Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Связи и отношения между элементами формальной композиции.




Как было сказано выше, элементы, составляющие композицию, взаимодействуют с пространством, но внутри группы элементов тоже есть определенное взаимодействие. В правильно составленной композиции между объектами существует связь, даже если они находятся на расстоянии друг от друга. Иными словами, элементы композиции связаны не механическими, а эмоциональными, обратными связями. Эти связи образуются силовыми линиями и силовыми полями. Силовые поля обладают направленностью, интенсивностью и зоной действия.

Рассмотрим этот вопрос на примере формальной композиции, где элементами являются точки, линии, пятна. Каждый элемент формальной композиции имеет собственное силовое поле – область лежащую вокруг него. Это поле зависит от конфигурации, цвета и размера и т.п. расположенные рядом элементы и их поля вступают во взаимодействие, создавая тем самым целостную группу, композицию. При изменении характеристик элементов изменяются и их поля и, следовательно, композиция в целом.

Дизайнер должен остро чувствовать силовые поля. Эта способность развивается так же, как чувство цвета у живописцев или чувство ритма у музыкантов.

В качестве подготовительного упражнения нарисуйте в два одинаковых кружка, примерно 20 мм в диаметре расположите их на одной горизонтальной линии, достаточно далеко друг от друга, так, чтобы каждый из них воспринимался отдельно, т.е. чтобы пространственной связи между ними не было.

Начинайте постепенно сдвигать кружки до тех пор, пока не появится ощущение, что между ними установилась некоторая связь. При проявлении пространственной связи появляется чувство, что кружки составляют единую структуру, появляется целостное восприятие. Пространственное поле каждого элемента изменилось: оно увеличилось со стороны соседнего элемента и уменьшилось с противоположной стороны, при этом возникло общее силовое пространство. Размеры этого пространства можно определить, если очертить систему из двух кружков прямоугольной рамкой, т.е. задать формат композиции. Если вы создали эту простейшую композицию из двух элементов и очерчивающего прямоугольника правильно, ее трудно будет разделить на две независимые части.

Дальнейшее сближение кружков по горизонтали переведет к нарушению композиционного равновесия, но при сдвиге по вертикали дает интересное, более сложное решение.

Увеличьте размер одного из кружков в 1,5 раза (величена диаметра должна стать примерно 30 мм), и переместите элементы так, чтобы опять получилась уравновешенная композиция.

При дальнейшем сближении кружков наступит такой момент, когда они будут восприниматься как единая группа. Равновесие между элементами и пространством нарушится.

Добавьте к полученному изображению еще один кружок диаметром около 10 мм. С помощью перемещения добейтесь равновесия.

Сблизьте элементы так, чтобы они еще не пересекались, но появилось общее силовое поле и создалось впечатление, что это единый элемент со сложной конфигурацией.

При дальнейшем сближении (до наложения кружков друг на друга) композиция превратится в знак. Силовые поля элементов сольются в единый сгусток энергии. Будет явно ощущаться доминанта элементов над пространством.

Теперь приступим к созданию более сложной композиции.

Задание.

Создайте формальную композицию из семи элементов произвольной формы, а затем измените значимость элементов композиции за счет изменения цвета, положения на плоскости, угла поворота.

Последовательность работы:

1. Выбрать формат листа. Лучше, если это будет прямоугольник с пропорциями золотого сечения. Лист можно поворачивать вертикально или горизонтально в зависимости от поставленной задачи. Выбор ориентации листа должен быть оптимальным.

2. В качестве элементов композиции выбрать семь плоских объектов четкой геометрической формы черного цвета. При выборе формы элементов должно быть выдержано стилистическое единство. Слишком сложные контуры объектов создают собственную композиционную активность, поэтому форма должна быть простой, но, в то же время, такой, чтобы силовые поля различных элементов заметно отличались, и при перемещении и повороте элементов менялась их активность. Например, силовое поле круга не зависит от поворота (поэтому, лучше выбрать овал), а активность квадрата даже при незначительном наклоне вертикальной оси существенно меняется, следовательно, меняется его композиционная значимость.

3. Задать размеры элементов таким образом, чтобы один был явно большим, один – явно маленьким, остальные составляли гармонический ряд визуально различных величин. В каждом варианте решения композиции форма и размеры элементов неизменны, можно только менять их компоновку на плоскости.

4. Построить три варианта формальной композиции, в каждом из которых роль главного композиционного элемента выполняет: самый большой элемент, самый маленький элемент, зона пространства.

Требования:

- главная часть в каждой композиции должна находится в различных зонах формата;

- не допуская, чтобы нарушилось равновесие между элементами и пространством, т.е. чтобы возникла доминанта элементов или пространства;

- элементы не должны сливаться в один сложный элемент (у каждого сложного объекта сохраняется свое силовое поле);

- нельзя помещать главное в центр листа и симметрично располагать относительно него другие элементы;

5. После того как композиции будут построены, выбрать один из полученных вариантов и за счет введения цвета изменить композицию так, чтобы главным стал другой элемент.

Для того чтобы выполнить приведенные примеры, Adobe illustrator были нарисованы и наложены друг на друга овал прямоугольник и отрезок прямой. В меню windows (окно) была выбрана палитра pathfinder (обработка контуров) и применена команда divide (разделение). Один из секторов эллипса заменили на маленький квадрат. Полученным изображениям были присвоены черная заливка и черный контур, толщина линии установлена в палитре Stroke (линия) равной 4 pt. Получилось шесть элементов для составления композиции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных