ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Живопись раннего В. Творчество Фра АнжеликоОгромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428). Мазаччо умер молодым, не дожив до 27 лет, и тем не менее успел в живописи сделать очень многое. Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма…» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело. Учитель не известен. Начинал деятельность с иллюстраций религиозных книг. Работа с крупными формами началась с росписи алтарей в 1428? — 1433 году монастыре Сан Марко (Флоренция), когда несколько монахов из Фьезоле переехали во Флоренцию, чтобы расписывать отстроенный Миккелоццо монастырь. В 1445 году Анжелико вызвал в Рим папа Евгений IV расписывать фрески ныне не существующей церкви Крещения в Ватикане. Самое раннее датированное произведение Фра Анджелико — триптих из музея Сан Марко — был установлен на главном алтаре монастырской церкви Сан Пьетро Мартире во Флоренции приблизительно в марте 1429 года, а закончен за год до этого. В центральной части триптиха Мадонна представлена восседающей на крытом златотканой парчой троне, на ее коленях стоит Младенец. Она изображена не фронтально, но в легком повороте, так что правое ее колено выступает вперед, обозначая центр композиции. Ниспадающий тяжелыми драпировками плащ Марии освещен слева, свет падает также на сферу в левой руке Христа и на его поднятую правую руку. Декоративные детали почти отсутствуют, исключение составляют расшитая золотом завеса, ножки трона в виде львиных лап и мелкие складки каймы плаща Мадонны. Хотя в основе композиции лежит идея триптиха, эта икона скорее представляет собой пространственное целое, поскольку ступень, на которой стоит трон, переходит из центральной части в боковые, а изображенный на них мраморный пол — в центральную. Продуманную связь целого подтверждает расстановка четырех святых. Как обычно в триптихе, их головы расположены на единой горизонтали, но крайние фигуры слегка выдвинуты вперед по отношению к стоящим ближе к трону. Фигуры Иоанна Крестителя слева и Фомы Аквинского — крайнего справа — трактованы даже с большей пластической объемностью, чем центральная группа. Мадонна и Креститель напоминают живопись Мазаччо, но не полиптих в Пизе или капеллу Бранкаччи, а образы более ранней Мадонны, с Младенцем и Святой Анной. Необычно заполнение повествовательными мотивами пространства между фронтонами обрамления. Слева изображена проповедь Петра Мученика, справа — его смерть; обе сцены объединены линией, образованной кронами деревьев. Неоднократно ставился вопрос об атрибуции и датировке этих композиций. В них видели добавление к триптиху, сделанное кем-то из подражателей Анджелико, возможно, Беноццо Гоццоли, однако это — органичная часть живописи алтаря, выполненная в той же манере, что и остальные фигуры. Четкий рисунок кафедры и примыкающих к ней построек в сцене Проповеди Петра Мученика, треугольные силуэты палача и его жертвы в парной сцене предвосхищают язык алтарных пределл Анджелико 1430-х годов. Изображение пустынного леса справа и слева от боковых фронтонов предвещает ту роль, какую будет играть в его творчестве природа. Миссал из Сан Марко (№ 558), исполненный в 1428-1430 годах для монастыря во Фьезоле, свидетельствует о том, что Анджелико занимался миниатюрой, но, проявляя при этом равнодушие к декоративным требованиям книжной иллюстрации, переносил на страницы манускрипта язык станковой живописи. В сцене Благовещения (лист 33 — оборот) Мадонна смотрит на летящего к ней справа архангела, как если бы ее взору не препятствовал иллюминированный инициал, в то время как из верхней его половины Бог Отец, чья фигура дана в перспективном сокращении, опускает на золотой нити Святого Духа вертикально над головой Марии. На великолепной странице с мотивом Глорификации Святого Доминика (лист 67 — оборот) инициал «I» образует пять кругов — четыре заполнены пластически моделированными полуфигурами святых, а в пятом Встреча Святых Франциска и Доминика изображена так, словно это уменьшенная в масштабе живопись. На вершине композиции, в мандорле, представлен Святой Доминик в окружении парящих ангелов, освещенных с той же гармонией, что и персонажи триптиха Сан Пьетро Мартире. Среди миниатюр Миссала особое впечатление монументальности производит Мадонна Заступница доминиканского ордена (лист 156 — оборот). Верхнюю часть инициала «S» занимает фронтальная фигура Марии с простертыми вперед руками, группа из пяти коленопреклоненных доминиканцев внизу окружает розовую колонну, образованную ее плащом. К 1428 году, когда был закончен триптих Сан Пьетро Мартире, Анджелико уже одиннадцать лет выполнял живописные заказы. Ввиду отсутствия документальных свидетельств, последовательность созданных в этот период произведений остается предметом дискуссий. Наиболее значительное из них — алтарь в Сан Доменико. В 1418 году, когда община обсервантов возвратилась во Фьезоле после девяти лет изгнания, проведенных в Фолиньо и Кортоне, церковь и монастырь Сан Доменико получили крупное пожертвование по завещанию богатого купца Бернабо дельи Альи — церковь была посвящена его святому покровителю Варнаве. По условиям завещания монастырь должен был заселен в течение двух лет. Таким образом алтарный образ Анджелико следовало бы отнести к периоду между 1418 и октябрем 1435 года, когда состоялось освящение церкви, в действительности же его следует датировать серединой 1420-х годов, тремя-четырьмя годами ранее триптиха Сан Пьетро Мартире. Примерно через семьдесят пять лет после своего завершения он был переделан Лоренцо ди Креди в ренессансный алтарь с сидящей под балдахином Мадонной и святыми, стоящими в архитектурном обрамлении на фоне пейзажа. Подобно триптиху Сан Пьетро Мартире, первоначально он состоял из трех готических створок: в центре была представлена Мадонна на троне с Младенцем и ангелами, по бокам — святые: Фома Аквинский и Варнава слева, Доминик и Петр Мученик справа. Завершался алтарь пределлой (ныне в Национальной галерее в Лондоне) с изображением Воскресшего Христа в окружении святых, пророков, ангелов и членов доминиканского ордена, и еще десятью композициями, разделенными пилястрами, из которых сохранились четыре (две — в музее Конде в Шантийи, две — в частном собрании). http://www.sem44.narod.ru/fraangelico/angelico02.htm
Билет 5. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|