ных различий. Развитие детей в этот возра­стной период определяют не социально-психологические, а биологические факто­ры риска, такие, как выраженные наруше­ния мозгового кровообращения и ликворо-динамики. Однако уже к 3 мес. у детей дома ребенка нарастает отставание в развитии зрительных, слуховых реакций, эмоций и социального поведения. Одна из причин — ограниченность новых впечатлений и от­сутствие эмоционально насыщенного и личностно ориентированного общения со взрослым. Разница в темпе развития детей из дома ребенка и из семьи увеличивается к тому периоду, когда у детей должны актив­но развиваться общие движения (ползание, умение садиться, сидеть, вставать, стоять и переступать), подражание, первые пред­метные действия, лепет, подготовительные этапы понимания речи (уровень, соответст­вующий 7—8-му месяцу жизни нормально развивающегося ребенка). При этом темп развития большинства детей, воспитываю­щихся в семье, значительно ускоряется, в то время как у детей дома ребенка к этому периоду нарастает отставание в развитии.

В свою очередь, значительное отставание в развитии предпосылок понимания речи, в формировании лепета, подражания, пер­вых предметных действий и общих движе­ний приводит к тому, что становление всех взаимосвязанных с ними функциональных систем происходит только на втором-треть­ем году жизни.

В то же время чем раньше у воспитанни­ков домов ребенка диагностируется отста­вание в развитии и осуществляется необхо­димое коррекционно-развивающее воздей­ствие, тем меньше выражена степень отста­вания к концу первого года жизни и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа дает положительные результаты.

Таким образом, раннее коррекционное вмешательство (на первых месяцах жизни) может изменить весь ход психического раз­вития ребенка. Целенаправленное ком­плексное воздействие в условиях дома ре­бенка должно быть направлено на обогаще­ние эмоциональных и личностных контак­тов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разно­образном чувственном познании и исследо­вании предметного мира вокруг себя, на ре­ализацию потребности ребенка в доброже­лательном внимании со стороны взрослого, а позднее — в сотрудничестве с ним.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит медлен­нее, лучше освоит необходимые умения, ес­ли формировать их будут организованно, наиболее эффективными методами и при­емами, закрепляя полученные умения и на­выки в повседневной жизни. Для этого де­фектологу необходимо уметь составлять ин­дивидуальную программу развития кон­кретного ребенка.

Целью методических рекомендаций яв­ляется оказание помощи практическим ра­ботникам домов ребенка в разработке и со­ставлении индивидуальной программы раз­вития для каждого ребенка.

В методических рекомендациях пред­ставлены основные подходы к разработке различных программ — адаптационных, профилактических и коррекционно-разви­вающих, а также указания к построению индивидуальной программы. Выписки из истории развития детей с образцами кон­кретных программ помогут специалистам сделать первые шаги в выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных