Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает




ü

правоотношений
возникновение,

ü изменение,

ü прекращение

 


Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Эти обстоятельства указываются в гипотезах правовых норм, и, когда они возникают в реальной жизни, это приводит к тому, что у определенных субъектов появляются, изменяются или прекращаются взаимные права и обязанности.

Важнейшим является деление юридических фактов по тем последствиям, которые они влекут, и их волевому содержанию.

По последствиям юридические факты делятся на:

Правообразующие вызывают возникновение правоотношений. Это гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения, и др.
Правоизменяющие изменяют правоотношения. Например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется.
Правопрекращающие обусловливают прекращение правоотношений. Таковыми являются действия лица по осуществлению субъективного права или исполнению юридической обязанности. Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения).

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношений по наследованию, прекращение трудового правоотношения, изменение правоотношения по найму жилого помещения.

По волевому признаку юридические факты делятся на:

события это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.)
деяния (действие или бездействие) волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Не все деяния являются правовыми. Лишь определенные действия, с которыми норма права связывает наступление юридических последствий, могут быть правовыми. Они могут быть: 2 правомерными 2 неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты - внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата. К ним относятся акты применения права, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, выполнение трудовых обязанностей, передача вещей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия - это преступления и проступки, идущие вразрез с правовыми предписаниями. Бездействие — это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть: - правомерным (соблюдение запретов) - и неправомерным (неисполнение обязанности).

Нередко для возникновения, изменения или прекращения правоотношений требуется множество юридических фактов. Такое сочетание называется юридическим составом. Например, для возникновения правоотношения между студентом и вузом необходим документ об окончании школы, медицинская справка о состоянии здоровья, сдача вступительных экзаменов или собеседования, заключение договора и принятие приказа о зачислении в вуз.

 

§ 32. система права, элементы

 

1. Значение и понятие системы права

2. Основные черты системы права

3. Понятие структуры системы права

4. Понятие предмет правового регулирования

5. Понятие и виды метода правового регулирования

6. Элементы системы права

7. Понятие нормы права

8. Институт права. Виды правовых институтов

9. Отрасль и подотрасль права

10. Признаки отрасли права

11. Классификация отраслей права

12. Отдельные виды отраслей права и их краткая характеристика

 

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.

 

 

Система права – это упорядоченная совокупность всех действующих в государстве правовых норм.

Основные черты системы права:

1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли.

2) ее элементы не противоречивы, внутренние согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство.

3) она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами.

4) имеет объективный характер, так как зависит от объективно существующих отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Внутреннее строение системы права выражается в ее структуре.

Структура системы права – деление всей совокупности правовых норм а отрасли и институты в зависимости от предмета и метода правового регулирования.

· Предмет правового регулирования – те общественные отношения, которые регулируются нормами права (имущественные, обязательственные и другие).

Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др.

Им присущи следующие черты:

1) это жизненно важные для человека и его объединений отношения;

2) это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

3) это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

4) это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

· Метод правового регулирования – способ влияния нор права на определенную сферу общественных отношений.

При регулировании общественных отношений используются различные методы:

þ императивный

þ диспозитивный

þ альтернативный

þ рекомендательный

þ поощрения

þ наказания.

Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и противоположны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы.

Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права.

Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

Рассмотрим структурные элементы системы права.

Элементы системы права:

1. Норма права – основной элемент системы права; исходный «кирпичик» «здания» системы права; это установленное и охраняемое государством правило поведения, которое определяет права и обязанности участников регулируемых общественных отношений и служит критерием правомерного и неправомерного поведения.

2. Институт права – совокупность взаимодействующих правовых норм, регулирующая относительно самостоятельную группу однородных отношений, которая представляет собой особенную часть отрасли права.

Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Например, в уголовном праве - институт назначения наказания, институт освобождения от уголовной ответственности; в семейном праве - институт брака, институт усыновления, институт развода; в гражданском праве - институт договора купли-продажи, институт юридического лица, институт исковой давности и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Юридическим критерием для обособления той или иной совокупности в конкретный правовой институт служат три признака:

1) юридическое единство правовых норм;

2) полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений;

3) обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов и других нормативно-правовых актов.

Существуют отраслевые и межотраслевые (включают нормы различных отраслей права, например, межотраслевой институт права собственности) правовые институты.

3. Отрасль права – совокупность норм и институтов, которая представляет собой самостоятельную часть системы права и регулирует качественно однородную сферу отношений с помощью особого метода правового регулирования.

Подотрасль права по сравнению с отраслью права объединяет меньшие группы правовых норм и регулирует родственные общественные отношения. Например, обязательственное право - это подотрасль гражданского права, налоговое право - это подотрасль финансового права.

Признаки отрасли права:

- каждая отрасль имеет свой предмет;

- имеет свое законодательство, как правило, самостоятельные кодексы;

- имеет свой особый юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий способы реализации прав и обязанностей и государственно-правовые меры, направленные на неукоснительную реализацию правовых норм.

Классификация отраслей права:

профилирующие, базовые отрасли охватывающие главные правовые режимы; причем над всей системой отраслей права стоит конституционное право, затем материальные отрасли - гражданское, административное, уголовное право и соответствующие им процессуальные отрасли - гражданско-процессуальное право, административно-процессуальное и уголовно процессуальное право.
специальные отрасли где правовые режимы приспособлены к особым сферам общества: трудовое право, земельное, финансовое право, право социального обеспечения, семейное право.
комплексные отрасли для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: аграрное право, экологическое право, торговое право, прокурорский надзор, морское право.

В юридической литературе выделяют следующие отрасти права:

1) конституционное (государственное) право;

2) гражданское право;

3) административное право;

4) уголовное право;

5) земельное право;

6) трудовое право;

7) семейно-брачное право;

8) уголовно-процессуальное право;

9) уголовно-исполнительное право;

10) экологическое (природоохранное) право;

11) финансовое право;

12) гражданско-процессуальное право;

13) международное право.

Среди формирующихся можно назвать отрасли:

– предпринимательского,

– налогового,

– таможенного,

– коммунального,

– компьютерного,

– космического права и др.

Дать характеристику основных отраслей права - это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, административного, гражданского, уголовного, семейно- брачного, трудового и др. права.

Рассмотрим некоторые отрасли права.

ü Конституционное право - ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственное устройство. Доминирующий метод - императивный.

ü Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Основной метод - диспозитивный.

ü Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод - императивный.

ü Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и др. Господствующий метод - императивный.

ü Семейно-брачное право регулирует отношения, возникающие вследствие создания брака, а также отношения между членами семьи. Основной метод - диспозитивный.

ü Трудовое право регулирует отношения, возникающие в сфере труда и трудовой деятельности. Основной метод - императивный.

ü Финансовое право – регулирует обязательственные налоговые, бюджетные и другие финансовые правоотношения, имеющие денежный характер и обусловленные материальной основой осуществления государственных функций.

ü Земельное право – регулирует имущественные отношения между государством и субъектами различных форм собственности на землю.

ü Гражданско-процессуальное право – регулирует отношения, возникающие в ходе рассмотрения гражданских дел судами, вынесения и обжалования решений суда.

ü Уголовно-процессуальное право – регулирует отношения, возникающие в результате нарушения досудебного следствия и судебного рассмотрения уголовных дел, вынесения и обжалования приговоров.

ü Исправительно-трудовое право – регулирует отношения, возникающие в процессе реализации уголовных наказаний.

 

 

§ 33. правовая норма, структура, виды правовых норм

 

1. Различия между правом и нормой права

2. Понятие и разновидности нормы права

3. Понятие структуры нормы права

4. Понятие и виды гипотезы

5. Понятие и виды диспозиции

6. Понятие и виды санкций

7. Виды правовых норм по функциям, предмету регулирования, юридической силе, форме предписаний, кругу лиц, действию во времени, в пространстве и функциональным особенностям

8. Связь и причины несовпадения нормы права и статьи нормативного акта

9. Варианты соотношения нормы права и статьи нормативного акта

 

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм (норм права). Юридическая норма - первичная «клеточка» права, первичный «кирпичик», из которого состоит здание права.

Также можно сказать, что норма права есть частица содержания права, исходный структурный элемент его системы. Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право и единичная правовая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.

Отдельно взятая правовая норма или группа норм еще не есть право. Право - это система правовых норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему.

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством с целью регулирования общественных отношений.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний:

Ø правил поведения;

Ø исходных (отправных, учредительных) норм.

Правила поведения - это непосредственно регулятивные нормы. Они устанавливают вид и меру возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Такие правила поведения составляют большую часть правовых норм.

Исходные (отправные, учредительные) нормы - это нормы-принципы, нормы-дефиниции и т.д. Они представляют собой нормы опосредованного регулирования. Они устанавливают общие начала, исходные положения и направления правового регулирования.

Структура нормы права – это внутренняя конструкция нормы, которая проявляется во взаимодействии ее основных структурных частей.

Элементы нормы права:

1) Гипотеза – часть нормы права, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства, при которых данная норма (ее диспозиция) вступает в действие; это условие применения нормы. Гипотеза отвечает на вопросы - кто, где, когда, при каких условиях. Гипотеза может быть:

· абсолютно определенной (точно определяются обстоятельства, при которых действует правовая норма),

· относительно определенной (не содержит полных сведений об обстоятельствах действия нормы, ограничивает условия применения нормы определенным кругом формальных требований),

· альтернативной (ставит действие нормы в зависимости от одного или нескольких фактических условий).

2) Диспозиция – ядро правовой нормы, само правило поведения, которое содержит субъективные права и юридические обязанности; реализация диспозиции возможна только при условиях, указанных в гипотезе. Диспозиция есть наиболее важная часть правовой нормы. Она отвечает на вопросы - что делать, чего не надо делать. Диспозиция может быть:

· абсолютно определенной (четко определяет права и обязанности участников правоотношений),

· относительно определенной (нет полных сведений о правах и обязанностях участников правоотношений),

· альтернативной (указывается на несколько правовых последствий, но предполагается наступление только одного из них).

3) Санкция – часть нормы права, которая содержит юридические последствия исполнения или неисполнения правила поведения, зафиксированного в диспозиции. Санкция отвечает на вопрос - какие последствия могут наступить в случае нарушения правовой нормы (диспозиции). Санкции бывают:

· абсолютно определенные (в них точно указаны вид и мера ответственности),

· относительно определенные (границы ответственности указаны от минимальной до максимальной или только до максимальной),

· альтернативны (в них названы несколько видов ответственности, из которых правоприменитель выбирает только один).

Логическая формула правовой нормы может быть представлена следующим образом: «Если (гипотеза)... то (диспозиция)»... иначе (санкция)».

Виды правовых норм:

1. По функциям регулятивные: это нормы, рассчитанные на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют правомерные действия, устанавливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера этих отношений. Регулятивные нормы по характеру диспозиции подразделяются на: § управомочивающие (дозволяющие) (это нормы, предоставляющие субъекту право на совершение тех или иных действий); § обязывающие (нормы, возлагающие на субъекта обязанность совершать действия определенного содержания); § и запрещающие (нормы, возлагающие на субъекта обязанность совершать действия определенного содержания) охранительные: (или правоохранительные) нормы рассчитаны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомерные, правонарушающие действия. Они охраняют от нарушений существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регулятивные нормы. Охранительные нормы предусматривают меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав. специализированные нормы или нормы специального действия, это нормы о нормах. Они регулируют не психологическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. Они предписывают, как следует понимать другие нормы, термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует применять в тех или иных ситуациях. К их числу относятся: § дефинитивные (дефиниция - определение) содержат легальные определение терминов, встречающихся в других нормах. Они, следовательно, предписывают, как следует понимать соответствующие термины; § коллизионные (рассчитаны на случай коллизий, столкновений норм права, на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания регулируют один и тот же случай. Коллизионная норма предписывает, какую из двух норм следует применять в том или ином случае); § и оперативные нормы.
2. По предмету правового регулирования ü уголовные ü гражданские ü конституционные и др.
3. По юридической силе ü нормы законов ü нормы подзаконных актов
4. По форме выраженных предписаний ü императивные (это нормы, выраженные в категорических предписаниях и действующие независимо от усмотрения субъектов права); ü и диспозитивные (нормы, содержащие свободу усмотрения)
5. По кругу лиц ü общие ü специальные ü исключительные
6. По действию норм права во времени ü постоянные, ü временные ü и чрезвычайные
7. По действию норм права в пространстве ü акты высших органов власти ü и акты местных органов самоуправления
8. По функциям регулирования ü материальные ü процессуальные

Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Однако норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать.

Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит перед ним ряд специальных задач:

- придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой как движение от общего к конкретному;

- избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений;

- добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными средствами;

- исключить самоочевидные и общеизвестные положения, факты, условия.

Решать эти задачи приходится постоянно и поэтому происходит несовпадение статьи нормативного акта и нормы права.

Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции, санкции, а статья нормативного акта - это средство воплощения нормы права, форма выражения государственной воли. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правила поведения, законодатель может

· все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

· в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

· элементы норм права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов;

· элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

а) прямой способ - имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

б) отсылочный способ - имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

в) бланкетный способ - имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов.

 

§ 34. понятие законодательства. нормативно-правовой акт, виды

 

1. Понятие законодательства

2. Сравнение права и законодательства

3. Понятие нормативно-правового акта

4. Черты нормативно-правового акта

5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

6. Виды НПА по юридической силе

7. Понятие, черты закона

8. Этапы законодательного процесса

9. Виды законов

10. Понятие и виды подзаконных актов

11. Система законодательства, понятие элементов системы законодательства: нормативного предписания, института законодательства, отрасли законодательства

12. Структура законодательства: вертикальная, горизонтальная, государственно-организационная

 

Законодательство – это способ закрепления и формального выражения правовых норм.

Существует три точки зрения понимания законодательства:

Законодательство – это

· Система нормативных актов, изданных парламентом.

· Система нормативных актов, изданных высшими государственными органами власти (президент, парламент, правительство).

· Система всех существующих в стране нормативно-правовых актов (НПА). Данное определение является наиболее приемлемым.

Нормативные правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права.

Право Законодательство
1.создается обществом 2.является системой правовых норм 3.носит объективный характер (обусловленный уровнем развития общества) 4.структурными элементами являются нормы, институты, отрасли права 5.все нормы являются общеобязательными. 1.создается государством 2.является системой НПА 3.носит субъективный характер, является результатом деятельности компетентных государственных органов 4.структурные элементы: нормативные предписания, институты и отрасли законодательства 5.степень обязательности зависит от юридической силы НПА

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, принятый компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.

Черты НПА:

ü принимается государственными органами в рамках их полномочий;

ü имеет определенную, четко установленную форму;

ü имеет определенную юридическую силу;

ü действует:

þ в пространстве (на определенной территории);

þ во времени (с определенного времени вступает в силу или прекращает действовать);

þ по кругу лиц (на определенных лиц распространяет свое действие).

Нормативно-правовые акты действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его опубликования (как правило, 10 дней). Также моментом начала действия некоторых актов является момент их принятия или официального опубликования, если об этом прямо говорится в акте. Время вступления нормативно-правового акта в действие может быть указано в нем самом, в специально принятом по этому поводу акте. Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами: 1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт; 2) в связи с прямой отменой нормативного акта; 3) в связи с принятием нового акта. Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Это значит, что закон не действует на те отношения, которые возникли до его принятия. Однако существуют исключения из этого правила: 1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия; 2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность; 3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.
Под пространством понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории военных и иных судов в открытом море, летательные аппараты, а также территории посольств. В теории права существует также понятие «экстерриториальность». Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов за пределы территории государства. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.
Круг лиц включает в себя граждан, лиц без гражданства и иностранцев. По общему правилу нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, одинаково. Из этого правила есть исключения. Так свои особенности имеет действие нормативных актов на иностранцев и лиц без гражданства. Им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность служить в вооруженных силах и др.) Представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные такими лицами, решается дипломатическим путем.

В зависимости от юридической силы НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Закон – НПА, который принимается парламентом или народом в ходе референдума с соблюдением особой законодательной процедуры.

Содержание закона должно быть правовым, то есть, соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Степень соблюдения прав человека в законе — критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

Черты закона:

· никто, кроме органов законодательной власти, не может принимать, изменять или отменять законы;

· закон регулирует наиболее важнейшие основополагающие отношения;

· все другие НПА должны издаваться в соответствии с законами и для исполнения их;

· законы принимаются с соблюдением особой процедуры (законодательный процесс).

Этапы законодательного процесса:

1. Законодательная инициатива
2. Подготовка законопроекта
3. Обсуждение законопроекта в нескольких чтениях
4. Принятие закона
5. Опубликование закона
6. Вступление закона в силу

Виды законов:

¥ Конституция = Основной Закон государства, имеющий верховенство в системе всех НПА.

¥ Конституционные законы – это акты, составляющие основу развития правовой системы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию и непредусмотренные текстом Конституции.

¥ Обычные (текущие) законы – это НПА, регулирующие важнейшие сферы общественной жизни, которые отвечают Конституции и конституционным законам и имеют высшую юридическую силу для подзаконных актов.

Подзаконные акты – НПА, принятые на основе, во исполнение и в соответствии с законом.

Виды подзаконных актов:

q Общие – распространяются на всю территорию государства;

q Ведомственные – распространяются на отдельные виды правоотношений;

q Местные – действуют в какой-то административно-территориальной единице государства;

q Локальные – действуют на конкретных предприятиях, в учреждениях и организациях.

Система законодательства включает:

1) Нормативное предписание – первичный элемент системы законодательства; представляет собой логически завершенное положение, которое формулируется в тексте НПА в форме статьи, пункта или абзаца.

2) Нормативный институт – система взаимосвязанных нормативных предписаний, регулирующих определенный вид общественных отношений в форме разделов, глав кодексов (= институт законодательства).

3) Отрасль законодательства – совокупность нормативных предписаний и институтов, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру.

В зависимости от оснований (критериев) можно выделить

Ø горизонтальную,

Ø вертикальную,

Ø государственно-организационную структуру законодательства.

Структура законодательства:

z вертикальная (иерархическая) – зависит от юридической силы НПА и отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Украины стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Кабинета Министров, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
z горизонтальная (отраслевая) – деление НПА по предмету регулирования (типу правоотношений). На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство).
z государственно-организационная – определяется государственным устройством и может быть: l единая (в унитарном государстве); l сложная (в федерации): строение системы основано на двух критериях: федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов федерации в сфере законодательства

§ 35. систематизация законодательства, виды

 

1. Обоснование необходимости систематизации законодательства

2. Понятие систематизации законодательства

3. Основные формы систематизации

4. Понятие, черты и виды кодификации

5. Понятие и виды инкорпорации

6. Понятие консолидации

7. Понятие «юридическая техника»

8. Правила подготовки проектов нормативных актов

9. Правила оформления и реквизиты нормативного акта

 

В каждом государстве существует большое количество различных правовых норм и нормативных актов. Для удобного пользования ими необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Такая деятельность выражается в понятии «систематизация законодательства». Систематизация – упорядочение НПА с целью:

· приведения их в систему;

· устранения противоречий между ними;

· обеспечения доступности законодательства для всех лиц.

Основные формы систематизации:

1. Кодификация Заключается в коренной переработке (как внешней, так и внутренней) содержания правовых актов, в результате которой появляется новый, логически и юридически цельный нормативный акт, регулирующий определенную группу общественных отношений. Виды кодификации: по объему: отраслевая; межотраслевая; специальная. по форме: основы законодательства, кодексы, уставы, законы, положения и др. Отличительные черты кодификации: - Кодификация осуществляется только уполномоченными государственными органами и носит официальный характер. - В результате кодификации объединяются несколько актов, различные нормы и создается новый как по форме, так и по содержанию правовой акт. Его текст подлинный, официальный, на него должны ссылаться правоприменительные органы. - Кодификация осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости. Наиболее известный кодифицированный акт – кодекс. Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.). Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс, Лесной кодекс и др.). Кодификация всегда носит официальный характер.
2. Инкорпорация Состоит в объединении по определенным критериям группы актов в одном сборнике без переработки содержания. При этом не имеет значения то, действуют или нет нормативные акты, входящие в сборник. Виды инкорпорации: по юридическому значению: официальная, неофициальная. по объему: общая, отраслевая, межотраслевая, специальная. по критерию объединения: предметная, хронологическая, субъектная. ð Официальная инкорпорация проводится уполномоченными на то государственными органами. Официальная инкорпорация - это способ опубликования и переиздания действующих правовых норм. Следовательно, официальная инкорпорация - это официальный источник законодательства. Она бывает хронологической и предметной. ð Хронологическая официальная инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. ð Предметная официальная инкорпорация - более сложный вид систематизации, в результате которой создаются сборники действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Например, объединение нормативных актов, регулирующих гражданство, право собственности, интеллектуальную собственность и др. ð Неофициальная инкорпорация проводится отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа.
3. Консолидация Своеобразный вид инкорпорации, заключается в систематизации НПА с целью устранения их множественности, унификации НПА и создания в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего юридического звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относительности к одному виду деятельности (охрана природы, образование, охрана правопорядка и др.). Особенность консолидации в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации.

При инкорпорации и консолидации новых НПА не появляется.

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Итак, юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Перечислим наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов;

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов;

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе - сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных