Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Прекрасное, как основная категория классических эстетических учений. Судьбы категории прекрасного в неклассической и современной эстетике.




Эстетика - наука о красоте или наука об искусстве. Эстетика изучает и моменты за пределами искусства.

Строго говоря, все здание эстетической науки строится на единственной категории прекрасного.

Физика и метафизика красоты - абсолюты в нашей повседневной жизни: иначе не доходит. Красота для техне, прекрасные для абсолюта. Красота двойственна и проскальзывает между миром и техне.

Искусство - особая форма общественного сознания, отражение мира в виде художественных образов. НО! Не любой образ является художественным. Специфика искусства заключается в том, что всегда есть деление:

- материальное / духовное

- объект / субъект

- условное / реальное

ЕХ: опыт мыслительного эксперимента Бенвенуто Чиллини — контурные линии это реальная условность. Тень, уходящая в ракурс - это реальная условность, с помощью которой человек создает условную реальность.

Таким образом, художественный образ - реальная условность, с помощью которой создается условная реальность искусства.

(Мы слышим неслышимое, видим невидимо)

!!! Парадокс - принцип наоборотности - хочешь свет, пиши на фоне тьмы. Искусство в духовной жизни общества - художественное отражение, индивидуального обобщения.

 

Эстетика есть часть философии, а философия всегда эстетична. Красота существует, она слышима, видима и осязаема, где же здесь тогда метафизика, если мы говорим о материи. ^ за физикой должно быть что-то ещё.

Красота вещественна, но ее всегда не хватает, потихоньку отрастают метафизические хвосты.

Потому что существует ещё и красота безвещественного - красота, которая вызывает томление: «Господи, не сделай так, чтобы не было так красиво» Борхес

Красота в общем смысле не может быть видима, поэтому есть какая-то промежуточная ступень.

Та красота, которую мы всегда видим, она мимолетна, мгновенна, она разрушается, даже если мы не прикасаемся к ней и стараемся оберегать ^ красота требует усилий, потому что мысль сохраняется а красота разрушается в никуда.

Когда человек говорит о красоте, то это будто путь по лезвию бритвы - одно мгновение и все исчезло. Красота обладает всеми чертами метафизики. Эстетика - это философия о вечном.

 

Актуальность прекрасного: Актуальность и действенность прекрасного. Актуальность эстетического как такового. Эстетическое - прилагательное без существительного. Искусство всё время кем-то подхвачено и становится непонятно, где оно существует само по себе. ^

Кант это зафиксировал: - бескорыстное наслаждение

- удовольствие без практического интереса

- способность любования чистой видимостью

- способность наслаждения формой

- способность наслаждаться неутилитарной пользой

Когда человек покупает нетиражируемые художественные произведения. Товарный рынок породил способность просто полюбоваться в связанной форме эстетика проявляется в любой простой деятельности.

+ Кажущаяся неактуальность прекрасного:

1) Наблюдаем некоторое сужение сферы красоты = попытка подмены красивового безобразным (эстетика безобразного) - эстетизация порока.

2) Проявляется феномен кризиса выразительности. Рынок духовного производства -хорошего бывает немного, так как рынок переполнен.

Бодрийяр «Соблазн» - эстетическая прибавочная стоимость знака. Выбираем эстетически оформленный товар. Мы попали в ситуацию, когда стоимость товара ниже стоимости эстетики. Эстетическое как яд соблазна. Все остальные метафизические категории нетелесны и неосязаемы красота единственная

не только метафизична, но и физична. ^ Эстетическое начало приводит абсолюты бытия в нашу

повседневную жизнь.

Основной вопрос эстетика - отношение красоты и человека Предмет эстетика - эстетическое вообще

 

Круг вопрос о красоте:

1. Тайна прекрасного, красоты

2. Будет ли нечто прекрасным, если у него нет зрителя (т.е. природа красоты субъективна или объективна)

3. Ответственность человека за красоту и перед ней

4. Красота человека

5. А вкусах спорят?!

6. Можно ли устать от красоты

7. Рождается ли человек красивым

8. Мы выбираем эстетическое или оно выбирает нас

9. Мир в целом прекрасен или безобразен

10. Красота в природе

11. Как функции красоты сочетают с ее бездеятельностью и т.д.
Круг вопросов об искусстве:

Искусство - отражение жизни в художественных образах

1. Но кто кого отражает: искусство жизнь или мы искусство

2. Есть ли у искусства социальные функции; польза и искусство

3. Проблема авторства

4. Отличия признаки искусства и т.д.

Эстетика часто фиксирует антиномичность мира, поэтому она больше философична чем научна. Эстетические вопросы (как и философские) это вечные вопросы, они не говорят о повседневности.

Метафизичность (сверхъестественность) в философии и в прекрасном

Но в то же время красота вещная телесная (как она может быть метафизичной?)

Но за ее телесностью скрывается нечто еще, т.е. есть невидимая красота, красота как таковая

Красота требует усилий, она легко разрушима, но она всегда есть

Красота это тайна, она обладает всеми чертами абсолюта

Поэтому эстетика не наука, а философия, т.е. философия эстетичного

 

Жизнь человека иногда искусство жить: создание портрета окружающих людей. Эстетическая среда обитания.

S — Р (предмет посредник) — О

Человек переносит свою деятельность к цели, но чтобы добиться он действует и эта деятельность бескорыстна, (что-то сделано просто так) ^ 1-ое рождение эстетической человеческой природы

^ 2-ое рождение: удовольствие без практического интереса (Кант) - Эстетическое - это бескорыстное удовольствие, удовольствие без практического интереса, способность наслаждаться чистой формой, чистой видимостью.

Искусство уходит от культа и перестает паразитировать на древе культа. Кант: «искусство уже не культ, еще не рынок»

Здесь = чистая красота, рождение цивилизации. Мопассан «Бесполезная красота» -цивилизация дает женщине особый тип красоты. Это социальный аналог того, что писал Кант.

^ Следующее рождение: Хемингуэй, Соловьев. Взгляд трагического оптимизма, смотреть на мир и видеть в нем красоту. Когда Зап.Европы пережил школу трагического оптимизма и страшный опыт 20 века. ^ он наследует способность культурного историзма.

Начиная с постмодерна эстетизация философии осознанна и сонаправлена. Эстетика как философия - современная.

Картина мира не может быть в полной мере названа научной, м.б. она накладывается или теснит.

Современный мир сильно эстетизирован:

1) Общество потребления (необходимо выпускать красивые продукты)

2) Плата за эстетику > чем плата за товар

3) Власть соблазна (машина желания: жующие, сосущие, жаждущие машины)

Не спрос формирует предложение, а предложение спрос. Эстетизация власти и нашего внешнего мира.

Логика многосторонней комодификации (товаризации) - всё стало товаром

+ Существуют соц-экономические штрихи, которые говорят об эстетизации мы смотрим глазами киношника. Всё, что снято, формирует бытие, а бытие эстетично. «Не я смотрю на мир, а мне его показывают» (появляется рамка).

С одной стороны человек существо эстетическое, так как он стремится к красоте в доме, во внешности, везде.

С другой стороны человек может выбросить вещь, которая может принести пользу, но не выражает эстетической красоты.

 

15. Искусство и эстетика в 20-начале 21 века: основные тенденции развития и способы взаимодействия.

 

Физика и метафизика красоты - абсолюты в нашей повседневной жизни: иначе не доходит. Красота для техне, прекрасные для абсолюта. Красота двойственна и проскальзывает между миром и техне.

Искусство - особая форма общественного сознания, отражение мира в виде художественных образов. НО! Не любой образ является художественным. Специфика искусства заключается в том, что всегда есть деление:

- материальное / духовное

- объект / субъект

- условное / реальное

ЕХ: опыт мыслительного эксперимента Бенвенуто Чиллини — контурные линии это реальная условность. Тень, уходящая в ракурс - это реальная условность, с помощью которой человек создает условную реальность.

Таким образом, художественный образ - реальная условность, с помощью которой создается условная реальность искусства.

(Мы слышим неслышимое, видим невидимо)

!!! Парадокс - принцип наоборотности - хочешь свет, пиши на фоне тьмы. Искусство в духовной жизни общества - художественное отражение, индивидуального обобщения.

 

Жизнь человека иногда искусство жить: создание портрета окружающих людей. Эстетическая среда обитания.

S — P (предмет посредник) — О

Человек переносит свою деятельность к цели, но чтобы добиться он действует и эта деятельность бескорыстна, (что-то сделано просто так) ^ 1-ое рождение эстетической человеческой природы

^ 2-ое рождение: удовольствие без практического интереса (Кант) - Эстетическое - это бескорыстное удовольствие, удовольствие без практического интереса, способность наслаждаться чистой формой, чистой видимостью.

Искусство уходит от культа и перестает паразитировать на древе культа. Кант: «искусство уже не культ, еще не рынок»

Здесь = чистая красота, рождение цивилизации. Мопассан «Бесполезная красота» -цивилизация дает женщине особый тип красоты. Это социальный аналог того, что писал Кант.

^ Следующее рождение: Хемингуэй, Соловьев. Взгляд трагического оптимизма, смотреть на мир и видеть в нем красоту. Когда Зап.Европы пережил школу трагического оптимизма и страшный опыт 20 века. ^ он наследует способность культурного историзма.

Начиная с постмодерна эстетизация философии осознанна и сонаправлена. Эстетика как философия - современная.

Картина мира не может быть в полной мере названа научной, м.б. она накладывается или теснит.

Современный мир сильно эстетизирован:

4) Общество потребления (необходимо выпускать красивые продукты)

5) Плата за эстетику > чем плата за товар

6) Власть соблазна (машина желания: жующие, сосущие, жаждущие машины)

Не спрос формирует предложение, а предложение спрос. Эстетизация власти и нашего внешнего мира.

Логика многосторонней комодификации (товаризации) - всё стало товаром

+ Существуют соц-экономические штрихи, которые говорят об эстетизации мы смотрим глазами киношника. Всё, что снято, формирует бытие, а бытие эстетично. «Не я смотрю на мир, а мне его показывают» (появляется рамка).

Кантовские традиции — главный в искусстве воспринимающий субъект.

Искусство вырывает человека из природы, человек становится искусственным.

Появляется антифигуративность искусства - не на внешнее, а внутри. Оборотная сторона - (не) равнодушие к вещам. Даже если вещи, то все равно уход от изображения как такового. Вещь может что-то изображать, но это будет что-то ваше внутреннее.

ЕХ: Дюшан: композиция из вещей реальных.

От изобразительности в сторону выражения внутреннего мира зрителя.

 

Иногда искусство в прямом смысле превращено в мусор ^ но тебе дают возможность быть частью произведения, (линии, цвет, свет, краски) использование различных технических средств.

Логика от реализма к постреализму, абстракционизму, эклектизму, эклектике все во всем.

Если классика считает, что нужно исходить из идеала, то современность имеет Извращенные взаимоотношения между искусством и идеалом.

ЕХ: Адорно - тайна притягательности сериала. Все ругают, но все смотрят, так как жизнь не удовлетворяет человека в его настоящем, но он не хочет ничего менять и бежит в другую жизнь, которая чуть лучше.

Рефлексивыне моменты в искусстве:

1) В классике художественный образ - конечный образ бесконечного мира.

В современном искусстве бесконечный образ выражает конечный мир => Образ сначала а человек потом.

2) Расчеты с вечностью -¥ искусство обращено на вечность (чем больше эрозия, тем глубже тени). Современность создает артефакт - нарочно создают быстроисчезающие, мимоледные предметы.

3) Утрирование бескорыстности и бесконечности. ЕХ: закопали куб.

4) Быстротечность, демонстрация бесполезности, но расчет на вечность

Появляется массовая культура и массовое искусство—развитие культуры связано с развитием техники.

Все связано с логикой товарно-денежных отношений

С одной стороны человек существо эстетическое, так как он стремится к красоте в доме, во внешности, везде.

С другой стороны человек может выбросить вещь, которая может принести пользу, но не выражает эстетической красоты.

Об этом пишут все философы 20-21 вв: Адорно, Хайдеггер, Годский, Жижек, Гадамер

Современное искусство очень тесно затрагивает проблему авторства: Кто автор произведения? Только ли тот, кто его создал? Нет, зритель тоже становится автором, как только он вовлечен в процесс восприятия. Автор не навязывает своё произведение, он будто приглашает зрителя отправится с ним в путешествие по миру искусства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных