Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Золотых нагрудных пластин.





 

 


Критяне еще не достигли вершины в своем развитии, а на материке в таких центрах, как Афины, Тиринф, Пилос и Микены, уже поднималась новая позднебронзовая культура, получившая в современной науке название по последнему из перечисленных го­ родов, — микенская. Она многое переняла у минойской, заняв впоследствии ее место, хотя и отличалась от нее по образу жизни. Представители этой цивилизации говорили по-гречески, 6 чем сви­ детельствует их письменность, именуемая слоговым письмом Б и прочитанная в 1952 году.

 

И микенскую, и более раннюю, минойскую культуры ар­ хеологи причисляют к так называемым дворцовым культурам: ор­ ганизация общества в них строилась вокруг грандиозных каменных дворцовых комплексов, обитатели которых (предпола­ гается, это были наследные цари и, возможно, также высшие цар­ ские чиновники) издавали законы и обеспечивали их выполнение, управляли экономикой. Дворцовые комплексы микенского перио­ да, возведенные на высоких обрывистых холмах и напоминавшие крепости, известны как акрополи (что на греческом языке озна­ чает "верхний город").

 

Достигнув еще большего могущества, чем критская, микен­ ская цивилизация погибла в необъяснимом пока катаклизме между 1250 и 1190 годами до н. э., вызванном, вероятно, совокупностью факторов. Археологи предлагают ряд объяснений катастрофы, сре­ ди них — гражданская война, революция и вторжение извне. Наи­ более вероятно, что какое-то из этих событий совпало с резким ухудшением дел в экономике, например — с голодом. Во всяком случае, каковы бы ни были причины, но микенская дворцовая сис­ тема правления исчезла, большинство великих дворцовых комплек­ сов оказалось разрушенными или покинутыми, а многие из их уце­ левших жителей устремились на периферию греческого мира — в прибрежные районы и на острова. Как особый народ микеняне прекратили свое существование, и на Грецию спустился мрак, в котором она находилась в течение 300 лет. Приблизительно в этом же промежутке времени появились таинственные полулегендарные дорийцы: некоторые ученые считают, что дорийцы, говорящие по-гречески, — варварские племена, спустившиеся с северных гор.

 

Об этом периоде мы знаем очень мало, отсюда название — "Темный век". Слоговое письмо Б, применявшееся только в двор­ цовых надписях, исчезло вместе с гибелью дворцовой системы. Чис­ ло относящихся к той эпохе произведений искусства невелико, и соответствующие археологические исследования дают слишком скромный материал, чтобы представить картину тогдашней жизни. Все усилия ученых пока позволили воссоздать лишь некоторые из основных ее черт. Количество керамики, в частности, обнаруженное как в материковой, так и в островной Греции, заставляет предпо­ ложить резкое сокращение народонаселения на некоторое время — так же как и исследование 1964 года по выявлению ранее обитаемых мест: оно установило 320 населенных пунктов, относимых к XIII ве­ ку до н. э., 130 — к XII и 40 — к XI веку. К 1000 году до н. э. число жителей прежних микенских поселений сократилось на


 


 

80 процентов, многие области и острова полностью обезлюдели. Археологи не нашли в других странах ни одного греческого изде­ лия, относящегося к столетию, которое последовало за исчезнове­ нием микенян; на греческой территории также не найдено изделий чужеземного происхождения, относящихся к данному столетию.

 

Крайняя степень нищеты подтверждается либо снижением качества самых простых бытовых предметов, либо их скудостью и даже полным отсутствием. По всей материковой Элладе в могилах того времени находят уже не металлические, а обсидиановые нако­ нечники стрел. Костяные кольца, глиняные бусы, каменные, а не свинцовые ухваты — все найденные предметы буквально вопиют о жестокой нужде как отдельного гражданина, так и общества в це­ лом, они свидетельствуют об отсутствии прежних, имевшихся в рас­ поряжении материалов. Кроме того, Греция испытывала острый недостаток в обычных изделиях, необходимых в повседневном оби­ ходе, например, не обнаружено даже светильников, и вполне веро­ ятно, что "Темный век" был темным в самом прямом смысле этого слова.

 

Но из этого мрака медленно поднимался еще один грече­ ский мир, давший начало новой культуре, которая вспыхнула фей­ ерверком искусств, философии и литературы. Она постепенно распространилась по всему Средиземноморью и наконец стала важнейшей составляющей всей западной цивилизации. Начиная с XI века до н. э. Эллада прошла в своем развитии несколько периодов — ученые хронологически обозначают их в соответст­ вии с характерным стилем росписи на керамических сосудах. Так называемый протогеометрический стиль вазописи характерен при­ мерно для 1050—900 годов, геометрический — для 900—750, "ков­ ровый" — для 750—600 годов до н. э.


 

Поднимаясь к новым высотам в экономике и искусстве, греки отправятся позже в другие страны, покорят моря, наладят торговлю и обустроят колонии всюду, куда проникнут; впитают в собственный образ жизни все, что им придется по вкусу в чужих культурах, и придадут воспринятому нечто чисто греческое. В свою очередь, греческие купцы и колонисты принесут в чужие земли важнейшие элементы жизни метрополии: прежде всего, опыт городов-государств •— основной политической структуры создан­ ной в Элладе цивилизации, а также свой язык, своих богов, ли­ тературу, философию и другие науки. Придет срок, и они превратят Средиземное море в "Греческое озеро". В пятом веке до н. э. философ Платон сравнил соотечественников с "муравьями или лягушками, собравшимися вокруг пруда".

 

 

Однако и во время долгого смутного междуцарствия — от падения микенян до возвышения новой греческой цивилизации — имелись признаки перемен к лучшему в качестве жизни эллинов. С началом "Темного века" в основном совпадает важнейший технологический переворот — замена бронзы железом. Железо постепенно стало приобретать важное значение в греческом мире, особенно при из­ готовлении оружия. Именно оно позволило уцелеть нескольким очагам культуры. В период всеобщего упадка устояли Афины. Про­ цветали, видимо, и некоторые крупные острова Эгейского моря.

 

Открытия у селения Лефканды показывают, что Эвбея в начальный период античности преуспевала. Здание, частично раз­ рушенное упомянутым бульдозером, оказалось самым большим и наиболее сложным по конструкции из всех до сих пор найденных сооружений той эпохи; длина его достигала 40 метров, а шири­ на — 9 метров. В центральном помещении археологи обнаружили вырубленную в скальном основании яму, которая была разделена на два отделения. В одном из них лежали скелеты четырех коней. Очевидно, их сначала принесли в жертву, а потом поместили в погребение. Во втором отделении находились кремированные ос­ танки мужчины и скелет женщины.

 

Женщина вполне могла быть супругой похороненного муж­ чины, принесенной в жертву при его погребении, поскольку рядом с ее головой найден железный нож с рукоятью из слоновой кости. Мужчину, видимо, сожгли на огромном погребальном костре, пе­ пел собрали в бронзовую урну, а около нее положили принадле­ жавшие ему железные меч, копье и оселок. Прах был завернут в ткань, и каково же было изумление археологов, обнаруживших, что часть льняной ткани, из которой было изготовлено одеяние длиной по щиколотку и украшенное в верхней части деталью из ворсистого волокна, хорошо сохранилась спустя почти 3000 лет.

 

Теперь стало ясно, как отмечали после раскопок ученые в своем докладе, "что данное сооружение — не храм, возведенный для поклонения богам-олимпийцам, но геройон, воздвигнутый в честь воина". Геройон означает усыпальницу, предназначенную для культового почитания какого-нибудь героя. В нашем случае ге­ рой — кремированный мужчина (вероятнее всего — член царской


 


 

семьи), который, видимо, был воином, скончавшимся незадолго до этого. Археологи именуют его теперь "Героем из Лефканд". Его гробница оказалась наиболее ранним из всех известных соору­ жений подобного рода. По иро­ нии судьбы она похоронила многие предыдущие концепции, касающиеся античной Греции, и в то же время ее открытие под­ толкнуло к созданию новых.

 

Эвбейские находки связа­ ны и с открытием других могил,

 

которое было сделано двумя десятилетиями раньше на другом крупном острове — Кипре. В этих погребениях, как полагают, покоятся останки здешних царей. В конце бронзового века Кипр привлек микенских переселенцев. Около 1075 года до н. э., воз­ можно, иммигранты из Аттики основали Саламин — город, по­ строенный на высоком плато в пяти милях к северу от нынешней Фамагусты. Раскопки на Кипре, начатые в 1956 году, обнаружили здесь развитое железо- и медеплавильное производство, свидетель­ ствующее о том, что микенская металлургия, зародившаяся в бронзовом веке, весьма рано осуществила переход к железу.

 

На Кипре, вероятно, жизненные стандарты, как и на Эвбее, оставались высокими и в "Темном веке". Хотя царские погребения Саламина датируются 750 годом до н. э. и более поздним време­ нем, то есть эвбейские старше их почти на 200 лет, кипрские усыпальницы сохраняют определенные элементы культуры брон­ зового века, дающие основание предположить неразрывность тра­ диции. Захоронения на Кипре показывают, например, что в основе здешней политической системы по-прежнему лежало правление на­ следных царей, а также приближенной к ним знати и чиновников. В то время как простолюдинов хоронили в неприметных могилах, выдолбленных в скале, верхушка городского общества отправля­ лась на вечный покой с помпезной роскошью и располагалась после смерти в соответствующей части некрополя, отведенной для царской семьи и аристократов, — то же самое наблюдалось и в погребениях микенян.

 

Стилистика похоронной утвари в кипрских могилах весьма разнообразна — что также аналогично микенским обычаям. Раз­ личные предметы имеют местом своего происхождения Египет, Финикию, Сирию, Малую Азию и Грецию, а чаще всего — Афи­ ны; есть и местные изделия. Отнюдь не погрузившись во мрак и вовсе не будучи изолированным от мира, Кипр в этот смутный для нашего понимания период, очевидно, имел немалые выгоды, находясь на пересечении торговых путей, и смог распространить свое влияние далеко за пределы бассейна Эгейского моря.

 

Самое замечательное среди захоронений Саламина — так называемое погребение № 79 — прямоугольное сооружение, об-


 

О высоком положении покойного свиде­ тельствуют принесенные в жертву и ос­ тавленные в могиле вместе с колесницей кони. Погребение в Соломине датируется восьмым веком до н. э. Железные и брон­ зовые украшения на конской упряжи, ве­ роятно, изготовлены местными ремеслен­ никами, но обнаруживают явное влияние Египта и Ближнего Востока.


 


 

разованное двумя массивными камнями, увенчанное двускатной крышей и имевшее монументальный вход. Вскрыв эту усыпаль­ ницу, археологи обнаружили в ней, помимо другой мебели, три трона и кровать, которые некогда были изготовлены из дерева и с особым тщанием украшены инкрустацией из слоновой кости. Один трон и его сиденье обиты тонким листовым серебром, про­ шитым серебряными гвоздями, что невольно напоминает о "по­ крытом серебром" троне, упомянутом в "Илиаде" поэтом седьмого века до н. э. Гомером. Другой трон украшен в стиле, напоми­ нающем о троне царицы Итаки Пенелопы. Последний описан в "Одиссее", о нем говорится и в текстах слогового письма Б, ко­ торые найдены в микенских дворцах.

 

Во всех царских усыпальницах Саламина лежат пары уп­ ряжных коней, и в связи с этим на память приходят похороны Патрокла, друга героя Ахилла, из "Илиады". Археологи пришли к выводу, что погребение № 79 использовалось дважды: в конце восьмого века до н. э. оно приняло мужчину из царского дома, а затем, спустя некоторое время — еще одно лицо царских кровей. В обоих случаях рядом с сиятельными покойниками найдены чет­ верки коней и колесницы с почти 60-сантиметровыми чеками на колесах. Захоронение людей и колесниц знаменовало собой самый высокий социальный статус умершего. А в этом погребении в жертву принесены не только животные, но и человек: у обнару-

 

Трон из слоновой кости с истлевшим де­ ревянным каркасом (на фотографии^ об­ наружили в том же могильнике, где ле­ жали представленные на предыдущем рисунке лошади и колесница. После рекон­ струкции (правый рисунок,) обитый тон­ ким листовым золотом и с соответст­ венно размещенными (в виде опоры для подлокотников) декоративными изображе­ ниями сфинкса и лотоса в египетском стиле, трон воссоздает великолепие ан­ тичного Соломина.


 

женного здесь скелета были связаны руки. Другие могилы Сала-мина сохраняли прах многих покойников, кремированных по обы­ чаям материковой Греции, которые, впрочем, совершенно не соответствовали кипрским, но были вполне аналогичны традици­ онным погребениям героев "Илиады". Еще больше усилили это сходство найденные в могилах сосуды с маслом и обрывки сава­ нов — в последние оказался завернут пепел в части урн.

 

Погребения Саламина, очень похожие на эвбейские, но открытые двадцатью годами раньше, породили множество дога­ док. У ученых возникал вопрос, не наблюдают ли они резуль­ таты влияния "Илиады" на погребальные обычаи, а также других эпических поэм Гомера (и других современных ему ска­ зителей). Допускалось и обратное: Гомер лишь воспроизвел гос­ подствовавшие традиции прощания с покойным, что же касается описанной им стилистики ритуалов — это лишь следование прежней традиции. Борьба этих двух теорий продолжалась до тех пор, пока одна из них не возобладала после раскопок на Эвбее: решающим аргументом стала могила "Героя из Лефканд". Захоронения на Эвбее, пожалуй, окончательно разрушили все доводы, доказывавшие влияние "Илиады" на погребальные ри­ туалы, поскольку здешние усыпальницы датируются примерно 950 годом до н. э. — то есть они значительно старше гомеров­ ских эпосов, созданных около 750 года. Сегодня многие ученые расценивают могильники на Эвбее и на Кипре как элементы одной непрерывной традиции, согласно которой отдельные вы­ дающиеся личности должны были быть удостоены похорон, ко­ торых заслуживали герои.

 

Если Эвбея и Кипр рано восстали из постмикенского мрака, то и Крит, господствовавший на Эгейском море в бронзовом веке, не должен был, видимо, значительно им уступать. И действитель­ но, дело обстояло именно так. В конце XII века до н. э. пред­ ставители смешанной минойско-микенской критской культуры нашли убежище на почти неприступной 1000-футовой высоте в восточной части центральной области острова, удаленной от бур­ ных событий, сотрясавших лежащую ниже равнину. Возможно, людей вынудило подняться сюда какое-то вторжение, заставившее их покинуть прежние обжитые места. Теперь на удаленном и не­ доступном склоне они построили город, известный сегодня как Карфы.

 

Незадолго до Второй мировой войны руины Карф откопа­ ли английские археологи. Результатом их работы стало открытие значительного по площади поселения с числом жителей, видимо, около 3500 человек. Дома строились из грубых глыб известняка, сложенных без какого-либо крепежа или строительного раствора и даже без фундамента. Дымоходами служили разбитые горшки, которые вмуровывались в плоские крыши. Но сохранились и при­ знаки более развитой культуры: город пересекали дороги, проло­ женные по рациональному плану, а на самом защищенном участке возвышался комплекс зданий, получивший у археологов название


 



 

"Большого дома", — резиденция карфского правителя. В Большом доме ученые обнаружили мегарон, или тронный зал, характерный для микенской традиции. В верхней точке города карфяне по­ строили святилище с алтарем и специальной скамьей для керами­ ческих изображений богов, которые и были обнаружены археологами.

 

Более полутора столетий обитатели этого изолированного от остального мира города-крепости самостоятельно боролись за существование. Затем, в начале X века, обстановка на Крите, видимо, несколько улучшилась, и это побудило обитателей Карф спуститься на равнину. Они покинули свою горную крепость: находки из захоронений конца X века показывают, что остров восстановил отношения с окружающим миром. Радикальные эко­ номические и культурные перемены, побудившие критян спус­ титься из Карф, знаменуют грандиозные перемены, произошедшие во всем греческом мире, поскольку люди стали постепенно возвращаться на острова и в города, из которых прежде бежали.

 

Разрозненные поселения периода депрессии включались в движение, получившее у греков название синойкизма, — объеди­ нение нескольких городов под властью единой столицы. В Спарте и Коринфе отдельные поселения, объединенные одной географи­ ческой территорией и имеющие общие экономические интересы, сомкнули границы и создали единые городские образования. В Аттике, следуя античной традиции, города и деревни согласились на подчиненную роль при существовании мощного центра, кото­ рым были Афины. Это было первым шагом к тому, что впослед­ ствии стало составлять основу политической организации эллинистической Греции, которым был город-государство: в такое объединение входили города с их окрестностями, обладавшие соб­ ственной системой управления и формально не связанные с каки­ ми-либо внешними политическими структурами.

 

Между 850 и 750 годами до н. э. число городов-государств умножилось. По некоторым оценкам, оно достигло 700. Древние авторы позднейшего времени, в частности Геродот, Страбон и Диодор, подробно описывали систему правления в городах-госу­ дарствах; возможно, писатели черпали информацию из устной тра­ диции, частично их сведения подтверждены археологическими раскопками на месте прежних поселений. Некоторыми городами-государствами правили монархи подобно великим царям микен­ ской эпохи (хотя и на меньшей территории). С течением времени автократическая власть этих монархов в борьбе с местной знатью уступила место коллективному правлению местной олигархии и собранию аристократов, опиравшихся на родовые кланы и орга­ низованных по племенному признаку.

 

Незадолго до 850 года до н. э. вновь начали открываться судоходные пути, и пока еще не очень крупные купцы-морепла­ ватели приступили к созданию эмпориев — факторий — на чужих берегах. В метрополии увеличивался спрос на металлы, сырье и продовольствие. Приобрести все это можно было в обмен на гре-


 


 

 

На бесплодном горном склоне — в вос­ точной части центральной области Кип­ раможно видеть частично раскопан­ ный город Карфы, который был основан в конце XII века до н. э. Кто именно здесь селился и почему, сказать с уверен­

 

Ностью пока невозможно. Население горо­ да, как предполагают ученые, составляло 3500 человек. Загадка усугубляется еще и тем фактом, что люди обитали в этом уединенном месте всего ISO лет, а

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных