Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и теория слога




Слог - это минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи. Может состоять как из одного, так и из нескольких звуков. В слоге выделяют:

· Вершину - слогообразующий элемент. Бывает, когда слог состоит из одного гласного.

· Периферию - неслогообразующий элемент. Бывает, когда в одном слоге несколько гласных

Слог изучается только на основании своих фонетических характеристик:

· Акустическая

· Артикуляционная

 

Две теории слога:

· Сонорная

· Теория мускульного напряжения

 

Отто Есперсен - подошёл к слогу с акустической точки зрения. Обратил внимание на различную сонорность (звучность) отдельных звуков.

 

Экспериментальным путём он выявил теорию:

 

Гласные:

· Широкие гласные

· Средние гласные

· Узкие гласные

 

Сонанты

· Звонкие щелевые

· Глухие щелевые

· Звонкие смычные

· Глухие смычные

 

Он опроверг идею о том, что смычные бывают слогообразующими.

По Есперсону слогом называется сочетание наиболее сонорного звука с граничащим с ним менее сонорным звуком. Либо это один самый сонорный звук.

 

От чего зависит слогораздел? Для ответа на этот вопрос существует теория мускульного напряжения.

Её выделил французский учёный Грамон. А придал ей завершённость русский Щерба. Теория называется Щерба-Грамона:

 

В свете этой теории слогом называется отрезок звучания произносимый единым импульсом мускульного напряжения нашего произносительного аппарата. В каждом слоге мускульное напряжение нарастает, достигает своего пика, а потом спадает. Каждый слог представляет собой нарастание и падение мускульного напряжения. Каждый импульс - это слог.

 

Эти теории дополняют друг-друга

 

Типы слогов:

· Открытые - это такие слоги, которые заканчиваются на слогообразующий элемент

· Закрытые - это такие слоги, которые заканчиваются на неслогообразующий элемент

 

Слог может быть:

· Прикрытым - это такой слог, который начинается с неслогообразующего звука

· Неприкрытым - это тот, который начинается со слогообразующего звука.

· Ударный

· Неударный

· Долгий

· Краткий

· Сверхдолгий

 

50) Типологическое яз-ие. Понятие и виды универсалий.

Языки, сходные по своему строению, объединяются в одинаковые типы.

Использование:

3. Дешифровка языков

4. Практика машинного перевода

Задачи:

4. Построение некоего метаязыка, языка-эталона.

5. Выявление языковых универсалий (языковые особенности, которые присущи либо всем языкам, либо подавляющему большинству, либо группе языков.

6. Создание типологических классификаций

Типы универсалий:

1. Абсолютные – языковые явления, которые характерны для всех языков, во всех языках есть гласные и согласные

2. Статистические – языковые явления присущи подавляющему числу языков, которые отсутствуют в некоторых. Например, как минимум 2 гласных звука. Исключения: аранта и абазинский. Есть противопоставление категории числа. Исключения: в древнем и современном аванском.

3. Импликационные – наличие одного явления предполагает наличие другого явления. Если есть явление А, то обязательно есть явление Б. Например: если есть категория рода, то есть категория числа, но не наоборот. Если есть словоизменение, то есть и словообразование, но не наоборот.

 

51) Грамматические категории глагола(см. также №20)

Грамматическая категория – система противопоставленных друг другу грамматических форм с однородным значением.

Глагол

В большинстве языков глаголы состоят из собственно глаголов и вербойдов (они совмещают свойства глаголов и других частей речи)

1. Глагол обозначает действие, выражает признак динамический, признак, связанный с говорящим лицом.

2. Частные категории: время, лицо (сказуемостность), вид, наклонение, залог

3. Синтаксическая функция - быть сказуемым

4. Категория времени - традиционно выделяли три времени. Есть времена абсолютные (настоящее, будущее) и есть относительные (будущее в прошедшем). Служит для локализации во времени того действия, которое обозначено глаголом, выражает отношение между временем действия и временем высказывания.

5. Категория вида - характеризует само действие, сам процесс.

 

52) Понятие частей речи и принципы их выделения. Части речи в языках различных типов(см.также№20)

Части речи – наиболее общие классы слов, их лесикограмматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями и синтаксическими функциями. В древне-римской традиции частями речи называли то, что мы называем частями предложения. Они отождествлялись с логическими категориями. Количество частей речи, которые выделяет современная лингвистика различно (от 4 до 14). Мотивируют они тем, что эти части речи могут передавать такие значения, как предметность, процессуальность и признаковость.

Все слова подразделяются на два основных класса: знаменательные и служебные:

Среди знаменательных (существительное, прилагательное, глагол, наречие) выделяют назывные и заместительные (местоимения, местоименные наречия, междометия). Служебные: предлоги, послелоги, союзы, артикли, частицы. Во флективных языках вопрос о частях речи остается дискуссионной.

 

Наиболее общими и необходимыми в грамматике каждого языка категориями являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.

Впервые стройную схему частей речи применительно к своему языку установили греческие александрийские ученые (II в. до н. э. в г. Александрии); с небольшим изменением эту схему повторили римляне применительно к латинскому языку. Благодаря роли латинского языка для культуры средневековья эта античная схема стала применяться и для описания грамматики новых европейских языков, а позднее и колониальных, что до наших дней сохранилось в школьных грамматиках, где грамматические категории разных языков стараются втиснуть в заранее выбранную античную схему, не считаясь с реальными различиями, которые имеются в различных языках. Отдельные части речи определяются из лексического, а не грамматического значения. Части речи образуют в каждом языке взаимосвязан­ную расчлененную систему, где связи разных частей речи различны, поэтому выстраивать все части речи в один без­различный ряд неправильно: один вопрос — это о соотношении глаголов и разного рода именных слов в пределах знаменательных слов, другой — о соотношении друг с другом служебных слов, противопоставленных грамматически в целом словам знаменатель­ным (поэтому, например, предлог не соотносителен с глаголом, местоимения же, наоборот, соотносятся с разными разрядами зна­менательных слов; совершенно отдельно стоят междометия; особая роль у числительных и т. д.).

Привычная схема частей речи в русском и других европейских языках не годится для многих языков Азии и Африки

Так, например, в китайском языке то, что мы в языках европейских определяем как прилагательные и глаголы определяется более широким понятием предикативом. Общая схема частей речи в китайском языке может быть показана в следующем виде:

а I. Имя Существительное, Числительное

II. Предикатив 1. Прилагательное 2. Глагол

Б Наречие 1

Тем самым части речи — это грамматические категории (а не лексические или лексико-грамматические), состав и расположение которых в каждом языке особые, и определяются они совокупностью морфологических и синтаксических отличий и возможностей, а отнюдь не своими лексическими свойствами.

 

53) Исторические формы существования языка (см. №1)

2 источника языкознания…(№1)

Чем характеризиволись литературные языки в средневековье?

 

· Они не были родными

· Иногда они были дальнеродственными (английский и французский, английский и латинский)

· Редко они были близкородственными (русский и старославянский

· Социальная база была ограничена (в основном литературным языком владели верхушки общества)

· Функциональная ограниченность (было мало сфер использования)

· Литературный язык не использовался в повседневном общении

 

Начинали появлятся произведения на народном языке. Начинают постепенно формироваться литературные языки на народной основе. Был класс элиты, который был заинтересован в сохранении литературных языков победителей (они ратовали за сохранение старых литературных языков). И был класс буржуазии, который поддерживал новые литературные языки. В результате победили новые языки.

 

Донациональные литературные языки:

· Древние литературные языки (древне-египетский)

· Классические литературные языки - древнегреческий, древнеримский и.т.д (это языки, которые самым непосредственным образом повлияли на создание новых лит. Языков)

· Нарождающиеся языки (новые, молодые языки)

 

Несовершенство новых языков было в том, что был очень маленький словарный запас. Был не развит синтаксис. Молодые языки преодолевают свою неразовитость засчёт классических литературных языков.

 

Национальная эпоха

Формируются нации, формируются национальные языки. В результате появляются национальные литературные языки на народной основе. Единого понятия национальный язык не существует. Существует несколько форм национального языка:

· Литератруный язык (он уже является родным для данной нации)

· Территориальные диалекты (жаргоны, говоры) - это всё национальные языки.

 

Литературный язык - это обработанная форма национального языка, которая воспринимается говорящими как образцовая.

 

Обработка национального языка для создания литературного проходит отбор по определённым критериям.

В Польше под литературным языком прежде всего понимаются языки художественной литературы.

 

Литературные языки в национальную эпоху характеризуются:

· Неограниченной социальной базой (эта база расширилась прежде всего из-за введения всеобщего образования во многих странах)

· Используются во всех сферах жизнедеятельности общества.

· Наличие нормы на всех уровнях языка. Норма - это, иначе говоря, правила. Только нормы литературного языка кодифицированы. Это значит, что эти правила зафиксированы. Кодификацией норм занимаются филологи, лингвисты, мастера художественного слова. При создании норм, всегда учитываются особенности языка.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных