Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Предмет и задачи олигофренопедагогики. Олигофренопедагогика ( от греч




 

Олигофренопедагогика (от греч. olygos - малый и phren - ум) -это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно от­сталых детей1. Много десятилетий это определение считалось правильным и исчерпывающим.

В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в зарубежной и отечественной литературе (особенно психиатрической) широко использовался термин «слабоумный». Это определение доста­точно полно отражало взгляды специалистов на ребенка с наруше­нием интеллекта как на нечто неподвижное и застывшее в своем развитии. Другими словами, этот термин определял как бы коли­чественное состояние интеллекта аномального ребенка по срав­нению с нормально развивающимся сверстником. Под влиянием идей Л.С.Выготского и его психологической школы на смену этому понятию приходит термин умственно отсталый ребенок. Этот термин более полно отвечает взглядам отечественных дефектологов на природу и сущность интеллектуального развития ано­мального ребенка. Умственная отсталость - это характеристика ин­теллекта аномального ребенка, уже не только и не столько коли­чественная, сколько качественная, показывающая сниже­ние темпа развития интеллекта у такого ребенка.

За время существования олигофренопедагогики как науки (до середины 90-х годов) она в основном изучала вопросы воспитания и обучения достаточно ограниченного контингента умственно от­сталых детей - с наиболее легкой степенью умственной отстало­сти - дебильностью. Это было оформлено нормативными доку­ментами Министерства просвещения РСФСР (позднее СССР), регламентирующими работу специальных комиссий по отбору де­тей во вспомогательные школы и работу самих вспомогательных школ. Причиной умственной отсталости в подавляющем боль­шинстве случаев была (или считалась) олигофрения.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин впервые предложил клас­сификацию психических расстройств, исходя из нозологического (клинического) подхода, а олигофрении - исходя из возможностей обучения детей. Заслуга Э. Крепелина в том, что он объединил все известные к тому времени клинические симптомы врожденного и раннего слабоумия у детей в одну группу под названием «олигофрения», а термины «идиот», «имбецил», «дебил» использовал для опре­деления степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности.

1 Дефектологический словарь / Под ред. А. И. Дьячкова. - 2-е изд., доп. - М, 1970.

 

В результате умственно отсталые дети по их способности к обучению делились на три группы. Дети-олигофрены в степени дебильности признавались способными к обучению, но в специ­альных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы ~ малоспособными к обучению, но некоторые из них оказывались в состоянии освоить начальную грамоту в специальных классах, овладеть несложными трудовыми процессами. Дети-олигофрены в степени идиотии считались вообще неспособными к труду, обучению. Предложенная Э. Крепелином классификация олигофрении сохраняется и на сегодняшний день.

Дебильность - наиболее легкая по сравнению с идиотией и им- \ бецилъностью степень умственной отсталости. Сниженный ин-' теллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-1 дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразова-,| тельной массовой школы. Это физиологически обусловлено не-; доразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной' деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа. Соматические нарушения, общая физиче­ская ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, свойственные большинству детей-дебилов, а также осо­бенности эмоционально-волевой сферы, системы побудительных мо­тивов, характера и поведения в значительной степени ограничива­ют круг их последующей профессионально-трудовой деятельно­сти, социальной адаптации и реабилитации.

В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную оценку степени умственной отсталости. Вы­деляются легкая дебильность, средняя дебильность, выраженная дебильность. Такого рода оценка имеет большое практическое зна­чение, поскольку позволяет более точно и эффективно организо­вать учебно-воспитательный процесс. Однако критерии такой диф­ференциации до настоящего времени четко не сформулированы.

Имбецильность - более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями в овладении речью, усвоении отдельными неслож­ными трудовыми навыками. Однако наличие грубых дефектов вос­приятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, мо­торики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практиче­ски необучаемыми даже в специальной школе. В правовом отноше­нии они, как и идиоты, являются недееспособными, и над ними ус­танавливается опека. До достижения совершеннолетия эти дети на­ходятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых. В последние годы установлено, что часть детей-имбецилов способными овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в объеме специально разработанной для них программы.

Идиотия - самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего, их речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно, в ряде случа­ев речевые звуки не развиваются вообще. Дети-идиоты имеют нарушения (иногда очень тяжелые, вынуждающие их к лежачему об­разу жизни) моторики, координации движений и праксиса, ориен­тировки в пространстве. У них крайне трудно и медленно формиру­ются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиени­ческие. Часто эти навыки не формируются вообще. Дети-идиоты не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учре­ждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых)1.

Традиционно в соответствии с действующими инструкциями Министерства просвещения (образования) в специальные (вспо­могательные) школы направлялись дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» или «умственная отсталость в степени дебильности», что полностью соответствовало принципу интегриро­ванного обучения. Из всех типов специальных школ вспомогатель­ные были (и остаются) самым многочисленным типом специальных школ. Для сравнения приведем данные по количеству специальных школ различных типов и контингенту учащихся (см. табл. 1).

Таблица 1

Состояние и перспективы развития помощи детям с нарушениями развития в Российской Федерации

  Специальные школы Вспомогательные школы
Города, области, районы Всего школ В том числе сельской местности Кол-во учащихся В том числе сельской местности Всего школ Кол-во учащихся В том числе кол-во
              Учащихся-сирот
               
               
               
Москва   _ -   _      
Моск. обл.              
С.-Петербург   -   -      
Всего по РФ              
                 

•Дефектология Словарь-справочник. - М., 1996

В настоящее время границы предмета олигофренопедагогики значительно расширились. Это умственная отсталость, вызван­ная не только олигофренией, но и другой этиологией, - так на­зываемая умственная отсталость неолигофренического проис­хождения. Расширение границ олигофренопедагогики происхо­дит не только «по горизонтали», но и «по вертикали». Об этом говорит тот факт, что предметом олигофренопедагогики стали дети с достаточно глубокой степенью умственной отсталости -имбецилы и дети, имеющие органические поражения ЦНС в ви­де минимальных мозговых дисфункций. Это дети с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Таким образом, и тер­мин «умственная отсталость» уже не отражает полностью объ­ект олигофренопедагогики, так как этиология аномалий доста­точно разнообразна, степень поражения - тоже. Единственный признак, объединяющий этих детей, - это стойкое, в большей или меньшей степени, снижение познавательной деятельности и связанная с этим невозможность полностью усвоить учебную программу общеобразовательной школы, т. е. то, что можно на­звать нарушением познавательной деятельности.

Следовательно, с современных позиций олигофренопедагогика -это часть дефектологии (специальной педагогики, коррекционной педагогики), изучающая ребенка с различными нарушениями ин­теллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации.

И еще раз о терминах. Термин коррекционная педагогика как более поздний эквивалент понятия специальная педагогика доста­точно прочно вошел в отечественную специальную литературу с середины 90-х годов. Действительно, «коррекционная педагоги­ка» (от лат. correccio - исправляю) - это только часть специаль­ной педагогики, одна из ее задач. Более того, в ряде западноев­ропейских государств (англоязычных) и США этим термином обозначается часть общей педагогики, занимающаяся воспита­нием («исправлением») правонарушителей (детей и подростков с делинквентным и девиантным поведением - по терминологии США - от англ. deliquency - проступок и deviate - отклоняться). Изучение ребенка с нарушениями развития, исследование при­чин аномального развития, его последующая реабилитация и социальная адаптация в этом термине не отражены. В связи с этим мы считаем более целесообразным использовать как экви­валент понятия «дефектология» термин «специальная педагоги­ка».

Непременным условием выделения и нормального функциони­рования любой науки является наличие в ней собственного понятийного аппарата. Основными понятиями педагогики как науки являются «воспитание», «образование и обучение».

Воспитание есть такое общественное отношение, в котором од­ни люди воздействуют на других в целях направленного форми­рования личности.

Образование представляет собой ту сторону воспитания, ко­торая заключает в себе систему научных и культурных ценно­стей, накопленных человечеством. Образование может быть достигнуто разными путями (самостоятельное чтение, средства массовой информации, курсы, лектории, работа на производст­ве и т.п.).

Обучение - это процесс усвоения учащимися определенных сто­рон общественно-исторического опыта человечества, осуществляе­мый под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, профессора, инструктора), выполняющего образова­тельную, воспитательную и развивающую функции в их органиче­ском единстве.

Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают и взаимно связаны в едином и целостном пе­дагогическом процессе.

Об уровне развития любой науки обычно судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими науками, на основании которых возникают пограничные научные дисциплины.

В систему педагогических наук входят:

Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания.

Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных возрастных этапах. Она подразделяется на дошкольную, предшкольную, школьную педагогику и педагоги­ку взрослых.

Методика, исследующая специфику применения общих зако­номерностей обучения к преподаванию определенного учебного предмета (языка, математики, природоведения и др.).

История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и учебно-воспитательного процесса в различные историче­ские эпохи.

Интенсивно развиваются такие теоретические отрасли педаго­гической науки, как профессиональная, вузовская, военная, ис­правительно-трудовая педагогики и др.

Все вышесказанное относится к воспитанию и обучению нор­мально развивающегося ребенка, т. е. к той сфере человеческой Деятельности, которой занимается общая педагогика.

Несмотря на то, что общая педагогика как наука о воспитании ребенка насчитывает не одно столетие, лишь в начале XIX в., когда внимание ученых и педагогов было обращено на проблему воспи­тания детей, имеющих те или иные (в первую очередь достаточно ярко выраженные психофизические) отклонения от нормального развития, появляется еще одно направление - специальная педагоги­ка, или дефектология.

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, необ­ходимость комплексного изучения педагогических явлений объ­ективно требуют органической связи педагогики с другими нау­ками. Такая связь еще важнее в дефектологии. Как мы уже зна­ем, первые попытки воспитания, а тем более обучения детей с нарушениями психофизического развития не дали сколько-нибудь заметных положительных результатов. Стало ясно, что для воспитания этих детей арсенала средств общей педагогики недостаточно. Следовательно, для воспитания и образования детей, развивающихся на пораженной органической дефектной основе, необходим комплекс специальных форм, методов и приемов обучения.

В тесных взаимоотношениях дефектология находится с общей, возрастной и социальной психологией. Психология вскрывает зако­номерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания, а также взаимоотношения индивидуума с окружаю­щей социальной средой, особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

Научные исследования в области дефектологии в России и за рубежом, а также большой и разнообразный практический опыт воспитания и обучения детей с нарушениями развития позволили выделить в дефектологии блок психологических дисциплин. Приме­нительно к олигофренопедагогике как части дефектологии это олигофренопсихология, изучающая особенности психики ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека педагогику вооружает общая и возрастная фи­зиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Поэтому олигофренопедагогика немыслима без тес­ной связи с целым рядом медицинских дисциплин, изучающих раз­витие детского организма в норме и при патологии.

Новые, дополнительные возможности для совершенствования процесса обучения и воспитания ребенка с нарушениями разви­тия, а также последующей его социальной реабилитации и адап­тации перед олигофренопедагогикой открывают связи с такими отраслями знаний, как социология и право.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных