Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






психологических исследований




 

Общие сведения о методах проведения

психологических исследований

 

Изучаются особенности разных видов трудо­вой деятельности в зависимости от конкретных производствен­ных условий, орудий труда, методов трудового обучения, требо­ваний к психологическим качествам работников. Объектами изу­чения психологии труда является не столько сама трудовая дея­тельность, сколько личность работника, в частности, его адапта­ционные возможности, межличностные отношения, профессио­нальные способности, производственная среда, методы произ­водственного обучения и профессиональной ориентации.

Психология труда включает:

- личностные особенности работника (экстра-, интровертность; развитость мышления; интеллект, внимание, память и др.);

- психологическую трудовую экспертизу (в целях профориен­тации и профессионального отбора);

- психологию профессионального обучения, объединяющую проблемы изучения и формирования трудовых навыков, обучения и трудового воспитания, формирование навыков психогигиены;

- инженерную психологию, разрабатывающую требования к рабочим местам с учетом их соответствия психологическим закономерностям;

- психологические рационализацию, организацию и норми­рование трудового процесса.

Условия трудовой деятельности требуют максимального учета личностных особенностей работника. Они влияют на интеллекту­альные и физиологические функции, увеличивают или уменьша­ют утомляемость. Выявление этих черт и ранних признаков изме­нений в организме человека позволяет оптимизировать режим труда и отдыха и разрабатывать профилактические мероприятия по пред­упреждению заболеваний.

Для изучения личностных особенностей проводят психофизио­логические обследования. Одновременно выявляют и деловые ка­чества: способность ориентироваться в сложной ситуации, опера­тивность принимаемых решений, уверенность в себе, компетент­ность, зависящие, в свою очередь, от интеллекта и других личност­ных качеств.

Задание 4.1. Изучить экспресс-методы определения психодинамических состояний человека.

Методические указания к выполнению задания 4.1

На основании сопоставления диагнозов астенического, тревож­ного и депрессивного синдромов, полученных по итогам тестов, разработан комплекс экспресс-методов для их выявления.

 

Задание 4.1.1. Выполнить тест в табл. 4.1, указав степень проявления каждого признака в баллах.

 

 

Таблица 4.1

Оценка в баллах депрессивности состояния (по Готланду)

Признаки депрессии Совсем нет В слабой степени Довольно сильно Очень сильно
Снижение устойчивости к стрессу        
Более агрессивное, направленное на внешние обстоятельства поведение, трудности с самообладанием        
Чувство опустошенности        
Синдром “перегорания”        
Постоянная необъяснимая усталость        
Раздражение, беспокойство, напря­женность        
Нерешительность в повседневных си­туациях        

Продолжение табл. 4.1

Признаки депрессии Совсем нет В слабой степени Довольно сильно Очень сильно
Нарушение сна: раннее пробуждение, засыпание с трудом, беспокойный сон, непреодолимая сонливость в дневное время        
Нетерпение, беспокойство, чувство неловкости, особенно по утрам        
Для снятия напряжения: злоупотреб­ление алкоголем (или лекарствами), повышение активности, изнуряющая работа, усиленное занятие спортом, обильное или скудное питание        
Будущее представляется безнадежным        
Жалость к себе        
В семье: наблюдались злоупотребле­ния алкоголем, лекарствами или нар­котиками, депрессия или суицидаль­ное поведение, увлечение деятель­ностью, связанной с риском        
Всего набрано баллов по тесту  
Оценка состояния  

 

Оценка результатов тестирования в задании 4.1.1

Используя табл. 4.1, определите, изменилось ли, по Вашему мнению или мнению окружающих, Ваше поведение за последний месяц, и если да, то как.

Интерпретация результатов.

0 - 13 баллов: депрессии нет,

14 - 26 баллов: начальные симптомы депрессии,

27 - 39 баллов: явная депрессия, следует обратиться к врачу.

Задание 4.1.2. Выполнить тест, позволяющий выявить наличие у Вас астении.

Астения ("astheneia" (греч.) - истощение, отсутствие сил) - это защитная реакция организма на чрезмерные как внутренние, так и внешние провоцирующие факторы, состояние, характеризуемое снижением физической активности, ухудшением интеллектуальной функции, психологическими расстройствами, нервно-психической слабостью, повышенной утомляемостью, истощаемостью, нарушениями сна и т. п. Астения отличается от усталости тем, что усиливается после незначительных нагрузок, не проходит после отдыха.

20 пунктов теста сгруппированы в пять шкал. Каждое утвер­ждение ранжируется по пятибалльной системе в четырех пунк­тах. Наивысший балл отражает самую высокую степень астении. Сумма баллов более 12 свидетельствует о неблагополучии.

Оце­ниваются:

общая астения (ОА) - пункты 1, 5, 12, 16;

физическая астения (ФА) - пункты 2, 8, 14, 20;

пониженная активность (НА) - пункты 3, 6, 10, 17;

снижение мотивации (СМ) - пункты 4, 9, 15, 18;

психическая астения (ПА) - пункты 7, 11, 13, 19.

По окончании выполнения теста сведите результаты в следующую таблицу.

Таблица 4.2

Результаты выполнения теста на наличие 5 видов астении

Сумма баллов по виду астении Оценка состояния (благоприятное, неблагоприятное)
ОА    
ФА    
НА    
СМ    
ПА    

 

Тест на наличие астении

 

Вы должны оценить самочувствие, обводя кружком степень соответствия того или иного утверждения. Итак, пункты теста:

1 (ОА). Я чувствую себя здоровым

Да, это правда | 1| 2| 3| 4| 5| Нет, это неправда

2 (ФА). Физически я способен на немногое

Да, это правда | 5| 4| 3½ 2| 1| Нет, это неправда

3 (НА). Я чувствую себя очень активным

Да, это правда | 1 ½ 2 | 3 | 4 | 5 | Нет, это неправда

4 (СМ). Все, что я делаю, доставляет мне удовольствие

Да, это правда | 1½ 2 | 3 | 4 | 5½ Нет, это неправда

5 (ОА). Я чувствую себя усталым

Да, это правда | 5 | 4 | 3 | 2 | 1½ Нет, это неправда

6 (НА). Мне кажется, я многое успеваю за день

Да, это правда | 1| 2| 3| 4| 5| Нет, это неправда

7 (ПА). Когда я занимаюсь чем-либо, я могу сконцентрироваться на этом

Да, это правда | 1½ 2| 3| 4 | 5| Нет, это неправда

8 (ФА). Физически я способен на многое

Да, это правда | 1½ 2 | 3 | 4 | 5½ Нет, это неправда

9 (СМ). Я боюсь дел, которые мне необходимо сделать

Да, это правда | 5| 4 | 3| 2 | 1½ Нет, это неправда

10 (НА). Я думаю, что за день выполняю мало дел

Да, это правда | 5 | 4 | 3 | 2 | 1½ Нет, это неправда

11 (ПА). Я могу хорошо концентрировать внимание

Да, это правда | 1 ½ 2 | 3 | 4 | 5 | Нет, это неправда

12 (ОА). Я чувствую себя отдохнувшим

Да, это правда | 1½ 2 | 3 | 4 | 5| Нет, это неправда

13 (ПА). Мне требуется много усилий для концентрации внимания

Да, это правда | 5 | 4 | 3 | 2 | 1½ Нет, это неправда

14 (ФА). Физически я чувствую себя в плохом состоянии

Да, это правда | 5 | 4 | 3 ½ 2 | 1½ Нет, это неправда

15 (СМ). У меня много планов

Да, это правда | 1½2 | 3 | 4 | 5 | Нет, это неправда

16 (ОА). Я быстро устаю

Да, это правда | 5 | 4 | 3 | 2 | 1½ Нет, это неправда

17 (НА). Я очень мало успеваю сделать

Да, это правда | 5 | 4 | 3| 2 | 11 Нет, это неправда

18 (СМ). Мне кажется, что я ничего не делаю

Да, это правда | 5| 4| 3| 2| 1| Нет, это неправда

19 (ПА). Мои мысли легко рассеиваются

Да, это правда | 5 | 4 | 3 | 2 | 1| Нет, это неправда

20 (ФА). Физически я чувствую себя в прекрасном состоянии

Да, это правда | 1½ 2 | 3 | 4½5½ Нет, это неправда

Задание 4.1.3. Оценить степень проявления у Вас тревоги и депрессии по указанной ниже шкале, ответив на вопросы теста.

Шкала тревоги и депрессии

 

Шкала составлена из 14 утверждений, сгруппированных в две подшкалы:

Т - «тревога» и Д - «депрессия». Каждому утверждению соот­ветствуют четыре варианта ответа (в баллах) по нарастанию тя­жести симптома от 0 (отсутствие) до 3 (максимальная выражен­ность). Эти тесты разработаны для оценки самочувствия. Про­читайте внимательно каждое утверждение и в пустой графе слева отметьте вариант, который в наибольшей степени соответствует вашему самочувствию на прошлой неделе. Не раздумывайте над каждым утверждением: первая реакция всегда будет более верной.

При интерпретации данных учитывается суммарный показа­тель по каждой подшкале, подпадающий под одну из трех оценок: 0 - 7 баллов - “норма”, 8 - 10 баллов - “частично выраженная тревога / депрессия)”, 11 баллов и более - “выраженная трево­га/депрессия”.

 

Т. Я испытываю напряжение, мне не по себе:

3 - все время,

2 - часто,

1 - время от времени, иногда,

0 - совсем не испытываю.

Д. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вы­зывает такое же чувство:

0 - определенно, это так,

1 - наверное, это так,

2 - лишь в очень малой степени это так,

3 - это совсем не так.

Т. Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться:

3 - определенно это так, и страх очень сильный,

2 - да, это так, но страх не очень сильный,

1 - иногда, но это меня не беспокоит,

0 - совсем не испытываю.

Д. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное:

0 - определенно, это так,

1 - наверное, это так,

2 - лишь в очень малой степени это так,

3 - совсем не способен.

Т. Беспокойные мысли тревожат:

3 - постоянно,

2 - большую часть времени,

1 - время от времени, нечасто,

0 - только иногда.

Д. Я бодр:

3 - вовсе нет,

2 - очень редко,

1 - иногда,

0 - практически всегда.

Т. Я легко могу расслабиться:

0 - да,

1 - наверное,

2 - лишь изредка,

3 - нет.

Д. Кажется, я стал все делать очень медленно:

3 - практически все время,

2 - часто,

1 - иногда,

0 - это не так.

Т. Я испытываю внутреннее напряжение:

0 - вовсе нет,

1 - иногда,

2 - часто,

3 - очень часто.

Д. Я не слежу за своей внешностью:

3 - это так,

2 - я не уделяю этому достаточно времени,

1 - возможно, я стал меньше уделять этому внимания,

0 - напротив, я слежу за собой так же, как и раньше.

Т. Я неусидчив, постоянно хочу двигаться:

3 - да,

2 - наверное,

1 - лишь в некоторой степени,

0 - нет.

Д. Считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения:

0 - разумеется,

1 - да, но не в той степени, как раньше,

2 - значительно меньше, чем обычно,

3 - вовсе так не считаю.

Т. Меня внезапно охватывает чувство паники:

3 - очень часто,

2 - довольно часто,

1 - не так уж часто,

0 - никогда.

Д. Могу получить удовольствие от хорошей книги, радио- или телепрограммы:

0 - часто,

1 - иногда,

2 - редко,

3 - очень редко.

Содержание отчета по выполнению заданий по теме 4

Отчет должен содержать:

- результаты оценки депрессивных состояний по Готланду (задание 4.1.1) в виде таблицы (табл. 4.1);

- результаты выполнения теста задания 4.1.2 на наличие пяти видов астении в виде таблицы (табл. 4.2);

- результаты оценки степени проявления у Вас тревоги и депрессии по шкале в задании 4.1.2;.

- выводы по результатам выполнения тестов в заданиях 4.1.1 – 4.1.3.

 

 

Контрольные вопросы по теме 4

 

1. Какие методы применяют для определения психофизиологических состояний человека и какие синдромы выявляют в ходе исследований?

2. Дайте определение понятию “астения”.

3. Назовите виды астении.

4. В чем заключается опасность возникновения астенического, депрессивного и тревожного синдромов для здоровья человека?

 

 

& БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Занько, Н.Г. Физиология человека. Методы исследования функ­ций организма: Лабораторный практикум / Н.Г. Занько. – СПб.: ЛТА, 2003. – 36 с.

2. Занько, Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедея­тельности: Лабораторный практикум: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. – М.: Из­дательский центр “Академия”, 2005. – 256 с.

3. Занько, Н.Г. Медико-биологические основы без­опасности жизнедеятельности: Учебник / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. – М.: Из­дательский центр “Академия”, 2004. – 288 с.

4. Измеров, Н. Ф. Медицина труда. Введение в спе­циальность: Учеб. пособие / Н.Ф. Измеров, А.А. Каспаров. – М.: Медицина, 2002. – 392 с.

5. Макаров, В.А. Физиология. Основные законы, формулы, урав­нения / В.А. Макаров. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – 112 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Таблица П1

Данные Гарриса - Бенедикта для определения основного обмена за сутки ДО = А + Б ккал/сут у мужчин

М, кг А, ккал М, кг А, ккал М, кг А, ккал Р, см Значения Б, ккал, при возрасте, лет
                                                               
              -40 - - - - - - - - - - - - - - - - -
              +40 - - - - - - - - - - - - - - - - -
                  - - - - - - - - - - - - - - - -
                  - - - - - - - - - - - - - - - -
                    - - - - - - - - - - - - - - -
13                   - - - - - - - - - - - - - - -
                      - - - - - - - - - - - - - -
                        - - - - - - - - - - - - -
              -         - - - - - - - - - - - - -
              -         - - - - - - - - - - - - -
              -         - - - - - - - - - - - - -
              -         - - - - - - - - - - - - -
М, кг А, ккал М, кг А, ккал М, кг А, ккал Р, см
Окончание табл. П1
Значения Б, ккал, при возрасте, лет

                                   
              -         - - - - - - - - - - - - -
              - -       - - - - - - - - - - - - -
              - -                                
              - -                                
              - -                                
              - - -                              
39             - - - -                            
              - - - -                            
        - -   - - - - -                          

 

 

 
 
 


Таблица П2

Данные Гарриса-Бенедикта для определения должного основного обмена

за сутки ДО = А + Б у женщин

М, кг А, ккал М, кг А, ккал М, кг А, ккал Р, см Значения Б, ккал, при возрасте, лет
                                   
              -344 -194 - - - - - - - - - - - - - - - -
              -312 -162 - - - - - - - - - - - - - - - -
              -280 -130 - - - - - - - - - - - - - - - -
              -248 -98 -111 - - - - - - - - - - - - - - -
              -216 -66 -79 - - - - - - - - - - - - - - -
13             -184 -34 -47 -66 - - - - - - - - - - - - - -
              -152 -2 -15 -34 - - - - - - - - - - - - - -
              -120     -2   - - - - - - - - - - - - -
              -         - - - - - - - - - - - - -
              -         - - - - - - - - - - - - -
              -         - - - - - - - - - - - - -
              -         - - - - - - - - - - - - -
              -         - - - - - - - - - - - - -
              - -      

 
-

- - - - - - - - - - - -
М, кг А, ккал М, кг А, ккал М, кг А, ккал Р, см
Окончание табл. П2
Значения Б, ккал, при возрасте, лет

                                   
              - -                           -4 -23 -41
              - -                             -8 -27
              - - -                           -7 -12
              - - -                              
              - - - -     223                      
              - - - -                            
        - -   - - - - -                          

       
 
 
   
 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных