Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДЕЛОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ




 

Всевышний Аллах создал людей в равной степени зависимыми друг от друга. Нет человека, который бы мог обладать всем тем, что ему необходимо. Один человек имеет излишки того, что нужно другим, у других есть то, что нужно ему. Аллах сделал так, чтобы люди занимались выгодным для себя взаимообменом товаров и вещей посредством покупки и продаж. Все это необходимо для поддержания производства и процветания жизни.

Различные виды сделок и обменов товара были распространены у арабов на заре миссии Пророка, который одобрил и утвердил законность тех из них, что соответствовали принципам шариата, и осудил, запретив, то, что не соответствовало этим принципам. Запреты коснулись тех дел, что ведут к греху, гарар1, эксплуатации, попранию прав одной из сторон сделки и тому подобному.

1. Гарар - неоправданный или чрезмерный риск, возникающий из-за случайного или умышленного искажения сути или даже формы контракта.

 

Недопустимо продавать запретные товары

Любая деятельность, ведущая к греху или преследующая греховную выгоду, пресекается Исламом. Это касается любых торговых сделок, например со свининой, алкоголем и другими запретными пищевыми продуктами, а также такими предметами, как идолы, кресты, статуи и тому подобные. Разрешение торговать данными видами товаров предполагает распространение греховной продукции, что недопустимо и запретно. Поэтому Пророк (Мир ему) сказал: "Воистину, Аллах и Его Посланник запретили продажу опьяняющих напитков, мертвечины, свинины и идолов"1, а также: "Воистину, что касается того, что запретил Аллах, то Он также запрещает использовать то, что было за эти предметы оплачено (цену)" 2.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Ахмадом и Абу Даудом.

 

 

Сделки – гарар

В любой торговой сделке имеются свои недочеты, будь то по причине отсутствия полной информации о товаре, или осуществление сделки при отсутствии товара (например, продажа не выловленной рыбы), или ущемление интереса одного из партнеров. Поэтому Пророк (Мир ему) запретил подобного рода сделки.

Такие запретные сделки, как продажа будущего потомства от быка, или еще не рожденного верблюжонка, или непойманной птицы и рыбы, в шариате называются – гарар3 (отсутствие определенности товара на момент заключения сделки).

3. Об этом можно прочесть в сборнике "Сахих аль-Муслим".

 

Во время Пророка (Мир ему) люди заключали между собой сделки на продажу и покупку еще не поспевшего урожая. И часто возникала ситуация, когда после заключения такой сделки в результате непогоды погибал урожай, что порождало конфликт между покупателем и продавцом. Поэтому Пророк (Мир ему) запретил продажу урожая до того, как он поспеет1, или должны быть оговорены условия форс-мажорных обстоятельств. Подобным же образом он запретил продажу колосьев зерновых культур до их созревания и без предоставления гарантии в случае их порчи2, сказав: "А если Аллах не уродит плод, то как вы можете взять плату у своего брата?!" 3.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Муслимом.

3. Передано аль-Бухари и другими.

 

Однако не всякий гарар запретен, так как в некоторых сделках практически невозможно исключить элементы гарара, как, например, при покупке дома, в котором невозможно определить внутреннее состояние его фундамента и стен. Но сделки с непристойным гараром, которые приводят к конфликтам и спорам или незаконному приобретению чужого имущества, являются запретными.

Если вероятность неопределенности (гарар) мала, сделка не запрещена. Обычно это касается общепринятых способов реализации, например, разрешается продавать несобранный урожай корнеплодов типа моркови, лука, редиса и тому подобных. По мнению имама Малика, все подобные сделки по продаже товаров первой необходимости, при которых элементы гарара минимальны, разрешены1.

1. В "Аль-Каваид ан-Нурания" на с.118 Ибн Таймийа пишет: "Принцип, заложенный имамом Маликом в отношении сделок по продаже, более компетентен, так как он взят у Саида Ибн аль-Мусаиба, являющегося ведущим специалистом в вопросах фикха по торговым сделкам". Мазхаб имама Ахмада близок к мнению Малика.

 

Манипуляция ценами

Ислам отдает предпочтение свободному рынку, в котором спрос рождает предложение. Однажды, когда во времена Пророка (Мир ему) поднялись цены, то люди обратились к нему: "О Посланник Аллаха! Сделай, чтоб цены были фиксированными ". На это он ответил: "Воистину, Аллах - фиксирующий цены. Он Берущий, Дающий и Обеспечивающий, и я надеюсь, что, когда встречу Аллаха, никто из вас не предъявит мне иск в том, что я ущемил чье–либо право (по крови и имуществу)" 2.

2. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ат-Тирмизи, Ибн Маджой, ад-Дарими, Абу Яла.

 

Этими словами Пророк Ислама (Мир ему) объявил, что вмешательство в свободу действия личности является нарушением ее прав, с чем нельзя представать пред Аллахом.

Однако, когда некоторые предприниматели пытаются монополизировать рынок, манипулируя ценами, учитывается, что интересы общества выше интереса отдельных личностей, и разрешается фиксация цен (в рамках имеющихся правил и принципов), дабы огородить интересы общества от алчных коммерсантов.

Исходя из выше приведенного хадиса, фиксация цены недопустима, если нет угрозы нанесения ущерба или притеснения для членов общества. Ученые правоведы установили, что фиксация цен в одном случае может быть несправедливой и запретной, а в другом - может быть справедливой и разрешенной.

Если контроль над ценами вынуждает людей продавать свои товары по цене, неприемлемой для них, лишая их разрешенной Аллахом выгоды, это считается запретным (харамом). Если же, с другой стороны, контроль над ценами призван установить справедливость среди людей, например принуждая продавцов торговать по цене, равной той, что установлена на эквивалентные товары1 и, таким образом сдерживая их от получения сверхприбыли, в таком случае контроль дозволен и необходим.

1. Устанавливается цена на рыночной основе - на основе соотношения спроса и предложения.

 

Процитированный выше хадис относится к ситуации первого типа, когда люди продают товары естественным способом, без каких-либо манипуляций со своей стороны, а цена возрастает из-за дефицита товара или же из-за роста населения (в данном случае действует закон спроса и предложения), дело обстоит таким образом, как было угодно Аллаху. В этих случаях требовать продажи товаров по фиксированной цене будет несправедливым принуждением.

В отношении второго типа ситуации, в случае, когда владельцы товара отказываются продавать свой товар (несмотря на то, что люди нуждаются в нем), создавая искусственный дефицит, чтобы потом продать его по сверхреальной стоимости, необходимо принудить владельца товара продавать по цене, равной его эквиваленту. В данном случае контроль над ценами есть установление справедливости, предписанной Аллахом1.

1. Ибн Таймийа. "Рисалат-уль-Хисба", а также Ибн аль-Кайим "Ат-Турук аль-Хикмия".

 

Спекуляция

Несмотря на то что Ислам дает свободу в способах ведения торговли, включая рыночную конкуренцию, он в то же самое время сильно осуждает тех, кто рьяно устремляется удовлетворить свои материальные потребности, не гнушаясь приобретать огромные богатства за счет других, в ряде случаев в ущерб всему обществу.

Поэтому Пророк (Мир ему) осуждает спекуляцию, говоря: "Если кто-либо укрывает в течение сорока дней продукты питания (чтоб нажиться), того Аллах отвергнет"1.

Он также сказал: "Если кто-то припрятывает товары до повышения цен, он является грешником"2.

Термин "грешник" не может считаться легким порицанием, так как Всевышний Аллах употребляет этот термин в отношении известных тиранов:

"... Воистину, Фир'аун, Хаман и их воины были грешниками!" (Коран, 28:8).

Пророк (Мир ему) разъясняет отвратительную сущность спекулянта следующими словами: "Горе спекулянту, который, услышав об удешевлении, печалится, а от подорожания радуется"3.

И он говорит: "Предоставляющему (требуемый продукт) воздастся, а укрывающий будет проклят"4.

1. Передано Ахмадом, аль-Хакимом, Ибн Абу Шайбой, аль-Баззаром.

2. Передано Муслимом.

3. Ар-Рази упоминает этот хадис в своем сборнике.

4. Передано Ибн Маджой и аль-Хакимом.

Существует два способа получения прибыли. Один из них заключается в укрытии товара для создания искусственного дефицита, чтобы сильно нуждающиеся в этом товаре вынуждены были переплатить за него большую цену. За это действие полагается наказание. Другой способ состоит в том, что товара продается за приемлемую цену, затем приобретается новый, его реализуют и так далее. Такой способ торговли служит интересам общества, его благословляет Аллах, и воздастся тому, кто действует таким способом, о чем говорится в приведенном выше хадисе.

Очень важный хадис о спекуляции и манипуляции ценами был рассказан сподвижником Пророка (Мир ему) Маакалем Ибн Яссаром. Когда он был тяжело болен, его навестил Убайдулла Ибн Зияд (правитель династии Омейядов). Поинтересовавшись его здоровьем, Убайдулла спросил: "Известно ли тебе, чтобы я несправедливо пролил чью-то кровь?" Маакал ответил, что это ему неизвестно. Убайдулла вновь спросил его: "Тебе известно, что я регулировал цены товаров мусульман?" Тот также ответил, что нет, и попросил, чтобы ему помогли сесть, после чего сказал: "Слушай, о Убайдулла! Я расскажу тебе о том, что я не раз слышал от Посланника Аллаха (Мир ему). Я слышал, как Посланник Аллаха (Мир ему) говорил: "Кто вмешивается в ценообразование на товары мусульман, чтобы поднять цены, заслуживает того, чтобы Аллах посадил его в самое пекло ада в День Воскресения". "Ты это слышал от Посланника Аллаха (Мир ему)?" - спросил Убайдулла, на что Маакал ответил: "И не один раз!" 1.

 

1. Передано Ахмадом и ат-Табарани.

 

На основе вышеприведенных хадисов ученые сделали вывод, что запрет на спекуляцию обусловлен двумя вещами. Первое – это если она наносит вред населению страны. Второе – это если в ней преследуется цель завысить цены в целях личного обогащения.

 

Вмешательство в свободный рынок

Другим видом торговой сделки, запрещенной Пророком (Мир ему), является продажа товаров селян горожанами. Как поясняют ученые правоведы, это те случаи, когда селянин доставляет свою сельскохозяйственную продукцию для ее реализации в город по рыночной стоимости, а горожанин предлагает селянину отдать ему товар, чтобы продать его за большую цену. При этом, если бы селянин сам продавал свои товары, это было бы дешевле и от этого в конечном счете выиграли бы селяне, горожане и он сам.

Такого рода торговые отношения были распространенными в доисламский период. Анас говорит: "Продажа горожанином от лица селянина позже была запрещена, даже если они кровные братья".1 Из чего мы также узнаем, что для мусульман общественные интересы выше личных.

Пророк (Мир ему) сказал: "Горожанин не продает товар селянина. Оставьте людей, пусть Аллах сделает так, чтобы они обеспечивали друг друга"2.

В этом коротком высказывании Пророка (Мир ему): "Оставьте людей, пусть Аллах сделает так, чтобы они обеспечивали друг друга" - заложен важный принцип торговли, а именно тот, что свободное ценообразование на рынке товаров должно происходить без чьего-либо вмешательства.

Когда Ибн Аббаса спросили, что имелось в виду под словами: "Горожанин не продает товар селянина", - он ответил: "Городской житель не должен быть его посредником"3.

1. Передано аль-Бухари и Муслимом.

2. Передано Муслимом.

3. Передано аль-Бухари.

 

Было бы хорошо, если бы горожанин проинформировал селянина и дал ему дельные советы по продаже товара и при этом не взял бы никакого вознаграждения, чтобы этот совет был дан ради Аллаха, так как совет есть часть религии и даже более того. Как утверждается в хадисе, "религия есть совет"1. В другом хадисе говорится: "Если ваш брат спросит у вас совета, то дайте ему совет"2.

1. Передано Муслимом.

2. Передано Ахмадом.

 

Что же касается посредника (маклера) в таких делах, то в большинстве случаев он ради получения своего вознаграждения забывает об общественных интересах.

 

Разрешенное маклерство

В других случаях в посредничестве нет ничего предосудительного, поскольку оно является одним из связующих звеньев между покупателем и продавцом, что во многих случаях облегчает совершение сделки.

В настоящее время услуги посредников стали более востребованы, чем в прошлом, вследствие усложнения торговых и коммерческих отношений, включающих разные виды экспортных и импортных операций, а также оптовую и розничную закупку и продажу. Посредники играют весьма важную роль в расширении товарооборота. Следовательно, вполне объяснимым является тот факт, что посредники за оказанные услуги берут комиссионные, которые представляют собой фиксированную сумму денег, пропорциональную объему продажи, или же устанавливаются по согласованию сторон.

В сборнике аль-Бухари говорится: Ибн Серин, Ата, Ибрахим и аль-Хасан не видели ничего предосудительного в получении комиссионных за посредничество. Ибн Аббас говорил: "Нет ничего плохого в том, если кто-то предложит другому: "Продай эту одежду, и то, что ты выручишь сверх такой-то цены, будет твоим". А Ибн Серин сказал: «Когда один другому предложил: "Продай это за такую-то цену, а прибыль возьми себе (или разделим ее между собой)", Пророк (Мир ему) сказал: "Мусульмане не отходят от (оговоренных) своих условий"»1.

1. Этот хадис сообщен аль-Бухари со слов ряда рассказчиков. Его пересказали Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким и другие.

 

 

Несправедливость и мошенничество в торговле

Чтобы предотвратить манипуляцию рыночными ценами, Пророк (Мир ему) также запретил наджаш (набивать цену)2. Ибн Умар разъяснил, что наджаш означает такое поведение, когда покупатель предлагает купить продукт за цену, значительно большую его себестоимости, но не для того, чтобы купить его самому, а для того, чтобы купили другие. Зачастую это делается в сговоре с продавцом и таким образом совершается мошенничество.

2. Передано аль-Бухари и Муслимом.

 

Для того, чтобы предотвратить несправедливость и мошенничество при сделке, Пророк (Мир ему) запретил предлагать товар до прибытия на рынок (не сравнив его с рыночной стоимостью)1. Причина подобного запрета состоит в том, что базар, где цены определяются согласно спросу и предложению, является лучшим местом для заключения сделок. Если кто-либо перекупает у кого-то товар на его пути к базару, то может случиться так, что продавец, не зная установившейся на рынке цены на его товар, будет обманут. Поэтому Пророк (Мир ему) также дал право продавцу расторгнуть подобную сделку, после того как он узнает реальную цену на базаре2.

1. Передано Муслимом, Ахмадом и Ибн Маджой.

2. Передано Муслимом.

 

Кто нас обманывает, тот не из нас

Ислам запрещает любой вид мошенничества и обмана, будь то в торговле или в любой другой сфере. Мусульманин должен быть правдивым во всех делах, для него его вера должна быть превыше любых мирских соблазнов. Пророк (Мир ему) сказал: "Покупатель и продавец остаются свободными в своем выборе (они могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя) до тех пор, пока они не расстались друг с другом. И если они оба были правдивы и разъясняли необходимое (продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель – на условия и сроки оплаты), сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то их сделка лишится благословения"1.

Он также говорил: "Недопустимо продавать товар, не дав о нем полной информации, и недопустимо промолчать тому, кто знает о недостатке товара"2.

Однажды к торговцу зерном подошел Пророк (Мир ему) и засунул руку в его товар. К его изумлению, он оказался влажным. Тогда Посланник Аллаха спросил: "Продавец, что это?". "Это из-за дождя", - ответил тот. На что Пророк (Мир ему) ему сказал: "Почему ты не положил влажную часть сверху, чтобы видели люди?! Кто нас обманывает, тот не из нас"3.

1. Передано аль-Бухари.

2. Передано аль-Байхаки и аль-Хакимом.

3. Передано Муслимом.

 

В другом сообщении говорится о том, что Пророк (Мир ему) проходил мимо продуктов, которые продавец прибрал так, чтобы придать им товарный вид. Пророк (Мир ему) засунул в них руку и обнаружил, что они не качественны. Тогда он сказал продавцу: "Продай это отдельно от этого (т. е. отделив качественный продукт от некачественного). Кто нас обманывает, тот не из нас"1.

1. Передано Ахмадом.

 

Мусульмане в раннюю эпоху Ислама, продавая свой товар, не скрывали его недостатков. Они говорили правду и не лгали, советовали и не обманывали. К примеру, Ибн Серин, продавая овцу, сказал покупателю: "У нее есть тот недостаток, что она разбрасывает корм под ноги". А аль-Хасан Ибн Салих, продавая рабыню, сообщил покупателю: "Однажды она отхаркивалась кровью". Хотя это случилось лишь однажды, совесть верующего человека не позволила ему скрыть этого факта, даже если это и отразилось на цене.

 

Частые клятвы

Если продавец сопровождает сделку ложной клятвой, то тяжесть греха возрастает. Пророк (Мир ему) запрещал торговцам часто клясться, и особенно ложной клятвой. Он сказал: "Клятва способствует сбыту товара, но лишает благословения"3.

3. Передано аль-Бухари.

 

Он не одобрял частых клятв при совершении сделок, так как, во-первых, это может вводить людей в заблуждение, а во-вторых, это порочит величие имени Аллаха.

 

Обвешивание

Одной из разновидностей обмана является обвешивание. Коран акцентирует внимание на этой стороне взаимоотношений между людьми, сделав ее одной из десяти заповедей в суре "аль-Анам":

"Наполняйте меру (полностью) и взвешивайте (товар) по справедливости: Мы возлагаем на человека (обязанности) только по мере его возможности" (Коран, 6:152).

Всевышний говорит:

"Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой; взвешивайте на верных весах. Это лучше и благодатнее по своим последствиям" (Коран, 17:35).

Он также сказал:

Quot;Горе тем, которые обвешивают, а [сами] берут сполна, когда люди отмеривают им. [Горе тем, которые], когда сами обмеривают или обвешивают, причиняют убыток [другим]. Неужели не думают они, что их воскресят в Великий день, в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?" (Коран, 83:1-6).

Мусульманину следует при взвешивании блюсти справедливость по мере его возможности, хотя в данном случае трудно достичь абсолютной точности. Вот почему после указания соблюсти меру Коран добавляет:

"Мы возлагаем на человека [обязанности] только по мере его возможности" (Коран, 6:152).

В Коране рассказана история о людях, которые были нечестны в своих взаимоотношениях. Они не были справедливы при взвешивании и измерении и убавляли в свою пользу меру того, что причиталось людям. Аллах отправил к ним Посланника, чтобы он наставил их на путь справедливости и исправления, а также проповедовал Единобожие. Они были народом Пророка Шуайба (Мир ему), который призывал и увещевал их:

"Наполняйте меру полностью и не будьте в числе тех, кто недомеривает. Взвешивайте на точных весах, не убавляйте людям то, что им причитается, и не творите на земле беззакония и неправого дела" (Коран, 26:181-183).

Такого рода взаимоотношения должны быть у мусульманина во всей его повседневной жизни. Отмеряя и взвешивая, мусульманин не может думать о себе или о своих друзьях в ущерб остальным людям, а также довешивать себе или своему кругу за счет обделения других.

 

Покупка краденого

С целью борьбы с преступностью и сужения сферы деятельности преступников Ислам запретил мусульманам покупать товар, который был захвачен, украден или незаконно отобран у его владельца. Кто же совершит такую покупку, тот становится соучастником этого захватчика, вора или посягателя. Пророк (Мир ему) сказал: "Кто купил краденое, зная об этом, разделяет грех и позор укравшего"1.

1. Передано аль-Байхаки.

 

Грех за воровство и грабеж не прощается по истечении любого срока давности, так как по шариату никакой период времени не меняет харама на халял, а также с ходом времени не утрачивается право владельца на свое имущество, как это принято в некоторых светских законодательствах.

 

Ростовщичество (риба)

Ислам разрешает вкладывать во что-либо свои капиталы. Аллах говорит:

"О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию" (Коран, 4:29).

Аллах благоволит тем, кто странствует по земле, занимаясь торговлей, поддерживая то, "… что некоторые из вас странствуют по земле в поисках милостей Аллаха" (Коран, 73:20).

Но Ислам преграждает любые попытки вкладывать капитал под ростовщический процент, независимо от того, высок он или низок. И стали презренными иудеи, которые занимались ростовщичеством, в то время как это было им запрещено. Среди последних откровений, ниспосланных Аллахом, читаем следующие аяты:

"О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и если вы уверовали, то откажитесь от процентов, что прежде причитались вам. Если же вы не откажетесь, так знайте, что Аллах и Его посланник будут против вас. А если вы покаетесь, то у вас останется ваш [первоначальный] капитал. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол" (Коран, 2:278-279).

Пророк (Мир ему) объявил войну ростовщичеству и тем, кто занимается им. Он указал на его опасность для общества, сказав: "Допуская у себя (в местах проживания) ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха"1.

1. Передано аль-Хакимом. Абу Яла сообщил подобное из правдивого источника.

 

Ислам не стал новатором в запрещении ростовщичества, такой запрет имел место и в других божественных религиях, в том числе и в иудаизме. В Ветхом Завете мы читаем: "Если обеднел твой брат, то дай ему, но не требуй с него проценты" (Исход, 24:22).

Что касается христианства, то в Евангелии от Луки сказано: "Всякому, кто просит у тебя, дай; и от того, кто отнимает твое, ничего не требуй обратно" (Лука 6:30).

С сожалением приходится констатировать, что из-за искажения, которому подвергся Ветхий Завет, слова "твой брат", которые первоначально указывали на всех людей, были закреплены лишь за иудеями, как мы читаем во "Второзаконии": "Вы можете брать процент у инородцев, но не у брата своего " (23:30).

 

Смысл в запрещении ростовщичества

Подвергая строгому запрету ростовщичество, Ислам тем самым проявил заботу о нравственном, социальном и экономическом благополучии людей.

Мусульманские ученые приводят весомые аргументы, подчеркивающие мудрость данного запрета, а современные исследования подтверждают это. Мы же ограничимся словами, которые привел имам ар-Рази в своем комментарии к Корану:

"Первое. Взимание процентов подразумевает присвоение чужой собственности без предоставления компенсации, так как тот, кто продает один дирхам за два дирхама, получает один дирхам ни за что. Собственность же человека призвана служить нуждам его владельца и являться неприкосновенной в соответствии со словами хадиса: "Собственность человека неприкосновенна так же, как и его кровь"1. Это значит, что изъятие чужой собственности без возмещения чем-либо взамен является харамом.

1. Передано Абу Наимом в книге "Аль-Хилья", стр.345.

 

Второе. У живущих за счет ростовщичества людей пропадает необходимость зарабатывать своим трудом, так как за одолженный дирхам они получают проценты, будь то предварительно или после возвращения долга (кредита), не прилагая к этому особых усилий. Такая легкая нажива отвращает людей от желания трудиться, занимаясь производством или торговлей, что в свою очередь препятствует развитию благосостояния людей, в то время как весь мир построен на развитии отраслей производства, торговли и строительства.

(Безусловно, это является экономическим аргументом.)

Третье. Взимание процентов способствует прерыванию благочестивых отношений между людьми. Запрет на получение процента ведет к отношениям бескорыстной помощи между людьми (сколько взял, столько и отдал). В противном случае нуждающийся человек вынужден взять в долг, чтобы позже вернуть большую сумму, а это разрушает чувство бескорыстия, благочестия и благодеяния.

(Это нравственный аргумент).

Четвертое. Обычно кредитором является состоятельный человек, а заемщиком нуждающийся. И разрешить ростовщичество, чтобы состоятельный обирал процентом нуждающегося, не может быть допущено Милосердным"1.

(Это социальный аргумент).

1. Фахруддин ар-Рази. "Тафсир", т.7, с.4.

 

Таким образом, в обществе, где узаконены проценты, сильные обогащаются за счет слабых. В результате этого богатые становятся еще богаче, а бедные - беднее, и это влечет за собой создание в обществе враждующих социально-экономических классов. Это, естественно, порождает зависть и ненависть бедных к богатым, презрение и бездушие богатых к бедным. Конфликты усиливаются, перерастают в революции, порождающие террор и разрушения. Прошедшие исторические события красноречиво доказывают неизбежность угрозы миру и стабильности стран, экономика которых основана на получении процентов по займам.

 

Выплачивающий процент и его соучастники

Несомненно, что кредитор, взимающий проценты у своего должника, является проклятым человеком пред Аллахом и людьми. Однако Ислам, в котором показана технология запрета, признает преступником не только кредитора, но и всех тех, кто принимает участие в этом грехе. Плательщик процента, пишущий долговую расписку, а также свидетель этого акта - все они являются соучастниками греховной сделки. В хадисе говорится: "Аллах проклял того, кто взимает и платит проценты, а также тех, кто свидетельствует и записывает эту сделку"1.

1. Передано Ахмадом, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой, ат-Тирмизи.

 

Однако если безысходность толкает человека взять деньги под проценты, то грех в этом случае ложится только на кредитора. Безысходность определяется следующими условиями:

1. Взятие кредита должно быть оправдано реальной необходимостью, а не всего лишь желанием улучшить свое благосостояние. Необходимость кредита должна быть настолько насущна, что его отсутствие может угрожать жизни человека, например, может быть кредит на еду, одежду или медицинскую помощь.

2. Предел такого кредита не должен превышать ту сумму, которая требуется на решение стоящей проблемы. Так, например, если достаточная сумма денег составляет девять долларов, взятие в долг десяти долларов уже незаконно.

3. Человеку надо приложить максимум усилий, чтобы выйти из трудной ситуации, прибегая к помощи своих братьев мусульман. Но если и в этом случае не найдется выхода, то в Коране говорится так: "Если же кто вынужден поступить подобным образом, не будучи нечестивцем и преступником, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный" (Коран, 2:173)1.

------------------------------------

1. Глава I, императив 11.

 

4. Беря кредит, человек должен испытывать неприязнь к неблаговидному поступку, к которому его вынудили обстоятельства, и это может продолжаться до тех пор, пока Аллах не покажет ему выход из этого положения.

 

Отношение Посланника (Мир ему) к долгу

Мусульманин должен знать, что его религия предписывает ему быть скромным и бережливым: "Но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих" (Коран, 6:141). И далее:

"Но не расточай безмерно, ибо расточители – братья сатаны" (Коран, 17:26-27).

Когда Коран призывает мусульман расходовать свои средства, он не имеет в виду тратить все, а только часть своих накоплений. Если человек тратит только часть того, что зарабатывает, маловероятно, что он станет нуждающимся. Таким образом, умеренность и бережливость призваны охранять мусульманина от нужды. Пророк (Мир ему) не любил берущих в долг мусульман, так как долг - это беспокойство ночью и унижение днем. Он просил Аллаха защитить его от долгов, говоря: "О Аллах, я ищу у Тебя убежища от долговой ноши и от гнева людского"1.

Он также обращался к Аллаху: "Я ищу у Тебя убежища от неверия и долгов". Когда его спросили: "Ты приравниваешь долг к неверию?" он ответил: "Да"2.

В своем намазе он часто повторял: "О Аллах, я ищу у Тебя прибежища от грехов и долгов". Его спросили: "Почему ты так часто ищешь защиты у Аллаха от долгов?" Он ответил: "Человек с долгами при разговоре лжет и не держит обещаний"3.

Из вышесказанного следует, что долг может толкнуть человека на безнравственные поступки.

Пророк (Мир ему) не читал погребальную молитву покойнику, умершему в долгах и не оставившему ничего для расплаты. Пророк (Мир ему) поступал так, чтобы отвратить других людей от такой смерти. А когда Аллах дал ему богатство в результате военных походов, он оплачивал из них долги людей4.

1. Передано Абу Даудом.

2. Передано ан-Насаи и аль-Хакимом.

3. Передано аль-Бухари.

4. Это было рассказано Джабиром и Абу Хурайрой.

 

Он говорил: "Все будет прощено шахиду, кроме долгов"1.

Учитывая вышесказанное, мусульманин не должен брать в долг без крайней на то нужды. А взяв долг, он должен стремиться его отдать. В хадисе говорится: "Кто берет в долг у людей с намерением вернуть, Аллах поможет ему вернуть, а кто занимает деньги, чтоб не вернуть, Аллах погубит его"2.

1. Передано Муслимом.

2. Передано аль-Бухари.

 

Если предписывается мусульманину брать разрешенный беспроцентный долг в случае крайней нужды, то что можно говорить о долге под процент?!

 

Продажа с отсрочкой платежа (кредит)

Хотя наилучшим способом покупки является уплата за товар наличными, допустимо также по взаимному согласию сторон осуществлять покупки в кредит. Однажды Пророк (Мир ему) купил у иудея продукты для своей семьи, договорившись об отсрочке оплаты, а в залог он оставил ему кольчугу3.

3. Передано аль-Бухари.

Что же касается повышения продавцом цены за товар, продаваемый в рассрочку, то некоторые мусульманские законоведы считают это запретным, так как происходит рост в цене по прошествии времени, что подобно ростовщичеству.

Однако большинство ученых допускают такую сделку, основываясь на императиве, что основой всему является дозволенность, а в данном случае отсутствует запрещающее указание (нас), и они считают, что в этом нет ничего общего с ростовщичеством. Продавец может увеличивать цену по своему усмотрению, так чтобы это не ущемляло покупателя и не имело грабительских форм, которые делают торговлю запретной.

Аш-Шаукани говорит: "Шафииты, ханафиты, Зайд Ибн Али, аль-Муайид Билля и многие другие утверждают, что в общем, согласно доводам, имеющим юридическую силу, продажа в кредит является законной. И это очевидно"1.

1. В своей книге "Наилуль-Аутар" (т.5 с. 153), аш-Шаукани пишет: "Мы составили трактат по данной теме, назвав его "Шифа аль-илял филь-хукм зиядат ас-саман ли муджаррад аль-аджал" и провели в нем глубокое исследование".

 

Предварительная оплата (ас-салям)

Мусульманину также разрешается осуществлять предоплату с тем, чтобы через определенное время получить товар. Такой вид сделки в шариате называется ас-салям, и он имел широкое распространение в Медине. С приходом Пророка (Мир ему) были внесены определенные коррективы по осуществлению такой сделки, чтобы привести их в соответствие с шариатом.

Ибн Аббас говорит: "Когда Пророк (Мир ему) прибыл в Медину, ее жители осуществляли предварительную оплату за плоды, которые покупатели получали через год или два. Корректируя это, он сказал: "Те, кто платит за что-либо вперед, должны оговаривать меру и вес (товара) с указанием времени (поставки)" 1.

1. Передано аль-Бухари, Муслимом и другими.

 

Указания, касающиеся определения меры, веса и времени, были призваны не допустить споров и неопределенности. Практика предварительной оплаты за урожай с определенной пальмы была запрещена Пророком (Мир ему), так как это относится к гарару, поскольку по какой-либо причине пальма может не уродить. Поэтому в таких случаях не следует (при торговой сделке) обуславливать плоды конкретной пальмы или зерна с конкретного участка земли, а необходимо определять меру и вес товара.

Сделка будет считаться запретной в случае, когда имеет место эксплуатация, при которой хозяин сада или земельного участка вынужденно соглашается на договор.

 

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных