Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Становление итальянского неореализма




1947-1948 г. Наступает новый период развития кино. Это неореализм, он расцвёл и дал плоды, как всё естественное в природе. Неореализм – одно из самых свежих веяний в искусстве второй половины нашего века. Неореализм оказывается изолированным, но остаётся исключительным, ярким явлением в искусстве, на него всё более стали оказывать влияние тенденции к реставрации старого. Неореализм стал самым значительным явлением в итальянской художественной культуре 40-50х гг. Возник на стыке двух тенденций: эстетической – обновление киноязыка после муссолиниевской эпохи в итальянском кино, близкой по своему стилю к соцреализму, - и политической – очищение от тоталитарной идеологии и необходимости рассказать о реальных социальных проблемах простых итальянцев. Возникнув на волне Сопротивления, в обстановке подъёма демократического движения, неореализм объединил самых разных кинематографистов, в первую очередь молодых, дебютантов, единых в ненависти к фашизму. Итальянские фильмы ставят своей задачей раскрыть человека, показать его недостатки и участвовать в искоренении этих недостатков, всё это раздражает сторонников «порядка». Режиссёры-неореалисты строго следовали правде жизни, они забыли про старые штампы, театральщину, примитивный юмор и любовные истории. Манифестом нового итальянского кино стал фильм Роберто Росселлини «Рим – открытый город», пронизанный духом антифашистского единства и пафосом художественного открытия реальной Италии. Первые фильмы неореализма черпали сюжеты образы в движении Сопротивления («Пайза» Росселлини, «Солнце ещё всходит» Вергано). Ещё одна категория фильмов рассказывала о проблемах безработицы, нищеты, социальной несправедливости и послевоенной разрухи («Рим, 11 часов» Дж. Де Сантиса, «Земля дрожит» Висконти и др.). Те же проблемы ставились и в неореалистических комедиях («Полицейский воры» Стено и М.Моничелли, «Два гроша надежды» Р.Кастеллани, в сатирической киносказке «Чудо в Милане» де Сики). Но типичные бытовые и даже трагические мотивы получали в них оптимистическое звучание, в духе жизнеутверждающих традиций народного искусства. Неореализм произвёл подлинную революцию в итальянском киноискусстве. На экраны Италии хлынула настоящая жизнь. Впервые трудящиеся массы узнавали в киногероях себя, в их проблемах – свои проблемы, увидели страшную правду: голод, безработицу, нищету, а вместо рекламных итальянских пейзажей – трущобы бедняцких кварталов. Провозгласив принцип достоверности, кинокамера вышла из павильонов на площади, улицы, разрушенных войной городов, на пыльные, выжженные солнцем дороги и устремила свой объектив на окружающую жизнь, на простых, ничем не примечательных людей, — главным действующим лицом фильма, согласно лозунгу Дзаваттини, мог и должен был стать любой итальянец, человек с конкретным именем и фамилией, «взятый наугад из телефонной книги». Непрофессиональных исполнителей находили чаще всего в той среде, в том месте, где происходило действие фильма. Отпала необходимость в «придуманной истории», — в основе произведения чаще всего лежало какой-нибудь истинное событие, факт газетной хроники (например, кража велосипеда у расклейщика афиш; обвал лестницы в доме, куда пришли по объявлению безработные девушки, и т.д.) или, во всяком случае, факт, событие, максимально приближенные к подлинной действительности. В диалогах широко использовался народный разговорный язык, часто - местный диалект; нередко диалоги носили импровизированный характер, «сочинялись» самими непрофессиональными исполнителями в ходе съемок, чтобы фильм был понятен всем зрителям, за кадром звучал голос диктора, а позднее был создан прокатный вариант фильма, частично даже дублированный на итальянский язык. Вообще, закадровый голос, во многих неореалистических фильмах, имел огромное значение - невидимый диктор (часто сам режиссер или писатель — один из авторов сценария) как бы пояснял, обобщал действие. Камера свободно перемещается в пространстве, вместо жёсткого сценария – полуэкспромты, сюжет строится как набор сцен, соединённых между собой с помощью резкого монтажа, большое значение придавалось подробному, вплоть до мельчайших деталей, изображению повседневности, но не меньшую роль играл и общий фон действия - каждый персонаж был показан в конкретной, привычной, свойственной ему обстановке. Вообще совмещение принципов игрового и документального кино – черта, впервые возведённая в эстетический принцип именно неореалистами (до них такое применялось, но не было программным), освещение ставилось, как в голливудских съёмках (яркое нормативное, даже если действие происходило вечером при свечах). Изобразительное решение фильмов отличалось строгостью, даже суровостью - ни режиссеры, ни операторы не поддавались соблазну показать природные красоты и величественные архитектурно-исторические памятники Италии. Опереточная, пейзанская Италия, где все поют и играют на мандолине, все красивы и веселы, - это набившее оскомину «туристическое» изображение страны было надолго изгнано с экрана.

«Никакой уступки красивости!» - стало лозунгом кино, и в результате такого «перехлеста», хотя и вполне объяснимого, неореалистические фильмы рисовали свою страну весьма непривычно. Впервые зарубежные зрители, да и сами итальянцы, увидели на экране подлинное лицо Италии, разрушенной, опустошенной войной, повседневную, будничную жизнь рабочих окраин, нищих деревень, поселков бездомных. Почти все неореалистические ленты не случайно (не только из-за бедности) черно-белые (исключения, как «Чувство» Висконти или «Дни любви» Де Сантиса, были редки). Словом, стремление достигнуть максимальной жизненности, правдивости, естественности самыми простыми, скупыми средствами было отличительной чертой неореалистических лент, придавало им документальную достоверность и вместе с тем непосредственность и свежесть. Джузеппе Де Сантис, один из «отцов» неореализма, допускал и «выдуманный сюжет», и вымысел, и увлекательную интригу. Почти все его ранние фильмы построены на детективной основе. При всём разнообразии творческих стилей, мировоззрения, культурного и политического опыта, режиссёрам было свойственно то общее, что делало их неореалистами: правдивое воссоздание современной действительности, антибуржуазная направленность, интерес к народной жизни, судьбе простого человека, документализм.

Неореализм произвёл революцию не только в тематике и поэтике итальянских картин, но и в манере актёрской игры. С этого времени ведёт свою историю современная школа киноактёра, отличающаяся естественной и эмоциональной манерой исполнения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных