Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творчість Олександра Довженка повоєнногоо періоду. Фільми «Мічуріи», «Прощавай, Америко!» та літературні сценарії.




ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956), сценарист, режиссер, актер.Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артистРСФСР (1950). Лауреат Ленинской премии. В 1957 Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя А.П.Довженко. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище. С 1926 — режиссер-постановщик на киностудиях Одессы, Киева, Москвы. В 1949-1951 и 1955-1956 — преподаватель ВГИКа.

Драма взаимоотношений человека с природой — вот определяющий мотив его творчества. Жизнь народа и жизнь природы связаны и взаимообусловлены. Ритмы социальной и естественной жизни неизменно соотнесены — отсюда и возникает последняя в кинематографе Довженко тенденция к удлинению кадра, опора на внутрикадровое (преимущественно природное) движение, что весьма нетипично для советского киноавангарда 20-х годов. Отсюда — и пафос его кинематографа. Все это в полной мере сказалось уже в первой авторской работе Довженко в кинематографе, куда он пришел из живописи (которой учился в Мюнхене), — кинопоэме «Звенигора» (1928). Однако полное подчинение силам природы поставило человека на край гибели, делая его бессильным перед лицом любой стихии — как естественной, так и исторической. Поэтому пиетет перед историческим прошлым у художника, как правило, отсутствует. История представляется ему цепью катастроф. Спасение же — в разгадке тайн природы, ее языка, в сотворчестве с ней — приобщение к вечности.

В 1934 году Довженко покидает Украину, спасаясь от волны репрессий против национальной интеллигенции, и находит в Москве приют и покровительство Сталина, намеревающегося сделать Довженко придворным художником. По его личному указанию Довженко создал миф гражданской войны в фильме «Щорс». Однако он так же пытался облагородить настоящее идеальным образом прошлого, как некогда в «Земле» — будущим. Драматичен образ главного героя — монументального богатыря, скрывающего от всех свои переживания. Именно в период работы над «Щорсом» сценарий Довженко из краткого монтажного плана превращается в самостоятельное литературное произведение, существующее параллельно с фильмом. Литературе отныне более всего доверяет Довженко самые сокровенные мысли и чувства, особенно после того, как жестокому разгрому Сталина подвергся сценарий «Украина в огне» (1943). Страх перед угрозой гибели целого народа, вновь обострившийся в те дни у Довженко, вызвал к жизни сценарий-плач о трагедии народа, брошенного в первые недели войны на произвол судьбы равнодушным государством. Дальнейшие кинематографические замыслы Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как это произошло с замечательно поэтичной «Жизнью в цвету» (1946-47), превращенной в канонический историко-биографический опус «Мичурин» (1949). Отклонив предложение америкацев работать за границей, великий ботаник Мичурин продолжает опыты в трудных условиях России — его идеи враждебны царскому правительству, церкви и идеалистической науке. Смелого преобразователя природы вдохновляет только поддержка ученых, он трудится без устали (название первого варианта фильма — «Жизнь в цвету»). После Октябрьской революции маленький мичуринский сад в городе Козлове становится первым государственным питомником. Первая роль в кино Григория Белова (И.В. Мичурин). В политическом памфлете «Прощай, Америка!» Довженко выступает в качестве сооавтора сценария, в основе которого (последней незаконченной режиссерской работы Довженко) лежит книга 1949 года американской журналистки Бекар «Правда об американских дипломатах», разоблачающая нравы в американском посольстве в Москве. Режиссер снял примерно треть фильма: сцены в посольстве. Неожиданно съемки были прекращены. Отсняли 6 частей и 2 части проб (Полицеймако, Ушакова, Андрей Попов). Восемь лет материал лежал на «Мосфильме». Реставрированный вариант с комментарием Юренева впервые был показан в Киноцентре 12.01.1996, затем — в программе «Панорама» на МКФ в Берлине-96, где и состоялась мировая премьера фильма. В последние годы жизни основное внимание Довженко уделяет работе над эпохальным замыслом национального романа «Золотые ворота». Но этот замысел не был завершен, и место подобного произведения в украинской литературе не занято до сих пор. Однако эта работа дала толчок к созданию сценария о строительстве Каховского водохранилища «Поэма о море» (1936), где внутренняя борьба Довженко с самим собой достигает предельной и неразрешимой остроты: идеал и реальность взаимно отторгают друг друга. И накануне первого съемочного дня Довженко умер в Москве, так и не получив разрешения вернуться на воспетую и оплаканную им Украину. Послевоенные работы А.Довженко: 1948 МИЧУРИН - режиссер, автор сценария; 1958 ПОЭМА О МОРЕ - автор сценария; 1960 ПОВЕСТЬ ПЛАМЕННЫХ ЛЕТ - автор сценария, 1964 ЗАЧАРОВАННАЯ ДЕСНА - автор сценария (последние три фильма сняты после смерти А.Довженко).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных