Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Живопись раннего В. Творчество Фра Анжелико




Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428). Мазаччо умер молодым, не дожив до 27 лет, и тем не менее успел в живописи сделать очень многое. Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма…» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.
В творчестве Паоло Уччелло (1397—1475), принадлежавшего к поколению мастеров, работавших после смерти Мазаччо, своеобразной визитной карточкой стала тяга к поэтической сказочности и красочному декоративизму («Св. Георгий и дракон»). Созданные им монументальные исторические композиции явились одним из истоков европейского батального жанра нового времени («Битва при Сан-Романо»).
Героический и монументальный характер образов Мазаччо и Донателло возродился в произведениях живописца Андреа дель Кастаньо (ок. 1421— 57). Согласно Вазари, Андреа дель Кастаньо был сыном крестьянина, жил в горах, получил суровое воспитание. И искусство его также отличается мужественностью, грубоватой простотой и немногословностью. Выполненный Кастаньо цикл росписей виллы Кардуччи (позднее — Пандольфини) в Леньяйа близ Флоренции — первый образец светской декорации.
Развитие живописи Раннего Возрождения происходило неоднозначно: художники шли собственными, подчас разными путями. Одновременно с Андреа дель Кастаньо во Флоренции жил и работал его товарищ по мастерской Гиберти, известный живописец Беноццо Гоццоли (1420—97). Ученик художника Фра Анджелико (1400—50), он создал много красочных фресок на религиозные сюжеты. Беноццо прославился росписью капеллы в палаццо Медичи — Рикарди («Шествие волхвов»).
Светское начало, стремление к увлекательному повествованию, лирическое земное чувство нашли яркое выражение в произведениях Фра Филиппо Липпи (1406—69), монаха ордена кармелитов. Обаятельный мастер, автор многих алтарных композиций, среди которых лучшей считается картина «Поклонение Младенцу», созданная для капеллы в палаццо Медичи — Риккарди, Филиппо Липпи сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь к природе.
В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Самое замечательное творение Пьеро делла Франческа — цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо, в основу которых положена легенда о Животворящем древе креста. Расположенные в три яруса фрески прослеживают историю животворящего креста от самого начала, когда из семени райского дерева познания добра и зла на могиле Адама произрастает священное дерево («Смерть Адама») и до конца, когда византийский император Ираклий торжественно возвращает христианскую реликвию в Иерусалим («Битва между Ираклием и Хосроем»). Творчество Пьеро делла Франческа вышло за пределы местных живописных школ и определило развитие итальянского искусства в целом.
Во второй половине XV столетия в Северной Италии в городах Вероне, Ферраре, Венеции работали многие талантливые мастера. Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Живописная манера художника отличается чеканностью форм и рисунка, строгостью и правдивостью обобщенных образов. Благодаря пространственной глубине и скульптурности фигур Мантенья достигает впечатления застывшей на мгновенье реальной сцены — настолько объемно и естественно выглядят его персонажи. Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Л. Гонзага. Одними лишь средствами живописи он создал здесь роскошный ренессансный интерьер, место для торжественных приемов и праздников. Пользовавшееся огромной известностью искусство Мантеньи оказало влияние на всю северо-итальянскую живопись.
К концу XV столетия в Италии выдвинулись и другие крупные центры искусства; тем не менее Флоренции принадлежала ведущая роль в утверждении аристократически изысканного художественного образа, связанного с мифологической или литературной основой и в значительной мере предназначенного для ценителей и знатоков.
Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т.е. обобщения изображений с помощью условных приемов — упрощения цвета, формы и объема) пользовалось большим успехом в кругу образованных флорентийцев. В основе искусства Боттичелли в отличие от большинства мастеров Раннего Возрождения лежало личное переживание. Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»). Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический путь творческих исканий — от поэтического восприятия мира в юности до мистицизма и религиозной экзальтации в зрелом возрасте. Фра Беато Андже́лико (1400—1455) Вазари назвал художника «Ангельским» итал. Angelico); благодаря ему художник стал известен под именем Фра (брат, монах) Анджелико. Очень рано его стали называть Беато Анджелико, то есть Блаженный Анджелико, но Ватикан официально причислил его к лику блаженных только в 1984 году.Родился в 1400 году в Виккьо нель Муджелло Вступил в доминиканский монастырь в Фьезоле в 1418 году.

Учитель не известен. Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг. Работа с крупными формами началась с росписи алтарей в 1428? — 1433 году монастыре Сан Марко (Флоренция), когда несколько монахов из Фьезоле переехали во Флоренцию, чтобы расписывать отстроенный Миккелоццо монастырь. В 1445 году Анжелико вызвал в Рим папа Евгений IV расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане.

Самое раннее датированное произведение Фра Анджелико — триптих из музея Сан Марко — был установлен на главном алтаре монастырской церкви Сан Пьетро Мартире во Флоренции приблизительно в марте 1429 года, а закончен за год до этого. В центральной части триптиха Мадонна представлена восседающей на крытом златотканой парчой троне, на ее коленях стоит Младенец. Она изображена не фронтально, но в легком повороте, так что правое ее колено выступает вперед, обозначая центр композиции. Ниспадающий тяжелыми драпировками плащ Марии освещен слева, свет падает также на сферу в левой руке Христа и на его поднятую правую руку. Декоративные детали почти отсутствуют, исключение составляют расшитая золотом завеса, ножки трона в виде львиных лап и мелкие складки каймы плаща Мадонны. Хотя в основе композиции лежит идея триптиха, эта икона скорее представляет собой пространственное целое, поскольку ступень, на которой стоит трон, переходит из центральной части в боковые, а изображенный на них мраморный пол — в центральную. Продуманную связь целого подтверждает расстановка четырех святых. Как обычно в триптихе, их головы расположены на единой горизонтали, но крайние фигуры слегка выдвинуты вперед по отношению к стоящим ближе к трону. Фигуры Иоанна Крестителя слева и Фомы Аквинского — крайнего справа — трактованы даже с большей пластической объемностью, чем центральная группа. Мадонна и Креститель напоминают живопись Мазаччо, но не полиптих в Пизе или капеллу Бранкаччи, а образы более ранней Мадонны, с Младенцем и Святой Анной. Необычно заполнение повествовательными мотивами пространства между фронтонами обрамления. Слева изображена проповедь Петра Мученика, справа — его смерть; обе сцены объединены линией, образованной кронами деревьев. Неоднократно ставился вопрос об атрибуции и датировке этих композиций. В них видели добавление к триптиху, сделанное кем-то из подражателей Анджелико, возможно, Беноццо Гоццоли, однако это — органичная часть живописи алтаря, выполненная в той же манере, что и остальные фигуры. Четкий рисунок кафедры и примыкающих к ней построек в сцене Проповеди Петра Мученика, треугольные силуэты палача и его жертвы в парной сцене предвосхищают язык алтарных пределл Анджелико 1430-х годов. Изображение пустынного леса справа и слева от боковых фронтонов предвещает ту роль, какую будет играть в его творчестве природа.

Миссал из Сан Марко (№ 558), исполненный в 1428-1430 годах для монастыря во Фьезоле, свидетельствует о том, что Анджелико занимался миниатюрой, но, проявляя при этом равнодушие к декоративным требованиям книжной иллюстрации, переносил на страницы манускрипта язык станковой живописи. В сцене Благовещения (лист 33 — оборот) Мадонна смотрит на летящего к ней справа архангела, как если бы ее взору не препятствовал иллюминированный инициал, в то время как из верхней его половины Бог Отец, чья фигура дана в перспективном сокращении, опускает на золотой нити Святого Духа вертикально над головой Марии. На великолепной странице с мотивом Глорификации Святого Доминика (лист 67 — оборот) инициал «I» образует пять кругов — четыре заполнены пластически моделированными полуфигурами святых, а в пятом Встреча Святых Франциска и Доминика изображена так, словно это уменьшенная в масштабе живопись. На вершине композиции, в мандорле, представлен Святой Доминик в окружении парящих ангелов, освещенных с той же гармонией, что и персонажи триптиха Сан Пьетро Мартире. Среди миниатюр Миссала особое впечатление монументальности производит Мадонна Заступница доминиканского ордена (лист 156 — оборот). Верхнюю часть инициала «S» занимает фронтальная фигура Марии с простертыми вперед руками, группа из пяти коленопреклоненных доминиканцев внизу окружает розовую колонну, образованную ее плащом. К 1428 году, когда был закончен триптих Сан Пьетро Мартире, Анджелико уже одиннадцать лет выполнял живописные заказы. Ввиду отсутствия документальных свидетельств, последовательность созданных в этот период произведений остается предметом дискуссий. Наиболее значительное из них — алтарь в Сан Доменико. В 1418 году, когда община обсервантов возвратилась во Фьезоле после девяти лет изгнания, проведенных в Фолиньо и Кортоне, церковь и монастырь Сан Доменико получили крупное пожертвование по завещанию богатого купца Бернабо дельи Альи — церковь была посвящена его святому покровителю Варнаве. По условиям завещания монастырь должен был заселен в течение двух лет. Таким образом алтарный образ Анджелико следовало бы отнести к периоду между 1418 и октябрем 1435 года, когда состоялось освящение церкви, в действительности же его следует датировать серединой 1420-х годов, тремя-четырьмя годами ранее триптиха Сан Пьетро Мартире. Примерно через семьдесят пять лет после своего завершения он был переделан Лоренцо ди Креди в ренессансный алтарь с сидящей под балдахином Мадонной и святыми, стоящими в архитектурном обрамлении на фоне пейзажа. Подобно триптиху Сан Пьетро Мартире, первоначально он состоял из трех готических створок: в центре была представлена Мадонна на троне с Младенцем и ангелами, по бокам — святые: Фома Аквинский и Варнава слева, Доминик и Петр Мученик справа. Завершался алтарь пределлой (ныне в Национальной галерее в Лондоне) с изображением Воскресшего Христа в окружении святых, пророков, ангелов и членов доминиканского ордена, и еще десятью композициями, разделенными пилястрами, из которых сохранились четыре (две — в музее Конде в Шантийи, две — в частном собрании).

http://www.sem44.narod.ru/fraangelico/angelico02.htm

 

Билет 5.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных