Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Законность и эффективность профилактических мер.




8.3. Концепция и планы предупреждения преступности и престу­плений.

8.1. Криминологическая профилактика — это система государст­венных и негосударственных (в их числе общественных) мер, на­правленных на устранение, нейтрализацию, минимизацию преступ­ности и преступлений, их причин и условий, а также на декримина­лизацию личности преступников.

По субъектам профилактики государственные меры, осуществ­ляемые органами власти, управления, правоохраны и судами, регла­ментированы федеральными, региональными, муниципальными за­конами и подзаконными актами. Негосударственные имеют частич­ную правовую регламентацию. Так, подсистема общественной профилактики регламентируется реже федеральными, чаще регио­нальными законами и подзаконными актами, например о добро­вольной народной дружине, судах профессиональной чести, пунк­тах охраны общественного порядка.

По этапам криминологическая профилактика подразделяется на раннюю, пресечение преступлений и постпенитенциарную. Ранняя ррофилактика имеет адресатом, во-первых, криминогенные усло­вия, связанные с ситуацией совершения деяния (например, уста­новление охраны для устранения условий хищений, освоение новых достижений криминалистики, судебной медицинской экспертизы; во-вторых, воспитательно-криминологическое воздействие на формирование личности, исключающее или блоки­рующее ее криминогенность либо виктимность; в-третьих, пресечение предпреступных правонарушений и аморального поведения.

Пресечение преступлений происходит на стадиях приготовления к любым преступлениям, а не только к уголовно-наказуемым тяжким и особо тяжким преступлениям. Пресечение преступлений производится и на стадиях совершения преступлений вплоть до наступ­ления общественно опасных последствий.

Постпенитенциарная профилактика направлена на недопущение рецидива преступлений со стороны лиц, отбывших наказание, осу­жденных условно или лиц, которым уголовное наказание заменено мерами уголовно-правового характера;

По уровню криминологическая профилактика по диалектике об­щего, особенного и единичного подразделяется на общую, видовую (специальную) и индивидуальную.

Общая профилактика воздействует на всю систему преступности, ее детерминанты, личность совокупного субъекта всех преступлений по основным показателям. Этот уровень может быть общефедераль­ным, региональным, местным. Общая профилактика осуществляется органами власти, правоохранительными структурами.

Специальная (видовая) профилактика направлена на различные виды преступлений согласно их криминологической, уголовно-ста­тистической и уголовно-правовой дифференциации (преступления несовершеннолетних, организованная преступность, терроризм и т. д.). Юридическое оформление производится в виде постановле­ний органов власти и управления по докладам органов прокуратуры и внутренних дел, решений и приказов последних, рекомендаций иных государственных и общественных структур по результатам за­слушивания докладов и справок соответствующих органов о состоя­нии, например, преступности несовершеннолетних, производствен­ного травматизма и т, д.

Индивидуальная профилактика имеет своим адресатом конкрет­ного субъекта соответствующего преступления. Проводится она ча­ще всего в раннепрофилактическом и постпенитенциарном режи­мах. Ее субъекты — инспекторы по делам несовершеннолетних МВД, участковые инспекторы, пункты охраны общественного порядка, воспитатели средних общеобразовательных и специальных школ, домовые комитеты, уголовно-исполнительные инспекции, благотворительные организации и т. п.

8.2. Законность криминологической профилактики означает преду­преждение и пресечение преступлении, нейтрализацию либо мини­мизацию причин и условий преступности, максимальную декриминализацию личности субъекта преступления строго в рамках законов и подзаконных актов.

Прокуратура должна осуществлять постоянный надзор за деятельностью милиции по проведению раннепрофилактических мер, при постановке на учет правонарушителей, общении участковых милиционеров с гражданами в жилом секторе, пресечении правонарушений на вокзалах и рынках и в других криминогенные местах.

«Крышевание», т. е. укрывательство и попустительство со сторо­ны милиции правонарушений и преступлений за взятки — предмет специального прокурорского надзора. Сокрытие от учета преступле­ний, нереагирование на заявления потерпевших как криминоген­нее условия также должны постоянно находиться в поле зрения прокуратуры.

Эффективность криминологической профилактики определяет­ся степенью достижения ее целей. Конечная цель ранней профилак­тики — это несовершение преступлений правонарушителем, в отно­шении которого проводились такие меры.

Показателем эффективности предупреждения преступности и ее причин на общем и правовом уровне служат данные уголовной ста­тистики о снижении преступности именно вследствие предприня­тых субъектами профилактики целенаправленных мер.

8.3. Криминологическая профилактика до революции, а затем в СССР и союзных республиках юридически закреплялась в норматив­ных документах, именуемых концепциями борьбы с преступностью и планами (или программами) предупреждения преступности. В царской России это были Уставы (Своды уставов) о предупреж­дении преступлений 1857, 1876 и др. годов.

После 2001 г. такие планы на федеральном уровне больше не принимались. Причину этого ряд криминологов усматривает в многоаспектности подсистем профилактики по уровню, содержанию, механизму действия, субъекту и другим параметрам. Поэтому для такой страны, как Россия, состоящей из восьми десятков субъектов Федерации, в которых проживает 140 национальностей, создать единый феде­ральный план (программу) предупреждения преступности и престу­плений представляется сложным. Вместо этого предлагается ориентироваться на плюралистическую модель профилактики в различных федеральных и региональных законах и подзаконных актах.

В Республике Бурятия в 2010 г. отделом профилактики Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по РБ был разработан проект закона Республики Бурятия «О системе профилактики правонарушений в Республике Бурятия», в экспертизе которого приняли участие студенты и преподаватели кафедры уголовного права и процесса БГУ. Экспертные заключения были представлены на круглый стол по обсуждению проекта закона в Народном Хурале Республики Бурятия и легли в основу окончательной редакции Закона Республики Бурятия №1570-IV от 13 октября 2010 г. «О системе профилактики правонарушений в Республике Бурятия»[5].

 

9. Криминологическое прогнозирование и планирование

борьбы с преступностью

9.1. Понятие криминологического прогнозирования.

9.2. Виды криминологического прогноза.

9.3. Методы криминологического прогнозирования.

9.4. Понятие криминологического планирования.

9.5. Виды криминологического планирования.

 

9.1. Криминологический прогноз — это вероятностное сужде­ние о будущем состоянии (уровне, структуре, динамике) преступности, ее детерминант и возможностей профилакти­ки, иных средств воздействия на преступность в определен­ный период времени, включая качественную и количествен­ную оценки предполагаемых изменений и указание пример­ных их сроков. При этом прогнозируется не только предпо­лагаемая ситуация на конец периода, но и тенденции ее из­менения в ходе этого периода.

Таким образом, криминологическое прогнозирование пред­ставляет собой процесс познания закономерностей вероятно­сти развития преступности или ее отдельных видов, причин и условий, их детерминирующих, в основе которого лежит изу­чение эмпирических данных и учет тенденций этого развития от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему.

Вероятностный характер криминологического прогноза, как и любого другого, связанного с социальными процесса­ми, обусловлен тем, что научное предвидение будущего пре­ступности всегда связано с проблемой неопределенности, по­скольку даже при самом тщательном изучении процессов, влияющих на преступность, нельзя предусмотреть все воз­можные варианты предстоящих изменений.

Основными специфическими целями криминологическо­го прогнозирования являются:

- установление наиболее общих показателей, характе­ризующих изменение преступности в перспективе, выявле­ние нежелательных тенденций и закономерностей, отыска­ние способов их позитивной коррекции;

- выявление обстоятельств, имеющих существенное зна­чение для разработки перспективных планов предупрежде­ния и профилактики преступности;

- предоставление субъектам борьбы с преступностью информации, которая может быть использована для оптими­зации управленческих решений, обеспечивающих эффектив­ное противодействие преступности, и позволит продуманно планировать финансовое обеспечение борьбы с преступнос­тью и совершенствование как самих правоохранительных органов, так и их деятельности в этой сфере на основе но­вейших достижений науки и практики.

Эмпирической базой криминологического прогноза яв­ляется банк статистических данных и результатов выбо­рочных исследований не менее чем за 10 предшествующих лет, характеризующих:

а) состояние и тенденции социальных процессов, устойчиво и интенсивно влияющих на преступность (демографических, экономических, политических, социально-психологческих, организационно-управленческих и других);

б) предполагаемые изменения состояния и тенденций этих процессов на прогнозируемый период;

в) состояние и тенденции «фоновых явлений преступности» (пьянства, наркомании, проституции и др.);

г) состояние и динамику преступности в целом и по видам, по контингентам преступников и по территориальному распределению, по объектам посягательства и др;

д) объем, структуру, результаты и тенденции практики применения мер профилактики и уголовно-правовых мер;

е) предполагаемые на прогнозируемый период изменения в правовом регулировании, организации и ресурсном обеспечении борьбы с преступностью;

ж) информацию о состоянии и прогнозах преступности и борьбы с ней в смежных регионах и сопредельных государствах.

9.2. Криминологическое прогнозирование в зависимости от охватываемых временных этапов может быть краткосроч­ным, среднесрочным и долгосрочным.

Цель краткосрочного прогнозирования заключается в научном предсказании закономерностей, а также конкретных вариантов изменения преступности в ближайшем будущем по детализированным показателям.

В условиях нестабильной ситуации в общественном раз­витии сроки прогнозов существенно снижаются. Для краткос­рочных прогнозов максимальные сроки могут достигать не­скольких месяцев — как правило, от квартала до полугода, но это могут быть и сверхкраткосрочные прогнозы от недели до месяца, которые получили название «оперативные прогнозы».

Среднесрочное прогнозирование направлено на информи­рование субъектов борьбы с преступностью о возможном влиянии намечаемых крупномасштабных экономических и социальных мероприятий на преступность и на максималь­ное использование профилактического потенциала этих ме­роприятий.

Долгосрочные криминологические прогнозы, рассчитан­ные на пять и более лет, базируются на анализе закономер­ностей развития общества в целом и могут лишь давать оценки некоторых ведущих тенденций развития преступно­сти, ее причин и условий в зависимости от прогнозируемых изменений в общественном развитии.

9.3. При прогнозировании применяются три основных мето­да: экстраполяция, экспертная оценка и моделирование.

Метод экстраполяции осуществляется путем проекции на будущее изменений уровня и структуры преступности в прошлом и настоящем. Для этого формируются статистичес­кие ряды по годам за определенный период, непосредствен­но предшествующий прогнозируемому, которые выражают направленность, характер и темп этих изменений. Ряды фор­мируются на основе абсолютных данных и коэффициентов.

Метод экспертных оценок осуществляется путем выяс­нения мнения специалистов — экспертов, в качестве которых могут выступать как научные, так и практические работни­ки, занимающиеся проблемами борьбы с преступностью, о будущем уровне и структуре преступности, а также о про­цессах и явлениях, интенсивно влияющих на ее тенденции.

Моделирование состоит в создании упрощенного обра­за прогнозируемого криминологического объекта, отража­ющего некоторые его существенные свойства и стороны. При моделировании анализ факторов, влияющих на преступ­ность, с помощью соответствующих криминологических правил и математических формул формируется в програм­мы и обсчитывается с помощью компьютера.

Выделяется два вида прогнозирования: прогнозирование преступности и индивидуальный прогноз.

Прогнозирование преступности по видам совпадает со структурой преступности. Осуществляется прогнозирова­ние первичной и рецидивной преступности, мужской и женс­кой, отдельных видов и групп преступлений и т. п.

9.4. Криминологическое планирование — это целенаправ­ленный процесс по выработке плана-программы, в котором сформулированы цели и задачи борьбы с преступностью, намечены пути и средства их решения, а также нормативное, информационное, организационное, методическое, ресурс­ное их обеспечение на определенный период.

Базой криминологического планирования является про­гноз, а также положенные в его основу данные о преступно­сти, влияющих на нее процессах и состоянии борьбы с ней. При этом субъекты планирования оценивают существую­щие возможности воздействия на прогнозируемые неблагоп­риятные тенденции преступности и закладывают в план со­ответствующие мероприятия, направленные либо на ослаб­ление и нейтрализацию действующих криминогенных фак­торов, либо на стимулирование позитивных сторон жизни общества. Таким образом, прогноз служит ориентиром для целенаправленного планирования. Примером такого подхо­да к криминологическому планированию являются федераль­ные программы по усилению борьбы с преступностью.

Разработка государственных программ борьбы с преступ­ностью может охватывать как проблему борьбы с преступно­стью в целом, так и отдельные направления этой борьбы. В любом случае она носит базовый, ориентирующий, межведом­ственный характер, включая комплекс социально-экономичес­ких, политических, воспитательных и правовых мер. Комплек­сный подход позволяет добиваться слаженности при осуществ­лении процесса планирования, координировать действия всех исполнителей в соответствии с предусмотренными сроками.

На основе федеральной программы в субъектах федерации разрабатываются детализированные комплексные программы борьбы с преступностью в целом и по отдельным направлени­ям этой борьбы в данном регионе, которые должны учитывать специфику социальной и криминогенной ситуации в нем.

9.5. Существуют следующие виды криминологического пла­нирования:

- по масштабу выделяются региональное, местное, на отдельном объекте;

- по направленности — территориальное и отраслевое;

- по составу участников и их роли — комплексно-территориальное, межведомственное, ведомственное;

-по предмету — охватывающее борьбу с преступно­стью в целом либо только борьбу с отдельными видами преступности;

-по срокам — долгосрочное, среднесрочное, краткос­рочное.

Краткосрочное криминологическое планирование рас­считано обычно на квартал, полугодие, год и ориентирова­но на решение текущих задач, следующих из существующей и прогнозируемой на ближайший период обстановки. Сред­несрочное и долгосрочное планирование, исходящее из про­гнозов на эти же периоды, ориентировано на определение перспективы борьбы с преступностью, постановку длящих­ся задач и определение путей и средств их решения.

Таким образом, среднесрочное и долгосрочное кримино­логическое планирование имеет форму крупномасштабных программ, определяющих стратегические цели на период; комплекс вытекающих из них задач; систему участников, направлений и средств их решения; ресурсное обеспечение.

Комплексно-территориальное, межведомственное кри­минологическое планирование охватывает соответствен­но разработку комплексов задач и средств борьбы с пре­ступностью на определенной территории, в определенной сфере социальной жизни.

Ведомственное планирование включает разработку задач и средств профилактической деятельности и участие в ней определенных ведомств или органов в соответствии с их фун­кциональной характеристикой. Такое планирование осуществ­ляют в пределах своих задач и компетенции органы внутрен­них дел, прокуратуры, органы безопасности и другие, имею­щие специализированные функции по борьбе с преступностью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных