Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обзор существующих писаний




 

Исследуемый нами отрезок времени мы разделим на три периода, которые историками называются по-разному.

1. Послеапостольский период (примерно 90-140 гг. от Р. Х.).

2. Период греческих апологетов (примерно 130-180 гг. от Р. Х.).

3. Ранний кафолический период (примерно 170-325 гг. от Р. Х.).

Эти даты приблизительны и условны, как и все другие даты до 325 г. в этой книге. Даты часто пересекаются, поскольку писа­тели и духовные лидеры одного периода уже заканчивали своё служение, в то время как писатели и духовные лидеры другого периода уже начинали своё служение.

Послеапостольский период охватывает собой поколение после смерти в 90-х годах от Р. Х. последнего из апостолов Иоанна. Лидеры этого периода начали своё служение фактически неза­долго до этой даты. Однако было бы неверно думать о них, как о прямых продолжателях учения апостолов. Петр и Павел были казнены до 70 г. от Р. Х., вероятно, как и другие апостолы, кроме Иоанна. Их непосредственными учениками и сотрудниками были Варнава, Тимофей, Тит, Марк, а также духовные сыновья и младшие соработники Петра и Павла.

Приведем список существующих писаний послеапостольского периода

 

1. Послание Климента, епископа Римского.

2. Семь Посланий Игнатия, епископа Антиохийского.

3. Послание Поликарпа, епископа Смирнского.

4. Пастырь, написанный Ермой.

5. Отрывки сочинений Папия, епископа Иерапольского.

6. Послание Варнавы.

7. Так называемое Учение 12 апостолов или Дидахе [10].

8. Апостольские Постановления.

9. Так называемое Второе Послание Климента, которое в действительности представляет собой проповедь, напи­санную неизвестным автором.

 

Авторов этих документов обычно называют Мужами апостольскими. Их творческая активность пришлась на период време­ни с 90 по 140 гг., а некоторые писания этой категории авто­ров датируются 150 г. Большей своей частью эти писания по­вторяют фразеологию и мысли Нового Завета и мало что предла­гают нового к библейскому учению.

В период жизни второго поколения после смерти Иоанна некоторые авторы написали работы, обращенные к неверую­щим, защищая и отстаивая христианство. Поскольку они писа­ли на греческом языке, их стали называть греческими апологе­тами. Творческая активность этих авторов приходится на период с 130 по 180 гг. Их самые ранние работы датируются примерно 150 г.

Вот авторы, чьи работы сохранились с того времени.

 

1. Маркиан Аристид.

2. Неизвестный автор Послания к Диогнету.

3. Иустин Флавий – самый влиятельный и известный гре­ческий апологет.

4. Татиан Сириец – ученик Иустина.

5. Мелитон, епископ Сардийский, от работ которого оста­лись только фрагменты.

6. Феофил – епископ Антиохийский.

7. Афинагор – насколько известно, Афинский[11].

 

Мы также располагаем некоторыми незначительными фрагментами работ других авторов. Многие письмена того вре­мени были утеряны.

Греческие апологеты, самым выдающимся из которых был Иустин, старались сделать христианство наиболее приемлемым для своих соотечественников-язычников. Для этого они, на­сколько это было возможно, соединяли христианское вероуче­ние с греческими философскими теориями, что неизбежно привело к "загрязнению" библейского учения. На этот счет сущест­вует следующее единогласное мнение богословов:

"Рационализм и морализм являются характерными чертами христианства, которое представляли апологеты... По своему со­держанию их богословие мало чем отличается от идеалистиче­ской философии их современников... Произнося суровое осуж­дение в адрес апологетов, необходимо помнить, что они были вынуждены каждую мысль в защиту христианства формулиро­вать на языке своих оппонентов... Однако их метод представ­ляет собой большую опасность. Со временем способ изложения неизбежно влияет и на содержание. В этом отношении апологе­ты дали плохой пример последующим поколениям"[12].

"Греческие апологеты..., являясь христианами из язычников и находясь под влиянием своего времени, склонялись к тому, чтобы приспособить христианскую истину к греческой филосо­фии... Приняв христианство как новую философию, они не смогли понять его подлинную ценность как религии спасения"[13].

Гарнак и Лоофс полагают, что апологеты полностью откло­нились от истинного христианского понимания Евангелия... осо­бенно в своем учении о Логосе... Необходимо согласиться с тем, что они объясняли христианство чаще всего философскими тер­минами. Для них не было четкого различия между философией и богословием, поэтому их представление об истине, в особенно­сти их учение о Логосе, страдает примесью греческой философ­ской мысли[14].

Авторы раннего кафолического периода основывали свои работы преимущественно на сочинениях апологетов. Мы называ­ем этот период "кафолическим", что в буквальном смысле в пе­реводе с греческого означает "всеобщий, универсальный"[15]. В это время зародилось и, частично, развилось систематическое богословие, которое дало определение всеобщему ортодоксальному христианству в отличие от различных ересей. Мы называем этот период "ранним кафолическим" в отличие от вселенского кафолического периода (325-787 гг.) – эпохи Вселенских Со­боров, начавшейся с Никейского Собора (325 г.), на котором церковные лидеры сформулировали и утвердили систему вероучения.

Мы можем классифицировать ведущих писателей раннего кафолического периода на три главные школы по географиче­скому признаку[16].

1. Малая Азия: а) Ириней, который был родом из Малой Азии, но в последствии стал епископом Лиона; б) Ипполит, ко­торый учился у Иринея, а позже сам, находясь в оппозиции к епископу Рима, служил в маленькой церкви в предместьях Рима.

2. Александрия: а) Климент, пресвитер местной церкви и руководитель богословской школы в Александрии; б) Ориген, пресвитер местной церкви в Александрии, который преподавал в школе Климента и впоследствии стал её руководителем. Ориген был отлучен от церкви епископом[17].

3. Северная Африка: а) Тертуллиан, пресвитер местной церкви в Карфагене, который отпал от Церкви и присоединился к монтанистам; б) Киприан, ученик Тертуллиана, а позже епи­скоп в Северной Африке.

Мы кратко рассмотрим работы некоторых других писателей этого периода, основное же внимание мы уделим наиболее вы­дающимся авторам, таким как Ириней, Тертуллиан и Ориген.

Здесь же мы обсудим вопрос, почему в этот период време­ни крещение совершалось во имя Иисуса и почему учение о единстве было таким распространненным среди простых людей. Мы также рассмотрим вероучение модалистов, в особенности таких его представителей, как Праксей, Ноэт и Савеллий. Модалисты утверждали абсолютное единство Бога и полноту Божества Иисуса Христа, отвергая идеи триединства. Мы попытаемся соотнести учение модалистов с современным учением о единстве.

Хотя арианское учение возникло в конце этого периода и в IV веке стало главным противовесом учению о триединстве, мы не станем анализировать арианство, ибо это потребовало бы от нас тщательнейшего обсуждения Никейского Собора и событий, последовавших за ним, что выходит за рамки нашего исследо­вания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных