Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. Индивидуальный стиль деятельности педагога




Индивидуальный стиль деятельности педагога как форма организации поведения учителя в образовательном процессе. Характеристики индивидуального стиля деятельности педагога: содержательные, динамические и результативные (А.К. Маркова). Виды стилей деятельности педагога.

Оценка результативности деятельности педагога, уровни результативности. Личностная центрация педагога.

Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке.

 

4.4. Матрицы компетенций

Таблица 3

Темы дисциплины Количество часов Формируемые компетенции
ОПК-1 ПКПП-1 ПКПП-2 ПКПП-3 ПКПП-6
1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии   + +        
2. Психологическая сущность научения   + +        
3. Концепции обучения и их психологические основания   + + +      
4. Учебная деятельность   +   +   +  
5. Психологические основы развивающего обучения   + + +      
6. Психологические основы и концепции воспитания   +   +   +  
7. Психологические механизмы формирования личности   + +   +    
8. Психологические аспекты воспитательных технологий   + +        
9. Профессиональная подготовка и личность педагога       + +    
10. Педагогические способности       +      
11. Психологические основы организации педагогической деятельности       +   +  
12. Педагогическое общение       +   +  
13. Индивидуальный опыт деятельности педагога     +   +    

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аудиторная учебная работа по дисциплине «Педагогическая психология» предполагает использование следующих активных и интерактивных образовательных технологий и методик:

- учебные дискуссии;

- имитационные игры;

- анализ конкретных ситуаций из практики коррекционно-развивающей работы;

- просмотр и анализ видеозаписей и аудиозаписей работы педагога-психолога образования;

- составление индивидуальной карты обучения обучающегося;

- анализ видеозаписей мастер-классов специалистов психологов.

Внеаудиторная учебная работа по дисциплине «Педагогическая психология» предполагает использование следующих активных и интерактивных образовательных технологий:

- разработка электронных тематических презентаций;

- письменные творческие задания по ознакомлению и осмыслению первоисточников;

- письменный анализ конкретных ситуаций из практики диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, профилактической работы.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

1. Социально-психологическая сущность учения и обучения.

2. Усвоение знаний в процессе обучения как фактор умственного развития.

3. Изменения динамики процесса восприятия на разных этапах школьного обучения.

4. Психологическая характеристика мотивации учебной деятельности.

5. Влияние проблемного обучения на развитие познавательной деятельности учащихся.

6. Оказание психологической помощи в организации и совершенствовании обучения учащихся.

7. Теория поэтапного формирования умственных действий и возможности ее применения в обучении.

8. Психологическое значение оценки как личностного фактора обучения.

9. Психологические основы индивидуального подхода в образовательном процессе.

10.Психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте.

11.Профессиональное самоопределение старшеклассников: мотивы выбора профессии.

12.Самооценка школьников и ее воспитательное значение.

13. Психологические особенности семейного воспитания.

14. Конфликты между учащимися и способы их разрешения.

15. Развитие познавательной сферы учащихся в учебной деятельности.

16. Основные направления работы психолога с трудными детьми.

17.Оказание психологической помощи отстающим в учебе школьникам.

18.Влияние акцентуации характера на самоутверждение личности в подрост­ковом возрасте.

19.Основные причины и проявления задержки психического развития у детей в младшем школьном возрасте.

20.Подготовка ребенка к школьному обучению.

21.Взаимосвязь обучения и развития в работах отечественных и зарубежных психологов.

22.Педагогическое общение и его психологические характеристики.

23.Эффективность деятельности педагога и критерии ее оценки.

24.Педагогические способности учителя и их развитие.

25.Профессионально значимые качества личности педагога и их раз

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

1. Актуальные проблемы педагогической психологии на современном этапе развития общества.

2. Единство возрастной и педагогической психологии в системе психологических зна­ний о ребенке.

3. Основные концепции педагогического процесса.

4. Общая характеристика педагогической деятельности.

5. Проблема педагогических способностей в отечественной психологии.

6. Барьеры, возникающие в педагогическом общении.

7. Стили педагогического общения.

8. Специфика межличностного общения в педагогическом коллективе.

9. Особенности тендерной характеристики педагогического коллектива.

10. Воспитание как процесс передачи общечеловеческих ценностей и субъективного преобразования личности мира.

11. Феноменология развития и бытия личности. Проблемы воспитания.

12. Механизмы взаимодействия в процессе педагогической деятельности.

13. Ценностный подход к личности. Базовые основания. Их характеристика.

14. Основные концепции теории учения в западной психологии.

15. Подход к обучению и развитию в отечественной психологии.

16. Сущность развивающего обучения по системе В.В. Давыдова,
Д.Б. Эльконина.

17. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова.

18. Теория поэтапного развития умственных действий по системе П.Я. Гальперина, Н.А. Талызиной.

19. Основные виды обучения в отечественной психологии и их характеристики. (Про­граммированное обучение, интерактивное обучение, инновационное обучение, проблемное обучение).

20. Мотивация педагогической деятельности.

21. Мотивы учения.

22. Педагогика сотрудничества.

23. Методы работы с проблемами в педагогическом коллективе.

24. Проблема личностного роста и "эмоционального выгорания".

25. Проблема использования новых информационный технологий в обучении.

26. Субъект. Субъектный подход в построении педагогического процесса.

 

6.3. Темы курсовых работ

1. Подготовка ребенка к обучению в школе.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, комплекс методик Гуткиной Н.И. (1993, 1996, 2002) «Сказка», «Внутренняя позиция школьника», «Домик», «Да и нет», «Сапожки», «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейен, Н.И. Гуткина), «Звуковые прятки».

2. Психологическая характеристика мотивации учебной деятельности.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика структуры учебной мотивации школьника, типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова), самооценка мотивационных состояний школьника (О.С. Гребенюк), диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов.

3. Психологические особенности развития памяти в процессе обучения.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, определение объема кратковременной зрительной памяти (Р.С. Немов), оценка оперативной зрительной памяти (Р.С. Немов), оценка объема кратковременной слуховой памяти (Р.С. Немов), диагностика опосредованного запоминания
(Р.С. Немов).

4. Психологические особенности развития внимания в процессе обучения.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, определение продуктивности и устойчивости внимания, оценка распределения внимания, оценка переключения внимания, определение объема внимания (кольца Ландольта).

5. Психологические особенности развития воображения в процессе обучения.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, «Вербальная фантазия», «Рисунок», «Скульптура»
(Р.С. Немов).

6. Психологические особенности развития мыслительной деятельности в процессе обучения.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, матрицы Равенна, «Логико-качественные отношения», методика «Закономерности числового ряда», изучение интеллектуальной лабильности личности, методика «Исключение понятий».

7. Развитие познавательной сферы учащихся в учебной деятельности.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, интеллектуальный тест Айзенка, краткий ориентировочный тест (КОТ), школьный тест умственного развития (ШТУР).

8. Роль игры в развитии творческих способностей учащихся.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, эксперимент (констатирующий, формирующий), диагностика творческого мышления (Гилфорд, Торренс), диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник), самооценка творческого потенциала личности, диагностика уровня невербальной креативности.

9. Психологические особенности формирования умений самоорганизации учебной деятельности.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение самооценки способностей к самоуправлению (В.И. Андреева), определение саморегуляции учебно-профессиональной деятельности (В.И. Моросанова), диагностика особенностей самоорганизации – ДОС 39 (А.Д. Ишков).

10. Психологические особенности межличностного общения в подростковом возрасте.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, семантический дифференциал (Ч. Озгуд), методика личностного дифференциала, диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутушкин, А.С. Чернышев).

11. Конфликты в процессе педагогического взаимодействия.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л.Г. Лаптев), диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению (К. Томас), диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко).

12. Профессиональное самоопределение старшеклассников: мотивы выбора профессии.

Примерные методики для эмпирического изучения: анкетирование, беседа, определение профессионального типа личности (Дж. Голланд), дифференциальный диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климов), опросник профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова).

13. Развивающее обучение и его роль в формировании личности учащихся.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, сравнительный эксперимент, диагностика познавательной сферы.

14. Психологическая характеристика проблемного обучения, особенности развития познавательной сферы учащихся.

Примерные методики для эмпирического изуч ения: наблюдение, беседа, эксперимент, диагностика познавательной сферы.

15. Основные тенденции развития современных образовательных парадигм.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, метод экспертных оценок, анкетирование, нарративные методы.

16. Неуспевающие школьники: причины и пути коррекции.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, исследование мотивов, отношений и трудностей в обучении, изучение познавательных затруднений.

17. Роль семьи в процессах обучения и воспитания.

Примерные методики для эмпирического изу чения: анализ документов, наблюдение, беседа, тест родительского отношения (Я.А. Варга, В.В. Столин), опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним», шкала степени отверженности ребенка в семье.

18. Коммуникативная культура педагога и ее психологические составляющие.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК), диагностика эффективности педагогических коммуникаций (А.А. Леонтьев), определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (Г.Я. Розен).

19. Стили педагогической деятельности и их психологическая характеристика.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, беседа, интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности педагога (Н.П. Фетискин), шкала «Эффективности педагогического стиля» (Н.А. Аминов, Н.И. Шелихова), диагностика стилей педагогического общения, определение манипулятивного отношения (шкала Банта).

20. Индивидуально-психологические особенности педагога как фактор становления личности учащихся.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, эксперимент, анкетирование, методика многофакторного исследования личности (Р. Кеттел).

21. Психологическая характеристика профессиональной деятельности педагога и ее возможные деформации.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, определение профессиональных деформаций, диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон), определение психического выгорания (А.А. Рукавишников).

22. Педагогические способности, их предпосылки и особенности развития.

Примерные методики для эмпирического изучения: биографический метод, беседа, наблюдение, метод экспертных оценок, опросник педагогической одаренности (Г.И. Руденко).

23. Педагогическая фасилитация.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, диагностика уверенности в себе (В.Г. Ромек), изучение эмпатических способностей (А. Меграбиан), нарративные методы.

24. Рефлексия в профессиональной деятельности педагога.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, биографический метод, диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова), самооценка уровня онтогенетической рефлексии, определение уровня субъективного контроля (Дж. Роттер).

25. Толерантность в образовательном пространстве.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, беседа, диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), диагностика принятия других (шкала Фейя), диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии.

26. Оценка и ее психолого-педагогические особенности.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анализ продуктов деятельности, анкетирование, метод экспертных оценок, самооценка тревожности (Ч. Спилбергер).

27. Профессиональная направленность личности педагога.

Примерные методики для эмпирического изучения: анкетирование, наблюдение, диагностика социально-психологических установок личности (О.Ф. Потемкина), изучение педагогической центрации, диагностика эмоциональной направленности личности, диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова, Н.П. Фетискин).

28. Психология обучения: гендерный аспект.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, констатирующий эксперимент, метод экспертных оценок, опросник мускулинности–феминности (С. Бэм), фрайбургский личностный опросник (FPI).

29. Психологические особенности обучения взрослых.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, диагностика интеллектуальной лабильности, краткий ориентировочный тест (КОТ), тест структуры интеллекта (Амтхауэр).

30. Психология сотрудничества в образовательном процессе.

Примерные методики для эмпирического изучения: наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок, нарративные методы, диагностика ориентационных стилей профессионально-деятельностного общения, определение стиля межличностного взаимодействия (С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко).

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие педагогической психологии, предмет, задачи.

2. Структура и взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

3. История развития и становления педагогической психологии.

4. Основные психологические теории, повлиявшие на развитие и становление педагогической психологии.

5. Понятие метода и методологии в психологической науке.

6. Методы исследования педагогической психологии.

7. Понятие «образование», взаимосвязь образования и культуры.

8. Система образования в РФ, история становления.

9. Системы образования за рубежом: отличительные характеристики и общие черты с системой образования РФ.

10. Образование как процесс и результат.

11. Понятие «научение» и основные подходы к его определению.

12. Виды и типы научения. Механизм научения.

13. Понятие «обучение» и основные подходы к его определению.

14. Соотношение обучения и развития.

15. Понятие «обучаемость», «успеваемость» и их соотношение.

16. Неуспевающие учащиеся: типология, причины, диагностика и коррекция.

17. Объяснительно-иллюстративная или когнитивная теория обучения.

18. Характеристика программированного обучения.

19. Характеристика и особенности проблемного обучения.

20. Характеристика, виды и методологическая база развивающего обучения.

21. Формы организации образовательного процесса.

22. Методы обучения.

23. Понятие «учение» и основные подходы к его определению.

24. Мотивация учения и возможности ее формирования.

25. Понятие «учебная деятельность» и основные подходы к ее определению.

26. Структура учебной деятельности.

27. Характеристика процесса усвоения материала, виды знаний.

28. Соотношение основных категорий педагогической психологии: научения, учения, обучения, воспитания и учебной деятельности.

29. Понятие «воспитание», психологические теории воспитания.

30. Виды воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания.

31. Методы и способы воспитания.

32. Психологические аспекты семейного воспитания.

33. Особенности девиантного поведения подростков, классификация причины и способы профилактики.

34. Общая характеристика психических познавательных процессов.

35. Развитие внимания, мышления, памяти и характеристика умственных действий в образовательном процессе.

36. Понятие «развитие», категориальный аппарат.

37. Закономерности и динамика психического развития личности.

38. Особенности обучения в контексте возрастных особенностей развития.

39. Психологическая готовность к обучению в школе.

40. Дети с альтернативным развитием, классификация и особенности обучения.

41. Общая характеристика педагогической деятельности.

42. Стили педагогической деятельности.

43. Структура педагогической деятельности.

44. Индивидуально-психологические особенности личности педагога.

45. Педагогические способности. Педагогическая одаренность.

46. Профессиональное развитие и деформации личности педагога.

47. Понятие педагогического общения и основные подходы к его определению

48. Цели и этапы педагогического общения.

49. Профессионально важные качества педагога необходимые для общения с аудиторией. Педагогический артистизм.

50. Барьеры педагогического общения.

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) Основная литература

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2010. – 240 с.

2. Кадцын Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учеб. пособие / Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО РГППУ, 2008. - 185 с.

3. Котова С.С., Шахматова О.Н. Педагогическая психология: учеб. пособие / Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО РГППУ, 2009. - 210 с.

4. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.

б) Дополнительная литература

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. М.: Владос-Пресс, 2006. 208 с.

2. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2006. 448 с.

3. Волочков А.А. Учебная активность: понятие, структура, измерение // Образование и наука. Известия научно-обозревательного центра Российской академии образования. 2000. № 4 (6). С. 97 – 114.

4. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 672 с.

5. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. 240 с.

6. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. М.: Академия, 2006, 224 с.

7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. М.: Академия, 2006. 336 с.

8. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб.: Алетейя, 2000. 464 с.

9. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология. М.: ТЦ Сфера, 2008. 480 с.

10. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 576 с.

11. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: Академкнига, 2003. 336 с.

12. Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005. 222 с.

13. Минияров В.М. Педагогическая психология. М.: МПСИ, 2005. 320 с.

14. Психология педагогического взаимодействия /Под ред. Я.Л. Коломинского. М.: Речь, 2007. 240 с.

15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.

16. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2006. 224 с.

17. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2001. 216 с.

18. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 544 с.

19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2006. 288 с.

20. Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.

21. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005. 736 с.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных