Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальная компетентность




система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

На основании немногочисленной зарубежной и отечественной литературы, собственных исследований предлагается следующая структура социальной компетентности:

Оперативная социальная компетентность — знание о социальных институтах и
структурах, их представителей в обществе; представление о функционировании
социальных групп, современной конъюнктуры, широты и требований современного
репертуара ролевого поведения, измеряется общая социальная ориентация и
осведомленность;

Вербальная компетентность — уместность высказываний, учет контекста и
подтекста высказывания, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность
интерпретации информации, хорошая ориентация в сфере оценочных стереотипов и
шаблонов, множественность смыслов употребляемых понятий, метафоричность речи.
Примером вербальной компетентности может служить деятельность переводчика,
синхронно переводящего устную речь. От него требуется быстрое и адекватное
понимание высказывания и нахождение точного эквивалента в буквальном и
контекстном значении слов и понятий. Примером вербальной некомпетентности может
служить неуместность использования пословиц, поговорок в новом или
несоответствующем социальном контексте;

Коммуникативная компетентность — владение сложными коммуникативными
навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных
структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев,
традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация
в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и


выражающих его. освоенного ролевого репертуара в рамках данной профессии.

Социально-психологическая компетентность — межличностная ориентация:,
представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия; умение
решать межличностные проблемы; выработанные сценарии поведения в сложных,
конфликтных ситуациях;

Эго-компетентность — важная составляющая социальной компетентности:
осознание своей национальной, половой, сословной, групповой принадлежности,
знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ресурсов, понимание
причин своих промахов, ошибок, знание о механизмах саморегуляции и умение ими
пользоваться, практические психологические знания о себе, приобретенные в
жизненном опыте. Иначе говоря, чем больше человек осознает свои свойства и
проблемы, чем адекватнее его знание, тем будет выше эго-компетентность данного
человека.

Взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности

Социальный интеллект и социальная компетентность на высоких уровнях своего развития проявляются в таких существенных для зрелой личности свойствах, как адекватность, автономность, аутентичность.

Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность — как продукт этого познания.

Социальный интеллект и социальную компетентность объединяет то, что:

а) они предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях
социальных перемен;

б) они обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение
безошибочных решений;

в) они имеют количественные характеристики, уровни, могут быть измерены.
Различие состоит в функциях, механизмах, содержательных характеристиках и

способах совершенствования; последнее выражается в том, что совершенствование социальной компетентности проходит через научение, расширение знаний и опыта, тренировку и тренинг, частично через психотерапию.

Социальный интеллект развивается благодаря формированию социально-желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенствованию механизмов психического регулирования, психофизиологической стороны адаптационных механизмов, самоконтроля и саморегуляции, повышающих стрессоустойчивость; многие барьеры и трудности снимаются благодаря аутотренингу.

Что касается содержательных характеристик и функций, наблюдается даже некоторый антагонизм между социальным интеллектом и социальной компетентностью. Чем меньше оценочных стереотипов имеет в своем сознании человек, тем выше и гармоничнее его социальный интеллект, точнее и дифференцированнее восприятие и понимание, адекватнее восприятие себя и других людей. В то же время, чем больше стереотипов использует и хранит в своем сознании человек, тем легче он вписывается в разнообразные типичные социальные ситуации.

Такая же тенденция может быть прослежена по отношению к способности манипулировать другими людьми.

Сценарии поведения как основа социальной компетентности носят выраженный культурный характер и имеют прямое отношение к менталитету.

Национальная специфика сценариев поведения социально компетентного человека хорошо отражается в русском фольклоре:

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

• Работа не волк, в лес не убежит;

• Пока гром не грянет, мужик не перекрестится;

• Русский мужик задним умом крепок;


• Пьян да умен — семь угодий в нем;

• На бога надейся, а сам не плошай.

• Один с сошкой, семеро с ложкой;

• С миру по нитке — голому рубашка.

Существует немало профессий, где успешность деятельности может быть обеспечена только при наличии высокого уровня социального интеллекта и социальной компетентности. К ним относятся профессии политика, дипломата, режиссера театра, модератора и т. д.

Выводы

1. В последние годы сформировалось мнение, что социальный интеллект
представляет собой четкую и согласованную группу ментальных способностей,
связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые
фундаментально отличаются от тех, которые лежат в основе более «формального»
мышления, проверяемого тестами «академического» интеллекта.

2. Новый подход к проблеме социального интеллекта состоит в выделении
коммуникативно-личностного потенциала как его основного стержня.
Коммуникативно-личностный потенциал понимается как комплекс свойств,
облегчающих или затрудняющих общение; на его основе формируются такие
интегральные коммуникативные свойства, как психологическая контактность и
коммуникативная совместимость. Помимо этого комплекса свойств,
функционирование социального интеллекта определяют социальная перцепция,
социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, а также
энергетические характеристики (психическая и физическая выносливость, активность,
слабая истощаемость) и характеристики самосознания.

3. Социальный интеллект (СИ) определяет наличный для данного отрезка времени,
нервно-психического состояния и социально-средовых факторов уровень адекватности
и успешности социального взаимодействия, а также позволяет сохранить его в
условиях, которые требуют концентрации энергии и сопротивления эмоциональным
напряжениям, психологическому дискомфорту в стрессе, чрезвычайных ситуациях,
кризисах личности.

4. Социальная компетентность — операциональное понятие, которое имеет
временные, исторические рамки. Залогом успешного функционирования человека в
изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих
сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожиданиям партнеров
по взаимодействию. Основные функции социальной компетентности — социальная
ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личного опыта. Структура
социальной компетентности включает коммуникативную и вербальную
компетентность, социально-психологическую компетентность и межличностную
ориентацию, эго-компетентность и собственно социальную компетентность
(оперативную компетентность).

5. В реальном человеческом поведении социальный интеллект и социальная
компетентность интегрированы, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.

Они имеют общие и отличительные черты. Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность как продукт этого познания.

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды интеллекта были выделены в 1920-е годы Э. Торндайком?

2. Как можно измерить социальный интеллект?

3. Какое отношение имеют когнитивные стили к социальному интеллекту?

4. Что такое «единство интеллекта»?

5. Почему высокоразвитая эмпатия становится помехой во взаимодействии?


6. Приведите доказательства важности энергетического потенциала для
функционирования социального интеллекта.

7. Как связана мотивация достижения с уровнем СИ?

8. Почему для СИ важны характеристики самосознания человека и особенности его
Я-концепции?

9. Что такое вербальная компетентность, эго-компетентность?

10. В чем сходство и отличие СИ и социальной компетентности?

11. Если уличный продавец удачно выберет место для бойкой продажи своего
товара, то он проявит социальный интеллект или социальную компетентность?


Основные понятия

Агрессивное поведение — нападение по собственной инициативе с целью причинить физический, материальный или моральный ущерб (посредством грубых, насмешливых, язвительных слов и поступков).

Агрессивное самораскрытие — желание говорить о себе, не считаясь с желанием другого.

Акцентуации характера — крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим

Альтруизм — это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности.

Аномия — это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации; причиной последней может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт или отсутствие норм.

Аттитюд (социальная установка) — психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта, готовность думать, оценивать, действовать определенным образом по отношению к объекту установки.

Аффилиация — мотивация к установлению доверительности, стремление человека быть в обществе других людей.

Безоценочная обратная связь — вид обратной связи, который не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу, используется, когда нужно больше узнать о чувствах человека или помочь собеседнику сформулировать мысли по конкретному поводу, при этом прямо не вмешиваясь в его действия.

Вербализация эмоций — сообщение партнеру о своих чувствах и переживаниях в форме словесных посланий.

Взаимоотношения — встречные интегрированные отношения людей, которые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, взаимопомощи, а также в качествах личности, характеризующих психологические особенности общения человека.

Взаимопонимание — механизм межличностного взаимодействия, связанный в первую очередь с когнитивными процессами и обеспечивающий формирование общего смыслового поля участниками взаимодействия, взаимное личностное приятие, выработку сходного видения задач в конкретной ситуации.

Власть — это способность действующего лица производить свою волю вопреки сопротивлению других людей; потенциал влияния.

Восприятие — процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.

Выяснение — вид рефлексивного слушания, когда слушающий просит о дополнительной информации, руководствуясь либо деловыми интересами, либо целью «разговорить» человека или продемонстрировать готовность и желание выслушать его.

Деловая беседа — специально организованный предметный разговор, служащий для решения управленческих задач и происходящий, как правило, между представителями одной и той же организации.

Деловое взаимодействие — такое взаимодействие людей, которое подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед организацией, что накладывает определенные рамки на поведение людей.


Деловое совещание — форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями.

Деловой уровень общения — уровень общения, на котором людей объединяют интересы дела, совместная деятельность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества; общение является психологически отстраненным, доминирует Я-Вы контакт.

Денотация — значение слова, признаваемое большинством людей данного лингвистического сообщества, так называемое лексическое значение слова.

Дефекты общения — помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами; выражаются в свернутости контактов и содержательной

стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера.

Зависть — чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека.

Застенчивость — свойство личности, проявляющееся в состоянии нервно-психического напряжения и отличающееся разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения.

«Значимый» другой — человек, с которым существует эмоциональная близость, обеспечивающий удовлетворение потребности в защите, поддержке, подражании, авторитете, дружбе и доверии.

Игра — свободная неутилитарная деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми; эта деятельность совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам.

Имидж — образ, представление, методом ассоциаций наделяющее объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для воспринимающего этот объект.

Имидж личности — направленное формирование впечатления о себе, специальным образом организованное и структурированное в контексте «Я», имеющее отсылку к более общей, престижной категории людей.

Инструментальная (операциональная) агрессия — это примененное агрессивное средство воздействия в достижении позитивных целей, которое сопровождалось отрицательным эффектом.

Интерес — положительное эмоциональное отношение к объекту, сосредоточение внимания на нем.

Интимно-личностный уровень общения — уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидаются психологическая близость, эмпатия, доверительность.

Кинесика — движения, которые отражаются с помощью оптической системы субъекта: жесты, позы, мимика, оформление внешности, почерк и т. д.

Код — тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта.

Коммуникабельность — владение социальной стороной контакта (соблюдение в


общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например умением выразить сочувствие, «вписаться» в разговор).

Коммуникативное намерение (коммуникативная интенция) — желание вступить в общение с другим лицом.

Коммуникативность человека — владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу).

Коммуникативная совместимость — частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта.

Коммуникативный барьер — абсолютное или относительное препятствие
эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в
ситуациях общения, причинами которого являются мотивационно-операциональные,
индивидуально-психологические, социально-психологические особенности

общающихся.

Коммуникация — специфически культурная форма общения, обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами.

Конативная функция речи — выражение в речи говорящего его установки на адресата (слушающего), стремления на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений.

Контактность — способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения, основанные на согласии и взаимном принятии; ее обеспечивают владение навыками и умениями общения и саморегуляции, а также определенные личностные свойства.

Контекст — обстоятельства, в которых происходит конкретное событие.

Координация — механизм межличностного взаимодействия, связанный с инструментальными процессами, с поиском средств общения, которые соответствуют намерениям и возможностям партнеров. Результатом координации является совместимость в действиях.

Коннотация — вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе.

Конформность — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих.

Конформность в малой группе, добровольная реакция отдельного участника, которая идентична реакциям всех членов группы, но отличается от реакций этого человека, когда тот находится в одиночестве.

Криминогенное общение — взаимодействие, для которого характерны антиобщественная направленность, психологическая стрессогенность и конфликтность, жестко заданный ролевой характер и специфика средств связи и способов воздействия.

Лидер мнений — член малой группы, который более информирован по определенным вопросам, чем остальные участники группы, и более активен и избирателен по отношению к определенным средствам МК, что делает его мнение ориентиром для членов группы.

Личное влияние — способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только его поведение, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер.

Личные отношения — связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношение к личностным достоинствам и свойствам конкретного человека, которое


может не совпадать по содержанию со сложившимися взаимоотношениями.

Ложь — умышленное искажение истины и введение в заблуждение других людей.

Манипуляция — вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша.

Межличностная аттракция — процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии.

Межличностная коммуникация — взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Межличностное взаимодействие — инструментально-технологическая сторона общения; взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения.

Межличностное общение — взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения.

Межличностное пространство — организация всех элементов межличностного взаимодействия в определенном порядке, предполагающая: 1) выбор позиции; 2) четкое определение границ ситуации взаимодействия, за пределами которых выбранная позиция становится неуместной; 3) оформление занятой позиции посредством вербальных и невербальных средств коммуникации.

Межличностное событие — значимое для данного человека изменение в жизни, в котором ключевую роль играет другой человек.

Межличностные отношения — система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, компоненты которой обусловлены содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Межличностные ритуалы — стереотипные модели поведения, обмен принятыми в обществе фразами и жестами, уместными в данной ситуации, выполняющие функции стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта.

Метод семантического дифференциала — измерение индивидуальной реакции на любое понятие или слово.

Модели коммуникации — схемы, представляющие процесс коммуникации.

Мотив — это понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях.

Мотивационный кризис — смена мотивов, к которой человек плохо подготовлен; трудное прохождение возрастных этапов и житейских кризисов, которое требует ломки привычных стереотипов поведения, установок и отношений.

Мотив аффилиации побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе.

Нарушение межличностного общения — двустороннее осложнение общения и отношений, психологическая сторона которого обусловлена такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность и пр.

Национальный стереотип — недифференцированное суждение, обозначающее целиком этническую или национальную группу и предполагающее наличие определенной черты у всех ее представителей; неизбежно содержит в себе — скрыто или явно — определенную оценку.

Невербальная коммуникация — взаимодействие между людьми с помощью


неречевых средств, обмен и интерпретация невербальных посланий в данной ситуации.

Невербальное поведение — внешнее «Я» личности, внешняя форма существования и проявления психического мира личности, конкретно-чувственная форма ее действий и поступков.

Невербальный язык — система неречевых символов, знаков, жестов, используемая представителями данной культуры для коммуникации.

Негативная оценочная обратная связь — сообщения, выполняющие корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательного поведения, изменение или модификацию межличностных отношений.

Нерефлексивное слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Обман — сознательное стремление создать у партнера ложное представление о предмете обсуждения, при том что прямых искажений истины не допускается.

Обратная связь — вербальные и невербальные сообщения, которые человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщения другого.

Общение — наиболее широкая категория для обозначения всех видов коммуникативных, информационных и прочих контактов людей, включая простые формы взаимодействия типа присутствия.

Одиночество — эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения.

Описательное самораскрытие — сообщение другому фактов о себе, которые иначе ему не доступны.

Осознание эмоций — отчетливая фиксация человеком своего состояния, создающая возможность управления и контроля за этим состоянием; способность выразить это состояние в знаковой форме.

Отношения — целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента; отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

Отчужденность — охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей; на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией, аполитичностью установок, дефицитом теплого сердечного общения.

Оценочная обратная связь — сообщение своего мнения, своего отношения к тому, о чем идет речь.

Оценочное самораскрытие — сообщение о наших взглядах, чувствах, переживаниях, отношениях с другими людьми.

Перефразирование — вид рефлексивного слушания, который состоит в передаче говорящему его же сообщения, но словами слушающего с целью проверки точности услышанного.

Позитивная оценочная обратная связь — сообщения, выполняющие функцию поддержки «я-концепции» партнера и сложившихся с ним межличностных отношений.

Полисемия — наличие у слова более одного общепринятого в данном речевом сообществе значения.

Потребность в аффилиации — потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью.

«Принцип кооперации» — требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Психологические отношения — целостная система индивидуальных,


избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Психологическое воздействие — изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей.

Преднамеренная (интенционалъная) агрессия — стремление нанести вред с осознанием последствий.

Предрассудок — необоснованное негативное представление о других людях, не меняющееся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно.

Привязанности — долговременные, устойчивые, позитивно окрашенные взаимоотношения, эмоционально наполненные и основанные на большой потребности друг в друге.

Проецирование — перенесение своих состояний на другую личность, приписывание ей черт, которые в действительности присущи самому воспринимающему, а у оцениваемой личности могут отсутствовать.

Произвольность эмоции — возможность опосредованного управления выражением, переживанием и порождением эмоции.

Проксемика — пространственные взаимоотношения людей в процессе общения.

Профессиональный стереотип — персонифицированный образ профессии, то есть обобщенный образ типичного профессионала.

Рациональное понимание — это накопление, систематизация вербализованных знаний о других людях и оперирование ими с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам.

Ревность — стремление к сохранению того, что уже имеется у субъекта, страх потерять уже приобретенное, контроль над значимыми людьми.

Резюмирование — подытоживание основных идей и чувств говорящего, позволяющее соединить фрагменты разговора в смысловое единство.

Речевая деятельность — специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Речевая коммуникация — информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности.

Речевое общение — процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Речевое поведение — использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций.

Речевой акт — элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Рефлексивное (или активное) слушание — обратная связь с говорящим, при которой слушающий более активно использует словесную форму для подтверждения понимания сообщения.

Ригидность — затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Ритуалы избегания — термин Э. Гофмана, обозначающий предписываемые ограничения поведения, предназначенные для поддержания социальной дистанции между индивидами посредством указания на то, что не надо нужно делать по отношению к партнеру, чтобы не ущемить его свободу и индивидуальность.

Ритуалы презентации — термин Э. Гофмана, обозначающий предписываемые модели уважительного поведения, служащие цели поощрения и активизации


взаимодействия посредством выказывания знаков уважения.

Самоактуализирующаяся личность — человек, стремящийся к совершенству и делающий наилучшим образом именно то, на что он способен.

Самоотношение выражается в приятии или неприятии себя как целого, в самоуважении и чувстве собственного достоинства.

Самопрезентация — кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении. Поведенческие тактики, направленные на то, чтобы повлиять на восприятие окружающими действующего лица.

Самораскрытие — добровольное открытие другому собственного Я, своих субъективных состояний, тайн, намерений.

Синонимия — использование разных слов и фраз для сообщения сходной информации.

Слышать - стремиться понять и запомнить услышанное, что предполагает наличие сложного комплекса умений, которым человек овладевает на протяжении всей своей жизни.

Смущение — чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит, беспокойство о внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к человеку в ситуации реального действия или в результате неожиданной дискредитации основной установки на характер отношений.

Совместимость — психологический эффект сочетания индивидов, который выражается во взаимном принятии, согласии и частичной идентификации на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворенности и отсутствии напряженности, конфликтов, неприязни в любых контактах.

Согласование — механизм взаимодействия, касающийся в основном мотивационно-потребностной стороны общения, направленный на достижение относительного согласия в целях, смыслах, намерениях партнеров по общению.

Социальная перцепция — процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого.

Социально ориентированное общение — общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т. д.); определяющим фактором в таком общении является групповая принадлежность или ролевая позиция.

Социально-психологические отношения — различные формы взаимосвязи людей, возникающие в их совместной жизнедеятельности на основе непосредственного взаимодействия и личного общения.

Социально-ролевой уровень общения — уровень общения, на котором от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение себя, своего статуса; общение, как правило, носит анонимный характер.

Социальный ритуал — исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Социальные эмоции — эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей.

Социальный интеллект — глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенченских черт,


включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.

Социальная компетентность — система знаний о социальной действительности и себе, сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях; эта система позволяет человеку быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум пользы из сложившихся обстоятельств.

Социометрический тест — метод измерения межличностных предпочтений в рамках конкретных групп между хорошо знакомыми людьми.

Сработанность — согласованность в работе между участниками совместной деятельности.

Средства массовой коммуникации (СМК) — исторически сложившийся, специфический социальный институт, который путем быстрой передачи информации реализует задачу формирования мировоззрения, и общественного мнения большой, разнородной и анонимной аудитории в соответствии с плановыми установками общественно-политической системы.

Стабильные межличностные отношения — длительное сохранение взаимодействия в паре, вызывающее положительные чувства у обоих партнеров.

Стереотип — духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания.

Стиль общения — индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия — в деловых и личных отношениях, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов.

Сценарии взаимодействия — стандартные последовательности действий в тех или иных привычных ситуациях.

Такесика — невербальная коммуникация, связанная с тактильной системой восприятия; включает самые разнообразные прикосновения — рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. д.

Темперамент — динамическая характеристика психической деятельности человека; особенности поведения, обусловленные прежде всего общим типом высшей нервной деятельности.

Тендерные стереотипы — представления людей о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Теория фильтров — концепция, согласно которой пара при своем продвижении от поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению должна преодолеть ряд своеобразных фильтров.

Тревожность (беспокойство, страх) — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предрасполагает.

Убедить — логически обосновав предлагаемое суждение, добиться согласия индивида или группы с определенной точкой зрения и такого изменения сознания убежденных, чтобы они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с ней.


Убеждаемость — готовность личности принять информационное воздействие, логически обоснованное суждение.

Удовлетворенность общением и отношениями — характеристика субъективной стороны межличностных отношений на сознательном и бессознательном уровнях; психологическое состояние, обладающее мобилизующим эффектом во многих видах деятельности; включает чувство полноценности и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности, напряженности, чувства одиночества.

Успешность общения - достижение и сохранениепсихологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов воздействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами

Фатическое речевое поведение (или ассоциативный способ общения) — речевое поведение, направленное на то, чтобы высказаться и встретить понимание, на поддержание разговора; осуществляется обычно в виде обмена репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом.

Фрустрация (лат. frustratio — тщетное ожидание, обман) — психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью; возникает в том случае, если не наступают события, которых человек ожидал, не исполняются надежды, возникают преграды на пути к цели.

Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что значение личностных черт переоценивается, а роль ситуации недооценивается.

Харизматический лидер — обаятельный человек, способный внушать благоговение подчиненным; он способен собрать группу людей, которые разделяют эту точку зрения, посредством взаимоотношений с командой развивается вместе с ее членами.

Чувство — устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Шкала социальной дистанции — способ измерения социальных установок, направленный на выявление степени приемлемости другого человека как представителя определенной социальной группы.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмотивная функция речи — выражение в речи субъективного мира адресанта (говорящего), его самооценки, переживаний, отношения к тому, о чем говорится.

Эмпатическое слушание — безоценочная обратная связь, цель которой — оказать собеседнику поддержку, дать понять, что проблема, которая его беспокоит, и слушателем воспринимается как важная.

Этнический стереотип — упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко переносимый на всех представителей этой группы.

Эффект ореола — тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера: переносить благоприятное (или негативное) впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.


Темы ЭССЕ

1. Предмет и задачи теории межличностного общения

2. Психологическая характеристика аналитических теорий общения.

3. Теоретические направления в психологии общения (бихевиоризм, когнитивизм, ролевая
парадигма, психоанализ, гуманистическая психология}.

4. Понятие "потребность". Соотношение потребностей и мотивов общения.

5. Методы исследования процесса общения.

6. Потребности в доверительном общении, милосердии, поддержке, их психологическая
характеристика.

7. Понятие "межличностная коммуникация".

8. Речь как средство утверждения социального статуса.

9. Психологическая характеристика речевой коммуникации.

10. Психологические особенности речи в социально-ориентированном общении.

11. Принципы и нормы вербальной коммуникации в межличностном общении.

12. Психологическая характеристика невербальной коммуникации.

13. Место и функции невербальной коммуникации.

14. Способы невербальной коммуникации.

15. Проблема интерпретации невербального поведения.

16. Понятие "эффективное слушание", "активное слушание".

17. Обратная связь в межличностном общении.

18. Понятие "межличностное взаимодействие".

19. Структура межличностного взаимодействия.

20. Сценарии и механизмы межличностного взаимодействия.

21. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии.

22. Понятие "социальный ритуал".

23. Культурные особенности ритуального поведения в общении.

24. Межличностное взаимодействие в деловом общении и игре.

25. Феномен личного влияния в межличностном общении

26. Понятие "манипулирование" в межличностном общении.

27. Экспериментальные исследования тактик влияния.

28. Понятие "межличностное отношение" и его психологическая характеристика.

29. Межличностная аттракция и способы ее измерения.

30. Управление чувствами и эмоциями в на этапах развития отношений.

31. Общение как центральная научная категория социальной психологии

32. Психологические закономерности доверительного общения.

33. Психологическая характеристика формального и неформального межличностного
общения.

34. Единство общения, обращения, отношения в межличностном взаимодействии.


35. Различия формального и неформального общения.

36. Функции и стадии доверительного общения.

37. Формы и способы доверительного общения.

38. Восприятие и понимание в структуре межличностного общения.

39. Понятие "межличностное восприятие" и его психологическая характеристика.

40. Межличностное общение как социальная перцепция.

41. Понятие "впечатление" в межличностном взаимодействии.

42. Первое впечатление и точность интерпретации.

43. Психологические особенности направленного формирования первого впечатления.

44. Психологическая характеристика межличностного понимания

45. Психологические особенности и закономерности понимания.

46. Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей.

47. Психологическая характеристика трудностей и дефектов общения.

48. Психологические барьеры общения и их характеристика.

49. Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения.

50. Понятие "дефицитное общение".

51. Психологическая характеристика одиночества

52. Понятие "аутистичность" и "отчужденность"

53. Психологическая характеристика комплексных трудностей в общении.

54. Понятие "дефектное общение"

55. Акцентуации характера и дефекты общения.

56. Ригидность и тревожность как факторы дефективного общения.

57. Понятие "деструктивное общение" (корыстные формы общения, агрессивно-конфликтное
взаимодействие).

58. Психологическая характеристика эффективного общения.

59. Факторы успешного общения.

60. Новые направления в исследовании межличностного общения.


ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1996.

2. Аронсон Э. Общественное животное. — М., 1998.

3. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. —
Ростов-н/Д, 1999.

4. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997.

5. ОсоринаМ. В. Секретный мир детей. — СПб.: Питер, 1998.

6. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М., 1998.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

8. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. с англ. — М., 1993.

9. Холл К. С, Линдсей Г. Теории личности. — М., 1997.

10. ЧалдиниР. Психология влияния. —СПб.: Питер, 1999.

11. Абулъханова К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения //
Психол. журн. — 1999. — №5.

12. Авдеева Н. И. и др. Зависимость типа привязанности ребенка к взрослому от
особенностей их взаимодействия (в семье и Доме ребенка) // Психол. журн. —
1999. — № 1.

13. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2000.

14. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — СПб.: Питер, 2000.

15. Аристотель. Сочинения: В. 4-х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. Аронсон Э.
Общественное животное. —М., 1998.

16. Бердяев Н. Самопознание. — Харьков, 1998.

П.Березина Т. Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа // Психол. журн. - 1999. - № 5. - С. 27-37.

18. Бессонова Л. В., Доценко Е. Л. Обыденные представления о структуре общения
// Вестник Моск. ун-та. Сер. Психология. — 1999. — № 2.

19. Билинкис А. А. Анализ проблем женщин, обратившихся в службу «Телефон
доверия» // Психол. журн. — 1997. - № 4.

20. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на
формирование девиантного поведения матери // Психол. жури. — 2000. — № 2.

— С. 79-87.

21. Воловикова М. И. Представления о русском человеке // Психология личности:
новые исследования. —М.: Изд-во ИП РАН, 1998. - С. 147-160.

22. Гассин Э. А. Психология прощения // Психол. журн. — 1999. — № 4.

23. Гордякова О. В. Влияние личностной агрессивности и тревожности подростков
на эмоциональное отношение к агрессии в телевизионной рекламе // Психол.
журн. — 1999. — № 4. — С. 96-101.

24. Джидаръян Д. И. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психол.
журн. — 2000. — № 2. — С. 40-48.

25. Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. — Тюмень:
ТОГИРРО, 1998.

26. Дружинин В. Н. Метафорические модели интеллекта // Психол. журн. — 1999.

— №6.

27. Зимбардо Ф., ЛяйппеМ. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2000.

28. Зиммелъ Г. Философия культуры. — М.: Юрист, 1996.

29. Знаков В. В. Западные и русские традиции в понимании лжи: Послесловие к
книге: Экман П. Психология лжи. — СПб.: Питер, 1999.

30. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. — Самара, 1998.

31. Знаков В. В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия //
Психол. журн. — 2000. — № 2. — С. 7-16.

32. Знаков В. В. Психология понимания правды. — СПб., 1999.


33. КроникА. А., КроникЕ. А. Психология человеческих отношений. — М., 1998.

34. Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля личности — новая
версия методики «Уровень субъективного контроля» // Психол. журн. — 1999.—
№2.

35. Куницына В. Н., Казаринова В.Н., Погольша В.М. Межличностное общение.
Учебник для вузов// Питер., 2003.

36. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. —
Ростов-н/Д, 1999.

37. Лабунская В. А., Буракова М. В. Феминность - маскулинность внешнего облика
женщин (психосемантический анализ образов причесок) // Психологический
вестник. Вып. 3. — Ростов-н/Д: Изд-во Рост, унта, 1998.

38. Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-
экспрессивного тренинга//Пси-хол. журн. - 1999. - № 1. - С. 31-38.

39. Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психол. журн.

— 2000. — №3.

40. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. — М.,
1999.

41. Леонтьев Д. А. Психология смысла. —М., 1999.

42. МалъхановаИ.А. Деловое общение. Учебное пособие для вузов. М., 2003.

43. Маслоу А. Мотивация и личность. — М., 1998.

44. Менджерщкая Ю. А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и
незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: Дис...
канд. психол. наук. —Ростов-н/Д, 1998.

45. Митина О. В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов
женского поведения (в России и США) // Вопр. психол. - 2000. - № 1. - С. 8-86.

46. Муздыбаев К. Измерение надежды. Статья 2 //Психол. журн. — 1999. — № 4. —
С. 26-35.

47. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психол. журн. —
2000. — № 4.

48. Муздыбаев К. Феноменология надежды. Статья 1 // Психол. журн. — 1999. — №
3. —С. 18-27.

49. Муздыбаев К.. Эгоизм личности // Психол. журн. — 2000. — № 2.

50. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения.

— СПб., 2000.

51. Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг
друга. — Пермь, 1999.

52. Оллпорт Г. Личность в психологии. —М.: Ювента, 1998.

53. Пашнев Б. К. Новая проективная психодиагностическая методика «Тест 12
животных» // Вопр. психол. — 1999. - № 3.

54. Пезешкиан Н. 33 и одна форма партнерства. Пер. с нем. — М.: Медицина, 1998.

55. Погольша В. М. Социально-психологический потенциал личного влияния: Дис.
... канд. психол. наук. — СПб., 1998.

56. Психология: Учебник. —М.: Проспект, 1999. —Гл. 12.

57. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.:
Питер, 1999.

58. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг. — СПб., 2000.

59. Скрипкина Т. П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий
// Вопр. психол. — 1999. — №5.

60. Славская А. Н. Соотношение эгоизма и альтруизма личности: интерпретации //
Психол. журн. — 1999. — №6.

61. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психол.
журн. — 1998. — № 2. — С. 144-160.


62. Стефаненко Т. Г. Факторы и механизмы восприятия другого в социальном
познании // Мир психологии. - 1999. - № 3.

63. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. —М., 1999.

64. Тхостов А. Ш., Колымба И. Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и
патопсихологический аспекты // Психол. журн. — 1998. — № 4.

65. Тюличева Л. Д. Кризис экономической психологии менеджеров в период смены
форм собственности // Гуманитарные науки. — 1998. — № 3-4.

66. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Прогресс, 1999.

67. Харламенкова Н. Е., Бабанова И. В. Стратегии самоутверждения и ценностные
предпочтения одинокого человека // Психол. журн. — 1999. — № 2.

68. ЧалдиниР. Психология влияния. — СПб.: Питер, 1999.

69. Шапкин С. А. Опросник мотивации достижения: новая модификация // Психол.
журн. — 2000. — № 2. — С. 113-127.

70. Шибутани Т. Социальная психология. —Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

71. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. — М.: ИП РАН; КСП+;
Академический Проект, 1999.

72. Экман П. Психология лжи. — СПб.: Питер, 1999.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных