Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задание 7. Оценка земельных ресурсов муниципального образования




 

Общие положения

 

Земельные ресурсы, как составляющая национального богатства страны, подлежат оценке по следующим главным аспектам: как всеобщий пространственный базис; как средство производства в сельском и лесном хозяйстве; как эталон естественной ненарушенной природы; как кладовая минерального сырья; как база размещения объектов отдыха и оздоровления, что согласуется со статьей 12 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 N 78-ФЗ.

Посредством проведения оценки качества земель обеспечивается дифференцированный подход к налогообложению земельных участков. Заложенные в новой системе налогообложения принципы позволят с учетом реальной ценности земель более гибко перераспределять налоговое бремя между административно-территориальными образованиями, максимально пополняя бюджет.

Оценка земли, как составляющей национального богатства страны, представляет собой сопоставимый количественный и экономический расчет ее потребительских свойств и эколого-экономических эффектов использования при разном целевом назначении земельных участков.

Целевое назначение земельных участков определяется задачами выбора целесообразных направлений и способов землепользования для жизнеобеспечения населения. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации по целевому назначению на территории страны выделено семь категорий земель.

Ценность городских земель заключается в их возможности обеспечивать дополнительный доход, который возникает благодаря удобному местоположению относительно рынков ресурсов и продаж, а также благодаря инфраструктурному обустройству территории. Количественные показатели земельной ренты за счет освоенности территории возникают благодаря сокращению затрат на создание транспортной и инженерной инфраструктуры. Размер земельной ренты в населенных пунктах практически формируют и определяют четыре фактора: спрос, ограниченность, полезность и ликвидность земельных участков.

В недропользовании, где земельный участок выступает как кладовая минерального сырья, оценка объектов недропользования обусловливается следующими составляющими: сырьевая или функциональная ценность природного ресурса как продукта переработки и потребления; инженерно-геологические условия залегания природного ресурса; экономико-географическое положение участка недр. Параметры экономико-географического положения земельного участка объекта недропользования характеризуются факторами межрегионального, регионального и местного значения (плотность населения, близость и классификация транспортной и инженерной инфраструктуры). Оценка земельного участка недропользования, как элемента национального богатства страны, может формироваться с учетом следующих видов земельной ренты: межрегиональная и региональная рента, определяемая различиями в уровнях социально-экономического развития и природными особенностями отдельных частей территории; отраслевая рента, определяемая особенностями формирования рентного дохода по различным видам полезных ископаемых и в различных сегментах рынка недвижимости; локальная рента, связанная с факторами местоположения земельного участка относительно системы расселения, промышленных узлов, особо охраняемых территорий; инфраструктурная рента, определяемая уровнем развития инженерно-транспортной инфраструктуры и интенсивностью ее использования.

Показатели ценности земельных участков несельскохозяйственного назначения за пределами границ поселений, как пространственного базиса для объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения, определяются величиной ренты, которая создается за счет местоположения, обустройства и функционального использования соответствующего земельного участка.

Ценность земельных участков объектов отдыха, оздоровления и эталонов ненарушенной природы определяется суммарным экономическим, экологическим и социальным эффектами, получаемыми от их соответствующего использования.

 

Порядок выполнения

 

На территории муниципальных образований Московской области проведен анализ использования земель в разрезе категорий, угодий, землевладельцев и землепользователей. На всю территорию муниципальных образований составлена ведомость контуров угодий и земельных участков с указанием площади, вида угодья, правообладателя земельного участка, а также кадастровой стоимости каждого земельного участка в расчете на 1 га (приложение 18, полностью прилагается в электронном виде).

По данным анализа подготовлен план земель муниципальных образований по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям в масштабе 1:10000 (рис. 13, прилагается в оцифрованном виде).

На основе представленных исходных материалов необходимо дать оценку качества земель каждому контуру угодий в форме таблицы 7.1.

При этом необходимо учитывать, что отнесение земельного участка к той или иной группе земель различного качества производится по заранее установленной градации (приложение 17). Пороговые значения установлены в разрезе каждой категории, исходя из среднестатистических показателях кадастровой стоимости земель в целом по Московской области.

Далее необходимо составить группы земель с различной оценкой, в основу которой войдет показатель кадастровой стоимости земельного участка в расчете на 1 га, в разрезе категорий земель (табл. 7.2), угодий (табл. 7.3), землевладений и землепользований (табл. 7.4), форм собственности (табл. 7.5).

 

 

Таблица 7.1 – Оценка качества земельных участков муниципального образования «Городское поселение Большие Вяземы»

№ контура Собственник (пользователь) земельного участка Площадь (га) Категория земель Вид использования земель Кадастровая стоимость, тыс. руб/га Уровень оценки земель
  ФГУ "Звенигородский мехлесхоз" 201,7 лесного фонда лесные земли 4,3 Средний
  ФГУ "Звенигородский мехлесхоз" 0,3 лесного фонда лесные земли (вырубки) 4,3 Средний
  ФГУ "Звенигородский мехлесхоз" 1,0 лесного фонда нелесные земли 4,3 Средний
   
  р.п. Бол. Вяземы 1,8 населенных пунктов сенокос 3277,7 Ниже среднего
ИТОГО 2342,8 *** *** *** Средний

 

Таблица 7.2 - Формирование групп земель с различной оценкой качества в разрезе категорий земель, га

№ п/п Категории земель Общая площадь Оценка земель
Выше среднего Среднее качество Ниже среднего
  Земли с-х назначения 503,3 8,1 1,3 -
  Земли населенных пунктов 445,8 69,6 119,4 10,1
  Земли промышленности, транспорта и иного назначения 261,6 - 0,8 83,4
  Земли особо охраняемых территорий и объектов 45,5 - 0,9 -
  Земли лесного фонда 1086,6 8,1 1,3 -
  Земли водного фонда - - - -
  Земли запаса - - - -
Итого 2342,8   547,5 1560,0

 

Таблица 7.3

Формирование групп земель с различной оценкой качества в разрезе

земельных угодий, га

№ п/п Земельные угодья Общая площадь Оценка земель
Выше среднего Среднее качество Ниже среднего
  Пашня 9,4 8,1 1,3 -
  Мног. насаждения (в т.ч. коллект. сады) 199,1 69,6 119,4 10,1
  Сенокосы 84,2 - 0,8 83,4
  Пастбища 0,9 - 0,9 -
Сельскохозяйственные угодья 261,0 - - 261,0
  Древесно-кустарник. растительность 33,6 - 4,0 29,6
  Под лесами, в т.ч. лесополосы 1035,0 - - 1035,0
  Под водными объектами - - - -
  Под дорогами 82,3 1,8 33,9 46,6
  Под застройкой 544,0 141,2 334,2 68,6
  Прочие земли, пустыри и т.д. 93,3 14,6 53,0 25,7
Итого 2342,8 235,3 547,5 1560,0

Таблица 7.4

Формирование групп земель с различной оценкой качества в разрезе

землевладений и землепользований, га

№ п/п Землевладения и землепользования Общая площадь Оценка земель
Выше среднего Среднее качество Ниже среднего
  Сельскохозяйственные товарищества и акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы 414,1 38,5 85,2 290,4
  Государственные сельскохозяйственные предприятия, научно-исследовательские учреждения 59,0 - - 59,0
  Коллективные сады, садовые товарищества 94,4 48,5 33,5 12,4
  КФХ, ЛПХ 4,1 2,8 1,3 -
  Иные хозяйства населения (огороды и т.д.) 1,9 0,1 - 1,8
  Жилая застройка 475,8 118,3 271,0 86,5
  Жилищно-коммунальные, промышленные организации 55,2 - 55,2 -
  Земли транспорта 49,9 - 28,3 21,6
  Общественно-деловая застройка (библиотеки, школы, детские сады, административные центры, кладбища и т.д.) 73,0 - 73,0 -
  Иные (незастроенные) земли населенных пунктов 28,5 - - 28,5
  Лесные хозяйства 1086,6 27,1 - 1059,5
  Водные объекты - - - -
  Прочие земли 0,3 - - 0,3
Итого 2342,8 235,3 547,5 1560,0

 

Таблица 7.5

Формирование групп земель с различной оценкой качества в разрезе форм собственности, га

№ п/п Категории земель Общая площадь Оценка земель
Выше среднего Среднее качество Ниже среднего
  Собственность юридических лиц 501,8 175,5 165,0 161,3
  Собственность физических лиц 46,1 - - 46,1
  Государственная и муниципальная собственность 1794,9 59,8 382,5 1352,6
Итого 2342,8 235,3 547,5 1560,0

По итогам составления таблиц 7.2-7.5 составляется чертеж использования земель муниципального образования, отображающий оценку качества земель в разрезе категорий земель.

Результатом исследования является определение оптимального режима землепользования на землях различного качества, а также необходимых организационно-территориальных мероприятий по улучшению и восстановлению земель на перспективу (табл. 7.6).

 

Таблица 7.6

Определение оптимального режима землепользования в муниципальном образовании в зависимости от качества земель

№ п/п Категории земель Оценка земель Оптимальный режим землепользования на перспективу, намечаемые организационно-территориальные мероприятия
  Земли сельскохозяйственного назначения Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  
  Земли населенных пунктов Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  
  Земли промышленности, транспорта и иного назначения Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  
  Земли особо охраняемых территорий и объектов Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  
  Земли лесного фонда Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  
  Земли водного фонда Выше среднего  
Среднее качество  
Ниже среднего  

При определении оптимального режима землепользования муниципального образования необходимо руководствоваться принципами и учитывать особенности рационального использования и охраны земель:

- изъятие особо ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного и водного фондов, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

- освоение неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, вовлечение их в активный сельскохозяйственный оборот посредством проведения культуртехнических работ, улучшения почвенного плодородия;

- интенсивное развитие поселений и промышленных объектов, увеличение плотности застройки в пределах их существующих границ, организация рационального использования земель в границах населенных пунктов и территорий отводов под промышленные объекты;

- восстановление и благоустройство рекреационных фондов, особо охраняемых территорий и объектов, более полное использование природного и экономического потенциала, сохраняя при этом окружающую среду для последующих поколений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных