Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А) Литературно-художественный стиль.




 

Стиль художественной литературы (его назы­вают также художественным стилем, языком художественной ли­тературы) занимает особое место среди стилей русского литера­турного языка.

Литературно-художественный стиль – это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями – передать свое отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие и т. д.

Писатель, «человек определенной среды и эпохи» (М. Горький), повествуя, стремится воздействовать на мысли и чувства читате­лей художественно убедительно, путем создания правдивых обра­зов: характеров людей во всей их сложности, противоречивости взаимоотношений, картин человеческой жизни. Поэтому в стиле художественной литературы функция сообщения соединяется с функцией эстетического воздействия. Для успешного выполнения такой задачи в художественном произведении могут быть исполь­зованы самые различные средства языка. Так, в повести «Молох», действие которой происходит на чугунолитейном заводе, А. И. Куп­рин вводит специальную производственную лексику, например: «Четыре доменные печи господствовали над заводом своими чудовищ­ными трубами. Рядом с ними возвышались восемь кауперов, предназна­ченных для циркуляции горячего воздуха...»

В подобных же целях, для создания у читателей отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте, писатель может ис­пользовать устаревшие слова и слова местных говоров - диалектов. Примеры: «Прежде, нежели отправить Герасима в засеку [оборонительное сооружение из срубленных деревьев], князь Во­ротынский сдал его на обучение копейщикам... Стрелец про­хаживался по лужайке вдоль шеренги молодых воинов»; «Прокофий обстроился скоро: плотники срубили курень, сам при­городил базы для скотины и к осени увел на новое хозяйство сгорбленную жену-иноземку».

Особенно же часто разнообразные средства языка использу­ются для речевой характеристики героев. См., например, в пове­сти Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» реплики одного из персонажей, содержащие разговорные и внелитературные слова и формы: «Человек в галстуке и шляпе резонно и с достоинством разъяснил: - Да вон, энтот студентишка, не хочешь в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот Не хочеть. Неподчинение. А это не по­ложено. Ведуть - должен иттитъ. Мало бы чего...»

В речи автора, повествователя, и в речи героев художественного произведения отдельные языковые средства могут служить не только для раскрытия индивидуальных черт, характеризующих тех или иных лиц и их поступки, но и для выражения авторских оценок. Ср. употребление одного и того же слова око (очи) в одном слу­чае для выражения очевидного авторского восхищения, в другом - для иронии: «У Ули глаза были большие, темно-карие - не глаза, а очи, с длинными ресницами...»; «Одноглазый не сводил своего единственного ока с гроссмейстеровой обуви».

Таким образом, состав языковых средств, используемых в сти­ле художественной литературы, очень емок. Говоря о емкости, «многоголосии» этого стиля, надо, однако, подчеркнуть, что ос­новой его являются общелитературные языковые средства.

Наконец, следует сказать, что в стиле художественной литера­туры широко используются изобразительно-выразительные сред­ства языка как общеязыковые, так и индивидуально-авторские, не­сущие неповторимый отпечаток личности писателя, поэта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных