ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальная компетентностьсистема знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств. На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, собственных исследований предлагается следующая структура социальной компетентности: • Оперативная социальная компетентность — знание о социальных институтах и • Вербальная компетентность — уместность высказываний, учет контекста и • Коммуникативная компетентность — владение сложными коммуникативными выражающих его. освоенного ролевого репертуара в рамках данной профессии. • Социально-психологическая компетентность — межличностная ориентация:, • Эго-компетентность — важная составляющая социальной компетентности: Взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности Социальный интеллект и социальная компетентность на высоких уровнях своего развития проявляются в таких существенных для зрелой личности свойствах, как адекватность, автономность, аутентичность. Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность — как продукт этого познания. Социальный интеллект и социальную компетентность объединяет то, что: а) они предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях б) они обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение в) они имеют количественные характеристики, уровни, могут быть измерены. способах совершенствования; последнее выражается в том, что совершенствование социальной компетентности проходит через научение, расширение знаний и опыта, тренировку и тренинг, частично через психотерапию. Социальный интеллект развивается благодаря формированию социально-желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенствованию механизмов психического регулирования, психофизиологической стороны адаптационных механизмов, самоконтроля и саморегуляции, повышающих стрессоустойчивость; многие барьеры и трудности снимаются благодаря аутотренингу. Что касается содержательных характеристик и функций, наблюдается даже некоторый антагонизм между социальным интеллектом и социальной компетентностью. Чем меньше оценочных стереотипов имеет в своем сознании человек, тем выше и гармоничнее его социальный интеллект, точнее и дифференцированнее восприятие и понимание, адекватнее восприятие себя и других людей. В то же время, чем больше стереотипов использует и хранит в своем сознании человек, тем легче он вписывается в разнообразные типичные социальные ситуации. Такая же тенденция может быть прослежена по отношению к способности манипулировать другими людьми. Сценарии поведения как основа социальной компетентности носят выраженный культурный характер и имеют прямое отношение к менталитету. Национальная специфика сценариев поведения социально компетентного человека хорошо отражается в русском фольклоре: • Не имей сто рублей, а имей сто друзей; • Работа не волк, в лес не убежит; • Пока гром не грянет, мужик не перекрестится; • Русский мужик задним умом крепок; • Пьян да умен — семь угодий в нем; • На бога надейся, а сам не плошай. • Один с сошкой, семеро с ложкой; • С миру по нитке — голому рубашка. Существует немало профессий, где успешность деятельности может быть обеспечена только при наличии высокого уровня социального интеллекта и социальной компетентности. К ним относятся профессии политика, дипломата, режиссера театра, модератора и т. д. Выводы 1. В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект 2. Новый подход к проблеме социального интеллекта состоит в выделении 3. Социальный интеллект (СИ) определяет наличный для данного отрезка времени, 4. Социальная компетентность — операциональное понятие, которое имеет 5. В реальном человеческом поведении социальный интеллект и социальная Они имеют общие и отличительные черты. Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность как продукт этого познания. Вопросы для самопроверки 1. Какие виды интеллекта были выделены в 1920-е годы Э. Торндайком? 2. Как можно измерить социальный интеллект? 3. Какое отношение имеют когнитивные стили к социальному интеллекту? 4. Что такое «единство интеллекта»? 5. Почему высокоразвитая эмпатия становится помехой во взаимодействии? 6. Приведите доказательства важности энергетического потенциала для 7. Как связана мотивация достижения с уровнем СИ? 8. Почему для СИ важны характеристики самосознания человека и особенности его 9. Что такое вербальная компетентность, эго-компетентность? 10. В чем сходство и отличие СИ и социальной компетентности? 11. Если уличный продавец удачно выберет место для бойкой продажи своего Основные понятия Агрессивное поведение — нападение по собственной инициативе с целью причинить физический, материальный или моральный ущерб (посредством грубых, насмешливых, язвительных слов и поступков). Агрессивное самораскрытие — желание говорить о себе, не считаясь с желанием другого. Акцентуации характера — крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим Альтруизм — это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Аномия — это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации; причиной последней может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт или отсутствие норм. Аттитюд (социальная установка) — психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта, готовность думать, оценивать, действовать определенным образом по отношению к объекту установки. Аффилиация — мотивация к установлению доверительности, стремление человека быть в обществе других людей. Безоценочная обратная связь — вид обратной связи, который не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу, используется, когда нужно больше узнать о чувствах человека или помочь собеседнику сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в его действия. Вербализация эмоций — сообщение партнеру о своих чувствах и переживаниях в форме словесных посланий. Взаимоотношения — встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи, а также в качествах личности, характеризующих психологические особенности общения человека. Взаимопонимание — механизм межличностного взаимодействия, связанный в первую очередь с когнитивными процессами и обеспечивающий формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, взаимное личностное приятие, выработку сходного видения задач в конкретной ситуации. Власть — это способность действующего лица производить свою волю вопреки сопротивлению других людей; потенциал влияния. Восприятие — процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Выяснение — вид рефлексивного слушания, когда слушающий просит о дополнительной информации, руководствуясь либо деловыми интересами, либо целью «разговорить» человека или продемонстрировать готовность и желание выслушать его. Деловая беседа — специально организованный предметный разговор, служащий для решения управленческих задач и происходящий, как правило, между представителями одной и той же организации. Деловое взаимодействие — такое взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед организацией, что накладывает определенные рамки на поведение людей. Деловое совещание — форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Деловой уровень общения — уровень общения, на котором людей объединяют интересы дела, совместная деятельность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества; общение является психологически отстраненным, доминирует Я-Вы контакт. Денотация — значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемое лексическое значение слова. Дефекты общения — помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами; выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера. Зависть — чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека. Застенчивость — свойство личности, проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и отличающееся разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения. «Значимый» другой — человек, с которым существует эмоциональная близость, обеспечивающий удовлетворение потребности в защите, поддержке, подражании, авторитете, дружбе и доверии. Игра — свободная неутилитарная деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми; эта деятельность совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам. Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект. Имидж личности — направленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей. Инструментальная (операциональная) агрессия — это примененное агрессивное средство воздействия в достижении позитивных целей, которое сопровождалось отрицательным эффектом. Интерес — положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем. Интимно-личностный уровень общения — уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидаются психологическая близость, эмпатия, доверительность. Кинесика — движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта: жесты, позы, мимика, оформление внешности, почерк и т. д. Код — тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта. Коммуникабельность — владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например умением выразить сочувствие, «вписаться» в разговор). Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) — желание вступить в общение с другим лицом. Коммуникативность человека — владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу). Коммуникативная совместимость — частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта. Коммуникативный барьер — абсолютное или относительное препятствие общающихся. Коммуникация — специфически культурная форма общения, обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами. Конативная функция речи — выражение в речи говорящего его установки на адресата (слушающего), стремления на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений. Контактность — способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии; ее обеспечивают владение навыками и умениями общения и саморегуляции, а также определенные личностные свойства. Контекст — обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Координация — механизм межличностного взаимодействия, связанный с инструментальными процессами, с поиском средств общения, которые соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях. Коннотация — вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе. Конформность — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих. Конформность в малой группе, добровольная реакция отдельного участника, которая идентична реакциям всех членов группы, но отличается от реакций этого человека, когда тот находится в одиночестве. Криминогенное общение — взаимодействие, для которого характерны антиобщественная направленность, психологическая стрессогенность и конфликтность, жестко заданный ролевой характер и специфика средств связи и способов воздействия. Лидер мнений — член малой группы, который более информирован по определенным вопросам, чем остальные участники группы, и более активен и избирателен по отношению к определенным средствам МК, что делает его мнение ориентиром для членов группы. Личное влияние — способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только его поведение, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер. Личные отношения — связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека, которое может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями. Ложь — умышленное искажение истины и введение в заблуждение других людей. Манипуляция — вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша. Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. Межличностная коммуникация — взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. Межличностное взаимодействие — инструментально-технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения. Межличностное общение — взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения. Межличностное пространство — организация всех элементов межличностного взаимодействия в определенном порядке, предполагающая: 1) выбор позиции; 2) четкое определение границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством вербальных и невербальных средств коммуникации. Межличностное событие — значимое для данного человека изменение в жизни, в котором ключевую роль играет другой человек. Межличностные отношения — система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, компоненты которой обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей. Межличностные ритуалы — стереотипные модели поведения, обмен принятыми в обществе фразами и жестами, уместными в данной ситуации, выполняющие функции стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта. Метод семантического дифференциала — измерение индивидуальной реакции на любое понятие или слово. Модели коммуникации — схемы, представляющие процесс коммуникации. Мотив — это понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях. Мотивационный кризис — смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; трудное прохождение возрастных этапов и житейских кризисов, которое требует ломки привычных стереотипов поведения, установок и отношений. Мотив аффилиации побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе. Нарушение межличностного общения — двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр. Национальный стереотип — недифференцированное суждение, обозначающее целиком этническую или национальную группу и предполагающее наличие определенной черты у всех ее представителей; неизбежно содержит в себе — скрыто или явно — определенную оценку. Невербальная коммуникация — взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен и интерпретация невербальных посланий в данной ситуации. Невербальное поведение — внешнее «Я» личности, внешняя форма существования и проявления психического мира личности, конкретно-чувственная форма ее действий и поступков. Невербальный язык — система неречевых символов, знаков, жестов, используемая представителями данной культуры для коммуникации. Негативная оценочная обратная связь — сообщения, выполняющие корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательного поведения, изменение или модификацию межличностных отношений. Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Обман — сознательное стремление создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, при том что прямых искажений истины не допускается. Обратная связь — вербальные и невербальные сообщения, которые человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщения другого. Общение — наиболее широкая категория для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия. Одиночество — эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения. Описательное самораскрытие — сообщение другому фактов о себе, которые иначе ему не доступны. Осознание эмоций — отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; способность выразить это состояние в знаковой форме. Отношения — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента; отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира. Отчужденность — охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей; на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией, аполитичностью установок, дефицитом теплого сердечного общения. Оценочная обратная связь — сообщение своего мнения, своего отношения к тому, о чем идет речь. Оценочное самораскрытие — сообщение о наших взглядах, чувствах, переживаниях, отношениях с другими людьми. Перефразирование — вид рефлексивного слушания, который состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего с целью проверки точности услышанного. Позитивная оценочная обратная связь — сообщения, выполняющие функцию поддержки «я-концепции» партнера и сложившихся с ним межличностных отношений. Полисемия — наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения. Потребность в аффилиации — потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. «Принцип кооперации» — требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора. Психологические отношения — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Психологическое воздействие — изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей. Преднамеренная (интенционалъная) агрессия — стремление нанести вред с осознанием последствий. Предрассудок — необоснованное негативное представление о других людях, не меняющееся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно. Привязанности — долговременные, устойчивые, позитивно окрашенные взаимоотношения, эмоционально наполненные и основанные на большой потребности друг в друге. Проецирование — перенесение своих состояний на другую личность, приписывание ей черт, которые в действительности присущи самому воспринимающему, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Произвольность эмоции — возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции. Проксемика — пространственные взаимоотношения людей в процессе общения. Профессиональный стереотип — персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала. Рациональное понимание — это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам. Ревность — стремление к сохранению того, что уже имеется у субъекта, страх потерять уже приобретенное, контроль над значимыми людьми. Резюмирование — подытоживание основных идей и чувств говорящего, позволяющее соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Речевая деятельность — специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения. Речевая коммуникация — информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности. Речевое общение — процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Речевое поведение — использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций. Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим. Рефлексивное (или активное) слушание — обратная связь с говорящим, при которой слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения. Ригидность — затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ритуалы избегания — термин Э. Гофмана, обозначающий предписываемые ограничения поведения, предназначенные для поддержания социальной дистанции между индивидами посредством указания на то, что не надо нужно делать по отношению к партнеру, чтобы не ущемить его свободу и индивидуальность. Ритуалы презентации — термин Э. Гофмана, обозначающий предписываемые модели уважительного поведения, служащие цели поощрения и активизации взаимодействия посредством выказывания знаков уважения. Самоактуализирующаяся личность — человек, стремящийся к совершенству и делающий наилучшим образом именно то, на что он способен. Самоотношение выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства. Самопрезентация — кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении. Поведенческие тактики, направленные на то, чтобы повлиять на восприятие окружающими действующего лица. Самораскрытие — добровольное открытие другому собственного Я, своих субъективных состояний, тайн, намерений. Синонимия — использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации. Слышать - стремиться понять и запомнить услышанное, что предполагает наличие сложного комплекса умений, которым человек овладевает на протяжении всей своей жизни. Смущение — чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит, беспокойство о внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к человеку в ситуации реального действия или в результате неожиданной дискредитации основной установки на характер отношений. Совместимость — психологический эффект сочетания индивидов, который выражается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификации на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворенности и отсутствии напряженности, конфликтов, неприязни в любых контактах. Согласование — механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения, направленный на достижение относительного согласия в целях, смыслах, намерениях партнеров по общению. Социальная перцепция — процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого. Социально ориентированное общение — общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т. д.); определяющим фактором в таком общении является групповая принадлежность или ролевая позиция. Социально-психологические отношения — различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения. Социально-ролевой уровень общения — уровень общения, на котором от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение себя, своего статуса; общение, как правило, носит анонимный характер. Социальный ритуал — исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. Социальные эмоции — эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. Социальный интеллект — глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенченских черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. Социальная компетентность — система знаний о социальной действительности и себе, сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях; эта система позволяет человеку быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум пользы из сложившихся обстоятельств. Социометрический тест — метод измерения межличностных предпочтений в рамках конкретных групп между хорошо знакомыми людьми. Сработанность — согласованность в работе между участниками совместной деятельности. Средства массовой коммуникации (СМК) — исторически сложившийся, специфический социальный институт, который путем быстрой передачи информации реализует задачу формирования мировоззрения, и общественного мнения большой, разнородной и анонимной аудитории в соответствии с плановыми установками общественно-политической системы. Стабильные межличностные отношения — длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающее положительные чувства у обоих партнеров. Стереотип — духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания. Стиль общения — индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия — в деловых и личных отношениях, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов. Сценарии взаимодействия — стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях. Такесика — невербальная коммуникация, связанная с тактильной системой восприятия; включает самые разнообразные прикосновения — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. д. Темперамент — динамическая характеристика психической деятельности человека; особенности поведения, обусловленные прежде всего общим типом высшей нервной деятельности. Тендерные стереотипы — представления людей о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Теория фильтров — концепция, согласно которой пара при своем продвижении от поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению должна преодолеть ряд своеобразных фильтров. Тревожность (беспокойство, страх) — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предрасполагает. Убедить — логически обосновав предлагаемое суждение, добиться согласия индивида или группы с определенной точкой зрения и такого изменения сознания убежденных, чтобы они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с ней. Убеждаемость — готовность личности принять информационное воздействие, логически обоснованное суждение. Удовлетворенность общением и отношениями — характеристика субъективной стороны межличностных отношений на сознательном и бессознательном уровнях; психологическое состояние, обладающее мобилизующим эффектом во многих видах деятельности; включает чувство полноценности и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, чувства одиночества. Успешность общения - достижение и сохранениепсихологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами Фатическое речевое поведение (или ассоциативный способ общения) — речевое поведение, направленное на то, чтобы высказаться и встретить понимание, на поддержание разговора; осуществляется обычно в виде обмена репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Фрустрация (лат. frustratio — тщетное ожидание, обман) — психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью; возникает в том случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели. Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что значение личностных черт переоценивается, а роль ситуации недооценивается. Харизматический лидер — обаятельный человек, способный внушать благоговение подчиненным; он способен собрать группу людей, которые разделяют эту точку зрения, посредством взаимоотношений с командой развивается вместе с ее членами. Чувство — устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Шкала социальной дистанции — способ измерения социальных установок, направленный на выявление степени приемлемости другого человека как представителя определенной социальной группы. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмотивная функция речи — выражение в речи субъективного мира адресанта (говорящего), его самооценки, переживаний, отношения к тому, о чем говорится. Эмпатическое слушание — безоценочная обратная связь, цель которой — оказать собеседнику поддержку, дать понять, что проблема, которая его беспокоит, и слушателем воспринимается как важная. Этнический стереотип — упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко переносимый на всех представителей этой группы. Эффект ореола — тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера: переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества. Темы ЭССЕ 1. Предмет и задачи теории межличностного общения 2. Психологическая характеристика аналитических теорий общения. 3. Теоретические направления в психологии общения (бихевиоризм, когнитивизм, ролевая 4. Понятие "потребность". Соотношение потребностей и мотивов общения. 5. Методы исследования процесса общения. 6. Потребности в доверительном общении, милосердии, поддержке, их психологическая 7. Понятие "межличностная коммуникация". 8. Речь как средство утверждения социального статуса. 9. Психологическая характеристика речевой коммуникации. 10. Психологические особенности речи в социально-ориентированном общении. 11. Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении. 12. Психологическая характеристика невербальной коммуникации. 13. Место и функции невербальной коммуникации. 14. Способы невербальной коммуникации. 15. Проблема интерпретации невербального поведения. 16. Понятие "эффективное слушание", "активное слушание". 17. Обратная связь в межличностном общении. 18. Понятие "межличностное взаимодействие". 19. Структура межличностного взаимодействия. 20. Сценарии и механизмы межличностного взаимодействия. 21. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии. 22. Понятие "социальный ритуал". 23. Культурные особенности ритуального поведения в общении. 24. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре. 25. Феномен личного влияния в межличностном общении 26. Понятие "манипулирование" в межличностном общении. 27. Экспериментальные исследования тактик влияния. 28. Понятие "межличностное отношение" и его психологическая характеристика. 29. Межличностная аттракция и способы ее измерения. 30. Управление чувствами и эмоциями в на этапах развития отношений. 31. Общение как центральная научная категория социальной психологии 32. Психологические закономерности доверительного общения. 33. Психологическая характеристика формального и неформального межличностного 34. Единство общения, обращения, отношения в межличностном взаимодействии. 35. Различия формального и неформального общения. 36. Функции и стадии доверительного общения. 37. Формы и способы доверительного общения. 38. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения. 39. Понятие "межличностное восприятие" и его психологическая характеристика. 40. Межличностное общение как социальная перцепция. 41. Понятие "впечатление" в межличностном взаимодействии. 42. Первое впечатление и точность интерпретации. 43. Психологические особенности направленного формирования первого впечатления. 44. Психологическая характеристика межличностного понимания 45. Психологические особенности и закономерности понимания. 46. Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей. 47. Психологическая характеристика трудностей и дефектов общения. 48. Психологические барьеры общения и их характеристика. 49. Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения. 50. Понятие "дефицитное общение". 51. Психологическая характеристика одиночества 52. Понятие "аутистичность" и "отчужденность" 53. Психологическая характеристика комплексных трудностей в общении. 54. Понятие "дефектное общение" 55. Акцентуации характера и дефекты общения. 56. Ригидность и тревожность как факторы дефективного общения. 57. Понятие "деструктивное общение" (корыстные формы общения, агрессивно-конфликтное 58. Психологическая характеристика эффективного общения. 59. Факторы успешного общения. 60. Новые направления в исследовании межличностного общения. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996. 2. Аронсон Э. Общественное животное. — М., 1998. 3. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — 4. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997. 5. ОсоринаМ. В. Секретный мир детей. — СПб.: Питер, 1998. 6. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М., 1998. 7. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. 8. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. с англ. — М., 1993. 9. Холл К. С, Линдсей Г. Теории личности. — М., 1997. 10. ЧалдиниР. Психология влияния. —СПб.: Питер, 1999. 11. Абулъханова К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // 12. Авдеева Н. И. и др. Зависимость типа привязанности ребенка к взрослому от 13. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2000. 14. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2000. 15. Аристотель. Сочинения: В. 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. Аронсон Э. 16. Бердяев Н. Самопознание. — Харьков, 1998. П.Березина Т. Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психол. журн. - 1999. - № 5. - С. 27-37. 18. Бессонова Л. В., Доценко Е. Л. Обыденные представления о структуре общения 19. Билинкис А. А. Анализ проблем женщин, обратившихся в службу «Телефон 20. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на — С. 79-87. 21. Воловикова М. И. Представления о русском человеке // Психология личности: 22. Гассин Э. А. Психология прощения // Психол. журн. — 1999. — № 4. 23. Гордякова О. В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков 24. Джидаръян Д. И. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психол. 25. Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. — Тюмень: 26. Дружинин В. Н. Метафорические модели интеллекта // Психол. журн. — 1999. — №6. 27. Зимбардо Ф., ЛяйппеМ. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2000. 28. Зиммелъ Г. Философия культуры. — М.: Юрист, 1996. 29. Знаков В. В. Западные и русские традиции в понимании лжи: Послесловие к 30. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. — Самара, 1998. 31. Знаков В. В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // 32. Знаков В. В. Психология понимания правды. — СПб., 1999. 33. КроникА. А., КроникЕ. А. Психология человеческих отношений. — М., 1998. 34. Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля личности — новая 35. Куницына В. Н., Казаринова В.Н., Погольша В.М. Межличностное общение. 36. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — 37. Лабунская В. А., Буракова М. В. Феминность - маскулинность внешнего облика 38. Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально- 39. Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психол. журн. — 2000. — №3. 40. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. — М., 41. Леонтьев Д. А. Психология смысла. —М., 1999. 42. МалъхановаИ.А. Деловое общение. Учебное пособие для вузов. М., 2003. 43. Маслоу А. Мотивация и личность. — М., 1998. 44. Менджерщкая Ю. А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и 45. Митина О. В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов 46. Муздыбаев К. Измерение надежды. Статья 2 //Психол. журн. — 1999. — № 4. — 47. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психол. журн. — 48. Муздыбаев К. Феноменология надежды. Статья 1 // Психол. журн. — 1999. — № 49. Муздыбаев К.. Эгоизм личности // Психол. журн. — 2000. — № 2. 50. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. — СПб., 2000. 51. Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг 52. Оллпорт Г. Личность в психологии. —М.: Ювента, 1998. 53. Пашнев Б. К. Новая проективная психодиагностическая методика «Тест 12 54. Пезешкиан Н. 33 и одна форма партнерства. Пер. с нем. — М.: Медицина, 1998. 55. Погольша В. М. Социально-психологический потенциал личного влияния: Дис. 56. Психология: Учебник. —М.: Проспект, 1999. —Гл. 12. 57. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: 58. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. — СПб., 2000. 59. Скрипкина Т. П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий 60. Славская А. Н. Соотношение эгоизма и альтруизма личности: интерпретации // 61. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психол. 62. Стефаненко Т. Г. Факторы и механизмы восприятия другого в социальном 63. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. —М., 1999. 64. Тхостов А. Ш., Колымба И. Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и 65. Тюличева Л. Д. Кризис экономической психологии менеджеров в период смены 66. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1999. 67. Харламенкова Н. Е., Бабанова И. В. Стратегии самоутверждения и ценностные 68. ЧалдиниР. Психология влияния. — СПб.: Питер, 1999. 69. Шапкин С. А. Опросник мотивации достижения: новая модификация // Психол. 70. Шибутани Т. Социальная психология. —Ростов-н/Д: Феникс, 1999. 71. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. — М.: ИП РАН; КСП+; 72. Экман П. Психология лжи. — СПб.: Питер, 1999.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|