Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






Темы лекционных занятий

1.1Тема: Композиция, ее основные виды и категории

 

Цель: обучить студента основным законам и композиционным принципам, правилам построения композиций, изложить общие закономерности теории композиции.

 

Ключевые слова: фронтальная композиция, целостность, пропорциональность, соподчинение, контраст, простота, новизна, точка, линия, цвет, объемная композиция, глубинно-пространственная композиция, симметрия, асимметрия, динамика, статика, ритм, пропорция.

Основные вопросы:

1. Что такое композиция? Определите ее значение в дизайне.

2. Какие различают виды композиции? Назовите их основные признаки.

3. Кратко охарактеризуйте основные категории композиции.


Краткое содержание: Композиция, ее основные виды и категорииСовременные знания и наука чрезвычайно расширили наши представления о ценности искусства и утвердили нас в убеждении, что формы предметов, которые создает чело­век, также подчиняются закономерностям, характерным для пластических искусств и составляют часть человеческой культуры, ее зримый облик. Творческая деятельность человека разви­вается в двух различных направлениях, вы­ражая, с одной стороны, стремление отра­зить в рисунке, скульптуре или в цвете не­которые объекты и явления окружающего мира: людей, животных, предметы, собы­тия; с другой — стремление к созданию форм, не существующих в природе, твори­мых воображением и фантазией людей. Первобытный охотник, рисуя на кости или стене пещеры мамонтов, лосей или других животных, старался как можно точнее вос­произвести их формы. И тот же первобыт­ный человек, создающий в помощь себе первые предметы домашнего обихода и орудия труда, творил и компоновал новые формы на основании своего опыта, почерп­нутого из наблюдений над окружающим миром. На становление этих форм значи­тельное влияние оказывал материал и ин­струменты, которые человек использовал в процессе работы. Эти два направления художественного творчества и ремесла человека проявляют­ся на всех ступенях развития человеческой культуры, каждый раз приобретая новые специфические черты. Археологические раскопки являются доказательством того, что для каждого этапа развития человеческого общества харак­терны определенные формы орудий произ­водства и предметов быта. В процессе общественного труда, овладения природой и совершенствования производства орудий труда, изменялся и совершенствовался сам человек, развивалась наука и техника, появ­лялись все новые и новые изделия. И каж­дое изделие — это не только продукт тех­нической мысли. Оно должно быть выраже­но в конкретной форме, зримой и осяза­емой, реализующей наиболее полно мысль изобретателя. Это распространяется на строительные объекты, машины, средства транспорта, инструменты, домашнюю утварь — на все, рожденное мыслью и ру­кой человека. Круг, квадрат, треугольник, шар, ци­линдр, конус и другие простые формы че­ловек повседневно наблюдал в природе: круглая луна, шарообразное яблоко, кону­сообразные полевые цветы и т. п. Все эти формы используются при изготовлении различных предметов домашнего обихода. Так возникает проблема сочетания простых форм — проблема композиции. Слово «композиция» в перево­де с латинского означает сочи­нение, составление, соединение, связь, построение, структура. Различают три основных вида композиции:фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Такое разделение в какой-то мере условно, так как на практике мы, имеем дело с соче­танием различных видов композиции. На­пример, фронтальная и объемная компози­ции входят в состав пространственной; объемная композиция часто складывается из замкнутых фронтальных поверхностей и в то же время является неотделимой частью пространственной среды. Характерным признаком фронтальной композицииявляется распределение в од­ной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном, например, фасады зданий, стенды наглядной агитации, ткани, ковры и т. д. Объемная композицияпредставляет со­бой форму, имеющую относительно зам­кнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элемен­тов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта. В процессе восприятия объем­ной формы при низком горизонте возни­кает впечатление ее монументальности. С приближением зрителя к предмету уве­личивается перспективное сокращение его граней. Примером могут служить станки, машины, бытовые приборы и т. п. Объемная композиция всегда взаимодействует с окру­жающей средой. Среда может увеличивать или уменьшать выразительность одной и той же композиции. Глубинно-пространственная композицияскладывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубинности усиливается, когда в компози­цию включаются элементы, расчленяющие пространства на ряд последовательных пла­нов. Глубинно-пространственная компози­ция используется, например, в решении улиц, площадей, микрорайонов и т. п. Не существует, каких бы то ни было гото­вых рецептов и обязательных правил в испо­льзовании закономерностей и средств ком­позиции. Однако познание различных при­меров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном случае достичь художественной выразите­льности проектируемого изделия.

Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессио­нальную подготовку, без которой невоз­можна плодотворная работа.

Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коей мере не равнозначно знанию художественно-кон­структорской грамоты. Нужно знать законо­мерности, согласно которым строится ком­позиция любого изделия.

Для определения различных видов ком­позиционного строя и различных зависи­мостей пользуются такими категориями, знакомыми по наблюдению за явлениями природы, как ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, динамика, статика, масштаб и масштабность, пропорция, контраст, нюанс и др.


Законы композиции являются специфическим отражением объективных законов действительности и результатов художественной практики. В сложившихся на сегодня формулировках, названиях, количествах законов композиции встречаются разночтения, к которым необходимо относиться с пониманием в силу недостаточной разработанности и сложности вопросов композиции вообще. Это касается также закономерностей, средств и приемов композиции. Главное для композиционного процесса это возможность использования накопленного теоретического и практического материала. Воспринимать законы в искусстве следует творчески, не как догму, а как руководство в деятельности, особенно для начинающих художников. Выделим следующие законы:

1. единство и композиционная целостность (единство форм и содержания)

2. соразмерение

3. соподчинение

4. видоизменение

5. равновесие

Композиционные принципы:

а) функциональность и структурность (единство)

б) ритмичность и пропорциональногсть (соразмерение)

в) масштабность и контрастность (соподчинение)

г) пластичность тональность ( видоизменение)

д) симметричность и тектоничность (равновесие)

 

 


1.2 Тема: Ритм — основа композиционных построений

Одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к един­ству, упорядочения их расположения явля­ется ритм, который присущ различным яв­лениям и формам природы, трудовым про­цессам и т. д.

Ритмэто равномерное чере­дование размерных элементов, порядок сочетания линий, объе­мов, плоскостей.

Ритм действует на наши чувства. Мывос­принимаем его не только зрительно, но и на слух. Скачущая лошадь ритмично отбивает такт. Ритмичны стук колес паровоза, музыка танца. Чем ритмичнее стихотворение, тем легче оно читается и запоминается. Источ­ник звука воспринимается как ритмичный потому, что выдержан одинаковый интер­вал между звуками, ударами.

Однако ритм свойственен не только дви­жению, но и статичному предмету. Напри­мер, в архитектурных сооружениях, рит­мичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамента.

Когда мы смотрим на неподвижное изоб­ражение на том или ином сооружении (ор­наментальный фриз) или на предмете (ор­намент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повто­ром элементов.

Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства компо­зиции как для отдельных предметов и со­оружений, так и для их комплексов. Прос­тейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблю­дать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д. обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире.

Когда мы смотрим на неподвижное изоб­ражение на том или ином сооружении (ор­наментальный фриз) или на предмете (ор­намент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повто­ром элементов.

Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства компо­зиции как для отдельных предметов и со­оружений, так и для их комплексов. Прос­тейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблю­дать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.

Ритм может быть спокойным и беспокой­ным, может быть направленным в одну сто­рону (орнаментальная кайма) или сходя­щимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонта­ли, так и по вертикали. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в верти­кальном, могут создавать впечатление бес­покойства.

Членения по горизонтали будут зритель­но снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.

Желаемое впечатление от предмета можно создать правильным использовани­ем всех возможностей ритма, в частности, продуманным и прочувствованным чередо­ванием элементов, объемов, цветовых пятен и каких-либо деталей, как бы направ­ляющих движение глаза в соответствии с выбранным ритмом.

Как средство композиции ритм исполь­зуется в художественном конструировании в тех случаях, когда он объективно предо­пределен конструктивной основой. Прояв­ления ритма в технике весьма разнообраз­ны. Он может играть активную организую­щую роль в композиции, становясь иногда ее главным стержнем. Широко использу­ется цветовой ритм, в частности на произ­водстве: цвет помещений, оборудования, рабочих мест, спецодежды, коммуникаций. Цветовой ритм создает своеобразный цве­товой климат.

 

Возьмем лист бумаги, проведем рамочку на расстоянии до двух сантиметров от края и разграфим его прямыми линиями по вер­тикали и горизонтали через определенный интервал так, чтобы линии не выходили за пределы рамки. Получится членение ритми­ческое, но неинтересное, примитивное. За­тем проведем не по одной линии, а по три вместе на расстоянии друг от друга 2... 3 мм, а между первыми и последующими тремя линиями сделаем расстояние 1... 1,5 см. Появится уже более интересный ритм. А ес­ли в тех местах, где вертикали и горизонта­ли пересекаются, закрасить образующиеся квадратики тоном, ритм станет еще более выразительным.

Ритм можно строить не только на прямых, но и ломаных, волнистых линиях, на самых сложных пересечениях.

Композиционные построения ритма при помощи точки, линии и их сочетаний. Вслед за линией назовем точку, котораямало что значит сама по себе, но при повто­рении дает декоративный эффект.

Ознакомившись с линейным и точечным построением ритма, можно перейти к бо­лее сложным его видам, сочетая линию с точкой.

За основу можно взять природный ана­лог — какое-либо несложное растение, на­пример, цветок, плод, листок или насеко­мое. Их нужно зарисовать с натуры со всеми подробностями, а потом упростить рису­нок, так, чтобы осталась контурная схема зарисовки, то есть трансформировать при­родную форму до технической, сохранив ее естественный ритм. Потом из этих элемен­тов составить ритмический ряд, ритмиче­скую сетку.

Работая над этим заданием, нужно стре­миться к законченной ритмической компо­зиции, чтобы не возникло впечатление слу­чайного обрыва. Допустим, что за основу орнаментального ритма вы взяли природ­ный аналог — бабочку. Половина бабочки попадает в рамку вашего изображения, а вторая не помещается. Чтобы этого не слу­чилось, нужно прежде всего проверить все в черновике на малом размере, а чистовик желательно разметить по горизонтали и вертикали. Иначе композиция ритма будет выглядеть случайным фрагментом целого.

1. Можно ли ритм считать основой жизнедеятельности человека?

2. Как нарушение производственного ритма сказывается на трудоспособности рабочего?

3. Ритм понятие человеческого воображения или творение природы?

4. Какие растения или насекомые более всего пригодны для стилизации ритмического ряда?

5. Назовите признаки, по которым отбирают природный аналог для ритма.

6. Какие изобразительные средства существуют для выражения ритмических и метрических построений?

7. Можно ли использовать комбинаторный прием при поиске ритмических и метрических построений?

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
 
 
 
 
 
 
 

 



 


 

 


 


 


 


 

 



 


 
 

 



 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Темы практических занятий. | Трансформация природной формы в техническую — основа
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!