Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические основы теорий обучения.




Психологические основы развивающего обучения.

Большой вклад в разработку проблемы обучения и развития внес Л.С.Выготский. Он пришел к выводу, что обучение, являясь источником возникновения нового в развитии и находясь с ним в единстве, всегда должно его опережать (обучение ведет за собой развитие). Обучение, стимулируя развитие, в то же время опирается на него, учитывает уровни уже достигнутого развития и не может игнорировать внутренних законов развития психики обучаемого.

Л.В.Занков. Главная задача обучения – развитие личности, а не передача знаний.

Принципы: - принцип обучения на высоком уровне трудности (соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (можно соотнести с проблемностью в обучении)).

- Принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков.

- Принцип осознания школьниками собственного учения. Он направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя, как субъекта учения.

- Принцип работы над развитием всех учащихся (должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения)

Отличительные черты системы Л.В.Занкова: *направленность на высокое общее развитие школьников; *высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; *быстрый темп прохождения учебного материала; *резкое повышение удельного веса теоретических знаний.

Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание читаемого. Целостность создаваемого образа, целостность восприятия, целостность понимания текста есть основа и исходная точка для последующего углубления и дифференцирования предметов освоения.

Система развивающего обучения В.В.Давыдова.

Развивать в процессе обучения теоретическое мышление. Основу содержания обучения составляет система научных понятий (от общего к частному, от абстрактного – к конкретному, от системного к единичному). *Принцип доступности – дается то, что доступно, но в такой мере, чтобы можно было управлять темпами и содержанием развития (через требования, организацию учебного воздействия). *Принцип сознательности. «Знай и понимай что делаешь». Но сознательность будет реализована лишь тогда, когда школьник получает знания не в готовом виде, а выясняет всеобщие условия их происхождения. Знания приобретаемые в процессе деятельности и в форме теоретических понятий, отражают внутренние качества предметов и обеспечивают ориентировку на низ при решении практических задач. *Принцип наглядности – противопоставление принципу предметности, т.е. точного указания тех действий, которые надо произвести для выявления содержания, а не внешних свойств объекта.

Результат развивающего обучения состоит в свободном развитии каждого ученика как субъекта учения и как личности. Свободное развитие – это такое, которое не подчинено заранее заданной норме, оно не имеет эталонов. Развивающее обучение дополняет, а не отвергает традиционное и др.типы обучения.

Психологические основы проблемного обучения.

Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Само мышление – это процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.

Психологи признают, что начало и источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность, через которую учитель может управлять процессом усвоения уч-ся новых знаний. Проблемная ситуация – это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. Проблемное обучение создает условия для творческого усвоения знаний и этим способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей уч-ся.

(разрабатывали ПО - Махмутов, Матношнин, Лернер, Скаткин).

Неизвестное должно содержать что-то известное, чтобы помогло решить неизвестное (не выходить за ЗБР). Если проблемная ситуация выходит за ЗБР, то на ученика это действует отрицательно, угнетает – отрицательное отношение к выполнению учебного задания.

Психологические основы программированного обучения.

Программированное обучение связано с западной психологией. Бихевиористы исходят из того, что поведение человека (животного) может выразить формула: стимул – реакция. Поведение есть реакция организма на воздействие извне.

Необихевиористы дополнили эту формулу разными промежуточными побудительными факторами. Они разработали теорию научения – процесса и результата приобретения индивидуального опыта путем многократного повторения операций через пробы и ошибки. Удачная реакция обучаемого на стимул поощряется, вернее, подкрепляется путем поощрения (стимул- реакция – подкрепление). Так достигается желательное поведение обучающегося, у человека формируются ЗУН.

В основу программного обучения, кот. разработана в США, положена бихевиористическая теория, для которой характерен механический подход к научению. У нас эта теория не нашла поддержки, т.к. сводила научение человека к механическим способам дрессировки животных.

В 60-е годы Леонтьев, Галызина, Гальперин разработали теорию поэтапного формирования умственных действий.

Программное обучение – это дидактическая система, это составление программы, определение последовательности учебных действий и операций как учащихся, так и обучающего.

Существенной особенностью программного обучения является обратная связь. Именно она обеспечивает систематическую информацию о продвижении обучающегося по усвоению программного материала и позволяет управлять ходом учения. Другая особенность – это цикличность, т.е. повторяемость учебных операций при изучении разных частей учебного материала.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных