Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема суверенитета и особенности политической трансформации государства в условиях глобализации




Для понимания того, что представляет собой суверенитет, обратимся к примеру Европейского сообщества. Некоторые исследователи полагают, что успех ЕС обусловлен созданием и эволюционным развитием постсуверенной политической системы. Пример Европейского союза интересен для анализа сразу по двум причинам. Во-первых, именно на европейском континенте происходило становление современных национальных государств, трансформационные процессы в которых мы рассматриваем. Во-вторых, уникальность ЕС состоит в том, что он является на сегодняшний день самой

успешной (но не универсальной) моделью интеграции.

Более 50 лет назад был подписан Договор о создании Европейского экономического сообщества, положивший начало существованию принципиально нового объединения. Европейский союз стал первым сообществом государств, решения в котором принимаются не правительствами стран, а наднациональным органом. Впервые в новейшей истории была создана межгосударственная институциональная структура такого масштаба (по количеству стран-участниц). Институты ЕС были созданы таким образом, что, оставаясь независимыми от национальных властей, они могли принимать решения и контролировать их выполнение

всеми государствами-членами. Конечно, создавались эти институты постепенно, но готовность государств пожертвовать значительной долей своего суверенитета в пользу наднациональных органов говорило о тех приоритетах, которые были выбраны европейцами.

Споры о будущем Европы не утихают. Эксперты по-разному оценивают шансы ЕС стать еще более интегрированным объединением, а также его возможности стать в будущем конфедерацией. Многоуровневая система управления, от местного до национального и наднационального, стала отражением времени новой политической системы. ЕС постепенно шел к современному уровню интеграции, создавая и совершенствуя институты принятия решений. Одни исследователи полагают, что в нынешнем виде Европа представляет собой федерацию и дальнейшее укрепление ее институтов, а также политика экономического выравнивания приведут к созданию единого европейского государства. Другие видят в ЕС не более чем политический проект, суть которого не в создании федерации и единого государства, а в политическом объединении для решения общеевропейских проблем. Последняя точка зрения кажется автору более адекватной и справедливой в контексте анализа трансформационных процессов в современных государствах.

За 50 лет в Европе была выстроена целая система институтов, ограничивающих суверенитет отдельных государств. К основополагающей части этой системы относят право Европейского союза, которое рассматривается как раздел международного права. Этот факт выделяет ЕС

на фоне других над- и межнациональных объединений, а также позволяет говорить о качественно ином типе межгосударственного сотрудничества.

К правовому перевороту привело издание Европейским судом доктрин, кото-

рые позволяют принимать законы, действительные на всей территории ЕС

верховенство европейского права над национальным, расширяют полномочия европейских институтов в зависимости

от решаемых задач и др. Нормы европейского права обязательны для всех стран, входящих в ЕС, и обладают большим юридическим «весом», нежели законы, принимаемые национальными правительствами.

За успехом европейского интеграционного проекта наблюдают многие региональные межправительственные организации. Применим ли опыт Европейского союза в других регионах мира, и универсальны ли средства, которые применяет ЕС, – этими вопросами задаются многие государства. Здесь все чаще слышны голоса скептиков, утверждающих, что говорить об успешности европейского проекта интеграции еще рано, и что, напротив,

необходимо обратить внимание на издержки, которые повлекло за собой объединение европейских государств и включение в него все большего числа новых членов. Противоречия на пути интеграции Европы крайне сильны. Речь идет и об экономике, и о политике, и о культурной

идентичности.

С точки зрения экономического развития Европа переживает не лучшие времена. Экономические проблемы ЕС заключаются не только в выравнивании и «подтягивании» экономик присоединившихся стран к уровню экономических грандов (Германии, Франции, Великобритании,

Нидерландов). Экономическая стагнация наблюдается, в первую очередь, у самих грандов. Прогнозы неутешительны: спад будет продолжаться, если правительства не решатся реформировать систему здравоохранения, пенсионную систему, рынки труда и многие другие сферы. Об этих проблемах говорят и независимые эксперты, и сами представители европейских институтов. По оценкам специалистов, в ближайшие годы международная экономическая конъюнктура будет достаточно сложной, что, в свою очередь, скажется на отсутствии существенного ускорения роста ВВП стран зоны евро.

По данным Венского института международных экономических сопоставлений (WIIW), быстрых и серьезных последствий от присоединения новых членов для экономики Евросоюза не ожидается, «хотя осуществление внутренней макроэкономической политики (особенно

финансовой и денежно-кредитной) станет более трудной задачей». Как отмечал П. Гавлик, «такой длительный период вялого роста не имеет прецедента в экономической истории послевоенной

Европы». По его мнению, вступление в Евросоюз новых членов придало некоторый динамизм экономике ЕС, однако процесс преодоления отставания будет достаточно медленным.

Политические противоречия, сопровождающие процесс европейской интеграции, касаются главного вопроса: готова ли Европа стать самостоятельным центром силы и сможет ли она придать интеграционному процессу новое качество. Простое географическое расширение

границ за счет присоединения новых членов не решило бы в одночасье эту задачу.

Несмотря на готовность многих стран, таких как, например, Грузия и Украина, стать частью объединенной Европы, ЕС еще не до конца определил для себя, готов ли он нести ответственность в полной мере за такое расширение.

Результаты голосования по проекту европейской конституции показали, что в Европе нет единства относительно дальнейшего будущего этого проекта. Сегодня очевидно, что за все время существования

Европейского союза страны, входящие в него, в значительной степени утратили часть своего суверенитета, передав его наднациональным органам, «что позволяет говорить о том, что суверенитет вошел в период “полураспада”, и в развитии Европы начался новый этап – этап постсуверенности. Став политическим объединением более высокого уровня, ЕС придется, возможно, пересмотреть свои политические взгляды.

Вместе с тем, если сравнивать суверенитет государств – членов Европейского союза с суверенитетом таких государств, как, например, Китай, Куба, Северная Корея или Иран, то можно сказать, что

последние обладают большим суверенитетом, чем первые. Таким образом,

в современной мировой политической системе можно наблюдать ситуацию, при которой наиболее открытые в политическом, экономическом или идеологическом плане страны обладают меньшим суверенитетом, чем более закрытые государства. Исключение могут составлять Соединенные Штаты, которые открыто ставят свои национальные интересы выше международного права и выше интересов других государств.

Глобализация ведет к трансформации суверенитета, но этот процесс носит двойственный характер. С одной стороны, все больше внешних факторов оказывают влияние на сокращение суверенитета, его

подрыв, с другой – государства сознательно идут на отказ от некоторых своих суверенных прав и функций.

Процесс дальнейшего уменьшения государственного суверенитета в перспективе повлечет за собой трансформацию идеологии государства, окажет существенное влияние на различные сферы жизни людей. Суверенитет государства зачастую подрывается самим государством. Этот

процесс можно наблюдать в самых разных областях экономики (увеличение или казни как высшей меры наказания), политики (ограничение политических свобод, отмена избирательных цензов), права (признание верховенства некоторых норм международного права над национальны-

ми, изменения в национальном законодательстве в соответствии с международными нормами) и др.

На сегодняшний день возможность абсолютного суверенитета государства призрачна. Одним из главных достижений современности можно по праву считать отказ от абсолютного суверенитета в вопросе войны и мира, передачу этого права под международный контроль ООН. К сожалению, многие государства за последние два десятилетия не обращали внимания на международное право, когда речь шла о национальных интересах (своих или

союзников). Вместе с тем сам факт передачи ключевой для определения категории суверенитета функции государства наднациональному органу говорит о том, что в перспективе международное право будет

расширяться и у государства будет гораздо больше международных обязательств, чем прежде.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных