Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






X. Психоанализ и его эволюция в ХХ в.




Психоанализ как научное направление возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики в трудах австрийского врача, философа и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Занимаясь неврозами, главным образом истерией, 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз с терапевтическими целями. Факты постгипнотического внушения произвели на З.Фрейда большое впечатление и привели его к убеждению о том, что поведение человека управляется такими содержаниями, о которых человек даже не подозревает, не осознает их на когнитивном уровне. Исходя из такого понимания, предметом психоанализа становится бессознательное.

Изначально, З.Фрейд приступил к лечению истерии совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842-1925). Результаты совместной деятельности были изложены в книге "Исследование истерии" (1895). Метод лечения истерии, разработанный И.Брейером еще до встречи с З.Фрейдом, сводился к воспоминанию и переживанию психотравмирующих переживаний (вытесненных в бессознательное) в состоянии гипноза. Однако для З.Фрейда все более очевидным становился тот факт, что воспроизведение психотравмирующих ситуаций в состоянии гипноза, приносит лишь временный эффект, поскольку вытесненные переживания, управляющие активностью человека, не выводятся из бессознательного в зону сознания (так как сознание при гипнозе отключено). Фрейд был убежден, что именно осознание лишает ранее вытесненные переживания мотивационной силы и не позволяет им трансформироваться в другие невротические симптомы. Гипотеза о сохранении психических содержаний при изменении формы существования (из сознательной в бессознательную), базировалась на физиологических идеях о сохранении энергии, усвоенных З.Фрейдом во время обучения в Венском университете под руководством выдающегося физиолога Э.Брюкке.

Исключив гипноз как средство проникновения к вытесненным содержаниям, Фрейд нашел другие каналы высвобождения психотравмирующих переживаний, а именно: толкование сновидений, свободных ассоциаций, невротических симптомов и многочисленных проявлений психопатологии обыденной жизни (оговорки, забывания, опоздания, описки, однообразный юмор и т.п.). Систему выявления и толкования этого материала Фрейд назвал психоанализом.

Основой для предположения возможности толкования бессознательного через его прорывы в обыденную жизнь, также, стали физиологические идеи, а именно – строгий причинный детерминизм. В психоанализе Фрейда этот закон трансформировался в гипотезу о бессознательном как причине сознательного поведения. Бессознательные импульсы выдают тайны человека, раскрывают его истинные желания или страхи, которые были вытеснены из-за своей травматичности или аморальности из сознания. Анализ бессознательных проявлений психики («руда для психоанализа») является источником проникновения в бессознательное, то есть методом перевода вытесненного материала в сознание.

В становлении концепции бессознательного З.Фрейда можно условно выделить три периода.

Первый период (1897-1905) характеризуется разработкой методов лечения неврозов, что отразилось в научных работах того периода: "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Отрывок из одного анализа истерии"(1905). Уже в этот период З.Фрейд предложил топографичексую модель психики, которая включает в себя три уровня – сознательное (то, что осознается непосредственно), предсознательное (латентное, но доступное для осознания) и бессознательное (психотравмирующий вытесненный материал). В этот период психоанализ становится популярным в научной и общественной среде. И если раньше он имел отношение только к патологическим, т.е. болезненным явлениям психики, то после перехода к толкованию сновидений и психопатологии обыденной жизни, которые являются проявлениями нормальной психической жизни, психоанализ становится общепсихологическим учением.

Во втором периоде (1906-1918) Фрейд сосредоточился на разработке общепсихологического учения о личности и ее развитии. Фрейд выдвинул Учение о влечениях, в котором выделил две тенденции, движущие человеком: инстинкт самосохранения и сексуальные влечения. Главные работы периода: "Анализ фобии одного пятилетнего мальчика" (1909), "Леонардо да Винчи" (1910) и "Тотем и табу" (1912), "Лекции по введению в психоанализ".

В третьем периоде З.Фрейд, под влиянием событий первой мировой войны, внес коррективы в свое Учение о влечениях, поскольку только сексуальный инстинкт и инстинкт самосохранения не могли объяснить поведение человека на войне, массовые случаи героизма и жестокости, в связи с чем, Фрейд объединил эти инстинкты в единое влечение к жизни (Эрос, в основе которого энергия либ и до) и добавил влечение к смерти (движимое агрессией и аутоагрессией). Эти идеи были изложены в книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920).

Кроме того, в третьем периоде своего творчества, З.Фрейд преобразовал и выделенную им ранее структуру личности. Если прежняя структура имела статичный топографический характер, то в новом учении личность понимается как динамика между тремя инстанциями личности: «Я» (с лат «Эго»), «Оно» (с лат. «Ид») и «Сверх-Я» (с лат. «Супер-Эго»). Динамические представления о структуре личности Фрейд изложил в работе «Я и Оно» (1923). Именно в этот период своей научной деятельности, З.Фрейд экстраполировал свое учение на всю культуру и историю человечества, общественную жизнь и религию. Так, психоанализ становится философской системой и смыкается с другими течениями современной философии. Основные работы третьего периода: «Будущность одной иллюзии» (1927), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др.

Итак, в контексте психоаналитического учения личность включает в себя 3 инстанции: ОНО (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) изначально аморально и иррационально, движимое принципом удовольствия, к достижению которых стремится снизить любой ценой, не взирая на реальные условия.

Сверх-Я, составляющее совесть и идеалы личности, ее морально-этический облик, напротив, постоянно запрещает и сдерживает стремление Оно.

Я, руководствуясь принципом реальности, направлено на примирение несовместимых тенденция и старается удовлетворить влечения Оно только с учетом условий реальности. Этот конфликт между сознательной и бессознательной частью психики и составляет динамику структуры.

Если совмещение влечений Оно и Сверх-Я невозможно, то в Я растет напряжение, которое человек ощущает как тревогу. С целью снижения напряжения в Я начинают функционировать механизмы психологической защиты (МПЗ) – устойчивые неосознаваемые стратегии поведения и мышления, адаптирующие личность к реальности (за счет ее искажения) и сохраняющие самооценку. Фрейд описал такие механизмы как вытеснение (непроизвольное удаление психотравмирующей информации из сознания), отрицание (избирательное внимание к психотравмирующей информации и недопущение до осознания), рационализация (логическое, рациональное обоснование неблаговидных поступков или обесценивание недоступных благ), регрессия (непроизвольное «соскальзывание» на более ранний психический уровень в онтогенезе), проекция (бессознательное приписывание собственных недостатков или нежелательных импульсов окружающим), реактивное образование (бессознательная подмена нежелательных импульсов на прямо противоположные, желательные) и др. В настоящее время описано более двадцати механизмов психологической защиты, имеющих место при неврозе, внутреннем неразрешаемом конфликте личности. Продуктивным механизмом психологической защиты является сублимация, направленная на преобразование сексуальных или агрессивных импульсов в социально приемлемые (творчество, дружба, спорт, наука и пр.).

Таким образом, главной энергезирующей силой личности являются бессознательные содержания, сосредоточенные в Оно (Ид). Как нам уже известно, такими бессознательными влечениями являются инстинкт самосохранения, сексуальные влечения и влечение к смерти. Как полагал З.Фрейд, наиболее сильным является именно сексуальный инстинкт, при этом, человек не становится, а рождается сексуальным существом. Идея З.Фрейда о том, что психическое развитие – это стадиальное развитие сексуального потенциала (либидо) легло в основу концепции психосексуального развития. Термин «сексуальный» означает стремление к любви, нежности, разрядке эрогенных зон. На разных этапах развития источник сексуального удовольствия фиксирован в разных зонах (рот, анус, гениталии). Нарушения в прохождении стадий вызывают фиксацию на них, что отражается на формировании характера.

Оральная стадия соответствует возрасту ребенка от рождения до 1 года. Источником сексуального удовольствия является рот, а удовлетворение достигается через поглощение. Фиксация на данной стадии при ее неблагополучном прохождении отражается в формировании орального характера (речевой эгоцентризм, обжорство, курение, алкоголизм, чрезмерная зависимость и доверчивость, страсть к поцелуям др.).

Анальная стадия охватывает период от 1 года до 3 лет. Источник удовольствия – анус, способ удовлетворения – акт дефекации или его произвольная задержка. На этой стадии формируется чувство собственности и самоконтроль. Чрезмерное внимание и давление родителей в связи с навыками гигиены может вызвать фиксацию, которая в будущем выразится в форме анального характера (чрезмерная бережливость, скупость, накопительство/коллекционирование, педантизм, упрямство, чрезмерная любовь к порядку). Обратный полюс выражается в неряшливости и необязательности.

На фаллической стадии, соответствующей старшему дошкольному возрасту (от 3 до 6-7 лет), происходит половая идентификация и начинается процесс выбора объекта полового влечения. Первым объектом становится родитель противоположного пола. Так, мальчик сосредотачивает свои сексуальные желания на маме (объектный катексис к матери), при этом испытывает враждебность по отношению к отцу. Девочки, напротив, испытывают нежность к отцу и враждебность к матери. Этот конфликт, по мнению З.Фрейда, является обязательной стадией психосексуального развития и заканчивается формированием Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. При благополучном прохождении стадии происходит идентификация ребенка с родителем того же пола, а образованные комплексы вытесняются и формируют внутренние регуляторы поведения (сверх – Я).

С момента подавления комплексов до пубертата наступает латентный период, когда сексуальные импульсы сублимируются в игру, спорт, учебу.

Пубертатному периоду соответствует генитальная стадия, которая принципиально отличается от фаллической тем, что целью сексуального поведения становится воспроизведения рода. На генитальной стадии происходит выбор реального сексуального объекта и поиск приемлемых способов разрядки либидозной энергии.

Абсурдность пансексуализма вызвала к жизни различные варианты неофрейдизма. У всех неофрейдистов, по-прежнему, как и у З.Фрейда, поведением управляет биологический фактор, но этот фактор не сводится к сексуальным влечениям. Все неофрейдистские концепции условно можно развести на два направления:

1) Глубинная психология изучает конфликт между биологическим и социальным внутри личности, который может проявляться в форме стиля жизня (А.Адлер), индивидуации (К.-Г. Юнг), акцентуаций личности (К.Леонгард).

2) Социальный фрейдизм анализирует конфликт между биологическим и социальным в социальном окружении, который может проявляться форме социального характера (Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливен).

Во второй половине ХХ в. наибольшее развитие получили те идеи З.Фрейда, в которых он анализирует собственные склонности и тенденции «Я». Так, в центр интересов эго-психологии Анны Фрейд было поставлено «Эго» и его адаптивные функции. Анна Фрейд, соглашаясь с идеей отца о врожденных агрессивных влечениях, рассматривала детскую агрессивность как результат развития ребенка в аномальных условиях (без родителей, без семьи, в концлагерях, в домах ребенка, интернатах и т.д.). Агрессивность появляется потому, что в этих условиях либо совсем отсутствуют объекты любви в окружении ребенка, либо эти объекты часто меняются, либо по каким-то причинам вообще не устанавливаются отношения с этими объектами любви. Таким образом, агрессивные (как и тревожные) тенденции появляются в связи с тем, что либидо не развивалось или оставалось в первичной стадии. Исходя из этих утверждений, А. Фрейд пришла к выводу, что в таких случаях коррекционная работа с детьми должна ориентироваться на развитие либидо, формирование привязанности к другим людям, развитие у детей чувства защищенности, а не на преодоление у них агрессивных реакций.

Идеи о врожденном характере агрессивности, кроме Анны Фрейд, были продолжены Мелани Клейн, которая связывала агрессивный инстинкт не с либидо, а с некоторыми возрастными особенностями (рождение Супер-Эго). Однако, также как и А.Фрейд, Мелани Клейн считала, что только усиление либидо может снизить агрессивность.

Идеи Анны Фрейд о ведущей роли Я в развитии личности получили развитие в эпигенетической концепции Эрика Эриксона (1902 – 1994), объединившего психоанализ и гуманистическую психологию. Оставив структуру личности такой же как в психоанализе З.Фрейда, он сосредоточил свой интерес именно на Я, от характеристик и новообразований которого зависит становление личности. Э. Эриксон, в отличие от З.Фрейда, считал, что развитие Я происходит всю жизнь, до зрелости и старости, в процессе стадиального прохождения психосоциальных кризисов, которые заключаются в выборе из двух альтернативных направлений движения – одно. В зависимости от выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности, тогда как негативное разрешение влечет за собой деструктивные новообразования, препятствующие формированию эго-идентичности. Кризис Идентичности (Identity crisis) – это потеря эго-идентичности, его критерий – отсутствие целей, ценностей, представлений о себе, отсутствие мечты и смысла жизни. Эго-идентичность гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем и зависит от уровня самоидентификации в социокультурных условиях. В каждой стране – свои институты социализации и традиции, которые определяют особенности идентификации личности на протяжении всей жизни.

Одной из наиболее значимых концепций для детской психологии стала теория привязанности, разработанная английским психологом и психиатром Джоном Боулби (1907-1990). Главная идея Д.Боулби состояла в том, что в первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексуальности, ни к инстинктивному поведению. Резкий разрыв этой связи приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии ребенка, прежде всего в структуре его личности. В отличие от госпитализма, эти нарушения могут проявиться не сразу, а лишь в подростковом возрасте.

Эрик Берн (1902 – 1970) в концепции трансактного анализа о бъединил психоанализ с гештальтпсихологией.Из психоаналитических представлений Э.Берн заимствовал идею детерминированности сценария жизни отношением родителей к ребенку в возрасте до шести лет. Новых теоретических положений концепция Берна не содержит, она более ориентирована на практику, а именно – на социальное научение, что сближает ТАА с социальным бихевиоризмом. В книгах «Игры, в которые играют люди» (1964) и «Что ты говоришь после того, как поздоровался» (1972) Берн представил понятие о трех Эго-состояниях: родитель, взрослый, ребенок. В каждый конкретный момент человек может находиться в одном из этих состояний, переключаясь на другое при изменении ситуации. Доминирующее состояние определяет поведение человека и его взаимоотношения с окружающими. Работа по осознанию и изменению Эго-состояний клиентов предполагает изучение межличностных отношений клиентов, стереотипных схем поведения (игр) и долговременных жизненных планов (скриптов). При этом задачей психотерапевта является избавление клиента от рано сформировавшихся деструктивных игр и сценариев и оптимизация его межличностных отношений.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных