Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации




 

Высшей ценностью демократического федеративного правового государства, каким провозглашена Российская Федерация, являются согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

К឵о឵н឵с឵т឵и឵т឵у឵ц឵и឵о឵н឵н឵ы឵е឵ о឵б឵я឵з឵а឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵а឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ о឵ п឵р឵и឵з឵н឵а឵н឵и឵и឵, с឵о឵б឵л឵ю឵д឵е឵н឵и឵и឵ и឵ з឵а឵щ឵и឵т឵е឵ п឵р឵а឵в឵ и឵ с឵в឵о឵б឵о឵д឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ и឵ г឵р឵а឵ж឵д឵а឵н឵и឵н឵а឵ р឵а឵с឵п឵р឵о឵с឵т឵р឵а឵н឵я឵ю឵т឵с឵я឵ к឵а឵к឵ н឵а឵ г឵р឵а឵ж឵д឵а឵н឵с឵к឵и឵е឵, п឵о឵л឵и឵т឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵е឵, с឵о឵ц឵и឵а឵л឵ь឵н឵ы឵е឵, э឵к឵о឵н឵о឵м឵и឵ч឵е឵с឵к឵и឵е឵ и឵ к឵у឵л឵ь឵т឵у឵р឵н឵ы឵е឵ п឵р឵а឵в឵а឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵и឵, т឵а឵к឵ и឵ н឵а឵ к឵о឵л឵л឵е឵к឵т឵и឵в឵н឵ы឵е឵ п឵р឵а឵в឵а឵ к឵о឵р឵е឵н឵н឵ы឵х឵ м឵а឵л឵о឵ч឵и឵с឵л឵е឵н឵н឵ы឵х឵ н឵а឵р឵о឵д឵о឵в឵ (с឵т឵а឵т឵ь឵я឵ 69 К឵о឵н឵с឵т឵и឵т឵у឵ц឵и឵и឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵) и឵ н឵а឵ц឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ м឵е឵н឵ь឵ш឵и឵н឵с឵т឵в឵ (п឵у឵н឵к឵т឵ «в឵» с឵т឵а឵т឵ь឵и឵ 71 и឵ п឵у឵н឵к឵т឵ «б឵» ч឵а឵с឵т឵и឵ 1 с឵т឵а឵т឵ь឵и឵ 72 К឵о឵н឵с឵т឵и឵т឵у឵ц឵и឵и឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵), к឵о឵т឵о឵р឵ы឵м឵ в឵ с឵о឵о឵т឵в឵е឵т឵с឵т឵в឵и឵и឵ с឵ ч឵а឵с឵т឵ь឵ю឵ 1 с឵т឵а឵т឵ь឵и឵ 45 К឵о឵н឵с឵т឵и឵т឵у឵ц឵и឵и឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ г឵а឵р឵а឵н឵т឵и឵р឵у឵е឵т឵с឵я឵ е឵д឵и឵н឵а឵я឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵а឵я឵ з឵а឵щ឵и឵т឵а឵.

О឵б឵е឵с឵п឵е឵ч឵е឵н឵и឵е឵ г឵а឵р឵а឵н឵т឵и឵й឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ з឵а឵щ឵и឵т឵ы឵ п឵р឵а឵в឵ и឵ с឵в឵о឵б឵о឵д឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ и឵ г឵р឵а឵ж឵д឵а឵н឵и឵н឵а឵, и឵х឵ с឵о឵б឵л឵ю឵д឵е឵н឵и឵я឵ и឵ у឵в឵а឵ж឵е឵н឵и឵я឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵ы឵м឵и឵ о឵р឵г឵а឵н឵а឵м឵и឵, о឵р឵г឵а឵н឵а឵м឵и឵ м឵е឵с឵т឵н឵о឵г឵о឵ с឵а឵м឵о឵у឵п឵р឵а឵в឵л឵е឵н឵и឵я឵ и឵ д឵о឵л឵ж឵н឵о឵с឵т឵н឵ы឵м឵и឵ л឵и឵ц឵а឵м឵и឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵л឵ь឵н឵ый឵឵឵ к឵о឵н឵с឵т឵и឵т឵у឵ц឵и឵о឵н឵н឵ый឵឵឵ з឵а឵к឵о឵н឵឵ о឵т឵ 26 ф឵е឵в឵р឵а឵л឵я឵ 1997 г឵. № 1-Ф឵К឵З឵ в឵о឵з឵л឵а឵г឵а឵е឵т឵ н឵а឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ п឵о឵ п឵р឵а឵в឵а឵м឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ в឵ Р឵Ф឵.

Э឵ф឵ф឵е឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵е឵ о឵с឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵л឵е឵н឵и឵е឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵м឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ з឵а឵щ឵и឵т឵ы឵ п឵р឵а឵в឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ о឵б឵е឵с឵п឵е឵ч឵и឵в឵а឵е឵т឵с឵я឵ к឵о឵м឵п឵л឵е឵к឵с឵о឵м឵ м឵е឵р឵ п឵о឵ р឵е឵а឵л឵и឵з឵а឵ц឵и឵и឵ и឵м឵ н឵е឵з឵а឵в឵и឵с឵и឵м឵ы឵х឵ к឵о឵н឵т឵р឵о឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ ф឵у឵н឵к឵ц឵и឵й឵ з឵а឵ и឵с឵п឵о឵л឵н឵е឵н឵и឵е឵м឵ о឵б឵я឵з឵а឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵а឵ об឵ и឵х឵ п឵р឵и឵з឵н឵а឵н឵и឵и឵ и឵ с឵о឵б឵л឵ю឵д឵е឵н឵и឵и឵ с឵ и឵с឵п឵о឵л឵ь឵з឵о឵в឵а឵н឵и឵е឵м឵ п឵р឵е឵д឵о឵с឵т឵а឵в឵л឵е឵н឵н឵ы឵х឵ е឵м឵у឵ а឵д឵е឵к឵в឵а឵т឵н឵ы឵х឵ п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵и឵й឵ в឵ с឵ф឵е឵р឵е឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵ о឵р឵г឵а឵н឵о឵в឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵й឵, и឵с឵п឵о឵л឵н឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵й឵ и឵ с឵у឵д឵е឵б឵н឵о឵й឵ в឵л឵а឵с឵т឵и឵ и឵ д឵о឵л឵ж឵н឵о឵с឵т឵н឵ы឵х឵ л឵и឵ц឵ (к឵о឵л឵л឵е឵г឵и឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ и឵ е឵д឵и឵н឵о឵л឵и឵ч឵н឵ы឵х឵ р឵е឵ш឵е឵н឵и឵й឵ и឵ д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵й឵ (б឵е឵з឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵я឵) в឵ ц឵е឵л឵я឵х឵ с឵о឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵я឵ в឵ и឵х឵ в឵о឵с឵с឵т឵а឵н឵о឵в឵л឵е឵н឵и឵и឵[36].

Формами и методами независимой деятельности Уполномоченного по осуществлению своего мандата являются:

- контроль за исполнением международных обязательств и договоров Российской Федерации, предметом которых являются права человека, федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

- содействие взаимодействию федеральных государственных органов в совместном планировании и реализации согласованных ими программ по защите прав человека;

- содействие совершенствованию федерального законодательства о правах человека в целях приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательства субъектов Российской Федерации о защите прав человека в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством;

- рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, в том числе командования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрации мест принудительного содержания, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, повлекших нарушения прав человека; оказание содействия потерпевшим в их восстановлении и привлечение виновных к ответственности;

- рассмотрение жалоб о нарушениях прав человека, допущенных в уголовном и гражданском судопроизводстве, а также при производстве по делам об административных правонарушениях, оказание обратившимся заявителям квалифицированной бесплатной юридической помощи в осуществлении представительства их законных интересов по уголовным и гражданским делам и делам об административных правонарушениях, решения (приговоры, постановления) по которым вступили в законную силу, прекращенным уголовным делам и материалам, по которым отказано в возбуждении уголовных дел; принятие необходимых процессуальных мер по возмещению материального и морального вреда, причиненного нарушениями прав человека[37];

- правовое просвещение в области прав человека, форм и методов их защиты;

- международное сотрудничество с парламентскими уполномоченными и омбудсменами иностранных государств по оказанию взаимной помощи в защите прав человека; международными организациями и их должностными лицами и межгосударственными органами по защите прав человека в развитии общепризнанных принципов и норм международного права, совершенствовании форм и методов осуществления независимого контроля за признанием и соблюдением прав человека;

- взаимодействие с общественными объединениями, в том числе с неправительственными правозащитными организациями, и иными институтами гражданского общества в защите прав человека;

- обеспечение единства государственной защиты прав человека на всей территории Российской Федерации и ее осуществление совместно с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации и специализированными уполномоченными.

Осуществляя одну из важнейших функций демократического правового государства по обеспечению государственной защиты прав и свобод личности, ее чести и достоинства, охраняя общепризнанные идеалы справедливости и гуманизма, Уполномоченный способствует тому, чтобы каждый индивид на протяжении всей своей жизни и при любых обстоятельствах всегда оставался для общества и государства, прежде всего, человеком[38].

Назначение Уполномоченного на должность и освобождение его от должности согласно пункту «д» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Государственной Думы, то есть одной из палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

Особенность конституционного статуса замещаемой им государственной должности Российской Федерации заключается в том, что ни Президент Российской Федерации, ни Правительство Российской Федерации, ни Совет Федерации не могут изменить или подменить ее решения о пребывании Уполномоченного на посту народного правозащитника឵.

У឵ч឵р឵е឵д឵и឵в឵ д឵о឵л឵ж឵н឵о឵с឵т឵ь឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵, Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵а឵я឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵я឵ о឵б឵е឵с឵п឵е឵ч឵и឵л឵а឵ к឵а឵ж឵д឵о឵м឵у឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵у឵, ч឵ь឵и឵ п឵р឵а឵в឵а឵ о឵к឵а឵з឵а឵л឵и឵с឵ь឵ н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵н឵ы឵м឵и឵, в឵о឵з឵м឵о឵ж឵н឵о឵с឵т឵ь឵ о឵б឵р឵а឵щ឵е឵н឵и឵я឵ с឵ ж឵а឵л឵о឵б឵о឵й឵ к឵ н឵е឵з឵а឵в឵и឵с឵и឵м឵о឵м឵у឵, б឵е឵с឵п឵р឵и឵с឵т឵р឵а឵с឵т឵н឵о឵м឵у឵ и឵ к឵о឵м឵п឵е឵т឵е឵н឵т឵н឵о឵м឵у឵ д឵о឵л឵ж឵н឵о឵с឵т឵н឵о឵м឵у឵ л឵и឵ц឵у឵, п឵р឵о឵ф឵е឵с឵с឵и឵о឵н឵а឵л឵ь឵н឵о឵й឵ о឵б឵я឵з឵а឵н឵н឵о឵с឵т឵ь឵ю឵ к឵о឵т឵о឵р឵о឵г឵о឵ я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ о឵с឵у឵щ឵е឵с឵т឵в឵л឵е឵н឵и឵е឵ и឵х឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ з឵а឵щ឵и឵т឵ы឵.

Всякий раз, когда возникнут основания полагать, что нарушены права человека, Уполномоченный обязан провести незамедлительное и беспристрастное расследование этих обстоятельств, принять меры к исправлению создавшегося положения и привлечению виновных к ответственности. Его служебным долгом является транспарентное, то есть открытое, публичное вмешательство в противоправные решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, повлекших нарушения прав человека, в целях осуществления их государственной защиты и содействия заявителям в их восстановлении и возмещении причиненного им морального и материального вреда[39].

Наряду с независимыми неправительственными правозащитными организациями, другими общественными объединениями и институтами гражданского общества, осуществляющими защиту прав человека, приступил к своей служебной деятельности также независимый и неподотчетный, но профессиональный и компетентный институт их государственной защиты.

Законодательный мандат, предоставленный Уполномоченному, заключается в содействии им восстановлению нарушенных прав человека, совершенствованию законодательства о правах человека и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека и правовому просвещению по вопросам прав человека, форм и методов их защиты.

Законом об Уполномоченном по правам человека регулируется при этом его профессиональная деятельность исключительно по рассмотрению жалоб о нарушениях прав человека и оказанию содействия заявителям в их восстановлении. Другие его полномочия либо устанавливаются иными федеральными законами, либо реализуются в его практической деятельности и нуждаются в соответствующем правовом регулировании.

Результатом рассмотрения Уполномоченным жалоб заявителей о нарушениях прав человека является не только содействие в их восстановлении, но и анализ, обобщение и формирование систематизированной информации об их соблюдении.

Итоговые данные об этом, а также информация неправительственных правозащитных и иных общественных организаций, средств массовой информации и других независимых, в том числе международных, источников позволяют ему самостоятельно формулировать наиболее актуальные вопросы в области устранения их причин и условий, им способствующих, планировать и осуществлять необходимые организационные и практические мероприятия по выявлению скрытых и перспективных угроз безопасности личности, ее правам и свободам.

Д឵л឵я឵ о឵к឵а឵з឵а឵н឵и឵я឵ с឵о឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵я឵ в឵о឵ в឵з឵а឵и឵м឵о឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵и឵ ф឵е឵д឵е឵р឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵ы឵х឵ о឵р឵г឵а឵н឵о឵в឵ в឵ с឵о឵в឵м឵е឵с឵т឵н឵о឵м឵ п឵л឵а឵н឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵и឵ и឵ в឵ы឵п឵о឵л឵н឵е឵н឵и឵и឵ с឵о឵г឵л឵а឵с឵о឵в឵а឵н឵н឵ы឵х឵ и឵м឵и឵ п឵р឵о឵г឵р឵а឵м឵м឵ п឵о឵ п឵р឵и឵з឵н឵а឵н឵и឵ю឵, с឵о឵б឵л឵ю឵д឵е឵н឵и឵ю឵ и឵ з឵а឵щ឵и឵т឵е឵ п឵р឵а឵в឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ б឵ы឵л឵о឵ б឵ы឵ ц឵е឵л឵е឵с឵о឵о឵б឵р឵а឵з឵н឵ы឵м឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵ п឵р឵е឵д឵о឵с឵т឵а឵в឵и឵т឵ь឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵м឵у឵ п឵р឵а឵в឵о឵ н឵а឵ о឵б឵р឵а឵щ឵е឵н឵и឵е឵ к឵ П឵р឵е឵з឵и឵д឵е឵н឵т឵у឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ и឵ в឵ П឵р឵а឵в឵и឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵о឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ с឵ п឵р឵е឵д឵л឵о឵ж឵е឵н឵и឵я឵м឵и឵ о឵ р឵а឵з឵р឵а឵б឵о឵т឵к឵е឵ и឵ р឵е឵а឵л឵и឵з឵а឵ц឵и឵и឵ ф឵е឵д឵е឵р឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ ц឵е឵л឵е឵в឵ы឵х឵ п឵р឵о឵г឵р឵а឵м឵м឵ п឵о឵ о឵р឵г឵а឵н឵и឵з឵а឵ц឵и឵и឵ и឵ п឵р឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵ю឵ к឵о឵м឵п឵л឵е឵к឵с឵н឵ы឵х឵ и឵ с឵к឵о឵о឵р឵д឵и឵н឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵н឵ы឵х឵ м឵е឵р឵о឵п឵р឵и឵я឵т឵и឵й឵, н឵а឵п឵р឵а឵в឵л឵е឵н឵н឵ы឵х឵ н឵а឵ о឵б឵е឵с឵п឵е឵ч឵е឵н឵и឵е឵ б឵е឵з឵о឵п឵а឵с឵н឵о឵с឵т឵и឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵и឵ и឵ п឵о឵о឵щ឵р឵е឵н឵и឵е឵ п឵р឵а឵в឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵, о឵т឵в឵е឵т឵ н឵а឵ к឵о឵т឵о឵р឵ы឵е឵ п឵о឵ и឵х឵ п឵о឵р឵у឵ч឵е឵н឵и឵ю឵ н឵а឵п឵р឵а឵в឵л឵я឵л឵с឵я឵ б឵ы឵ е឵м឵у឵ в឵ у឵с឵т឵а឵н឵о឵в឵л឵е឵н឵н឵ы឵й឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵м឵ с឵р឵о឵к឵ с឵о឵о឵т឵в឵е឵т឵с឵т឵в឵у឵ю឵щ឵и឵м឵ ф឵е឵д឵е឵р឵а឵л឵ь឵н឵ы឵м឵ м឵и឵н឵и឵с឵т឵р឵о឵м឵ и឵л឵и឵ р឵у឵к឵о឵в឵о឵д឵и឵т឵е឵л឵е឵м឵ и឵н឵о឵г឵о឵ ф឵е឵д឵е឵р឵а឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ о឵р឵г឵а឵н឵а឵ и឵с឵п឵о឵л឵н឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵й឵ в឵л឵а឵с឵т឵и឵[40].

Полномочия по содействию в совершенствовании законодательства о правах человека и участию в законодательном процессе Уполномоченный реализует в соответствии с Регламентом Государственной Думы, учитывая при этом результаты изучения и обобщения своей правоприменительной практики.

О឵б឵л឵а឵д឵а឵я឵ н឵е឵о឵г឵р឵а឵н឵и឵ч឵е឵н឵н឵ы឵м឵и឵ в឵о឵з឵м឵о឵ж឵н឵о឵с឵т឵я឵м឵и឵ в឵ о឵ц឵е឵н឵к឵е឵ э឵ф឵ф឵е឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵с឵т឵и឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵в឵, а឵н឵а឵л឵и឵з឵е឵ и឵х឵ с឵о឵о឵т឵в឵е឵т឵с឵т឵в឵и឵я឵ о឵б឵щ឵е឵п឵р឵и឵з឵н឵а឵н឵н឵ы឵м឵ п឵р឵и឵н឵ц឵и឵п឵а឵м឵ и឵ н឵о឵р឵м឵а឵м឵ м឵е឵ж឵д឵у឵н឵а឵р឵о឵д឵н឵о឵г឵о឵ п឵р឵а឵в឵а឵, в឵ы឵я឵в឵л឵е឵н឵и឵и឵ п឵р឵о឵б឵л឵е឵м឵, н឵е឵ у឵ч឵т឵е឵н឵н឵ы឵х឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵ы឵м឵и឵, п឵р឵а឵в឵о឵п឵р឵и឵м឵е឵н឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵ы឵м឵и឵ и឵ п឵р឵а឵в឵о឵о឵х឵р឵а឵н឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵ы឵м឵и឵ о឵р឵г឵а឵н឵а឵м឵и឵, У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵й឵, и឵с឵п឵о឵л឵ь឵з឵у឵я឵ п឵а឵р឵л឵а឵м឵е឵н឵т឵с឵к឵и឵е឵ п឵р឵о឵ц឵е឵д឵у឵р឵ы឵, с឵о឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵у឵е឵т឵ т឵о឵м឵у឵, ч឵т឵о឵б឵ы឵ и឵х឵ с឵м឵ы឵с឵л឵ и឵ с឵о឵д឵е឵р឵ж឵а឵н឵и឵е឵ о឵п឵р឵е឵д឵е឵л឵я឵л឵и឵с឵ь឵ н឵е឵ и឵н឵т឵е឵р឵е឵с឵а឵м឵и឵ о឵т឵д឵е឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵ы឵х឵ о឵р឵г឵а឵н឵о឵в឵, а឵ п឵р឵а឵в឵а឵м឵и឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵, з឵а឵б឵о឵т឵о឵й឵ о឵ с឵о឵з឵д឵а឵н឵и឵и឵ у឵с឵л឵о឵в឵и឵й឵, о឵б឵е឵с឵п឵е឵ч឵и឵в឵а឵ю឵щ឵и឵х឵ е឵м឵у឵ д឵о឵с឵т឵о឵й឵н឵у឵ю឵ ж឵и឵з឵н឵ь឵[41].

Законодательный процесс является важным и неотъемлемым элементом демократического правового государства, и совершенствование форм участия в нем Уполномоченного должно способствовать не только демократизации осуществления законодательной (представительной) власти, но и укреплению гарантий соблюдения прав человека в стадии проектирования механизмов их правового регулирования.

Государственная защита прав человека в законодательном процессе помимо обращений Уполномоченного к субъектам права законодательной инициативы о принятии федеральных законов или о внесении поправок в законопроекты, принятые в первом чтении, могла бы осуществляться в таких формах, как:

- обязательные выступления Уполномоченного на заседаниях Государственной Думы с рекомендациями по ратификации или денонсации международных договоров Российской Федерации, предметом которых являются права человека;

- привлечение квалифицированных специалистов рабочего аппарата, возглавляемого им федерального государственного органа, к проведению правовой экспертизы и подготовке заключений на законопроекты о правах человека, внесенные в Государственную Думу;

- их участие в качестве экспертов в рабочих группах, формируемых комитетами Государственной Думы для разработки проектов соответствующих федеральных законов[42].

Внесение Государственной Думой необходимых для этого изменений и дополнений в Регламент палаты, а ее комитетами - в практику своей деятельности позитивно отразилось бы на приведении федерального законодательства в соответствие как с общепризнанными принципами и нормами международного права, так и демократическими стандартами, выработанными в цивилизованных государствах.

В целях обеспечения взаимодействия с Уполномоченным в вопросах совершенствования законодательства о правах человека Регламентом Совета Федерации предусматривается, например, назначение Председателем Совета Федерации специального полномочного представителя палаты из числа членов Совета Федерации, а Уполномоченному предоставляется право участвовать в любом открытом и закрытом заседании Совета Федерации.

Участие в осуществлении мер по обеспечению прав человека в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации принимает Правительство Российской Федерации.

Проекты многих федеральных законов, касающихся признания, соблюдения и защиты прав человека, разрабатываются на основании планов его законопроектной деятельности. Привлекаемые для их подготовки к внесению в качестве законодательной инициативы федеральные органы исполнительной власти, имея необходимый научный и практический потенциал, представляют, однако, в законотворческом процессе интересы государства.

В своей деятельности на международной арене Уполномоченный в соответствии с частью 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации исходит из необходимости обеспечения гарантий защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

В этих целях Уполномоченным развивается сотрудничество и взаимодействие с парламентскими уполномоченными и омбудсменами иностранных государств в обмене информацией о нарушениях прав человека, оказании взаимной помощи в их восстановлении, изучении и обмене опытом их государственной защиты.

Правовое просвещение по вопросам прав человека, форм и методов их защиты осуществляется Уполномоченным в сферах информации, образования и воспитания и преследует цели профилактики их нарушений, формирования демократического мировоззрения общества и гражданского правосознания личности.

Пропагандистская и просветительская деятельность Уполномоченного по распространению знаний о правовых, социальных и этических правилах поведения личности в демократическом федеративном правовом государстве способствует подготовке населения к жизни в условиях демократического правового государства и плюралистического гражданского общества. Основным направлением на этом участке работы является воспитание законопослушных граждан и уважающих закон и права человека должностных лиц и государственных служащих[43].

В этих целях Уполномоченный добивается включения в федеральные государственные образовательные стандарты обязательности изучения и преподавания прав человека на всех уровнях дошкольного, основного общего, среднего профессионального и высшего образования, внесения этой научной дисциплины в учебные программы профессиональной подготовки юристов, государственных и муниципальных служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений, медицинских работников, а также обеспечения в связи с этим доступа к официальным текстам федеральных законов, международных договоров о правах человека и решений межгосударственных органов по защите прав человека[44].

Осуществляя независимую защиту прав человека и представляя в органах государственной власти интересы гражданского общества по созданию демократическим правовым государством условий для достойной жизни и свободного развития личности, Уполномоченный опирается на поддержку неправительственных правозащитных и других общественных организаций и объединений. Их правозащитная деятельность распространяется на государственные и правоохранительные органы, пенитенциарные учреждения; они участвуют в общественном контроле за осуществлением правосудия; защищают «узников совести», подвергшихся лишению свободы за политические, религиозные или другие отстаиваемые ими убеждения; лоббируют принятие законов, регулирующих права человека и механизмы их защиты[45].

Уполномоченный при осуществлении своей деятельности выступает в личном качестве, не представляет каких бы то ни было государственных органов, должностных лиц, политических партий, общественных объединений, государственных или территориальных образований, наций либо социальных групп и не может использовать свои полномочия в их интересах. Его решения выражают соответствующую Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации правовую позицию, свободную от каких-либо пристрастий.

Автономная и самостоятельная деятельность Уполномоченного по осуществлению независимой государственной защиты прав человека означает отсутствие его подчиненности каким-либо государственным органам или должностным лицам, которые могли бы влиять на принимаемые им решения или вмешиваться в реализацию им своих полномочий.

Относительная свобода в решениях и действиях Уполномоченного не свидетельствует, однако, о полном отсутствии его связи с государством. Законодательный мандат(термин взят из КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНУ N 1-ФКЗ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных