Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Книги и брошюры по проблеме детской одаренности




Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. — М., 1981.

Венгер Л.А. Педагогика способностей. — М., 1973.

Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.

Вопросы психологии способностей школьников /Под ред. Крутецкого В.А. — М., 1964.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 1991.

Гильбух Ю.3. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1993. '

Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1981.

Кадыров Б. Р. Способности и склонности: Психофизиологические исследования. — Ташкент, 1990.

Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. — М., 1995.

Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М., 1968.

Лей тес Н. С. Об умственной одаренности. — М., 1960.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984.

Материалы конференции по проблеме способностей. — М„ 1970.

Матюшкин A.M. Загадки одаренности. — М., 1993.

Меде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. — М., 1925.

Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. — М., 1981.

Мелик-Паишев А.А., Повлянская 3.II. Ступеньки к творчеству. — М., 1987.

Повлянская 3.II. Стихи — продоложенье мое и начало...— М., 1982.

Обухова Л. Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. — М., 1995.

Одаренные дети/Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

Петровский А.В. Способности и труд. — М., 1966.

Петровский А. В. Способности//Введение в психологию.— М., 1995.

Проблемы способностей/Под ред. В.II. Мясищева. —Л., 1962.

Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Вен- герЛ.А. и др. — М., 1995.

Развитие творческой активности школьников/Под ред. A.M. Маниошкинй: — М., 1991.

Ревет Г. Ранние проявления одаренности и ее узнавание. — М, 1924.

Способности и интересы. Сб./Под ред. Левитова II.Д., Крутецкого В.А. — М., 1962.

Склонности и способности/Под ред. Мясищева В. II. — Л., 1962.

Способности и склонности. Комплексные исследования. Под ред. Э.А. Голубевой. — М., 1989.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М.. 1981.

Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследован! ш/М., 1926.

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986.

Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. — М., 1990.

Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. — М.; Л., 1927.

Юркевич B.C. Светлая радость познания. — М., 1977.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. Ошибка! Закладка не определена.

Часть I 2

УМСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ.. 2

Глава 1 ДЕТИ, ОПЕРЕЖАЮЩИЕ СВОЙ ВОЗРАСТ. 2

§1. Ранний умственный подъем.. 2

§ 2. Возрастные основы умственного роста. 4

§ 3. Взаимосвязь индивидуального и возрастного. 8

Глава 2 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВУНДЕРКИНДЫ... 12

§1. О каких детях пойдет речь. 12

§ 2. Противоречивость этого феномена. 14

§ 3. К современному пониманию чудо-детей. 16

§ 4. Исключительный интеллект и особенности развития. 17

§ 5. Ранняя специализация и свойства личности. 19

Глава 3 ДЕТИ, ЧЬИ ОСОБЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕ СРАЗУ ВИДНЫ... 21

§ 1. Нсожидавшаяся одаренность. 21

§ 2. Замедленность возрастного развития. 23

§ 3. Внеучебная мотивация. 25

§ 4. Психопатические проявления. 27

§ 5. Скрытые силы, которые можно пробудить. 29

Глава 4 ОСНОВНЫЕ «СОСТАВЛЯЮЩИЕ» УМСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ.. 32

§ 1. Познавательная потребность. 32

§ 2. Интеллект. 35

§ 3. Креативность. 40

§ 4. Трехсторонняя модель. 42

Глава 5 СКОЛЬКО МОЖЕТ БЫТЬ ВИДОВ ОДАРЕННОСТИ.. 45

§ 1. Виды одаренности. 45

§ 2. Что такое лидерская одаренность?. 48

§ 3. Особые категории одаренных детей. 51

§ 4. Куда исчезают одаренные девочки?. 53

§ 5. Одаренные дети с физическими недостатками и с трудностями в учебной деятельности. 56

ЧАСТЬ II УМСТВЕННАЯ ОДАРЕННОСТЬ: ДИАГНОСТИКА И.. 59

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ... 59

Глава 6 ТЕСТОВЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ.. 59

§ 1. Психодиагностика применительно к одаренности. 59

§ 2. Методические подходы к выявлению разных видов одаренности. 61

§ 3. Факторы, влияющие на качество психодиагностического обследования. 69

Глава 7 НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ.. 71

§ 1. Наблюдение. 71

§ 2. Биографический метод. 76

Глава 8 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ «СКРЫТОЙ» ОДАРЕННОСТИ.. 84

§ 1. Психологический тренинг как средство психодиагностики. 84

§ 2. Игры и упражнения с целью психодиагностики и психокоррекции. 87

§ 3. Оценка эффективноети психологического тренинга. 93

Глава 9 ОБУЧЕНИЕ ОДАРЕННЫХ.. 95

§ 1. Общие особенности одаренных детей. 95

§ 2. Ускорение обучения. 95

§ 3. Обогащение обучения. 100

§ 4. Дискуссии вокруг классов, однородных по умственному уровню.. 104

§ 5. Модель обогащения Дж. Рензулли. 106

Глава 10 УЧИТЕЛЬ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ.. 108

§ 1. Подготовка учителя. 108

§ 2. Что мешает учителю выявить одаренных учащихея?. 109

§ 3. Личностные особенности учителя. 110

§ 4. Поведенческие черты учителей для одаренных. 111

§ 5. Менторство как форма работы с одаренными детьми. 112

Глава 11 ИХ ТРУДНО ВОСПИТЫВАТЬ. 115

§ 1. Нелегко быть одаренным.. 115

§ 2. Личностные проблемы одаренных детей и особенности их самооценки. 119

§ 3. Не упустить творческих детей. 122

Часть III ОДАРЕННОСТЬ К ИСКУССТВУ: ПРЕДПОСЫЛКИ ТВОРЧЕСТВА.. 125

Глава 12 ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ. 125

§ 1. Маленький художник. 125

§ 2. Чему и как учить маленького художника?. 132

Глава 13 О СПОСОБНОСТЯХ К ЛИТЕРАТУРНОМУ ТВОРЧЕСТВУ.. 138

§ 1. Что такое литературные споеобноети. 138

§ 2. От игры к творчеству. 142

§ 3. Возрастные предпосылки способностей к литературному творчеству. 144

§ 4. Как помочь развитию способностей. 146

Глава 14 МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ. 149

§1.Опонятии «музыкальная одаренность». 149

§ 2. Критерии музыкальной одаренности. 151

§ 3. Некоторые общие характеристики детей с выдающимися музыкальными способностями. 152

§ 4. Феномен музыкальной одаренности: двойной портрет. 154

§ 5. Такие разные вундеркинды... 156

§ 6. Гипотезы о «комплексе вундеркинда». 160

§ 7. Развитие одаренных детей и музыкальная сензитивноеть. 162

§ 8. Критические периоды и кризисы в развитии музыкально одаренных детей и подростков. 165

Глава 15 ДЕТСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ОДАРЕННОСТИ К РАЗНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА 170

Часть IV ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ОДАРЕННОСТИ.. 175

Глава 16 БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗРЕВАНИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.. 175

§ 1. Общее понятие о созревании. 175

§ 2. Возрастные особенности основных блоков головного мозга человека. 181

§ 3. Пластичность и сснзитивность центральной нервной системы в онтогенезе. 186

Глава 17 ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ ОДАРЕННОСТИ.. 191

§ 1. Морфологические, рефлекторные, временные (скоростные) и энергетические факторы.. 191

§ 2. Типологический подход. 198

§ 3. Психогснстичсскис исследования. 201

Вместо заключения О ТРУДНОСТЯХ ПРОГНОЗА.. 210

Книги и брошюры по проблеме детской одаренности. 215

 


[1] и е т р о в с к и й А. В. Способности и труд. — М., 1966. — С. 22.

[2] О с т в а л ь д В. Великие люди. — 116., 1910. — С. IX

2 Там же. — С. 319.

шщ

[4] См.: М а р ш а к С. Соч.: В 4-х т. — М., I960. — Т. 4. — С. 624.

[5] Каспаров Г а р р и. Безлимнтныл поединок. —М.. 1989. — С.12.

[6] См.: Юркевич B.C. Светлая радость познания. — М., 1977.

[7] См.: Юрке в пч B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника//Вопросы психологии. — 1980. № 2.

 

[8] См.: Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. — 1990, № 5.

[9] Р v 6 в в ш т с й и С. Л. Способности //Основы общей психологии. — М., 1989. — Т. 2. - С.126.

[10] См.: Т е и л о в Б. М. Ум полководца //Избр. труды. — М., 1985. — Т.1.

[11] См.: С в р в и г с р С., Д е й ч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. — М.. 1983.

[12] См.: Э. д е Б о и о. Рождение новой идеи. — М., 1976.

[13] С.м.: Чудиовскнн В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. — М., 1990. — С. 46—47.

[14].Рубинштейн С.Д. Способности// Основы общей психологии. – Т. 2. – С. 128.

[15] См.: Т е и л о в Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды. — Т. 1. — С. 30-31

[16] См.: III а д р в к о в В.Д. О содержании понятии «способности» и «одаренность» //Психологический журнал. — 1983, № 5.

[17] Л е в в т о в Н. Д. Психотехника и профессиональная пригодность. — М., 1924. — С.95—96.

[18] См.: К р у т с ц к в й В. Л. Психология математических способностей школьников. — М.. 1968. — С. 385—386.

[19] Теплов Б . М . Способности в одаренность //Избр. труды. — Т.1. — С.41.

[20] См.: Одаренные дети. — М., 1901.

[21] А и а с т а з и Л. Психологическое тестирование /Под ред. К.М. Гуревпча. В.II. Лубовского. — М., 1982: Г у р е в и ч К.М. Психологическая диагностика. — М.. 1981; Шванцара II. и др. Диагностика психического развития. — Прага. 1978: Общая психодиагностика /Под рсд. Л.А. Бодалева, В.15. Столица. — VI., 1987: М а р и ш у к В . Л . и др. Методики психодиагностики в спорте. — М. 1984; Психологическая диагностика /Под ред. К.М. Гуревпча. — М., 1993.

[22] Развитие и диагностика способностей /Отв.ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадрпков. — М.. 1991.

[23] См.: В ы г о т с к и й Л.С. Собр. соч. — М., 1983. — Т. 5.

[24] См.: Т р и к Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества //В кн.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. В.В. Петухова.

[25] Л и а с т а з и Л. Психологическое тестирование. — М., 1982: Общая психодиагностика /Под ред. Л.Л. Бодалева. В.В. Столица. — М., 1987i Одаренные дети. — М., 1991.

[26] См.: Развитие и диагностика способностей /Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрпкова. — М., 1991.

[27] См Ай з е и к Г. Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. — Рига. 1992.

[28] См.: А в е р и и а И. С.. Щ е б л а и о в а Е. П.. Задорина Е.Н. Методика .экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6—7 лет //Вопросы психологии, 1994. № 4; А в с р и и а П. С.. Щ е б л а и о в а Е. И.. Пер л е т К. Адаптация мюнхенских тестов познавательных способностей для одаренных учащихся //Вопросы психологии. № 5: Детский тест интеллектуальных способностей К. Расселла. — М.. 1994; Тест интеллектуальных способностей Р.Кеттелла. — М.. 1994.

[29] См.: Теоретические основы выявлении творческих способностей. Научно-апалитпчеекий обзор /Сост. А.Н. Лук. — М., 1979.

[30] Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. Пособие для школьных психологов. Под ред. Е.И. Щеблановой. И.С. Авериной. — М.. 1995.

[31] См.: Попова JI. В. Социальная одаренность //Психология педагогического общения. — Кировоград, 1992. — Т. 3.

[32] См.: М а т ю ш к и н А. М.. С и с к Д. Одаренные и талантливые дети //Вопросы психологии, 1988. № 4.

[33] См.: Бабаева Ю. Д., Щербакова О. Ю. Проблемы диагностики интеллектуальной социальной одаренности //Ежегодник Российского психологического общества. — М., 1995. — Т. 1. — Вын. 2.

 

[34] См.: Естественный эксперимент и его школьное применение. //Под ред. А.Ф. Лазурского. — Пг.. 1918.

[35] Естественный эксперимент и его школьное применение //Под ред. А.Ф. Лазурского. — С. 15.

[36] Б и с о в М. Я. Методика психологических наблюдении над детьми. — С. 73.

[37] См.: Аб v л ь х а и о в а - С л а в с к а я К. Л. Стратегия жизни. — М.. 1991.

[38] См.: М о ш к о в а Г. Ю. Контеит-аиалпз биографического итервью «Путь в пауку» //Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. — М.. 1993.

[39] См.: и о и о в а Л. В. Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности //Психология подростков. — М„ 1993. — С. 32.

[40] См.: Л е й т е с Н. С. Об умственной одаренности. — М., I960.

[41] Памяти Александра Александровича Кищинского //Орнитология. — М.. 1982. — Вып. 17. — С. 196.

[42] См.: и а у л ь Б . Б а л т е с. Вссвозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни //Психологический журнал. — 1994. № 1.

[43] Т еплов Б. М. Избр. труды. — М., 1985. — Т. 2. — С.128.

[44] См.: Одаренные дети.

 

Лейтес Н.С. ранние проявления одаренности //Вопросы психологии. — 1988, № 4. — С. 99.

[46] См.: М а т ю ш к и и A.M., Яковлева Е.Л. Учитель для одаренных //Общественные движения и социальная активность молодежи. — М., 1991.

[47] Мифологический словарь. — М.. 1965. — С. 147.

[48] См.: Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психикн//Избр. психолог, труды. — М., 1986. —Т. 1.

[49] См.: Чудновский В. Э. Воспптанпс способностей и формирование личности. — М., 1986.

[50] См.: Одаренные дети.

 

[51] Об этом «эстетическом» отношении к жизни и о путях его развития см.: М е л и к-П а ш а е в А.Д., и о в л я и с к а я 3. Н. Ступеньки к творчеству. — М., 1995: М е л и к-П а ш а с в Л.Л. Психологические проблемы .эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников //Вопросы психологии. — 1989, № I.

[52] Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974. — С. 144-145.

 

 

[53] Подробнее об ато.м сл.: М е л и к-П а ш а е в А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981: Его же. Цвет как выразительное средство //Искусство в школе. — 1992, № 3—4.

[54] См.: Нов л я н с к а я 3. Н. Возрастные особенности психического развития детей и практика художественного воспитания: Методические рекоменджации. — М.. 1985.

[55] См.: Нов л я н с к а я 3. Н. Возрастные особенности психического развития детей и практика художественного воспитания: Методические рекомендации — М.. 1985.

[56] Контекст-74. — М„ 1975. — С. 328-329.

[57] Пришвин М.М. Соч.: В 8-ми т. М. 1984. Т. 7,— С. 265.

 

[58] См.. например: К у д и и а Г. Н.. Н о в л я и с к а я 3. Н. Литература как предмет эстетического цикла. — М., 1994.

 

[59] .См.: Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. т-т М.. 1924.

[60] Rogers S. J. Theories of Child Development and Musical Ability //Music and Child Development. Proceedings of the 1987 Denver Conference. — St. Louis. Missouri. 1990.

[61] См.: Р г и с t 1 К. D. Young Narcissus at the Music Stand // Music and Child Development. — P. 319-320.

[62] Это относится нс только к малышам. Так. биограф, характеризуя дневники шестнадцатилетнего Л.К.Глазунова, замечает: записи свидетельствуют о напряженной планомерной работс сознательного музыканта; но одновременно обнаруживают совершенно детскую психологию (В е- л я е в В. Глазунов. — М.. 1936. — С.29).

[63] Примеры хорошо известны. К маленькому Антону Рубинштейну его учителю — Л.Внллуану — не раз приходилось применять меры физического воздействия, чтобы побудить к работе уже начавшего активную концертную деятельность ребенка. Другой пример известен нз биографии Д.Ойстраха. Когда ему было три с половиной года, отец подарил мальчику игрушечную скрипочку, играя на которой он воображав себя уличным музыкантом (профессня широко распространенная в Одессе, где жили Ойстрахи). Но начав систематические занятия, одаренный мальчик отнюдь не отличатся прилежанием: чтобы избежать занятии, он подрезал струны скрннкпили волос на смычке.

 

[64] Шенберг Л. Афористическое //Сов. музыка. — 1989, № 1.

[65] Аутодидакт представляет собой не только психологический, но и культурно-исторический тип личности в искусстве. Он появился на авансцене историк, по-видпмому. в XVII столетии после распада многовековых традиции семейно-соцнального наследования художественных профессий.

[66] Показательно название статья Н. Слонимского «Музыкальные дети: чудо или монстры?» (Slonimsky N. Musical Children: Prodigies or Monsters? //Etude, 66. 1948. — p' 591-592)

3 M Rowlands P . Gifted Children and Their Problems. — London. 1974. — P. 11.

[68] С т о л n я и с к и й Н. Н. Старый Петербург: Музыка и муз|нш|>оваине в старом Петербурге. — Л.. 1926. — С. 94.

[69] Пит по: Птица К. Три «мимолетности» //Сов.музыка. — 1980, № 4. — С. 109.

♦Струве Б., Т о к а р с к и й В. Эстрадное волненне в музыкальном исполнительстве //Сов. музыка. — 1936. №11. — С. 72.

[70] Ц и и м м Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. — М., 1988. — С.183.

[71] По Н.Слонимскому, только 10% вундеркиндов становятся выдающимися музыкантами. Однако, по-видимому, гораздо большее число бывших вундеркиндов становятся профессиональными музыкантами иго |юго. т|>етьего и далее ряда: их имена теряются в истории музыкального искусства. Справедливости ради приведем и другую статистику: среди детей со средними музыкальными способностями 27% бросают занятия музыкой, а среди музыкально одаренных — 2%. (См.: W i n g Н. А factorial study in musical tests //Brit. J. of Psychology. 1941, v. 31.)

[72] R е v е s г С. Ervin Nyiregyhazi: Psvchologische Analyze eines musikalisch hervorragenden Kindes. — Leipzig, 1916.

[73] Асафьев Б. В. (И. Глеб о в) А.Г. Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников (1829-1929). — М..1929. — С. 18.

 

[74] Р о с с о л и м о Г. И. К физиологии музыкального таланта. — М., 1893.

[75] М а р т и и с е и К. А. Индивидуальная фортепианная техника. — М.,1966.

[76] Более того, эмоциональную отзывчивость на музыку в том значения. которое cii придает Б.М. Теплое, чрезвычайно важно последовать в более широкой системе психологических взаимосвязей и зависимостей. Дело в том. что. согласно исследованиям, эмоциональная реактивность на музыкальные звуки может обнаруживаться и без ясного представления их смысла и структурных элементов. Как полагают, такая реактивность — психологический феномен, связанный с деятельностью вегетативной нервной системы, и потому встречается не только v человека. (См.: Mursell J. L. The Psychology of Music. — N.Y.. 1937. — P.325.)

[77] См.: Л в с и и а М. 11. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М.. 1978.

[78] См.: В и нарекая Е. Н. Раннее ]ючевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М., 1987.

[79] Р а р а с I i о и С.. Т г е v а г t h е и С. The Infancy of Music //Musical Praxis, Vol, № 2. Autumn, 1994.

[80] Ачкасов А. Н. Пснхографня. — М., 1899. — С. 230.

[81] Lundin R. An abjective Psychology of Music. — X.-Y„ 1957. — P.190.

2 Pratt К. Т. С. The Inheritance of Musicality //Music @ the Brain: Studies in Neurology of Music. — L., 1977. — P.29.

[82] Цнт. по.: Ц ы м и и Г. М. Психологня музыкальной деятельности. — М.. 1994. — С. 44.

[83] Р г a t t R. Т. С. The Inheritance of Musicalitv. — P. 27.

3 Rogers S. .J. Theories of Child Development and Musical Ability //Music and Child Development... Op. Cit.

[84] Цнт. по: Слово о книге: Сб. материалов /Ред.-соет. Е . Лихтенштейн. — М., 1974. — С.145.

[85] См.: Н а e с к с г V., Ziehen Т. Zur Vererbung und Entwicklung (Jer musikalischcn Bcgahung. — l,i psk, 1923.

[86] См.: Дранков В. Л.Природа таланта Шаляпина. —Л., 1973.

[87] Чехов М. Лит.наследпе: 13 2-х т. — М., 1986. —Т. 2. — С. 149.

[88] Впрочем, не только способностей к искусству. Возможно, известные феномены «чувства воды», «чувства снега» у одаренных спортсменов, «чувства языка» у лингвистов — тон же природы, что и чувство целого у художников, музыкантов, актеров и писателен.

[89] См.: Емельянов Ю. Н. Соцналыю-пспхологнческое проекти­рование в педагогике // Вопросы психологии. — 1988, До 1.

[90] См.: С а п о г о в а Е. Е. Соотнесение частей н целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопросы психологии. — 1990. № 6.

[91] См.: Бр у ш л и н с к и й А. В. О природных предпосылках психического развития человека. — М., 1977.

[92] См.: Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология: Учебное пособие для педагогических вузов. — М., 1985: X р и и к о в а А. Г. Возрастная физиология. — М., 1978.

[93] См.: Морфология человека /Под ред. Б.А. Няквтюк. В.Г1. Чтецо- ва. — М., 1990.

[94] См.: Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Ф а р б е р Д. Л.. С е м е и о в а Л. К., А л ф е р о в а В. В. И др. — Л.. 1990.

[95] См.: Запорожец Л. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Лнцыфе|ювом. — М., 1978.

[96] См.: Л е и т е с Н. С. К проблеме сеизнтпвиых периодов психического развития человека //Принцип развития в психологии.

[97] См.: Роте нбер г В. С., Бондарен ко С. М. Мозг, обучение, здоровье. — М.. 1989.

[98] См.: Д а и н л о в а Н. Н.. К р ы лова Л. Л. Физиология высшей моримом деятельности. — М., 1989.

[99] См.: Ill а д р и к о в В. Д. О содержании понятии «способности» и «одаренность» //Психологический журнал. — 1983. — Т.4, № 5.

[100] См.: II в а и н ц к и м Д. М., Стреле ц В. Б.. К о р с а к о в И. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. — М.. 1984.

[101] См.: Г о л у.б е в а Э. Л. Способности и индивидуальность. — М., 1993.

[102] Р у с а л о в В. М., Д у д и и С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологическим журнал. — 1995. № 5.

[103] Г о л у б с в а Э. А. Способности и индивидуальность. — С. 159.

[104] См.: Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека /Под ред. И.В. Равич-Щсрбо. — М., 1988.

[105] См.: Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека.

 

[106] См.: Егорова М. С., М а р ю т и и а Т. М. Развитие как предмет пснхогснетпкп //Вопросы психологии. — 1992, № 5—6.

[107] См.: .Л с в о и т и н Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. — М., 1993.

[108] См.: К л е М. Психология подростка. — М., 1991.

[109] См.: Сергеева Н. И. Обучение одаренных детей в Англии: Автореферат канд. днсс. — М., 1991.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных