ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
I. Структура языкознания как наукиВВедение в языкознание (в таблицах и схемах). Терминология
Часть 1 Сущность языка: общественные функции и внутренняя структура. Фонетика и фонология
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Введение в языкознание» для студентов 1 курса направления 6.020303 «Филология» специальности 7.02030304 «Перевод» дневной формы обучения
Севастополь УДК 800 Введение в языкознание (в таблицах и схемах). Терминология: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Введение в языкознание» для студентов 1 курса направления 6.020303 «Филология» специальности 7.02030304 «Перевод» дневной формы обучения / Сост.Шумилина Т.Н. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2012. – Ч.1: Сущность языка: общественные функции и внутренняя структура. Фонетика и фонология. – 40 с.
Цель методических указаний: акцентировать внимание студентов 1-го курса филологических направлений на самых важных философских и методологических вопросах происхождения, развития и структуры языков мира; помочь студентам усвоить основные положения языкознания в графическом виде и овладеть лингвистической терминологией, что является основной задачей курса.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры теории и практики перевода (протокол №3 от 31 октября 2012 г.)
Допущено учебно-методическим центром СевНТУ в качестве методических указаний. Рецензент: канд. филол. наук, доцент Абрамичева Е.Н.
Содержание РАЗДЕЛ 1. СУЩность языка: общественные функции и внутренняя структура. 4 I. Структура языкознания как науки........................................................... 4 II. Связи языкознания с другими науками................................................ 6 III. Виды человеческого общения................................................................. 7 IV. Функции языка.............................................................................................. 8 V. Язык и речь..................................................................................................... 9 VI. Язык и общество............................................................................................ 10 VII. Единицы языка и речи................................................................................ 12 VIII. Язык – универсальная знаковая система............................................ 13 РАЗДЕЛ II. ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ.................................................... 15 I. Фонетика как раздел языкознания.............................................................. 15 II. Гласные и согласные звуки.......................................................................... 17 III Позиционные изменения звуков в потоке речи.................................... 20 IV. Функциональный аспект в изучении звуков языка. Понятие фонемы. 21 V. Слог 23 VI. Звуковые изменения, вызываемые особенностями слоговой структуры 25 VII. Просодические единицы речи.................................................................. 26 VIII. Словесное ударение, его функции и типы.......................................... 28 IX. Фразовая интонация..................................................................................... 30 Терминологический словарь............................................................................ 32 Библиографический список............................................................................. 38 РАЗДЕЛ 1. СУЩность языка: общественные функции и внутренняя структура I. Структура языкознания как науки 1.
Таблица 1. 2. Выучите термины: - Языкознание (языковедение, лингвистика) – наука, изучающая языки мира, и тем самым общечеловеческий язык вообще. - Частное языкознание – раздел науки о языке, который изучает отдельные языки или группу родственных языков. - Общее языкознание – раздел науки о языке, который изучает общие особенности человеческого языка, природу и сущность языка, общие законы развития и функционирования языков мира. - Прикладное языкознание – раздел языкознания, изучающий и совершенствующий методику обучения чтению, письму, культуре речи, иностранным языкам; создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке. - Синхроническое языкознание – раздел частного языкознания, изучающий факты одного или группы родственных языков в определенный момент истории, как правило на современном этапе развития. - Диахроническое языкознание – раздел частного языкознания, изучающий факты языка на протяжении всей истории его развития. - Сравнительно-историческое языкознание – раздел диахронического языкознания, который путем сравнения изучает историческое прошлое родственных языков. - Типологическое языкознание – выделяется в рамках общего языкознания, сопоставляя между собой родственные и неродственные языки, и выявляя общие закономерности их развития в виде языковых универсалий: - абсолютные языковые универсалии – положения действительные для всех языков мира (например, деление звуков на гласные и согласные, наличие во всех языках мира имен собственных, деление речи на фразы и т.д.); - статистические универсалии – положения действительные не для всех, но для значительного большинства языков мира (например, наличие единственного и множественного числа в системе местоимений существует не во всех языках мира, система местоимений различается даже в русском и английском языках, сравните «ты» и «вы» – в русском языке и «you» –только «вы» – в английском.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|