Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аутистичность и отчужденность




Аутистичных и отчужденных людей объединяет то обстоятельство, что они испытывают дефицит общения, хотя причины, приводящие к недостатку полноценного общения с людьми, в этих группах различны.

Для понимания аутистичности как черты личности, обусловливающей дефицит общения, следует подчеркнуть, что аутизм, аутизация — термины, обозначающие болезненное развитие, аутистичность же — свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии.

Термин «ранний детский аутизм» введен Л. Каннером в 1943 г. До сих пор нет единомыслия по поводу природы этого явления: одни психиатры считают детский аутизм просто вариантом болезненного развития, самостоятельным заболеванием, другие же настаивают на том, что он является одним из проявлений вялотекущего шизофренического процесса.

В. Е. Каган предлагает рассматривать аутистичность в качестве защитного барьера шизоидных психопатов, защищающего их от общения на глубоком личностном уровне. При этом он подчеркивает, что «различие между широкой психологической концепцией „аутистического" и аутизмом как клиническим признаком состоит, очевидно, в том, что в рамках нормальной психики возможны все виды аутистического мышления при сохранении возможности произвольного управления им, тогда как в патологии эта возможность нарушается или утрачивается» (Каган, 1981, с. 11).

Шкала аутизации в MMPI позволяет выявить такие свойства непатологического


аутистического мышления, как предпочтительная ориентировка на внутренние критерии, снижение и утрата способности к интуитивному пониманию окружающих, к адекватному эмоциональному реагированию, к проигрыванию разнообразных ролей.

В общую картину поведения и развития ребенка при аутизме входят следующие признаки:

• чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство
одиночества, другие люди воспринимаются как угроза;

• презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих
слабостей;

• блестящая механическая память и буквальность в использовании слов;

• впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках и
умному выражению лица;

• монотонное повторение звуков и движений;

• хорошее физическое здоровье; напряженное выражение лица при людях и
удовлетворенное при их уходе;

• «лицо принца» — недетское, сонное, маловыразительное;

• страх изменений в обстановке; ритуалы;

• монотонные механические игры с неигровыми предметами;

• задержка развития речи;

• отгороженность от внешнего мира; самоизоляция;

• непереносимость взгляда в глаза (один из важных признаков), взгляд мимо людей,
сквозь них;

• повышенная сенситивность;

• симбиотическая привязанность к матери;

• застреваемость, неловкость, прилипаемость, отгороженность, отвергаемость,
негибкость.

Аутистичные дети, как правило, — первые, а часто и единственные в семье. Характерными чертами такой семьи являются гиперопека, форсированная интеллектуализация в детстве, наличие депрессивного отца. Семья часто бывает неполной, глубоко конфликтной. Плохо влияет на ребенка частичная материнская депривация и сепарация в раннем возрасте.

Поздние дети и дети интеллигентных родителей, на которых направлен мощный арсенал развивающих и воспитательных усилий, часто отличаются такими чертами, которые способствуют отторжению их сверстниками.

Провоцирующим фактором аутистичности могут стать болезни и соматические осложнения (корь, коклюш, краснуха, интоксикации). К настоящему времени насчитывается более 30 патогенных факторов.

По мнению некоторых исследователей, детский аутизм может быть результатом органического поражения мозга у лиц с предрасположенностью к аутистической психопатии. Все перечисленные признаки аутизма в снятом, смягченном виде могут присутствовать у ребенка и характеризоваться как аутистичность. Однако аутистичность может быть скорректирована совместными усилиями родителей и психотерапевтов.

Причины появления аутистичности различны. Одной из главных причин считают угнетение функций правого полушария мозга, его гипоактивацию и вследствие этого задержку аутоидентификации.

Среди главных психологических причин аутистического развития можно назвать следующие:

1. Ранимость, повышенная чувствительность, фиксация на неприятных
впечатлениях, плохая переносимость внешних воздействий, предрасположенность к
страхам и тревожности.

2. Слабость общего и психического тонуса, отсюда — быстрая пресыщаемость


контактами, недостаточность произвольного внимания и других произвольных форм поведения.

3. Аутические психопатии, которые могут стать серьезными и труднопреодолимыми причинами одиночества. Они могут быть обусловлены следующими факторами: токсикозы при родах, психотравма матери при беременности, болезни первого года жизни, старые родители, решившие завести ребенка в очень позднем возрасте, — то есть обстоятельствами рождения ребенка.

Известно, что эти дети часто начинают говорить раньше, чем ходить; их отличает проблемный склад мышления и высокий интеллект — взрослость поведения и речи; внешне они выглядят как холодные, гордые, замкнутые.

В общении для них свойственна неуместная прямолинейность; они имеют многочисленные внутренние проблемы, не умеют наладить контакт со сверстниками, поэтому ведут дневник. Они обладают ограниченным числом друзей, необычными интересами и увлечениями, которые часто не соответствуют возрасту, опережают его. Двигательная неуклюжесть, неумелость в спорте также сокращают число потенциальных друзей.

Если контактность и адаптивность аутистичных столь же невысоки, как у интровертов и отчужденных, то совместимость у них значительно ниже. Причина этого — в агрессивности и потенциальной конфликтности. В целом успешность общения этой группы довольно невысокая — на уровне глубоко застенчивых людей и тех, кто страдает от чувства одиночества.

Отчужденность — термин, который употребляется и в обыденном языке, и в различных науках, чаще всего — в философии, психологии, криминологии, социологии. В отличие от философского, в социологическом и психологическом понимании отчужденность описывается в терминах ожиданий и всегда является в достаточной степени осознаваемым свойством.

Отчужденность

охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом теплого сердечного общения.

Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, чувство бессмысленности происходящего; Даже если широкие дружеские связи еще сохраняются, человек нередко тяготится ими и постепенно сокращает контакты.

Отчужденность как переживаемое чувство и состояние превращается в отчуждение от реальных людей, их забот и жизни.

В одной из первых работ М. Симэн (по: Ратайчак, 1983) была представлена многомерная концепция отчужденности, включающая пять измерений:

• чувство бессилия («от моих поступков ничего не зависит»);

• чувство бессмысленности («не ясно, во что верить»);

• отсутствие норм («чувство аномии»);

• чувство изоляции («изоляция от ценностей и общества»);

• чувство чуждости всему («теряется смысл труда, удовлетворение от работы»).

Составлен психологический портрет отчужденного человека, в который вошли отношения человека к миру и к себе.

Отношение отчужденного человека к миру характеризуют следующие черты:

• мир воспринимается как застывший, схематичный;

• низкий уровень знаний об особенностях социально-политической системы;

• нет интереса к культуре и интеллектуальным видам деятельности;

• верят в сверхъестественные силы, астрологию, судьбу;


• менее логичное мышление, познавательная замкнутость;

• навязчивые состояния и ригидность;

• с трудом сосредоточиваются и принимают решения;

• склонность печалиться, высокий уровень страхов;

• безразличие к групповому поведению.
Для отношения к себе характерны:

• неадекватность и презрение;

• экстремизм, ослабление чувства ответственности, горечь и зависть;

 

• чувство вины, неуверенности, неудовлетворенности жизнью; пессимизм, чувство
одиночества, фрустрированности; другие воспринимаются как угроза;

• презрение к себе сочетается с враждебностью к другим и осуждением человеческих
слабостей;

Отсутствие чувств лояльности, принадлежности, враждебность, экстремизм в этом состоянии иногда предшествуют отклоняющемуся поведению.

Аномия

Стержнем отчужденности является аномия.

Аномия

состояние дезорганизации личности, возникающее в результате дезориентации; причиной последней может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт или отсутствие норм.

Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуация отсутствия норм. В научном смысле термин «аномия» впервые был использован теологами для обозначения пренебрежения законом, в том числе и сакральным.

В язык социологии термин введен Э. Дюркгеймом в 1887 г. Результаты своих исследований Дюркгейм опубликовал в книге «Самоубийство» (1897). где подразделил самоубийства на три типа:

1. Эгоистическое — вследствие самоизоляции;

2. Аномическое — вследствие убеждения, что мир вокруг распадается;

3. Альтруистическое — из преданности делу.

Итак, можно различать аномию общества, характеризующуюся упадком общественной морали, социально-политической дезорганизацией общества, отсутствием общепринятых норм, и аномию личности, в которой нормативные стандарты поведения и убеждений ослаблены или отсутствуют, что проявляется в тревожности, дезориентации и социальной изоляции.

Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, отчужденным, ослабляет чувство ответственности. Человек становится «недружелюбным» — жестоким, безразличным, асоциальным.

Отчужденный не принадлежит к группе, социальные связи нарушены. Современные высоко-бюрократизированные системы лишь усиливают чувство отчужденности, которое чаще всего является результатом дефектного процесса социализации. У человека нет возможности и условий для адекватной самооценки и приспособления, и это, в конечном итоге, приводит либо к преступности, либо к отклоняющемуся поведению, либо даже к самоубийству.

Успешность общения отчужденных значительно ниже среднего по выборке и объясняется как внутренней конфликтностью, так и чувством бессилия, одиночества, реальной и психологической отъединенностью.

Отчужденность может быть и не слишком тяжелым переживанием, поскольку


является (условно) добровольно выбранным одиночеством. Но дефицит общения накладывает свой отпечаток на личность и формирует ущербную потребность в общении, приводя к дальнейшему ослаблению связей с людьми.

Выводы

1. Одиночество понимается как тягостное ощущение, переживание субъективной
отъединенности, неудовлетворительности и поверхностности сложившихся
взаимоотношений, т. е. как психологическое одиночество.

2. Одиночество может быть определено как эпизодически острое ощущение
беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные
отношения. Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные
состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука.

3. Аутистичность, отчужденность, одиночество — разные формы трудностей,
испытываемых людьми в межличностном доверительном общении. Когда они
сопутствуют друг другу, то усугубляют внутренний дискомфорт и усложняют
внутренние проблемы.

4. Одиночество, испытываемое человеком на протяжении длительного времени,
истощает его жизненные силы, разрушает личность и приводит к различным нервно-
психическим расстройствам. Чтобы оказывать реальную психологическую и
психотерапевтическую помощь одиноким людям, необходимо знать специфические
проблемы конкретной личности.

5. Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными
проблемами, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из
социальных связей. Это состояние сопровождается отказом от дружеского и
товарищеского общения, недоверием к искренности и бескорыстности людей.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите причины одиночества и приведите примеры.

2. Назовите главные признаки аутистичного поведения.

3. Чем отличается аутизм от аутистичности?

4. Что общего и в чем отличие аутистичности И замкнутости? Аутистичности и
необщительности? Аутистичности и отчужденности?

5. Выберите из списка только те свойства личности, которые связаны с
отчужденностью:

сосредоточенность на внутреннем мире, агрессивность, нервно-психическое напряжение, импульсивность в принятии решений, застенчивость, вера в сверхъестественные силы, недоброжелательность, особый интерес к другой культуре, угрюмость, низкая самооценка, тоска, сниженное настроение.

Глава 20. Дефектное общение

Основные понятия

Дефекты общения Акцентуации характера Тревожность Ригидность






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных