Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Азбука нравственности»; 4. «Я и мой мир».




Выбор названий разделов обусловлен общим замыслом программы «Самопознание» (задачи), который предполагает знакомство с ценностями, обучение и утверждение у де­тей современного ценностного сознания, формирование позитивного мироощущения и миро­понимания, и на их основе - совершения нравственно желаемых поступков, а затем, в более старшем возрасте, - выстраивания достойной линии поведения.

Главной задачей нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не только приобретение детьми знания о правильном поведении.

Наиболее близкими и понятными для 5-7 летних детей являются представления о социоприродном мире непосредственного окружения и участия. Поэтому в структуре ценностного сознания детей необходимо развить представления о человеке, семье, друзьях, природе и Родине, как базовых понятиях, на основе которых становится возможным разъяснение непреходящих ценностей мира человека: любви, счастья, доброты, заботы, понимания, уважения.

^ Первый раздел «Я - Человек» вводит детей в мир самопознания - познания человеком самого себя, пробуждая интерес к себе и окружающим людям. В нем предусмотрены занятия, которые развивают положительное отношение к себе, своему имени, а также подводит ребенка к порогу осознания своего уникального «Я» и связи между именем и социальной половой ролью. Дети дошкольного возраста познавать самих себя. Дошкольник начинает прислушиваться к своим чувствам, анализировать свои поступки, мысли и давать им нравственную оценку.

Занятия данного раздела формируют представления детей как осознание себя Человеком - частью природы, как высшее звено эволюции, его возможностей и осмысления своего предназначения, когда развивается позитивное восприятие мира и воспитывается доброжелательное отношение к окружающим людям.

Благодаря содержанию занятий дошкольник открывает свое глубокое уникальное «Я», где происходит его личностное нравственное изменение, а именно в умении считаться с другими, любить, оказывать помощь окружающим, дарить радость другим, сопереживать, стыдиться своих плохих поступков, переживать, обижаться. Мир его чувств и эмоций становится нравственно-духовно богатым.

^ Во втором разделе программы «Радость общения» дошкольники овладевают социальным пространством человеческих отношений и расширяют представления о радости общения через взаимодействие с близкими взрослыми (родителями и воспитателями), а также через игровые и реальные отношения со сверстниками, где они учатся проявлять доброжелательность, дружелюбие, чуткость, заботливость, готовность к взаимопомощи и эмпатии.

Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития дружелюбия, гуманности во взаимодействиях детей.

Данный раздел направлен на изучение таких ценностей, как семья, дружба, любовь.

Дошкольник испытывает потребность в любви и одобрении, благодаря этому занятия по самопознанию построены так, чтобы ребенок учился и стремился к позитивным формам общения с окружающими людьми.

^ Без внимания не остались и наши братья меньшие. Данные занятия направлены на заботливое, доброе отношение к домашним животным.

Третий раздел «Азбука нравственности» разработан с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте происходит интенсивное морально-нравственное развитие ребенка. У дошкольника происходят развитие морального сознания, социальных, нравственных чувств и становление моральной саморегуляции, т.е. старший дошкольник начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, различает хорошие и плохие поступки, сопереживает.

В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Занятия по самопознанию, опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, воспитывают у детей добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность, честность, отзывчивость.

Через игровую деятельность ребенок познает нравственные требования, учится общению со сверстниками, овладевает трудовыми умениями и навыками, поэтому занятия по самопознанию насыщены играми, которые помогут дошкольникам стать добрыми, эмоционально отзывчивыми людьми, а также помогут в развитии детского дружного коллектива, где большую роль будут играть начальные формы чувства долга и ответственности.

Полученные знания позволяют детям применять правильные действия в играх, совершать хорошие нравственные поступки в различных жизненных ситуациях, а также формируют просоциальное поведение и реализуют гуманное, нравственное отношение к другому человеку.

Содержание четвертого раздела «Я и мой мир» ориентировано на формирование у детей опыта нравственных отношений с окружающим миром (семьей, детским садом, общественной средой). Любовь к Родине, родной природе, родному народу, развитие чувства прекрасного у ребенка начинаются с любви к родному очагу, где он родился и вырос.

С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. В дошкольном возрасте формируются сложные социальные чувства: чувство патриотизма к Родине, интернациональные чувства.

Занятия данного раздела формируют умение наблюдать за явлениями живой природы, чувствовать красоту сердцем, воспитывают чувства гордости и восхищения родным краем, расширяют представления детей о ценности здоровья, о здоровом образе жизни, развивают способность ощущать единство с природой, а также представления об уважительном отношении к Родине и государственным символам; воспитывают чувства любви и гордости за Республику Казахстан, стремление стать настоящим гражданином Казахстана.

Предмет «Самопознание» позволяет ребенку с малых лет осознавать, что главная ценность в этом мире - человек. Главное в человеке - это его личность. Он рожден для созидания, творчества, для счастья, для любви и радости в жизни. Занятия по самопознанию учат детей думать, анализировать, высказывать свои мысли, идеи свободно и откровенно, благодаря этому дети раскрывают свои способности и таланты.

Педагог, воспитатель создают на занятиях и в повседневной жизни детского сада атмосферу доброжелательности, теплоты, позитивного, уверенного настроения на весь день.

Необходимо, чтобы дети не просто освоили определенный объем знаний по самопознанию, но и умели применить эти знания в повседневной жизни. Поэтому воспитатель формирует у ребенка привычку нравственного поведения через создание проблемных творческих ситуаций и вовлечение в них детей в процессе повседневной жизни.

В целом содержание программы по самопознанию строится на неизменных принципах личностно-ориентированного обучения:

на принципе индивидуализации (индивидуально-личностный подход к каждому ребенку,
отношения к нему с уважением и пониманием);

на принципе гуманизации (ценностное отношение к ребенку, максимально учитывающее
его потребности, интересы и возможности);

на принципе сотрудничества (тесное сотрудничество и взаимодействие школы, семьи,
общественности).

Программа по самопознанию предполагает тесное взаимодействие с родителями, так как основа нравственно-духовного воспитания создается именно в семье, родители - первые учителя своих детей, которые желают видеть их счастливыми, творческими, уверенными, благополучными, добрыми людьми.

Тесное сотрудничество с родителями способно обеспечить наиболее полное и эффективное раскрытие личностных качеств ребенка, а именно через совместную работу родителей с детьми в «Альбомах дошкольника», творческих заданий, семейное чтение, пение, игры, рисование, театрализация, посещение и участие родителей занятий по самопознанию, участия в кругах радости, от сердца к сердцу, минутках тишины.

Изучение предмета «Самопознание» реализуется в рамках инвариантной части учебного пла­на. Учебная нагрузка предмета «Самопознание» в старшей и предшкольной группах дошкольно­го образования составляет по часу в неделю, всего 34 часа в учебном году.


^ Базовое содержание образования по самопознанию для старшей и предшкольной групп/классов детских дошкольных организаций образования


Старшая группа (34 часа, 1 час в неделю)


^ Я - Человек (8 ч.)

Путешествие в страну «Самопознание». Учусь быть Человеком. Девочки и мальчики. Мое имя. Мой день рождения. Мои чувства. Добрые дела. Вот такой я - Человек.

^ Радость общения (8 ч.)

Родные и близкие. Праздники семьи. Мир семьи. С чего начинается дружба? Верные друзья. Друг всегда поможет. Друзья мои меньшие. Планета друзей.

^ Азбука нравственности (8 ч.)

Все начинается с приветствия. Добрые поступки. Учимся понимать и прощать. Все начинается с понимания. Гость - радость в нашем доме. Я помощник. Быть честным. Я маленький гражданин своей страны.

Я и мой мир (10 ч.)

Родной дом. Мой любимый детский сад. Матушка - природа. Природа и здоровье. Природа и Человек. Наурыз - праздник обновления. Родной мой Казахстан. Светлый путь Самопознания. Обобщающий урок.

^ Предшкольная группа (34 часа, 1 час в неделю)

Я - Человек (8 ч.)

Путешествие в Страну самопознания. Я особенный человек. Я и моя семья. Я и мои сверстники. Я и мой воспитатель. Слушаю свое сердце. Учимся делать добрые дела. Я счастливый человек.

^ Радость общения (8 ч.)

Учимся общению. Доброе сердце. Ласковые слова. Согласие в семье. Настоящий, верный друг. Мои домашние животные. С чего начинается дружба? Учимся любить.

^ Азбука нравственности (8 ч.)

Быть вежливым. Отзывчивость. Умение заботиться. Миру - мир! Что такое милосердие? Быть трудолюбивым. Учимся помогать друзьям. Доброта в моем сердце.

Я и мой мир (10 ч.)

Как прекрасен этот мир! Моя семья. Учимся беречь природу. Великий учитель - Природа. Мой Казахстан. Дружба народов. Люблю тебя, мой край родной. Добрый путь Самопознания. Обобщающий урок.

Далее предлагаются краткое методическое описание основных тематических разделов, со­держательная основа занятий, требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста и критерии оценки знаний, умений, навыков дошкольников по двум уровням дошкольного образо­вания - старшего дошкольного и предшкольных возрастов.

Старшая группа

(34 часа, 1 час в неделю)

 

Название раздела ^ Кол-во уроков Название темы, содержание
I. Я - Человек 1 Путешествие в страну «Самопознание» Урок-знакомство. Знакомство с предметом «Самопознание». Карта страны «Самопознание». Знакомство с Феей Любви. Знакомство с основными элементами занятия: «Круг радости», «Помечтаем», «Поиграем», «Обобщаем», «Домашнее задание», «Круг «От сердца к сердцу». Слова благодарности.
2 ^ Учусь быть Человеком Замечательное слово «здравствуйте». Человек отличается от животных тем, что он думает, разговаривает, понимает других людей. Положительные качества человека, его возможности. Сходство и различия между людьми. Слова благодарности Казахстану и планете Земля.
3 Девочки и мальчики Качества, которыми обладают мальчики и девочки. Мечты мальчиков и девочек. Позитивное восприятие детьми друг друга. Сходство и различие между мальчиками и девочками. Уважительное отношение друг к другу. Мальчикам и девочкам - хорошо всем вместе!
4 Мое имя Имя человека. Полное имя. Ценность имени. Необходимость беречь доброе имя. Уменьшительно-ласкательное имя. Позитивное отношение к своему имени.
5 Мой день рождения День рождения - самый любимый праздник. Теплые пожелания ко дню рождения. Мечты именинника. Самый лучший подарок. Кого мы приглашаем на день рождение. Как принимать подарки.
6 ^ Мои чувства Разнообразие чувств. Распознавание эмоциональных состояний. Связь чувства и настроения.Создание определенного настроения. Влияние музыки на настроение. Важность умения создавать хорошее настроение.
7 ^ Добрые дела Добрые пожелания. Хорошие и полезные дела, которые может совершить на Земле человек. Учимся совершать добрые дела и поступки.
^ II. Радость общения 8 Вот такой я - Человек Обобщающее занятие. Круг радости «Объятье дружбы». Помощь своей семье. Проект «Хороший поступок, который хочется совершить».
9 Родные и близкие Тепло самых родных и близких людей. Заботливое отношение к близким людям. Не надо огорчать тех, кто живет рядом с нами. Функции семьи - поддержка и помощь. Как хорошо, что есть семья!
10 ^ Праздники семьи Праздники в семье. Как мы отмечаем семейные праздники. Семейные традиции. Добрые пожелания каждой семье. Пусть ко всем придет радость.
11 ^ Мир семьи Значение, необходимость семьи для человека. Близкий человек - тот, кто рядом, тот, кто всегда помогает тебе, заботится о тебе. Дружная и счастливая семья. Закрепление знаний о семье.
12 ^ С чего начинается дружба? Значение слова «друзья». Не каждый может быть другом. Рассказ о своем друге. Как друзья помогают друг другу. Видим в друге самое хорошее! Очень важно иметь друзей.
13 ^ Верные друзья Круг радости «Мы хорошие друзья». Подарок для друга из волшебной шкатулки Феи Любви. Как выбираем друзей. Поступки настоящих друзей. Главное в дружбе - взаимопомощь и поддержка. Круг «От сердца к сердцу» - слова благодарности друзьям.
14 ^ Друг всегда поможет Круг радости «Руку дружбы всем протянем». Помощь друзей. Мы всегда помогаем своим друзьям. Благодарим друзей за помощь.
15 ^ Друзья мои меньшие Любовь к животным и бережное отношение к природе. Любимые домашние животные. Ответственность за своих любимцев. Забота о своих домашних питомцах.
16 ^ Планета друзей Путешествие на планету Друзей. Настоящий друг - это... Вопросы о дружбе, взаимоотношениях друзей. Творческая работа - открытка для жителей Планеты Друзей. Песни и сказки о дружбе.
^ III. Азбука нравственности 17 Все начинается с приветствия Приветствия - это выражать свои чувства добрыми словами. Как приобрести навык вежливого общения? Разобраться в этом нам помогут стихотворение М.Алимбаева «Уроки вежливости», фрагмент из чудесного мультфильма «Просто так!» и закрепление знаний через разнообразные интересные игры.
18 ^ Добрые поступки Почему так важно совершать добрые поступки. Примеры добрых поступков, которые дети совершили в своей жизни. Как это приятно делать добрые дела!
19 ^ Учимся пони- мать и прощать Прощать обиды нелегко. Ссора - это очень грустно. Если ты виноват, постарайся сделать так, чтобы тебя простили. Учимся просить прощение. Положительные качества друзей. Взаимопонимание сохраняет дружбу. В дружбе важно все.
20 ^ Все начинается с понимания Что значит понимать друг друга? Каково значение понимания? Понимание и дружба. Понимание и любовь.
21 ^ Гость - радость в нашем доме Встречаем гостей. Вежливые слова приветствия. Учимся пригла-шать, встречать и угощать гостей. Правила этикета. Развлечения для гостей. Мы - гостеприимные хозяева. Наш дастархан.
22 ^ Я помощник Любимые домашние дела. Ребенок - хороший помощник. Как помочь родителям? За что я ответственен дома? Учимся помогать. Как важно помогать друг другу.
23 ^ Быть честным Что такое честность. Почему важно быть честным. Как вести себя честно. Сказочные герои, которые вели себя честно и бесчестно.
24 ^ Я маленький гражданин своей страны Мы - казахстанцы! Видеофильм о Казахстане. Гордость за нашу страну. Казахстанцы - люди разных национальностей. Слова на казахском языке. Изучаем карту. Казахстан - земля моя!
^ IV. Я мой мир 25 Родной дом Значение родного дома для человека. Любовь к родному дому. Рисуем дом-мечту. Стихотворение В каких «домах» живут птицы и звери. Живем счастливо в родном доме. До­брые слова родному дому.
26 ^ Мой любимый детский сад Чему мы учимся в детском саду. Чудесная традиция в дет­ском саду - с утра желать всем здоровья. Праздники детско­го сада. День знаний - хороший праздник. День рождения -день веселья, игр, добрых пожеланий. Приглашаем гостей на «День открытых дверей». Придумаем новый праздник! Мы любим наш детский сад!
27 ^ Матушка - природа Как проявлять заботливое отношение к природе. Люби­мые растения и животные. Каждое время года прекрасно по-своему. Все в природе умеет радоваться. У природы нет плохой погоды.
28 ^ Природа и здоровье Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! Значение солнца, воздуха и воды для жизни человека. Польза купа­ния. Будем всегда здоровыми! Спасибо Матушке-природе.
29 ^ Природа и Человек Благодарим природу за ее прекрасные дары. Учимся тво­рить добрые дела в природе. Копилка полезных дел. Мы в ответе за природу. Стихотворение о природе.
30 Наурыз – празд­ник обновления Об истории и традициях праздника. Наурыз - любимый праздник казахского народа. Наш праздничный дастархан. Пожелания друзьям и воспитателю.
31 ^ Родной мой Казахстан Добрые слова дороже богатства. Понятие «Родина». Ка­захстан - это наша Родина! Слушаем казахскую народную музыку. Когда играет домбра... Казахстан - солнечный, прекрасный край! Рассматриваем картинки с видами Ка­захстана.
32 ^ Светлый путь Самопознания Красота мира, человека. Самопознание — путь любви и до­бра
33 - 34 ^ Обобщающий урок Повторение и закрепление изученного материала по само­познанию. Добрые пожелания и обмен мнениями

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных