Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 25. Формы художественного драматизма 36 страница




Существенно и то, что современный художник торит новые пути не с чистого листа: богатство художественных голосов прошлого, активно живущих в составе культуры XX в., не дает ей зациклиться на точках кризиса, препятствует абсолютизации пороговых состояний сознания. За состоянием творческого брожения угадывается подспудная энергия, которой уготовано средствами искусства выразить облик человека XXI века.

 

1. Как кризис веры в рациональное устройство мира сказался на сложении новой художественной оптики и нового языка в разных видах искусств?

2. В чем проявились созидательные устремеления искусства модернизма, его обращенность в будущее?

3. Какие культурные предпосылки питают художественное творчество постмодернизма, ориентированное на опровержение самого себя, на цитатностъ, иронию, антиутопизм?

ЛИТЕРПТУРП

Античность в контексте современности. М., 1990.

Батракова СП. Художник XX века и язык живописи. М., 1996.

Борхес Х.Л. Письмена Бога. М., 1994.

Вуек Якоб. Мифы и утопии архитектуры XX века. М., 1990.

Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени//Иностран-

ная литература. 1996. № 9. Герман М. Постмодернистская критика: Отечественный вариант//Вопро-

сы искусствознания. 1994. № 1. Гессе Г. Письма по кругу. М., 1987. Диалог культур: Проблемы взаимодействия русского и мирового театра

XX века. СПб., 1997. Западное искусство XX века: Классическое наследие и современность.

М., 1992.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве: Франция, Бельгия. М., 1994. Мигунов А. С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века.

М., 1991.

На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века. М., 1994. На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX века. М., 1994. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров

западноевропейской литературы XX века. М., 1986. Каков Андрей. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство.

М., 1997. На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры.

М., 1997.

От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996. Постсимволизм как явление культуры. М., 1995. Саррот Н. Эра подозренья//Писатели Франции о литературе. М., 1978. Семенов О. Искусство ли искусство нашего времени?//Новый мир. 1993.

№ 8. Тупицына М. Критическое оптическое: Статьи о современном искусстве.

М., 1997.

Якимович А. К. Утопии XX века: К интерпретации искусства эпохи//Воп-росы искусствознания. 1996. № 1.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................................................................................................5

Глава 1. Эстетика и проблемы философской рефлексии

об искусстве.................................................................................................6

Предмет эстетики. Возможности эстетического и искусствоведческого исследования искусства. Тенденция к расширению проблемного поля современной эстетики. Интеграция эстетики с культурологией, социологией, психологией, философией. Понятие художественного сознания. Проблема типологии художественного процесса. История художественных ментальностей и синтетическая история искусств. Идея самоценности искусства. Эволюция исторической потребности человека в искусстве.

Раздел 1

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Глава 2. Художественное сознание Древней Греции.................................21

Единство индивидуального и общественного в классической античности. Кало-кагатия как принцип художественного сознания. Разработка основных эстетических категорий. Платон: художественно-эстетическая выразительность как чувственное воплощение предельных сущностей. Аристотель о миметической природе искусства. Теория катарсиса. Понятие энтелехии и механизмы художественного творчества.

Глава 3. Художественная теория и практика эллинизма...........................34

Нарастание психологической углубленности в художественном творчестве эллинизма. Соотношение хтонической и героической мифологий. Особенности театральной культуры. Плотин и его теория эманации. Роль Цицерона в разработке теории художественного стиля. Гипертрофия эротического в художественном сознании. Философская патристика о символике художественного образа.

Глава 4. Эстетические представления средневековья................................45

Противоборство сторонников иконоборчества и иконопочитания. Художественные каноны искусства Византии. Символика цветов. Романский стиль. Готняеский стиль. Антикизирующие тенденции. Основные музыкальные жанры. Григорианский хорал. Литургическая драма. Фома Аквинский о природе прекрасного. Светские жанры литературы.

Глава 5. Художественные идеалы Возрождения........................................58

Поэтапность возникновения ренессаисных мотивов в искусстве и культуре. Реальность и иллюзорность художественного сознания Возрождения. Новый тип самосознания деятелей искусства. Истоки рационализма и наукообразия художественных теорий Возрождения. Внутренняя логика ренессансной художественной культуры и причины ее кризиса.

Глава 6. Художественная теория и практика

Нового времени (XVH-XVHI вв.)..............................................67

культурно-эстетический смысл перехода от последовательного к параллельному развитию художественных стилей. Драматизм духовной жизни человека Нового времени, ее эстетико-философское осмысление и отражение в новых художественных тенденциях. Эстетические принципы барокко и классицизма. Противоречия художественной практики и ее эстетический анализ у Дидро. Эстетика Просвещения о соотношении спонтанных и разумных начал в художественном творчестве.

Глава 7. Концепция искусства романтизма..................................................80

Причины возникновения романтического мироощущения в искусстве и эстетике.

Воплощение идеи универсальной личности в художественном творчестве и теории

искусства. Теория иронии Ф. Шлегеля. Достижения романтизма в психологическом

обогащении художественного языка. Самоценный статус искусства в эстетике

романтиков.

Глава 8. Немецкая классическая эстетика.................................................89

Искусство и эстетическое как примирение духовной свободы и природной необходимости в эстетике Канта. Теория искусства и эстетического воспитания Шиллера. Своеобразие искусства и художественного символа в философии Шеллинга. Гегель о природе эстетического и исторических судьбах искусства.

Глава 9. Истоки неклассической эстетики............................................... 104

Признаки неклассической эстетики. Взаимообогащение языка эстетической мысли и художественного творчества. Интенсификация темпов преобразования европейской культуры. Дискредитация классических представлений об искусстве. Бальзак, Стендаль, Флобер о новом статусе художественного творчества. Теории искусства Шопенгауэра, Кьеркегора, Ницше.

Раздел II ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

Глава 10. Идея дискретности художественного процесса и идея

исторической целостности: проблема совмещения...... .,......... 119

Принцип диахронического и синхронического изучения художественной культуры. История искусств и философия истории: проблема периодизации художественно-исторического процесса. От идеи субординации художественных эпох к идее координации. Дискретность художественного процесса и проблема межэпохальных художественных смыслов. Асинхронность стилевого развития в разных видах искусств, i

Глава 11. Художественно-исторический цикл: *

поиск смыслообразующих оснований...................................... 130

История искусств как история событий и как история структур. Методы фактографического и реконструктивного исследования. «Силовое поле» художественно-исторического цикла как синтез разных эстетических измерений. Принципы выявления художественной типологии и метод кластерного анализа. Немецкая школа искусствознания: опыт обнаружения межэпохальных границ в истории художественной культуры. Художественный, цивилизационный и общекультурный циклы: уровни объективности.


Глава 12. Внутрихудожественные и общекультурные факторы

художественного процесса....................................................... 142

Влияние культурных и психологических факторов на процесс формообразования в искусстве. «Художественная форма» и «художественная наполненность» в концепции Э. Панофского. А. Хаузер о комплексе стимулов модификации художественного процесса. Внутренние и внешние пружины в сложении эписистем М. Фуко. Возможности исторической поэтики в анализе механизмов самодвижения искусства.

Раздел III ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИСКУССТВА

Глава 13. Гносеология искусства.............................................................155

Проницаемость границ между символикой художественных образов и образов действительности. Теория мимезиса и природа художественной выразительности. Роль объективного и субъективного в создании символико-метафорического словаря искусства. Соотношение «синтаксиса действительности» и «синтаксиса искусства» в разных культурных эпохах. Семиотика о знаковой природе художественного образа.

Глава 14. Онтология искусства...............................................................'. 168

Онтологический статус произведения искусства. Понятие внешней и внутренней формы. Соотнесенность художественной символики с сущностными основами бытия. Роль интенции текста и интенции автора в процессе продуктивного бытия произведения искусства. Предпосылки онтологического богатства произведения искусства как открытой системы.,

Глава 15. Эстетика как аксиология искусства........................................ 177

Понятие истины и ценности в естественнонаучном и гуманитарном знании. Процессы «понимания» и «интерпретации» как неотъемлемое условие бытия художественного текста. Проблема обнаружения «следов» индивидуальной и социальной психологии в художественных смыслах. Рецептивная эстетика о возможностях реконструкции жизненного мира «другого». Актуализация художественного наследия как двуединый механизм репродуцирования и порождения. Историческая биография произведений художественной классики.

Глава 16. Универсалии в искусстве.......................................................... 189

Культурное бытие мифа и его воздействие на способы художественного мышления. Естественное мифотворчество и периоды «исторической принудительности» мифа в истории искусства. Исторический словарь мифов и кочующие художественные сюжеты. Содержательная и формальная стороны архетипа. Бинарные оппозиции в сфере художественного фантазирования. Дионисийское и аполлоновское начала, пластичность и живописность как универсалии художественного сознания. Роль художественного стиля и жанра в образовании межэпохальных поэтических формул.

Раздел IV СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Глава 17. Искусство и цивилизация..........................................................203

Несовпадение целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства. Противоречия между цивилизацией и культурой как пружина исторической эволю-

,iiii искусства. М. Вебер: размежевание общественных и индивидуальных ценностей причина кризиса художественной коммуникации. Роль искусства как духовно-ишкипционного начала в социологической теории А. Швейцера. А. Тойнби о «продуктивной напряженности» между цивилизацией и искусством.

Глава 18. Социальные функции искусства.

Современные социологические теории....................................215

Состав художественной культуры общества. Поиск эквивалентов между социальным II художественным в отечественной социологии 20-х годов. Взаимодействие in i\ три художественных и социальных факторов в развитии искусства.Т. Адорно оо иллюзорных и реальных социальных функциях искусства в XX в. Социально-ч\дожественные парадоксы развития искусства в условиях тоталитаризма.

Глава 19. Элитарное и массовое в искусстве.

Изучение аудитории искусства...............................................228

СОшюкультурные причины дифференциации элитарного и массового искусства. Истоки мифопоэтической формульности массовых жанров.Механизмы возвышения и снижения в профессиональном искусстве. Компенсаторная и гармонизирующая функции стереотипных тем и сюжетов в современной культуре, их каталогизация в социологических исследованиях. А.Н. Веселовский и В.Я. Пропп об истоках \ с! оичивых приемов коллективного художественного фантазирования. Дж. Кавелти и функционировании архаических элементов в современном художественном со-шлнни. Роль художественно-стереотипных форм в процессах идентификации и coin i ал 11 зации человека.

Глава 20. Искусство и игра. Пограничные формы

художественной деятельности..................................................240

Бплстенность игрового элемента в изначальное мифическое действие и сознание. Бескорыстная игра как потребность жизни в вымышленном мире. Проявление игрового начала на уровне художественного содержания и на уровне художественной формы. Х\ дожественно-игровые формы досуга как стихия неотрефлектированного поведения Взаимосвязь игрового и социально обусловленного начал в феномене моды. Игровая стихия как барьер на пути идеологизации искусства.

Раздел V КУЛЬТУРОЛОГИЯ ИСКУССТВА

Глава 21. Об общих стимулах «самодвижения» духовной

и художественной культур.......................................................253

/

Мосводимость факторов культурно-х.удожественного процесса к социальным с шм\лам. Состав духовной культуры. Обменные процессы внутри духовной культуры как источник ее самодвижения. Возможности искусства как генофонда культуры. <\ южественное творчество как инструмент и как цель культуры. Роль искусства 1 ^о шдании и в разрушении культурных норм.

Глава 22. Понятие художественного видения.

Культуротворческие и культурозависимые

возможности искусства.............................................................262

1 кшовление художественного видения как проблема культурологии искусства. Преставление о культурной типичности искусства. Влияние художественного ворчсства на утверждение новых ориентации в культуре. Зависимость художественною творчества от господствующей картины мира, от культурной онтологии *-» 'мания, оптических возможностей эпохи. Опосредованные связи общекультурного и \\ тожественного. Относительность исторических типов художественного видения.


Глава 23. Художественное творчество в условиях относительно устойчивой и переходной культурной эпохи.......................................................................273

Экстатичность и избыточность художественных поисков в переходную культурную эпоху. Вспышки мистицизма, углубленный метафоризм и символика в искусстве переходных периодов; культ интуиции и психологизма. Тенденция к нормативности художественного творчества в устойчивую культурную эпоху; внимание к правилам художественной выразительности, высокий статус мастерства. Классицистский и романтический типы творчества как «вневременные полюсы* художественной эволюции.

Глава 24. Актуальный вид искусства в истории культуры........................ 282

Механизмы «передислокации» видов искусств в зеркале культурологии искусства. Взаимодействие рационального и нерационального в культуре как фактор миграции видов искусств. Причины возвышения изобразительной группы и неизобразительной группы искусств в относительно устойчивую и переходную культурную эпоху.

Глава 25. Формы художественного драматизма

как отражение социокультурных противоречий.......................288

Драматизм ка£ наджанровый признак искусства, способ претворения социокультурных и художественных противоречий. Драматическое начало в художественном формообразовании разных эпох. Культурно-историческое своеобразие типов художественного драматизма. Драматизм как художнически выверенное «искусство нагнетания» и драматизм как эклектика разбившейся формы.

Глава 26. Искусство и ценностные формы сознания................................ 295

Нередуцируемость художественного содержания. Опосредованный характер взаимосвязей искусства с другими формами творчества. Искусство и мораль. Особая роль негативных образов в истории искусства. Художественное и религиозное сознание: общее и особенное. Взаимодополняемость художественного и философского творчества.

/Раздел VI ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных