Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА




 

К. В. Градополов подчеркивает, что тренер должен влиять не только на отдельно взятого ученика. Тон и стиль, которые тренер привьет в коллективе, определяют поведение каждого новичка. Коллектив нитями многих перекрещивающихся влия­ний и связей подчинит себе отдельного боксера; тон, установ­ленный в коллективе, обяжет каждого тянуться за коллективом, не отставать от него.

Работая с группой новичков, тренер Б. С. Денисов выделяет тех, кто быстрее, лучше и точнее воспринимает его указания кто заметнее других отличается правильными движениями и вы­сокими боевыми данными. На них он «сначала и сосредоточивает главное внимание. Это не означает, что будут ущемлены инте­ресы остальных учеников. Наоборот, эти лучшие и будут дрож­жами, на которых начнут быстро расти техника и умение ве­сти бой у всех членов группы.

Выявить лучших — значит выявить индивидуальное в них. А затем, когда боевой профиль каждого определится, Б. С. Дени­сов подгруппировывает около каждого остальных учеников, по сходству их психофизических качеств.

Так, при постоянном воздействии тренера, происходит дифференциация внутри группы, которая, в конечном счете, приведет группу к общему росту, к формированию коллектива.

Когда коллективные связи окрепнут, взаимное влияние бок­серов внутри коллектива станет охватывать все более разнообразные стороны жизни и поведения физкультурников. В своих спортивных выступлениях и тренировке боксер начинает опи­раться на поддержку коллектива, считаться с его интересами. С другой стороны, каждый стремится воздействовать на това­рища, с тем, чтобы он дал наилучший спортивный результат для коллектива, для спортивного общества. Взаимное влияние на­чинает пронизывать все стороны тренировки. Присутствие кол­лектива заставляет боксера подтягиваться, обостряет проявления положительных эмоций и черт характера. Так, например, естественное чувство стыда перед товарищами заставляет боксера преодолевать страх и боль во время вольного боя, продук­тивнее и е-лучшим спортивным результатом выступать за кол­лектив в командном соревновании. Контроль коллектива подсте­гивает ленивых, заставляет их перебороть то или иное затруд­нение. Например, новичку не хочется прыгать со скакалкой, он плохо усвоил технику, ему трудно. Но в присутствии коллекти­ва он не проявит своего состояния, постесняется показать, что ему трудно. В итоге он и освоит технику упражнения, и на­учится волевым усилием преодолевать затруднение.

Тренер в ряде случаев может целенаправленно использовать подлинно могучую силу коллективного воздействия. Он может, •по секрету от ученика, дать задание его товарищам воздейство­вать на него в том или ином направлении, может обсудить на коллективе его действия или манеру боя, недостатки и ошибки, словом, разносторонне использовать влияние коллектива на боксера.

Тренер должен постоянно повышать чувство ответственности боксеров друг за друга, как и за весь коллектив в целом. Так, поручая боксерам помогать друг другу на соревнованиях, тре­нер создает обстановку коллективной спайки и взаимной ответственности. Отсюда прямой путь к воспитанию товарищества и дружбы, чувства чести и гордости в борьбе за успех своего кол­лектива, спортивного клуба. Поэтому огромное воспитательное значение имеют командные соревнования и межклубные командные встречи.

В особенности ярко воспитательная роль спортивного кол­лектива видна при анализе работы талантливого молодого тренера центрального спортивного клуба ДСО «Трудовые резер­вы» В. С. Щербакова.

В. С. Щербаков — исключительно одаренный тренер. Боль­шой педагогический такт, умение найти пути «к сердцу» каждо­го ученика, спортивное чутье и серьезное знание бокса, на­стойчивость и деловитость — все эти качества дали возможность молодому тренеру найти продуктивную воспитательную систему, принесшую ощутимые и устойчивые результаты. В. С. Щерба­ков не боится нового, он смело ищет, и многое в его работе стало не только его личной педагогической находкой, но с ус­пехом используется и другими тренерами.

В результате своей плодотворной работы В. С. Щербаков в короткий срок выдвинулся в ряды ведущих советских тренеров.

Принято считать нормальной нагрузкой для одного тренера 12—15 учеников. На уроках В. С. Щербакова занимается одно­временно 25—30 человек, и в день занятий сменяются 3—4 группы. Сам В. С. Щербаков проводит со всей группой подгото­вительные и общеразвивающие упражнения, а затем занимается с небольшой группой: индивидуально он за урок «обрабатывает» человек десять — двенадцать. Но его глаз не упускает из виду всего зала, где с остальной массой боксеров работают его по­мощники — актив, выдвинувшийся из числа лучших боксеров: В. Родионов, Б. Новиков, Е. Филатов и др.

На уроках В. С. Щербакова образцовый порядок, делови­тость, сосредоточенность на упражнениях. Никто не остается без дела. После разминки, от упражнения к упражнению, от снаряда к снаряду — все ученики последовательно выполняют нагрузку урока, разучивают новый материал, совершенствуются в технике.

Если проследить за уроком от начала до конца — остается впечатление четкости и слаженности. За 15—20 минут до нача­ла урока все в сборе. Группа ребят быстро приводит в порядок зал, развешивает снаряды, готовит тренировочные и боевые пер­чатки, натягивает караты тренировочных рингов. Короткая команда — и все построились. Урок начался.

Как только окончится общая разминка, сразу становятся видны контуры дружного коллектива, в котором у каждого есть, своя функция, своя задача. Весь большой коллектив распадает­ся на ряд групп и пар, и в каждой из них своя работа, в зави­симости от личной задачи каждого: одни упражняются по тренировочной схеме, готовясь к соревнованиям; у других пре­обладают элементы учебного характера, но и каждый в от­дельности, и группы в целом, так или иначе, проходят через ин­тенсивную и напряженную работу. И потому, что с новичком за­нимается более опытный боксер, а группы боксеров работают под руководством помощников тренера, каждый боксер полу­чает четкое задание и за его работой всегда следят. Старший же тренер имеет возможность наблюдать за всеми, давать за­дания каждой группе и заниматься индивидуально с теми, чью работу он хочет специально проверить или отшлифовать.

В конце урока обязательно проводится какая-либо общая игра, и каждый уходит после занятий в приподнятом, веселом настроении.

Внимательное наблюдение за занятиями выявит еще ряд ин­тересных деталей. Мы увидим, что вся масса боксеров группи­руется вокруг своеобразных лидеров — ведущих боксеров, та­ких, как Меднов, Перов, Силичев, Чеботарев, Сурков, Филатов, Козлов и другие. С ними каждый стремится потренироваться в перчатках, их манере подражают, у них учатся. И так как каж­дый из этих лучших работает по-своему, не повторяя других, то и у всех боксеров не складывается штампа, а быстро выявляют­ся собственные, самобытные черты, хотя и оформившиеся под влиянием, скажем, Меднова или Чеботарева.

Все же одна общая черта отличает всех боксеров, вышедших из школы В. С. Щербакова. Все они в бою очень активны, пред­почитают двигаться вперед и все время ищут сближения с про­тивником. Во время обучения В. С. Щербаков добивается от боксера-новичка, чтобы тот все время искал дистанцию дейст­вительного удара и, как только найдет, почувствует ее, немед­ленно наносил удар. Это в результате накладывает свой отпе­чаток и на все поведение боксера: привыкшему искать против­ника становится невозможной оборонительная манера боя; у боксера, находящегося все время в сфере действительных уда­ров, крепнет смелость, формируется золя к победе.

Но было бы неверно объяснять стиль работы и поведение боксеров на ринге только правильно избранной техникой. Ос­нова поведения в бою боксеров ДСО «Трудовые резервы» лежит в традициях всего коллектива — отделения бокса Центрального спортивного клуба общества. Каждый боксер старается бокси­ровать на ринге, как лучшие боксеры клуба. Каждый боксер стремится вести себя так, как ведут себя в коллективе все остальные.

В таком коллективе нельзя показать себя трусом или лен­тяем: боксер, считаясь с мнением и оценкой товарищей, поста­рается подавить свой страх или лень. Зато каждый может быть уверен, что ему всегда обеспечена товарищеская помощь и со­вет. Особенно ярко это сказывается на соревнованиях, где незанятые в них боксеры внимательно обслуживают выступающих, несут обязанности секундантов, изучают особенности боя воз­можных противников, проявляют всяческую заботу о тех, кто защищает честь общества.

В коллективе любят тех, кто ведет бой активно, смело и му­жественно, кто побеждает. Стремление к победе — основная черта, учеников В. С. Щербакова, педагогическая работа которо­го делается особенно продуктивной благодаря поддержке кол­лектива, оттого, что обычаи и требования коллектива совпадают с его, тренера, правилами и требованиями.

Традиции боксерского коллектива складывались не сами собой и не сразу, а в результате длительной и терпеливой работы В. С. Щербакова, в основу которой он положил воспитание ак­тива. Опираясь на труппу ведущих боксеров, тренер формиро­вал стиль коллектива в целом.

И если вначале ведущим боксерам можно было давать срав­нительно небольшие поручения, то впоследствии они стали помо­тать и в ведении урока, и в организации соревнований, и в ряде других мероприятий, требующих повышенной ответствен­ности. И когда центральный спортивный клуб «Трудовые ре­зервы», с целью популяризовать бокс в ремесленных училищах Москвы, стал организовывать свои филиалы, работу по боксу в них повели ученики В. С. Щербакова — Б. Новиков, Вл. Роди­онов, Л. Сайтаниди, Евг. Филатов и другие, перенося в ремес­ленные училища традиции, сложившиеся в боксерском коллек­тиве клуба.

Свою педагогическую деятельность В. С. Щербаков не сво­дит к узкоспортивной работе. Он постоянно связан с руковод­ством тех училищ, ученики которых занимаются в отделении бокса, и знает, как учатся, работают и ведут себя в училище начинающие боксеры. Он встречается с родителями боксеров, изучает семейную и бытовую обстановку своих воспитанников.

Правильно полагая, что поведение боксера в быту, на учебе и производстве отражается на его спортивных результатах, В. С. Щербаков старается влиять и на поведение боксера. Не только требование быть чистым и опрятным и соблюдать точ­ный режим стали привычными для каждого боксера, — ма­нера поведения, выдержка, вежливость, — все это постоянно в поле зрения тренера, который не только все видит и учитывает, но и умеет потребовать и добиться требуемого от своих воспи­танников.

В результате — дружелюбие и правдивость, любозна­тельность и трудолюбие, четкая дисциплина (с оттенком любо­вания ею) и готовность постоять за честь коллектива отличают боксеров талантливого тренера-педагога, пользующегося заслу­женным авторитетом и любовью своих учеников, которые во всем стараются подражать своему тренеру.

Какие выводы можно сделать из обзора работы ведущих советских тренеров?

Что общего в их воспитательной работе?

Общее прежде всего выявляется в конечном итоге деятель­ности тренеров — в единстве стиля советских боксеров.

Советский боксер предпочитает наступательную тактику боя. Такая тактика требует инициативы, смелости и решительности, и на воспитание этих качеств наши тренеры обращают больше всего внимания. Тактика наступления характерна для всех (Со­ветских боксеров, и поэтому их встречи между собой отличают­ся такой остротой боя, которая предполагает разностороннее проявление воли. И действительно, бои советских боксеров вы­являют такие волевые качества, как стойкость, упорство и не­преклонное стремление к победе, принципиально не допускаю­щие отказа от боя даже в самом тяжелом положении. И хотя наши тренеры далеко не все научились дифференцировать проявления различных сторон воли, они во время тренировки своих боксеров положительно воздействуют прежде всего на их воле­вые качества. Такова сила действенной практики и ее связь со всей системой советского воспитания!

Наступательная тактика, как проявление единства стиля со­ветских боксеров, не снимает, конечно, индивидуальных разли­чий в их технике и тактике, всходят ли они от особенностей самого боксера или отражают «творческий почерк» его тренера. Расчетливый тактик Михайлов и настойчивый Королев, темповик Ганыкин и всегда ищущий решительной победы Чудинов, темпераментный Степанов, блестящие техники Штейн, Огуренков, Грейнер и достигающий решительной победы относительно простыми средствами Щербаков,— все они вместе и каждый по своему — мастера тактики наступления.

Единство стилевых установок советских боксеров обусловле­но самой системой советского спорта. Тренеры Советского Сою­за представляют собой коллектив, и организационно, и творчески объединенный. Общественная работа по боксу проходит в секциях, где тренеры постоянно общаются между собой и с активом боксеров, вместе вырабатывая организационные мероприятия и методические установки. Обмен методическим опытом происходит на конференциях и сборах тренеров, где творческая мысль ведущих работников взаимно оплодотворяет­ся, а молодые тренеры получают необходимую методическую закалку. Периодически проводятся тренировочные сборы боксе­ров, где лучшее в работе каждого становится общим достояни­ем, а недостатки сглаживаются и устраняются под квалифици­рованным тренерским наблюдением. Такой общественный ха­рактер спортивной работы не только исключает возможность засекречивания, но и создает правильное отношение к методическим «секретам», как к явлению отрицательному, тормозяще­му прогресс советского спорта. Общественный характер спор­тивной работы побуждает тренера к творчеству, выявляет опыт самих спортсменов и в результате повышает спортивно-техни­ческий уровень всей массы боксеров в целом.

Наконец, общественный характер спортивной работы, с при­сущими ему критикой и самокритикой, накладывает определен­ный отпечаток на самую систему воспитания советского боксера.

Главное, что отличает воспитательную работу ведущих со­ветских тренеров и в чем также существенно проявляется ее общественный характер, — воспитание спортивного коллектива. В противовес резко выраженному индивидуалистическому вос­питанию, принятому в профессиональном, а в значительной ме­ре и любительском боксе капиталистических стран, советский тренер так складывает и ведет спортивный коллектив, что в итоге перекрещивающиеся влияния и тренера и (коллектива в целом на отдельные индивидуальности создают силу большого формирующего значения. Очень быстро тренер перестает быть единственным наставником. И дело не только в том, что в кол­лективе вырастает авторитетный в общественном и в чисто спортивном отношениях актив, — в коллективе создаются еди­ный тон поведения и такие спортивно-технические и этиче­ские нормы и традиции, которые каждый спортсмен (а в осо­бенности новичок) принимает как само собой разумеющиеся и нерушимые.

Воспитание боксера в коллективе в значительной мере уст­раняет (казалось бы, в боксе неустранимую) опасность прояв­ления отрицательно-индивидуалистических черт (эгоизма, вздор­ной самоуверенности и т. п.). И хотя бокс сугубо индивидуаль­ный вид спорта, система воспитания в коллективе, присущая только советскому спорту, прямо противоположна индивидуа­листической подготовке боксера зарубежных стран. Коллектив подавляет всякое проявление зазнайства, бахвальства и эгои­стического пренебрежения его интересами, а великая сила орга­низованного и принципиального общественного мнения приво­дит в порядок даже наиболее резко выпадающих из нормы. В практической спортивной работе коллектив, таким образом, становится не только объектом воспитания, но и его субъектом, воздействующая роль которого исключительно велика.

Советский тренер не может заботиться только о спортивно-техническом росте своих учеников. Воспитывая различные стороны воли боксеров, проявляющейся в их тактике, в их поведе­нии на ринге, тренер следит и за общекультурным и политиче­ским ростом своих воспитанников, понимая, что только на этой основе возможно их творческое спортивное совершенствование.

Все положительные черты воспитательной работы советских тренеров сложились в результате многолетней практики под благотворным воздействием советского общественного строя: В условиях нашей страны, где вопросы воспитания не ограни­чиваются рамками семьи и школы, где основную воспитательную, формирующую мировоззрение работу ведет коммунисти­ческая партия, где этика социализма дает критерий оценки лю­бого факта нашей действительности, где любовь к социалисти­ческой родине и готовность пойти для «ее на любые жертвы — главная черта народа, — практика любого дела, связанного с воспитанием, не может не быть плодотворной.

Но если эту практику вооружить педагогической теорией, если советский тренер будет знать не только азы педагогики, а действительно овладеет педагогической наукой, если труды классика русской педагогики Ушинского и мастера коммунисти­ческого воспитания Макаренко будут положены в основу спор­тивной педагогики — нужно ли сомневаться, что результаты практики будут подняты на новую высоту, станут еще ярче а плодотворней?

Между тем некоторая недооценка педагогической теории — главный недостаток в работе наших тренеров. Тренеры по бок­су должны последовать примеру своих товарищей (сошлемся на работы по легкой атлетике Н. Г. Озолина), уже начавших разработку вопросов воспитания в связи со спортивной практикой. На этом пути их ожидают новые достижения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных