Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика для изучения борьбы мотивов




Ребенку предлагают альбом, на четных страницах которого наклеены ин­тересные цветные картинки (иллюстрации к сказкам, изображения живот­ных), а на нечетных — малоинтересные изображения геометрических фи­гур". Ребенок получает инструкцию, в которой говорится о том, что в альбоме можно рассматривать только те картинки, на которые укажет вос­питатель. Альбом открывается по сигналу. Дошкольнику предлагают рас­сматривать геометрические фигуры, отвечать на вопросы, связанные с со-

' Разработка Ш. Н. Чхартишвили.

держанием изображенного на этой странице, и запрещают смотреть на стра­ницу с изображением сказочных героев. Воспитатель наблюдает, совершает л и ребенок усилия, чтобы не отвлекаться от цели, бросает ли взгляды, хотя бы мельком, на запрещенные страницы. Эксперимент показал, что старшие дошкольники способны не отвлекаться от поставленной цели. Средние до­школьники, чтобы противостоять импульсам актуальной потребности, же­ланию рассмотреть привлекательные картинки, закрывают лицо руками, от­ворачиваются. Младшие дошкольники без колебаний отходят от основной цели и рассматривают привлекательные, но запрещенные картинки.

Методика Ш. Н. Чхартишвили позволяет оценить степень волевой ак­тивности детей при выполнении задания. Автор считает, что запреты, выс­тупающие в немотивированном виде, вызывают противоположные действия в поведении ребенка.

Ребенку предлагается альбом из 12листов. Налевой стороне каждого ли­ста в центре и внизу расположены два кружка диаметром 2 см. На правой сто­роне — цветные картинки во всю величину страницы (пейзажи и портреты).

И н с т р у к ц и я. Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний, затем на нижний, и так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя.

Задание дается индивидуально.

Фиксируются: зрительные реакции на каждую страницу (не взглянул, взглянул, посмот­рел при переворачивании), т. е. выполнил требование, не выполнил или выполнил частично; характер поведения (напряженно, старательно, не прибегая к вспомогательным средствам; старательно с применением вспомогательных средств, заслоняя лицо рукой, отворачиваясь от картинки; нестарательно).

Оценивается по 3 уровням: 1 — высший; 2 — средний; 3 — низший.

Борьба мотивов вызывается путем отвлечения внимания от выполняе­мой не очень интересной для испытуемых деятельности и привлечения его к более интересной для них. Детям шестилетнего возраста дается задание по рисованию. Когда все приступили к выполнению, экспериментатор на­чинает рассматривать игры и игрушки в кукольном уголке, громко рассуж­дая при этом: «Какая красивая кукла! Ее можно уложить спать. Вот и кро­ватка есть. Вот эту куклу мы посадим обедать. Вот и посуда есть, и столик. Какая интересная игра! Это что-то для мальчиков, здесь должны машины ездить, здесь светофор стоит»'.

Результаты эксперимента показали, что только 32% детей смогли завер­шить выполнение задания по рисованию, 51% сразу же прекратили выпол­нение задания и приступили к играм, 17% формально как бы завершили работу (отдавали взрослому неаккуратный, эскизно выполненный рисунок и говорили, что они уже все закончили) и также приступали к играм.

' Разработка Н. А. Цыркун.

 

Изучение достижения цели в условиях помех2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных