Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бердяев Николай. Судьба России 8 страница




III

Великие державы ведут мировую политику, претендуют распространять своецивилизующее влияние за пределы Европы, на все части света и все народы, навсю поверхность земли. Это - политика империалистическая, которая всегдазаключает в себе универсалистическое притязание и должна быть отличаема отполитики националистической. Национализм есть партикуляризм; империализместь универсализм. В силу какого-то почти биологического закона, законабиологической социологии, великие или, по терминологии Н. Б. Струве,величайшие державы стремятся к бесконечному и ненасытному расширению, кпоглощению всего слабого и малого, к мировому могуществу, хотят по-своемуцивилизовать всю поверхность земного шара. Талантливый и своеобразный английский империалист Крэмб видит значениеанглийского империализма в том, чтобы "внушить всем людям, живущим впределах Британской империи, английское мировоззрение". [См. К р э м б.Германия и Англия.] В этом видит он стремление расы к нетленности.Империализм с его колониальной политикой есть современный, буржуазный способуниверсализации культуры, расширения цивилизации за пределы Европы, за моряи океаны. Современный империализм - явление чисто европейское, но он несет ссобой энергию, окончательное раскрытие которой означает конец Европы. Вдиалектике империализма есть самоотрицание. Бесконечное расширение имогущество Британской империи означает конец Англии, как национальногогосударства, как индивидуально-партикуляристического народногосуществования. Ибо Британская империя, как и всякая империя, в пределе своеместь мир, земной шар. В современном империализме, который я называю"буржуазным" в отличие от "священного" империализма прежних веков, [См. моюстатью: Империализм священный и империализм буржуазный. (Эта статья Н.Бердяева была напечатана в газете "Биржевые ведомости" 5 ноября 1914 г. и внастоящий сборник не вошла. - Примечание составителя.)] есть то жестремление к мировому владычеству, что и в Римской империи, которую нельзярассматривать, как бытие национальное. Это - Танталова мука великих держав,неутолимая их жажда. Только маленькие народы и государства соглашаются начисто национальное существование, не претендуют быть миром. Но как отличныприемы современного буржуазного империализма от приемов старого священногоимпериализма. И идеология и практика совсем иные. Ныне все имеет, преждевсего, экономическую подкладку. Современные империалисты не говорят уже ни овсемирной теократии, ни о священной всемирной империи. Колониальнаяполитика, борьба за господство на море, борьба за рынки - вот что занимаетсовременный империализм, вот его приемы и методы универсального могущества.Империалистическая политика поистине выводит за пределы замкнутогосуществования Европы и поистине служит универсализации культуры. Носовершается это косвенными и отрицательными путями. В прямоекультуртрегерство империализма верить невозможно. Мы слишком хорошо знаем,как великие европейские державы разносят свою культуру по всему земномушару, как грубы и безобразны их прикосновения к расам других частей света,их цивилизование старых культур и дикарей. Культурная роль англичан в Индии,древней стране великих религиозных откровений мудрости, которые и ныне могутпомочь народам Европы углубить их религиозное сознание, слишком известна,чтобы возможно было поддерживать ложь культурной идеологии империализма.Мировоззрение современных англичан более поверхностно, чем мировоззрениеиндусов, и они могут нести в Индию лишь внешнюю цивилизацию. Англия XIX векане в силах была родить Рамакришну, которого родила Индия. В прикосновениисовременной европейской цивилизации к древним расам и древним культурамвсегда есть что-то кощунственное. А самомнение европейского, буржуазного инаучного, цивилизаторского сознания - явление столь жалкое и пошлое, что онодуховно может рассматриваться лишь как симптом наступающего конца Европы -монополиста всемирной цивилизации. Сумерки Европы - вот чувство, от которогонельзя отделаться. Европе грозит частичная варваризация. И все-таки нельзяотрицать значение империализма, как выхода за пределы Европы и чистоевропейской цивилизации, нельзя отрицать его внешней, материальной,географической миссии. Вся поверхность земного шара неизбежно должна бытьцивилизована, все части света, все расы должны быть вовлечены в потоквсемирной истории. Эта мировая задача ныне острее стоит перед человечеством,чем задачи внутренней жизни кристаллизованных европейских государств икультур.

IV

Британская империя первая явила собой тип современного империализма.Последним опытом священного империализма была мировая империя Наполеона, всееще создававшаяся под обаянием римской идеи. В эпоху же Наполеонаокончательно исчезла, превратившаяся в призрак, священная Римская империя.Отныне империя, все еще претендующая на мировое владычество, будет строитьсяна иных основаниях и будет иметь иную идеологию. Империализм тесносплетается с экономизмом капиталистической эпохи. Англия явила примерклассической страны имперостроительства. Инстинкты англо-саксонской расыоказались вполне подходящими для создания мировой империи нового образца.Британская империя разбросана по всем частям света, и ей принадлежит пятаячасть земного шара. Англичане призваны к тому, чтобы распространять своемогущество за моря. Английский империализм - мирный, не милитарный,культурно-экономический, торгово-морской. Нельзя отрицатьимпериалистического дара и империалистического призвания английского народа.Можно сказать, что Англия имеет географически-империалистическую миссию.Миссия эта лежит не в сфере высшей духовной жизни, но она нужна воисполнение исторических судеб человечества. И по своему географическомуположению и по коренным свойствам своей расы англичане - самыйимпериалистический, и быть может, единственный империалистический народ всовременном смысле слова. Англичане - великие удачники в империалистическойполитике. Этого нельзя сказать про германцев. И несчастливое географическоеположение, и воинственно-насильнические инстинкты германской расы делаютгерманский империализм трудным, форсированным и непереносимым для другихстран и народов. Германский империализм должен быть агрессивным инасильнически-захватным. В германском империализме капитализм новейшегообразца тесно сплетается с милитаризмом. Это империализм чистомилитаристический, а милитаризм - модернизированно капиталистический,футуристический. Германская империя, стремящаяся к мировому владычествучерез насилие, всегда производит впечатление выскочки, и она одержиманевыносимым самомнением parvenue. Характерно, что Бисмарк не был ещеимпериалистом: он более чем осторожно относился к колониальной политике. Онсозидал национальную империю, завершал объединение германского народа.Империализм есть уже детище самоновейших поколений немецкой буржуазии инемецкого юнкерства. Свои буржуазные щупальца простирает современнаяГермания внутрь России, Италии и др. стран и пытается все онемечить. НоГермания не империалистическая страна по призванию. Ее империализм - роковойдля нее самой и для всей Европы. Именно германскому империализму сужденобыло разоблачить, что империализм неизбежно ведет не только к войне, но и кмировой войне. Мировая война - рок империалистической политики. Семя войнызаложено в первоосновах самого мирного империализма. Никакому народу несуждено мирной империалистической политикой расширять свое могущество поповерхности земли. Всякий империализм роковым образом сталкивается с бурнымпотоком другого империализма. Сосуществование нескольких мировых притязанийозначает мировую войну. Столкновение более старого английского империализмас более новым германским предрешено роком. Об этом за несколько лет до войныс большим подъемом говорил Крэмб в лекциях "Германия и Англия", хотя трудносогласиться с его идеализацией германского империализма. Империализм неимеет своей целью расширение цивилизации по всей земле, увеличение мировойобщности, а ведет к мировому раздору и войне. В материалистическомимпериализме наступают сумерки Европы. Но рассвет после этой ночи может бытьлишь мировым рассветом. Перед XX веком мировая война поставит задачу выхода культуры из Европыв мировые пространства всей поверхности земного шара. Через ужас войны и злоколониальной политики, через борьбу рас и национальностей совершаетсяобъединение человечества и цивилизование всего земного шара. Перед этоймировой задачей на некоторое время отступают на второй план вопросыпровинциально европейские. Раньше или позже должно ведь начаться движениекультуры к своим древним истокам, к древним расам, на Восток, в Азию иАфрику, которые вновь должны быть вовлечены в поток всемирной истории.Египет, Индия, Палестина не навсегда выпали из всемирной истории. А смучительной проблемой Китая еще предстоит свести счеты. Закат чистоевропейской культуры будет восходом солнца на Востоке. Загадочное выражениелиц древних народов Востока, которое так поражает нас, европейцев, должнобыть когда-нибудь разгадано на каком-то перевале истории. От этогозагадочного взгляда древних рас Европе не удастся отделаться, некуда уйти.Европа не только должна нести свою культуру в Азию и Африку, но и должначто-то получить из древней колыбели культуры. Империализм со своейколониальной политикой был лишь внешним, буржуазным выражением тогонеизбежного всемирно-исторического движения, которое мы предвидим. Внутреннеэтот исторический поворот подготовлялся духовным кризисом европейскойкультуры, крахом позитивизма и материализма новейшего европейского сознания,разочарованием в жизни, жаждой новой веры и новой мудрости. Центр тяжестиЗападной Европы, по всей вероятности, передвинется еще более на Запад, вАмерику, могущество которой очень возрастает после окончания войны. Да иамериканизм новейшей цивилизации тянет Европу в Америку. Восток - один выходза пределы европейской культуры, Америка - другой выход. Европа перестанетбыть центром мировой истории, единственной носительницей высшей культуры.Если Европа хотела оставаться монополистом и пребывать в своем европейскомсамодовольстве, она должна была воздержаться от мировой войны. Но давно ужеевропейская жизнь превратилась в огнедышащий вулкан. Теперь Европа вплотнуюпоставлена перед основной темой всемирной истории - соединения Востока иЗапада. И задача в том, чтобы конец Европы и перелом истории были пережитычеловечеством в духовном углублении и с религиозным светом.

V

Великие роли в этом мировом передвижении культуры должны выпасть надолю России и Англии. Миссия Англии более внешняя. Миссия России - болеевнутренняя. Россия стоит в центре Востока и Запада, она - Востоко-Запад.Россия - величайшая Империя. Но, именно потому ей чужд империализм ванглийском или германском смысле слова. У нас, русских, нет великоимперскихстремлений, потому что великая Империя - наша данность, а не задание. Россияслишком велика, чтобы иметь пафос расширения и владычества. Да и темпераментславянской расы - не империалистический темперамент. Россия не стремится кколониям, потому что в ней самой есть огромные азиатские колонии, с которымипредстоит еще много дела. Миссия России - защита и освобождение маленькихнародов. России предстоит еще быть оплотом против опасности монгольскогоВостока. Но для этого она, прежде всего, должна освободиться от всегомонгольско-восточного в себе самой. Единственным естественным притязаниемРоссии является Константинополь и выход к морям через проливы. РусскийКонстантинополь должен быть одним из центром единения Востока и Запада.Материальная сила и материальное величие России - наша исходная данность.Нам не приходится с трудом отвоевывать себе каждую пядь земли, чтобы бытьвеликими. И мы имеем все основания полагать мировую миссию России в еедуховной жизни, в ее духовном, а не материальном универсализме, в еепророческих предчувствиях новой жизни, которыми полна великая русскаялитература, русская мысль и народная религиозная жизнь. И если близитсяконец провинциально замкнутой жизни Европы, то тем более близится конецпровинциально замкнутой жизни России. Россия должна выйти в мировую ширь.Конец Европы будет выступлением России и славянской расы на арену всемирнойистории, как определяющей духовной силы. Сильный космический ветер колеблетвсе страны, народы и культуры. Чтобы устоять от этого ветра, нужна большаядуховная сосредоточенность и углубленность, нужно религиозное переживаниеисторических катастроф. Опубликовано в июне 1915. Задачи творческой исторической мысли

I

Одно из самых печальных явлений, обнаружившихся за время войны, как-томало обращает на себя внимание. Я имею в виду почти полное отсутствие у настворческой исторической мысли. Традиционный характер нашего мышления оченьплохо приспособлен к постановке творческих исторических задач, к мировымперспективам. Наша национальная мысль все еще грешит провинциализмом, инаправлена она, главным образом, на сведение отрицательных счетов. Россиябыла внутренно слишком разодрана и поглощена мелочными политическимираспрями, партийными счетами, групповыми социальными антагонизмами,закрывавшие всякие большие мировые, исторические перспективы. Безвластноерусское общество не могло ощутить ответственности за решение мировых судебРоссии. Мировая война, естественно, должна была бы направить национальнуюмысль на мировые задачи. Казалось, должны были быть сделаны попыткиосмыслить войну, определить место России в мировой жизни, сознать своепризвание. Подлинное национальное самосознание ставит бытие нации вперспективу мировой истории, оно преодолевает провинциализм национальнойжизни и национальных интересов. Зрелое национальное сознание есть такжесознание всемирно-историческое. Голый и непросветленный эгоизм национализмаили империализма не есть оправдание, и на нем не может создаться духовноебытие народов. Существует ли Россия, как некое единство, более глубокое, чем всеразделяющие интересы ее человеческого состава, есть ли в мире единый ликРоссии и что значит для мира выражение этого лика? Имеет ли Россия своеособое призвание в мире, должна ли она сказать свое слово во всемирнойистории? Какие конкретные задачи ставит перед Россией мировая война? Все этивопросы, которые приносит с собой новый день всемирной истории, требуютогромных усилий творческой мысли. Никакие готовые, традиционные категориимысли не годны для решения этих вопросов. Должна быть произведена совершенносамостоятельная и новая работа мысли, усилие творческого духа. Но нашанациональная мысль очень мало об этом думает или думает по старым шаблонам,по привычным категориям. Задачи войны все еще у нас по-настоящему несознаны. Преобладающие оправдания войны довольно-таки банальны. Нельзя ведьудовольствоваться тем сознанием, что Россия отражает зло германскогомилитаризма. Проблема, поставленная войной, много глубже. Нельзя успокоитьсяи на старом славянофильском самовосхвалении, - в этом сказываются леностьмысли, склонность духовно жить на всем готовом. Ведь славянофильская мысльвсе еще утверждает самодовлеющее провинциальное бытие России, а не мировоеее бытие. Славянофильство имело большие заслуги в деле национальногосамосознания, но оно было первоначальной, детской стадией этогосамосознания, не соответствующей нынешнему историческому возрасту. Ни в нашем "правом", ни в нашем "левом" лагере все еще не совершаетсятворческой исторической мысли. Слишком поглощены своими "правыми" или"левыми", т. е. все еще национальными и не мировыми задачами. У нас почтиотсутствует историческое мышление. Мы привыкли оперировать исключительнокатегориями моральными или социологическими, не конкретными, а отвлеченными.Наше сознание идет преимущественно отрицательным, не творческим путем."Правые" поглощены совершенно отрицательной травлей национальностей,интеллигенции, розыском "левых" опасностей и заняты истреблением всехпроявлений свободной общественности. "Левые" слишком сосредоточены наизобличении "буржуазии", на использовании отрицательных фактов в целяхагитационных, слишком разделяют Россию на два стана. И Россия все еще неможет сознать себя единой, творчески определить свои всемирно-историческиезадачи. Применение отвлеченных социологических категорий разделяет, а несоединяет, злоупотребление же моральными заподазриваниями и моральнымосуждением окончательно разобщает и приводит к распадению, как бы на дверасы. Только решительное обращение нашего сознания к глубине национальногобытия и к широте бытия всемирно-исторического ставит перед намизахватывающие творческие проблемы. Творческая историческая мысль должнаокончательно преодолеть наш отрицательный национализм и отрицательныйкосмополитизм.

II

Для того, кто смотрит на мировую борьбу с точки зрения философииистории, должно быть ясно, что ныне разыгрывается один из актоввсемирно-исторической драмы Востока и Запада. Мировая война приводит висключительное соприкосновение мир Запада и мир Востока, она соединяет черезраздор, она выводит за границы европейской культуры и европейской истории.Проблема Востока и Запада в сущности всегда была основной темой всемирнойистории, ее осью. Европейское равновесие всегда было условным построением.За пределами замкнутого мира Европы была мировая ширь, уходящая далеко наВосток. Государственную и культурную жизнь народов Европы всегда беспокоилимировые пространства, неизведанность и неизжитость Востока и Юга.Империалистическая политика великих держав Европы влекла к расширениюимпериалистического могущества и культурного влияния за моря и океаны, кпреодолению замкнутости чисто европейского существования. Неведомая ширьземного шара притягивает к себе. Взоры обращаются к Азии и Африке, к древнимколыбелям культуры. Обратное движение с Запада на Восток, по-видимому,является внутренне неизбежной диалектикой европейской культуры. В замкнутойи самодовлеющей европейской культуре есть роковой уклон к предельномунасыщению, к иссяканию, к закату. И она неизбежно должна искать движение засвои пределы, в ширь и даль. Империализм с его колониальной политикой естьодно из внешних выражений этого неотвратимого движения истории. Но ещеглубже лежит культурное и духовное задание воссоединения Востока и Запада.Начинаются сумерки Европы. Не случайно, что пожар мировой войны начался с Балкан, и оттуда всегдашла угроза европейскому миру. Не случайно, что и сейчас центральный интересвойны вновь перешел на Балканы. Балканы - путь с Запада на Восток.Константинополь - те ворота, через которые культура Западной Европы можетпойти на Восток, в Азию и в Африку. В Константинополе - точка пересеченияВостока и Запада. Образование Турецкой империи было шествием Востока наЗапад. Разрушение Турецкой империи будет обратным шествием Запада на Восток.Этого движения боялись народы Европы, чувствуя себя как бы неготовыми длянего, и факт существования Турции с Константинополем у входа Запада наВосток был выражением духовной незрелости европейских народов. Как непоходит в этом новая Европа на Европу средневековую, отдавшуюсямечтательному порыву крестовых походов! Теперь Турцией Европа как бызащищается от самой себя. Но более всего боится Европа огромной итаинственной России, всегда казавшейся ей столь чуждой и неприемлемой.Европейская политика XVIII и XIX веков в значительной степени быланаправлена на то, чтобы не допустить России к Константинополю, к проливам, кморям и океанам. Европа заинтересована была в том, чтобы насильственнооставлять Россию в замкнутом круге, не допускать ее в мировую ширь,препятствовать мировой роли России. И сама Россия, по-видимому, нечувствовала себя созревшей для мировой роли. Такие русские национальныеидеологии, как славянофильство, оправдывали провинциально-замкнутое, а немировое бытие России. Россия все себя противополагала Европе, как некоемуединству. И славянофильское, и западническое сознание одинаково верило всуществование Европы, как единого духа, единого типа культуры.Славянофильство противопоставляло Россию Европе, как более высокий духовныйтип, а западничество мечтало об Европе, как идеале для России, какединственном типе мировой культуры. Но вот грянула мировая война и разрушилапризрак единой Европы, единой европейской культуры, единого духовногоевропейского типа. Европа не может быть более монополистом культуры. Европа- неустойчивое образование. В самой Европе скрыты самые противоположныеначала, самые враждебные стихи, самые взаимоисключающие духовные типы.Многим народам Европы Германия показалась более страшной, чем Россия, болеечуждой, чем Восток. Война должна раздвинуть Европу с одной стороны наВосток, с другой стороны на крайний Запад. В последних результатах войны неможет не усилиться Америка и не может не быть поставлен вопрос обисторическом призвании славянской расы. Европа давно уже стремитсяпреодолеть себя, выйти за свои пределы. Европа не есть идеал культурывообще. Европа сама провинциальна. В Европе давно уже есть тайная,внутренняя тяга на Восток, которая на поверхности истории получала разныевыражения. Столь разнохарактерные явления, как империализм в политике итеософия в духовной жизни, одинаково симптоматичны для тяготения к выходу запределы европейской культуры, к движению с Запада на Восток. И великиезадания крестовых походов вошли внутрь, но остались для Европы. Какое жеположение должна занять Россия в этом всемирно-историческом движении?

III

Россия может сознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемыВостока и Запада. Она стоит в центре восточного и западного миров и можетбыть определена, как Востоко-Запад. Не напрасно и не случайно русская мысльв течение всего XIX века вращалась вокруг споров славянофильства изападничества. В таком направлении русской мысли была та правда, что длярусского сознания основная тема - тема о Востоке и Западе, о том, являетсяли западная культура единственной и универсальной и не может ли быть другогои более высокого типа культуры? В самих идеологиях славянофильства изападничества были ограниченность и незрелость. Но сама эта тема русскихразмышлений была глубокой и для России основной. Тема эта оставалась все ещеидеологической, мало связанной с практическими перспективами. Русскоемыслящее общество было ведь совершенно безответственно, и мысль его моглаоставаться совершенно безответственной. Но мировая война вовлекает Россию вжизненную постановку темы о Востоке и Западе. Ныне мышление на эту тему неможет уже быть столь отвлеченным и безответственным. Но случилось так, что кэтому ответственному моменту нашей истории уровень нашей национальной мыслипонизился, темы вечных размышлений нашей интеллигенции измельчали. И переднами стоит задача - поднять уровень национальной мысли и связать ее сжизненными задачами, поставленными мировыми событиями. Россия так глубокововлечена в самую гущу мировой жизни, что никакая русская лень и инерция немогут уже отклонить ее от решения основных задач своей истории. Чем бы никончилась война, каковы бы ни были ее ближайшие политические последствия, -духовные последствия этой войны могут быть предвидены. Мировая война должна вывести Россию из замкнутого провинциальногосуществования в ширь мировой жизни. Потенциальные силы России должны бытьобнаружены, подлинный лик ее, который доныне все еще двоился, - раскрытмиру. Это, во всяком случае, должно произойти если не путем победоноснойсилы и прямого возрастания мощи, то путем жертвенного страдания и дажеунижения. Путей много, и в судьбе народов есть тайна, которой мы никогдарационально не разрешим. Самые страшные жертвы могут быть нужны народу, ичерез великие жертвы возможны достижения, которые невозможны были длясамодовольного и благополучного прозябания. Духовным результатом мировойвойны будет также преодоление односторонности и замкнутости так называемойевропейской культуры, ее выходом в мировую ширь. А это значит, что мироваявойна вплотную ставит перед Россией и перед Европой вековечную тему оВостоке и Западе в новой конкретной форме. Перед Европой и перед Россиейбудут поставлены с небывалыми остротой и конкретностью не только внешние, нои внутренние духовные вопросы о Турции и панславизме, о Палестине, обЕгипте, об Индии и буддизме, о Китае и панмонголизме. Европа была слишкомзамкнута в своем самодовольстве. Старый Восток и юг интересовали ее, главнымобразом, со стороны колониальной политики и захвата рынков. Россия же еще неподымалась до постановки тех мировых вопросов, с которыми связано ееположение в мире. Слишком внутренно не устроена была Россия, слишком многоэлементарного должно было в ней решится. Вл. Соловьев пытался обратить нашесознание к этим всемирно-историческим темам, но не всегда удачно. Во всякомслучае, он обозначал большой шаг вперед по сравнению с славянофилами изападниками.

IV

Россия должна явить тип востоко-западной культуры, преодолетьодносторонность западноевропейской культуры с ее позитивизмом иматериализмом, самодовольство ее ограниченных горизонтов. Наш русскийпровинциализм и замкнутость нельзя преодолеть европейскими провинциализмом изамкнутостью. Мы должны перейти в мировую ширь. А в этой шири должны бытьвидны древние религиозные истоки культур. Восток по-новому должен статьравноценным Западу. В известном смысле европеизация России необходима инеотвратима. Россия должна стать для Европы внутренне, а не внешней силой,силой творчески-преображающей. Для этого Россия должна быть культурнопреображено по-европейски. Отсталость России не есть своеобразие России.Своеобразие более всего должно быть обнаружено на высших, а не на низшихстадиях развития. Темный Восток, удерживающий ее на элементарных стадиях,Россия должна в себе победить. Но западничество есть заблуждение детскоговозраста, и оно находится в противоречии с мировыми задачами России. Шаблонызападнической мысли так же не пригодны для постижения смысла мировыхсобытий, как и шаблоны старославянской мысли. Историческая эпоха, в которуюмы вступаем, требует органического соединения национального сознания ссознанием универсальным, т. е. определения мирового призваниянациональностей. Перед нашей мыслью совершенно конкретно стоит задачаосознания мировой роли России, Англии и Германии и их взаимоотношений. Обэтом нужно поговорить в другой раз, но я думаю, что в мире господствующееположение должно принадлежать или России и Англии или Германии. ПреобладаниеРоссии и Англии должно привести к сближению Востока и Запада и к решениюпроблемы Востока и Запада. Преобладание Германии привело бы к попыткесоздать новую мировую империю, претендующую на мировое господство и посуществу не способную ничего сближать и соединять, так как неспособнуюничего признавать самоценным. Обращение к творческим историческим задачам излечило бы нас отвнутренних провинциальных распрей, от мелочной вражды. Мы духовно обязаныосознать место России в мировой борьбе. Постыдно лишь отрицательноопределяться волей врага. Россия имеет свои самостоятельные задачи,независимые от злой воли Германии. Россия не только защищается, но и решаетсвои самостоятельные задачи. Над этими самостоятельными задачами мысль нашаслишком мало работает. Необходимо призывать к самостоятельной творческойнациональной мысли, которая должна вывести нас на вольный воздух, в ширь. Нотворческая историческая мысль предполагает признание истории самостоятельнойдействительностью, особой метафизической реальностью. Такого обращения кистории у нас до сих пор почти не было, и нам не хватало соответствующихкатегорий для мышления над историей и ее задачами. В таком повороте сознаниябудет для нас что-то освобождающее. Опубликовано в декабре 1915. Славянофильство и славянская идея

I






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных