Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Форма договора перевозки груза




Заключение договора перевозки груза подтверждается составлени­ем и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз,предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК).

Транспортная накладная по общему правилу заполняется грузоот­правителеми представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и по сути представляет собой его письменную форму.

1 Мнение о том, что и в линейном судоходстве возможно заключение договора перевозки груза по коносаменту по модели консенсуального договора, в частности, ког­да отправителем осуществляется бронирование на судне места для груза, оформляемое букинг-нотой (букинговым договором)(Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации. С. 191), представляется необоснованным. Из букингового до­говора вытекает лишь обязанность перевозчика заключить договор перевозки груза по коносаменту, в отношении которого забронировано место на судне, поэтому его скорее следует рассматривать в качестве предварительного договораморской перевозки.


 


 


 


 

Раздел XIII

Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг

Заполнение грузоотправителем железнодорожной накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику, заполнение перевоз­чиком соответствующих реквизитов накладной, принятие груза от отправителя и выдача последнему железнодорожной квитанции о приеме груза представляют собой действия сторон по заключению до­говораперевозки груза, который считается заключенным с момента передачи груза отправителем перевозчику.

При перевозках грузов железнодорожным транспортомнакладная не только представляет собой письменную форму договора, но и является товаросопроводительнымдокументом, т.е. сопровождает груз на протяжении всего пути его следования, а также докумен­том, удостоверяющимход исполнения перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки. Вместе с дорожной ведомостьюнакладная следует с грузом до станции назначения, где выдается грузополучателю под расписку в дорожной ведомости. Квитанция о приеме грузавыдается грузоотправителю под роспись в соответст­вующей графе корешка дорожной ведомости, который остается на станции отправления.

Грузоотправитель несет имущественную ответственность за достоверность сведений,внесенных в транспортную железнодорож­ную накладную, а железные дороги вправе выборочно проверятьих соответствие данным, внесенным грузоотправителями в накладные (ст. 27 УЖТ).

Аналогично значение транспортной накладной и при внутренних водных перевозках(ст. 54 КВВТ) и грузовой накладной, оформляющей договор воздушной перевозкигруза (ст. 105 ВК).

Оформление договора морской перевозки груза зависит от его вида: перевозки по коносаменту или чартерной перевозки.

Коносаментсоставляется перевозчиком на основании подписан­ного грузоотправителемдокумента (погрузочного ордера),в котором содержатся данные об отправителе и получателе груза, порте вы­грузки и все необходимые сведения о грузе: наименование, особые свойства, маркировка, число мест, внешнее состояние, упаковка. Коносамент на экспортные грузы выписывается после погрузки грузов на судно на основании штурманской расписки.Отправитель гарантирует перевозчику достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, и несет ответственность за убытки,


Транспортные и экспедиционные обязательства 1лава 55 § 6 (2)

причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных (п. 2 ст. 142 КТМ).

Коносамент является не только документом, удостоверяющим факт заключения договора морской перевозки груза, но и свиде­тельствует о получении груза перевозчиком, а также является това­рораспорядительным документом (ценной бумагой)(ст. 143 ГК)1. Вэтом качестве он должен иметь ряд обязательных реквизитов, со­держащих сведения о перевозчике, отправителе и получателе груза; портах отгрузки и выгрузки; характеристике и состоянии груза и его упаковки; размере фрахта; времени и месте выдачи коносамента и числе его оригиналов. По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент подписывает­ся перевозчиком или действующим от его имени лицом (например, капитаном судна).

Коносамент как ценная бумага может быть выдан на имя опре­деленного получателя (именной коносамент),по приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент)либо на предъявителя (предъ­явительский коносамент). Взависимости от вида коносамента права по нему передаются по правилам об уступке требования, по именным или бланковым передаточным надписям либо посредством простого вручения (ст. 148 КТМ). Вместе с передачей коносамента к его ново­му держателю переходят и права, связанные с распоряжением грузом.Грузоотправитель, заключивший договор с перевозчиком, имеет право распоряжаться грузом до выдачи его получателю либо передачи ко­носамента получателю или третьему лицу, о чем отправитель должен уведомить перевозчика (ст. 149 КТМ).

Чартерчаще всего заключается с использованием отпечатанных типографским способом проформ(стандартных форм) различных чартеров, разработанных с учетом особенностей перевозки опреде­ленных видов грузов и направлений перевозки2, т.е. представляет

1 Используемой на других видах транспорта накладной также можно было бы придать характер товарораспорядительного документа, являющегося объектом иму­щественного оборота. Основой для этого служит норма п. 3 ст. 224 ГК, согласно ко­торой к передаче вещи приравнивается передача не только коносамента, но и иного товарораспорядительного документа на нее. Неслучайно еще согласно Общероссий­скому уставу железных дорог 1885 г. накладная и ее дубликат рассматривались в ка­честве оборотных ценных бумаг.

2 Выделяют проформы универсальные («Дженкон», «Нью-вой», «Сканкон»), зерновые («Остуит», «Центрокон», «Советвуд», «Бейзай»), рудные («Дженоркон», «Ор-

 


Раздел XIII


Обязательства по оказанию фактических и юридических услуг


Транспортные и экспедиционные обязательства


Глава 55 § 6 (3)


 


 

собой договор присоединения.Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна, а по соглашению сторон и иные условия и оговорки (ст. 120 КТМ).

При перевозке груза по чартеру также составляется коносамент,который определяет отношения между перевозчиком и получателем,не являющимся стороной договора перевозки груза. Для получателя условия чартера обязательны только в том случае, если на них имеется ссылка в коносаменте (ст. 119 КТМ). На основании ст. 121 КТМ допускается уступка прав по чартеру:фрахтователь с согласия перевозчика вправе уступить свои права по договору морской перевозки груза третьему лицу, причем оба они несут солидарную ответственность перед перевозчиком за неисполнение обязательств, вытекающих из договора морской пере­возки груза.

vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных