Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сокровище благ и жизни Податель




 

Владыка, после нашей беседы, посвященной Святому Духу, мы получили много писем с просьбами продолжить разговор. Давайте сегодня поговорим о духовных сущностях нашего мира и о духах и Духе Божьем.

— Помните, мы говорили о том, что если открыть Книгу Бытия, то там рассказ о тво­рении начинается словами: «В начале сотво­рил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1. 1—2). То есть Дух Божий присутствовал уже с са­мого начала творения, но глагол «носился», к сожалению, не совсем точно передает смысл оригинала. Правильнее было бы ис­пользовать слово «оживотворял». Вот эта не­точность и сложность описания всего, что связано с Духом Божьим, не случайна. Дух Божий неразделим с Отцом и Сыном, но у Него особый способ Себя открывать и Своя особая ипостась. Дух не имеет лица или даже имени, которое можно было бы представить в каком-либо человеческом образе. О Нем говорится описательно, и Его имя заимствовано из природных явле­ний: еврейское «руах» — это «дуновение, ве­тер»; греческий эквивалент — «дыхание»; а латинский «spiritus» — это «веяние». И опи­сание Его действий тоже представляет слож­ность, они чаще всего метафоричны, носят поэтический характер. «Пошлешь Дух Твой — (живые существа) созидаются, и Ты обнов­ляешь лице земли» — говорится в псалме (Пс. 103. 30). И Дух Божий - это Тот, Кто оживотворяет жизнь, причем во всех ее про­явлениях: как неорганическую, так и орга­ническую, как в космических масштабах, так и жизнь сердца человеческого. Все в этом ми­ре подвластно Духу Святому, Он творит и дей­ствует в этом мире, наполняя его любовью, сотворяя жизнь, которая приобретает тот ис­тинный смысл, вложенный в нее Творцом.

А вот как дальше в Библии говорится о со­творении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2. 7). То есть дух человека — это то Божественное дуновение, которое пре­вращает его плоть в существо действующее — душу живую. Дух — это данность человека, то, что живет в нем, обитает в нем. Помните, как в Евангелии описывается эпизод воскре­шения Иисусом дочери начальника синаго­ги: «И возвратился дух ее; она тотчас встала» (Лк. 8. 55). Поэтому когда об умирающем говорят: «Он испустил дух,» - это не просто некое образное выражение. Здесь суть: дух -это неотъемлемая часть живого человека.

То есть дух - это нечто, пусть и неулови­мое, принадлежащее человеку и данное ему от Бога. Владыка, а как этот дух соотносится с тем Духом Божьим, Который, как некая Бо­жественная сила, движет всем по замыслу Творца? Ведь в своих духовных движениях че­ловек не всегда совпадает с ней, и иногда ка­кие-то демонические начала овладевают им.

— Мы уже говорили, что есть разные ду­ховные сущности: есть Ангел Светлый, а есть ангел от сатаны. Есть Дух Господень, а есть духи злобы поднебесные. И человечес­кий дух может соприкасаться и с теми, и с другими. В Библии, в Первой Книге Царств, рассказывается о том, что, когда Дух Госпо­день был на Сауле - первом царе Израиля, тому все удавалось. Но вот из-за того, что он «отверг слово Господа», за прегрешения Саула, Дух Господень отступил от него, и его стал возмущать злой дух. В такие периоды Саул становился жесток, мрачен, ничто не приносило ему утешения. И только Давид, на котором, как сказано, «почивал Дух Гос­подень» (1 Цар. 16. 13), мог своей игрой на гуслях вернуть Саулу радость: «Отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отсту­пал от него» (1 Цар. 16. 23). А вообще, ра­дость - это одно из свойств Духа Святого.

Дух Святой, сказано, был явлен людям на пятидесятый день после Воскресения Хрис­та. Он, в виде огненных языков, снизошел на апостолов. И это сошествие Духа Святого было нужно для того, чтобы люди после Воз­несения Христа не чувствовали себя оставлен­ными, чтобы они знали, что Господь рядом с ними. Это было сошествие Духа Святого, но ведь вся история человечества пронизана дей­ствием Духа Божьего, промыслительного дей­ствия, то есть действия, направленного на спасение человека. И, соприкасаясь с челове­ком, Дух Божий направляет дух человека и преображает его.

Владыка, у нас есть молитва Святому Ду­ху, с которой фактически начинается утреннее правило. Она звучит так: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души на­ша», разъясните ее, пожалуйста.

—Впервой части молитвы идет определе­ние Святого Духа: мы называем Его «Царем Небесным, Утешителем, Духом истины, везде находящимся и все наполняющим, Источником всякого блага и Подателем жизни». Это очень важно — правильно на­звать. А дальше следует наше обращение к Святому Духу. Мы просим: «приди и посе­лись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши». Как и в любой мо­литве, каждое слово здесь не случайно, оно выверено огромным опытом, но, прежде чем рассказать о том, как Дух Святой действует на человека, я бы хотел сделать следующее отступление.

Дело в том, что каждый человек, особенно если он делает еще только первые шаги в Церкви, должен понимать, что все, что свя­зано со Святым Духом, свято, потому что это относится к самой основе жизни. В Еванге­лии приводятся такие слова Иисуса: «Посе­му говорю вам: всякий грех и хула простят­ся.., а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческо­го, простится ему; если же кто скажет на Ду­ха Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12. 31—32). И вот, помня об этом, давайте вернемся к тому, как в мо­литве Святому Духу определяется Его дейст­вие. Когда мы говорим, что Святой Дух ожи­вотворяет, то это значит, что Он не только поддерживает жизнь, но и вносит в нее исти­ну, то есть Божественные законы. Ведь жизнь, не направляемая этими законами, приводит к гибели. Рассмотрим, например, раковые клетки. С точки зрения богосло­вия — это клетки, в которых нарушен Бого­данный механизм размножения: они делятся непрерывно, неконтролируемо, вопреки Бо­жественной установленности, и этот сбой в механизме приводит к гибели организма. И вот животворящее действие Духа Божьего заключается в том, чтобы не допускать таких сбоев, делать так, чтобы жизнь развивалась согласно законам Творца, то есть Дух Божий вносит в эту жизнь Истину. На примере ра­ковых клеток мы можем видеть, насколько это важно. Есть еще одна молитва, непо­средственно касающаяся Святого Духа, -это так называемая молитва третьего часа, в которой мы просим: «Господи, не отыми от нас (Святой Дух), но обнови нас, молящихся Ти ся». И тут важно, что Святой Дух не толь­ко сохраняет нашу жизнь, придавая ей ис­тинное значение, но и обновляет нас.

Что еще важно знать о действии Святого Духа в нас?

—Дух Святой изгоняет всякую нечисть. Действуя в нас, он очищает нас. Василий Ве­ликий говорил, что Дух, воссияв «после очи­щения от скверны через обращение с собой, делает людей духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися, так и ду-хоносные души, будучи озарены Духом, де­лаются духовными и на других изливают благодать».

Отсюда, говорит Василий Великий, и та­кие дары, как предвидение будущего, разу­мения Таинств, постижение сокровенного, радость.

Творческие открытия, откровения, озаре­ния — это все той же природы?

—Откровения, конечно. «В тот день я был в духе», — пишет Иоанн Богослов в Апока­липсисе. Что касается творчества, то если источником вдохновения оно имеет Творца, то тоже. И радость, внутренний свет, кото­рый позволяет человеку смотреть на мир и жизнь с точки зрения надмирных категорий, а не с позиции каких-то мирских, привыч­ных стереотипов - это тоже все Дары Свято­го Духа.

Дух Святой действует через человека: чело­век становится Его носителем, Он овладева­ет человеком и преобразует его. Есть люди, о которых говорят, что они являются вмести­лищем Святого Духа. Мы говорим «духонос-ный старец» — и это не просто метафора. Это значит, что на этом человеке «почивает Дух». Или говорят: «благодатный батюшка».

Знаете, есть люди, которые своим све­том, внутренней радостью буквально притяги­вают к себе — и это тоже свидетельство Духа Святого?

—Несомненно. Но есть люди, которые этого лишены. И вот тут очень интересны исследования академика Фаддея Шипунова. Не буду вдаваться в научные детали, суть ис­следований в том, что Шипунов изучал биополе различных людей и заметил, что вокруг убийц, а также тех, кто потенциально был склонен к этому, фиксировалась некая зона пустоты — «черная дыра», образно говоря. На самом деле эти открытия не новы: в Биб­лии приведено множество примеров того, как человек отходит от Бога, и тогда Дух Гос­подень оставляет его, и человек уже сам не ведает, что творит. Он оказывается вне бла­годатного влияния Духа Святого, его начи­нает, что называется, крутить, и сам человек остановиться в этом случае бывает не в со­стоянии.

То есть человек не может быть пустым, в нем либо действует Дух Божий, либо его за­хватывают злые духи.

—Совершенно верно. И это то, почему мы подчеркиваем необходимость очень трепетного отношения к Духу Божьему. Иоанн Златоуст сравнивал человека, кото­рый высказывает хулу на Духа Божьего, с тем, кто бросает камень в небо. Он говорит, что тот, кто бросает камень вверх, не может ни пронзить вещества неба, ни даже до­стигнуть высоты, но только принимает этот камень на свою голову; то же происходит с безумцем, который против Духа Божьего. Наказание неизбежно. И в чем тут дело? Ведь как «скоро ты сказал о Духе то, чего не должен говорить, в тебе уже обозначилось, что ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так и отлучив­шийся от Духа, став вне просвящающегося, объемлется душевной слепотою» (Василий Великий).

Владыка, я читала, что, когда одного старца спросили, что надо делать, если при те­бе звучит хула на Духа Святого, он ответил: «Бежать от этого места со всех ног». Это мо­жет быть опасным даже для свидетелей?

—Конечно, ведь действие сил зла очень разнообразно, а человек не всегда может рассчитать свои силы. Это может быть опасным даже просто в прямом, физичес­ком смысле слова. Ведь Духом Святым все­гда изгонялась всякая нечисть, бесы, и это тоже одна из причин, по которой мы про­сим, чтобы Господь «не отнял от нас Свято­го Духа». Фактически это вопрос сохране­ния жизни. Потому что дух человеческий, как некая субстанция, нуждается в очища­ющем, обновляющем и спасительном дей­ствии Святого Духа. И вот тут очень важно научиться распознавать, какой дух увлекает тебя. Апостол Иоанн предупреждал: «...не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4. 1). Для человека очень важно согласование своей воли с во­лей Божьей. А это фактически согласование духа человеческого с Духом Божьим. И если человек, наделенный от Бога свободной во­лей, делает неправильный выбор, то он сам себя лишает живительной силы Святого Духа.

Но как распознать, какой дух действует в тебе, ведь жизнь каждый день предлагает слож­ные задачи, решения которых неочевидны.

—А вот для этого и существуют духовни­ки, есть молитвословы с молитвами — это квинтэссенция духовного опыта, а когда мы молимся, мы просим Господа: «даруй мя зрети мои прегрешения». Для этого существуют Таинства, во время которых нам сообщаются дары Святого Духа, а среди них и дар мудро­сти. Критерием того, каким духом ты наполнен, становится Священное Писание. На­пример, слова из Книги Екклесиаста, где сказано, что «человеку, который добр пред лицем Его (Господа), Он дает мудрость и знание и радость» (Еккл. 2. 26).

Есть такое богословское понятие — «Стя­жать Святой Дух». Оно обозначает внутрен­нее действие, когда человек стремится на­полниться Духом Святым, это большой труд, заключающийся, в том числе, в молитвен­ном делании.

Мы говорим: «Дух Божий — податель жиз­ни, податель спасения». Дух — одна из ипос­тасей Бога, Он не позволяет нам забыть, что Бог — это Тайна. «Дух дышит, где хочет, и го­лос его слышишь, а не знаешь, откуда при­ходит и куда уходит», - говорит о Нем Иисус (Ин. 3.8). Бывает, что одного его дуновения достаточно, чтобы преобразить и мир физи­ческой природы, и сердце человеческое.

И в заключение мне хочется рассказать торию одного крупного, удачливого и до­статочно известного бизнесмена. Однажды случайно, скорее как турист, а не как чело­век верующий, он зашел на подворье мона­стыря. И вдруг этот человек — очень совре­менный, прагматичный, жесткий и именно благодаря своей жесткости достигший вы­сот в бизнесе, — почувствовал Нечто, что как бы коснулось его. Это было необъясни­мо, но ему непреодолимо захотелось за­держаться в этом месте. Но он в силу сво­ей занятости не мог этого сделать, он уехал. А потом вернулся — вернулся, чтобы понять, что это было. И остался в монастыре. Про­сто послушником. И когда он пытался объ­яснить, что же с ним произошло, он расска­зывал об этом так: «Я вдруг почувствовал существование чего-то... Я почувство­вал, что, да, я двигаю и убираю людей, продаю и покупаю, но точно так же кто-то двигает и убирает меня, и в сущности я живу, как на базаре... А здесь был другой мир, другое измерение, другое время и другая жизнь».

 

 

Дары Святого Духа

 

Еще в древней церкви были замечены особые животворящие и исцеляющие свойства святой воды, святого елея («елей» — грен. «оливковое масло») и просфоры. Вот что пи­сал об этом Симеон Солунский: «Я узнал, сколько величайших и Божественных даров заключает в себе святой елей; в нем избавле­ние от болезней, оставление грехов; он податель освящения, Божественного укрепления и, наконец, приводит в Царство Небесное... Хотя он и простой, но исполнен благодати через призывание на него имени Божия; ибо где призываете Бога, там все Божественно и все имеет силу Божию... посему елей, нам благословленный посредством призывания Бога, Божественен и свят, и исполнен бла­годати Святого Духа. Подобно тому, как и вода крещенская — хотя и вода есть, но ис­полненная Духа, очищающая души, воссоз­дающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу».

Два раза в год — в Крещенский сочельник и в само Крещение (Богоявление) совершается так называемое великое освящение во­ды — великая агиасма (святыня). Оно сопро­вождается молитвой, в которой мы просим Господа: «...прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово...» Отцы Святой Церкви упоминают об особых свойствах богоявленской воды и советуют чаще прибегать к ее целительной помощи.

Кроме того, для повседневных нужд суще­ствует малое освящение воды, так называе­мая малая агиасма, совершаемое в храмах каждодневно. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В от­личие от святой воды малого освящения богоявленскую воду следует пить только нато­щак, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Можно сделать ис­ключение только для очень больных или при внезапно наступившем болезненном состоя­нии.

Таинство Елеосвящения совершается не только над болящими, но и в случае необхо­димости духовного укрепления. Иначе оно называется Соборованием. Видимая часть Таинства заключается в семикратном пома­зании елеем, сопровождаемом чтением мо­литв и Евангелия. Таинство открывает путь для благодатного уврачевания телесного не­дуга и, по словам отцов Церкви, «истребляет забытые грехи». Больные могут сами пользо­ваться освященным елеем для помазывания (крестообразно), и многие испытывают на себе действие этой животворящей святыни. Святая просфора (от греч. - «приноше­ние») - это маленький квасной круглый хлеб, употребляемый в Таинстве Евхарис­тии. Принесенную из храма домой просфору верующие употребляют со святой водой ут­ром, натощак. Очень хорошо давать детям, старикам и больным.

 

 

Глава 6

О христианском отношении к болезням и целительству

Беседа 1

Почему мы болеем?

 

Владыка, сегодня, по многочисленным просьбам наших читателей, мне бы хотелось поговорить о христианском отношении к болезням и целительству.

—В Евангелии очень много примеров, когда Иисус исцелял самых разных больных. И вера – это первое условие, необходимое для совершения чудесного исцеления - сверхъестественного действия, которое со­общает человеку силы для восстановления его поврежденной природы — физической и духовной.

В Евангелии рассказывается, как однажды Христа встретили слепцы. Они последовали за Ним и стали кричать: «...помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9. 27). И тогда Он спросил: веруют ли они в то, что Он мо­жет это сделать? «Да, Господи!» — ответили они. «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их...» (Мф. 9. 29—30). Сама вера — это выход за рамки привычного, за границы рацио­нального, это призыв человека к Богу. И Бог отвечает на него — «по вере вашей да будет вам».

Владыка, в предыдущих беседах мы гово­рили о том, что Бог смерти не сотворил, что она стала следствием греха. Правильно ли считать, что и наши болезни, которые ведут к смерти, тоже его следствие, расплата за грех?

—Естественно, если человека одолевают страсти и он болен духовно, то, как правило, в результате такого порабощения страстями, будет страдать и тело: человек злоупотребля­ет алкоголем — разрушаются внутренние ор­ганы. Конечно, не всегда эти связи между грехом и болезнью явны, они не прямые, и духовные причины наших болезней не все­гда очевидны. Но, как правило, все болезни связаны с нашим духом — если дух болен, то, естественно, страдает и тело. Мы живем в греховном, искаженном мире, мы сами его таким сделали: и нарушением Заповедей Бо­жьих, и безумным вмешательством в окру­жающую среду. Наши болезни бывают след­ствием и экологических катастроф, и нрав­ственного состояния общества. Поэтому очевидно, что в этом мире просто не бывает действий, за которые бы не пришлось рас­плачиваться.

По-видимому, люди, чувствуя эту связь, заболев, часто спрашивают «за что?», «поче­му?»

—Есть Евангельский рассказ об исцеле­нии Христом слепорожденного, который начинается с того, что ученики Христа, про­ходя мимо слепца, спрашивают у Иисуса: «Раввй! (учитель), кто согрешил, он или ро­дители его, что родился слепым?» (Ин. 9. 2). И обратите внимание на то, что отвечает Ии­сус: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Бо­жий» (Ин. 9. 3).

И дальше рассказывается о том, как Хри­стос исцеляет слепорожденного. «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза сле­пому, и сказал ему: пойди, умойся... Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9. 6—7). И здесь важно вот что. Во-первых, каждый из нас имеет какие-то ограниченные воз­можности в силах. Для того чтобы исцелить, поправить первопричину, чтобы произошел как бы «обратный» процесс, который был бы еще и очень быстрым, нужна сила. Христос как Бог совершает такое сверхъестественное воздействие на человеческую природу, Он мгновенно и на любом уровне производит восстановление тех или иных утраченных человеком качеств. Он имеет эту силу, и здесь, в исцелении, важна именно Его сила, а не какие-то манипуляции или действия са­ми по себе. И второе, это сила — сила благо­датная. Это сила, которая созидала и поэто­му знает законы сотворения этого мира. Ведь мы исповедуем, что все сотворено Бо­гом, и отсюда власть Христа — Бога Сына над болезнями. Он может победить их, пото­му что знает как. Это власть Творца, а не власть каких-то искусных действий. Поэто­му, кстати, к человеку, утверждающему, что он целитель, всегда вопрос: откуда его сила?

Значит, Христос исцеляет слепорожден­ного силою Творца. Но люди не верят в это чу­до, они учиняют расследование, прозревшего вызывают к фарисеям, требуют рассказать, как это было, и он рассказывает.

—Да, и тут очень интересно отношение родителей к происшедшему. «Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он те­перь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем... Так отвеча­ли родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто при­знает Его за Христа, того отлучать от синаго­ги» (Ин. 9. 18-22). Родители слепорожден­ного отвечают так не оттого, что не готовы принять чудо, нет, это реакция людей, кото­рые сами слепы духовно. Ведь если человеку сделали добро, то он хотя бы может сказать правду. Но родители слепого, боясь, что их станут преследовать, отказываются от Хрис­та, предают Его. И становится ясно, что бо­лезнь их ребенка была не случайной.

Фарисеи в конце концов выгоняют про­зревшего со словами «во грехах ты весь родил­ся. И ты ли нас учишь?» И Иисус, услышав, что его выгнали вон, находит его Сам. И все же получается, что болезнь слепорожденного если и не наказание за грех, не расплата за не­го, то все равно не случайна — она следствие духовной слепоты родителей. Представьте се­бе, что нас сейчас читает женщина, у которой родился больной ребенок, и она думает, что его болезнь — это следствие когда-то сделанного аборта; так часто бывает. Сознание такой ви­ны может раздавить мать.

—Мать в первую очередь должна знать, что молитва творит чудеса! Видимо, это от­того, что Сама Богородица покровительст­вует всем матерям и особо благосклонна к той молитве, которая звучит из сердца мате­ри. А потом здесь совсем неправильная по­становка вопроса. Что мы тут хотим выяс­нить: степень виновности или все-таки что делать, как исправить ситуацию? Конечно, если человек церковный, то для него очевид­но, что ничего просто так в этом мире не происходит, и он начнет духовно решать эти проблемы, но не игнорируя врачей! Настоя­щие врачи, они от Бога, мы говорим, что хо­роший врач — это инструмент в руках Божь­их. И вот когда поставлен врачебный диа­гноз, а очень важно не самому его ставить, а довериться врачу, необходимо, чтобы чело­век пришел в храм и исповедовался в том, что у него произошло, спросил совета. Очень важно, чтобы он не замкнулся в себе, чтобы он пришел ко Христу. Ведь часто именно болезнь приводит человека к вере. И если человека мучает вопрос «за что?», то его надо обязательно решать с духовником, надо подойти в храме к священнику и побе­седовать с ним. Ведь если человек в силу не­достаточной воцерковленности не воспринимает болезнь как испытание, то есть, если у него нет церковного сознания, то ему нуж­но обязательно духовно укрепиться. Тут вопрос не в том, что надо начинать копаться в себе, что-то анализировать, нет, ведь чело­век, пускаясь в этот анализ, может заблу­диться и впасть в отчаяние.

А уныние как «ненадеяние на Бога» — это грех. Вопрос, который часто приходится слышать: «Что делать, чтобы хватило терпения, если болеют близкие?»

—Главное, чтобы хватило любви, тогда хватит и терпения. Надо прийти в храм. Надо помнить, что невозможно для человека, то возможно для Бога. Да, всякий грех — это нарушение неких естественных законов, установленных Богом, и если человек вмешивается в этот процесс, который обозначен как Промысел Божий, если он выбирает путь противления Богу, то он не наказывается, он сам себя наказывает, отнимая у себя благодать Божью. То есть если ты сам хочешь идти по этой жизни, если ты не хочешь прислушиваться к Заповедям Божьим, — пожалуйста, иди. Но уже не под водительством Божьим, а под своим собственным. В Евангелии от Иоанна сказано, что одни возлюбили Свет и обрели этот Свет, а другие возлюбили тьму. Но надо помнить одно: Бог милосерден, Он нам сострадает, Он услышит и молитву матери, и намерения сердца. И, может быть, своей любовью мать спасет и себя, и своего ребенка. Господь дает надежду на исцеление. Но для этого должно быть личное участие верой в исцеление. Главным ос­тается вера, личное участие в Таинствах. Но нельзя к ним относиться как к чему-то маги­ческому: заплатил деньги за молебен, и жди... Тут нельзя подходить с мерками «ты мне, я тебе». Ведь во всех случаях исцеления Хрис­том важно, что больные или их близкие об­ращались к Нему, вели диалог с Ним. И то, что было невозможно для человека, то воз­можно для Бога.

То есть болезнь, как мы говорили вначале, для того, чтобы на нас явились дела Божьи. Чтобы мы воочию увидели силу Христа. Или все гораздо сложнее?

—У нас есть Евангельская история с вос­крешением Лазаря, когда Христос сказал слова, которые очень удивили Его учеников: «...эта болезнь не к смерти, но к славе Божи-ей»(Ин. 11.4).

Когда Лазарь, брат Марии и Марфы, заболел, Христос был далеко от Вифании, и, придя туда, Он нашел, что Лазарь умер. Уз­нав об этом, Иисус заплакал. Потом, подой­дя к пещере, Он сказал: «Отнимите камень». «Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, то уви­дишь славу Божию?» (Ин. 11. 39-40). И, ког­да отняли камень от пещеры, где лежал Ла­зарь, Христос помолился и приказал ему выйти вон. И Лазарь вышел, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Это было буквальное воскрешение, когда Хрис­тос как Бог совершает чудо, вмешиваясь в, казалось бы, необратимые процессы.

А почему вы подчеркнули, что Христос плакал перед входом в пещеру? И почему Он плакал?

— А почему мы плачем? Он плакал из любви, из сострадания. Христос — Богочеловек, и Его скорбь — это человеческое в нем. Это очень важно, потому что здесь не демонстрация чуда или Его силы, здесь принципиально новые отношения между Богом и человеком.

Ведь если в Ветхом Завете болезнь воспри­нимается как наказание Божье, а например, такая болезнь как бесплодие — как прокля­тие Божье, то в Новом Завете появляется со­вершенно новый подход к болезням вообще. Тут надо обязательно сказать, что наказание Божье и проклятие — это совершенно раз­ные вещи. Потому что наказание служит к исправлению чего-то, а проклятие — это уже констатация факта того, что человек нахо­дится вне благодати Божьей. Так вот, если в Ветхом Завете бесплодие считалось прокля­тием, и таких людей дискриминировали, например, у «неплодного» Иоакима первосвя­щенник даже прилюдно не принял жертву, то с появлением христианства впервые возникают новые отношения между Богом и че­ловеком. Именно у бесплодных Иоакима и Анны, которые были женаты уже 20 лет, рождается Пресвятая Богородица, у бес­плодных Захарии и Елисаветы — Иоанн Предтеча. Болезнь становится не к смерти, а к славе. Теперь человеку дана такая возмож­ность. Христос принес Свою жертву за всех, в том числе и за наши грехи, и вот, искупив наши грехи, «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8.17). А потом здоро­вье — это не абсолютная ценность, и часто через физические страдания мы очищаемся от своих духовных немощей. И многим этот мир открывается только через страдания и те испытания, которые они получили.

Часто приходится слышать вопрос, от ко­го наши болезни и испытания: от Бога или от дьявола. Как распознать это?

—Вопрос с самого начала поставлен не­правильно. Не надо размышлять, от кого. Важен сам факт испытаний и то, как мы их преодолеваем. У кого мы просим помощи. Ведь, как сказано, и волос с головы не упадет без воли Божьей. И если что-то допущено до нас, то это есть испытание нашей веры.

В свое время передо мной был пример монаха Аникиты, который семнадцать лет страдал от полиартрита, у него были страшные боли. И при этом он обладал и удивительной терпимостью и совершенно уникальным даром выслушивать других лю­дей. Это был именно дар - дар принятия другого человека. И когда мы с ним говори­ли на эту тему - а мы были очень близки, то получилось так, что его собственные стра­дания научили его понимать других. Он имел опыт страдания, и он воспринимал свое страдание как благословение на то, что­бы помогать людям. И своим даром духов­ного видения он очень многим помог в вопросах исцеления. Ведь часто чело­век, у которого все хорошо, живет, ничего вокруг, кроме себя, не за­мечая, и только болезнь и страдания заставляют его совер­шенно по-другому строить отношения с миром.

И человек начинает видеть, он прозревает...

 

Беседа 2

Дар целительства

 

Владыка, в прошлой беседе мы начали разговор о христианском отношении к болезням, о духовных причинах их... Мы говорили о том, что в Евангелии много при­меров исцеления Христом, что Он исцелял лю­дей силой Творца. И для того чтобы это исцеле­ние произошло, нужно наше личное участие в нем — участие верой. И тогда «по вере вашей да будет вам». Мы говорили о том, что если стра­дает дух, то заболеет и тело. Владыка, Христос врачевал не только физические болезни, вос­крешал из мертвых, Он исцелял и духовные не­мощи. Давайте сегодня поговорим о духовных болезнях. Что это такое?

—ВЕвангелии рассказывается о том, что, когда Иисус пришел в страну Гадаринскую, Его встретил человек, одержимый нечистым духом, которого никто не мог связать даже цепями, «потому что многократно был он скован... но... разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его» (Мк. 5. 4). Увидев Иисуса издалека, человек прибежал и покло­нился Ему, но тут же вскричал громким голо­сом: «...что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» (Мк. 5. 7). Но Иисус говорит: «выйди, дух нечистый, из сего человека» (Мк. 5. 8). Смотрите, что происходит: Христос точно знает, что произошло с этим человеком, ка­кие силы одолевают и держат его. Он Тво­рец, Он знает природу этих сил, дальше идет диалог Христа с духами злобы поднебесны­ми. И тут важно то, что и они, эти духи, тоже узнают Христа, они даже обращаются к Не­му: «Иисус, Сын Бога Всевышнего», и, признавая Его силу, подчиняются Христу, поки­дают тело больного, потому что слабы перед Богом. Смотрите, они просят Христа, чтобы Он не выгонял их из этой страны, а послал в свиней, пасущихся рядом. Как сказано: «Иисус тотчас позволил им» (Мк. 5. 13), не­чистые духи вошли в свиней, и тогда все ста­до, а их было около двух тысяч, устремилось с крутизны в море и потонуло.

Понятно, что Христос узнает их и повеле­вает ими силою Творца, а в нашей жизни, где проходит граница между медициной и Церко­вью? Какие вопросы в компетенции священни­ка, какие по ведомству врача и где здесь место целителя-экстрасенса?

—Христос все время говорил своим учени­кам: «Исцеляйте людей», то есть это одна из миссий Церкви в этом мире. Церковь назы­вают лечебницей для исцеления грехов, и, врачуя грех, мы исцеляем и тело. Церковь устраняет первопричину, но она не может и не должна брать на себя какие-то несвойствен­ные ей функции, подменять медицину. Тут невозможно дать общих советов, это очень тонкие вещи, и только духовник может опре­делить, когда человек должен обратиться, на­пример, к психиатру, а когда к духовнику. Существует наука, называемая «Пасторское богословие», которая позволяет определить степень вмешательства в духовного человека.

Значит, между медициной и Церковью нет антагонизма?

—Нет, конечно. В истории христианства было очень много врачей. Врачом был еванге­лист Лука, придворным врачом был святой великомученик целитель Пантелеймон. А зна­менитый святитель Лука Войно-Ясенецкий, канонизированный нашей Церковью, соче­тал в себе гениальность хирурга (его труд по гнойной хирургии считается классическим) со служением Богу — он был архиепископом. Причем он жил в годы жесточайших гоне­ний на Церковь, был преследуем за веру, и во время Великой Отечественной войны, ока­завшись в ссылке, написал письмо Сталину, в котором просил, чтобы его как хирурга на­правили на фронт, и обещал отбыть свой срок после войны.

А целители? В прошлых беседах мы уже рассказывали, что Христос наделял своих уче­ников даром целительства. Многие сейчас ут­верждают, что и они имеют этот дар, «получен­ный свыше». С каким явлением мы имеем здесь дело?

—Да, Христос наделял даром Своих уче­ников, апостолов. Сначала их было двенад­цать, потом семьдесят. Апостолы, а дословно с греческого «апостол» — это «посланник», получали от Бога дары Святого Духа, в том числе и дар целительства, и, как сказано, да­же «от тени их» исцелялись люди. И тут очень важен следующий момент: когда Хри­стос наставляет своих учеников, призывая их на апостольство, «ходя же, проповедуйте,...больных исцеляйте, прокаженных очи­щайте, мертвых воскрешайте, бесов изго­няйте» (Мф. 10. 7—8), то Он объясняет им, как это надо делать: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10. 8). Ведь апостолы получи­ли эту благодать как Дар Святого Духа, зна­чит, и использовать его должны были так же.

То есть это существенно, как использо­вать духовный дар, данный человеку, в том числе и дар целительства?

—Конечно, ведь если бы это превратилось в бизнес, то непонятно было бы, каким ду­хом это бы делалось и осуществлялось.

Владыка, читатели часто спрашивают, как можно определить, стоит ли идти к тому или иному знахарю, целителю, магу, экстра­сенсу? По-видимому, один из критериев, кото­рый дал Сам Христос, — «даром получили, да­ром и давайте», мы уже назвали.

—Да, как правило, истинные целители никогда не устанавливают расценки за свои исцеления. Но здесь дело в другом. Все эти маги, целители, которых сейчас так много, рассказывают нам о космических силах, аст­ральном и тонком теле и т.д. Там есть все, но нет личного отношения между Богом и больным. Просто предлагается открыть в се­бе какие-то способности, впустить себе в ду­шу некие силы, их называют силами космо­са или как-нибудь еще, по-видимому, здесь есть разные школы. Но вся проблема в том, что в духовном мире есть Божий мир и мир падших ангелов, изначальная цель которых — уничтожить человека. И вот тут возникает проблема: человеку предлагается вступить в контакт с силами, природу которых он не знает. И бывает так, что этого контакта он достигает. Ситуация становится действи­тельно трагической, когда человек, будучи духовно неподготовленным, пользуясь эти­ми методиками «развития, открытия в себе каких-то способностей», вступает во взаи­модействие с этими силами, впускает их в себя, даже не представляя, с чем он имеет де­ло. Часто эти «целительницы», «маги» ссы­лаются на авторитет Церкви: и свеча рядом, и икона, и атрибутика церковная, и кажется внешне, что все нормально. Они даже гово­рят, что ходят в храм...

А как понять, что это только декорация?

—Да, это всего лишь внешняя атрибутика, если больной при этом не имеет личного от ношения с Богом, со Христом. А раз так, то обращение как раз происходит к совершен­но другим силам.

То есть тогда и свеча, и икона — не больше чем рекламный трюк. Если объясняется, что исцеление происходит не силой Бога, а как следствие каких-то манипуляций, действий, или как результат некоего заговора, который «самый древний» или «никому не известный, передаваемый по наследству». Молитвы, на­пример, даны всем, они есть в каждом молитвослове.

—Да, но тут нужна вера, а это труднее. А в таких отношениях между целителем и боль­ным, веру заменяют деньги, тут совсем дру­гие отношения. Достаточно заплатить, и не нужно делать над собой никаких усилий. То есть это опять попытка обойти какие-то сложные проблемы не меняя себя, не пыта­ясь прежде всего в себе открыть дверь сердца и впустить туда Христа.

Для этого нужно усилие — усилие веры.

— Но дело в том, что чаще всего люди, прошедшие через такое целительство, все равно потом приходят в церковь, но часто уже искалеченные, подвергшиеся какому-то духовному насилию или даже зомбированные. Например, человек пусть даже и исцелился от каких-то ревматических болей, но ведь если он до того просто не мог ходить физически, то теперь физически он как раз, возможно, и ходит, но в результате вмеша­тельства в духовную жизнь он может быть искалечен духовно. Есть целительство от Бо­га, совершаемое по вере людей, а есть то, ко­торое происходит даже не по вере, а от безы­сходности. Человек безысходен: ему все рав­но, к кому обратиться. И вот это «все равно» приводит к потере веры в Бога. Целительст­во по вере заключается в том, что человек надеется на то, что только Бог окажет ему помощь, он вверяет себя Ему. А целительст­во от безверия, это когда человек, разуверив­шись во всем, не видит перед собой Христа, и от безысходности готов обратиться к кому угодно. И если в первом случае человек отда­ет Христу свою веру, и тогда «по вере вашей да будет вам», то в случае, когда он обраща­ется к любому целителю, нетрудно понять, чем он платит за это. Ответ один — душой.

А почему?

—Потому что когда мы идем к Богу, мы идем к своему Творцу, к Тому, Кто призвал нас к жизни. А во всех остальных случаях мы в конце концов идем к тому, кто у нас эту жизнь отбирает.

Значит, вопрос: «Обращаться к знахарю или целителю, если ты или твои близкие забо­лели?»— это вопрос того, насколько ты веришь в Бога?

—Да, и степени твоей воцерковленности. Потому что для людей воцерковленных, вопрос «идти или не идти» даже не стоит. Пото­му что на самом деле это вопрос: кому ты больше доверяешь — неизвестно какому це­лителю или Богу? Верующий, если заболел, понимает, что это испытание его веры. Он, после того как поставлен врачебный диагноз (а очень важно не самому его ставить, а дове­риться врачу, ведь мы говорили, что хороший врач — это инструмент в руках Божьих), при­дет в храм, поисповедуется. Если он считает, что его болезнь — это следствие греха, и он хочет найти духовную первопричину, то он пойдет на беседу к духовнику. Потому что ес­ли он сам начнет искать, анализировать, то может впасть в отчаяние, запутаться. После исповеди он причастится и примет участие в молебне. А потом, в дальнейшем, в зависимо­сти от результатов, может и пособороваться.

А разве соборование производят не только перед смертью?

—Нет, это неправильное понимание. Со­борование — это Таинство, специально на­правленное на то, чтобы исцелить человека и духовно, и физически, чтобы, видя его ве­ру, дать ему особые благодатные силы, кото­рые могли бы его исцелить. Сейчас возвра­щаются традиции, когда перед операциями служат специальные чины и молебны.

А люди невоцерковленные, скорее всего, сначала придут туда, где легче, где можно за­платить деньги за какие-то магические дей ствия, манипуляции и получить исцеление. Но в таком случае ссылка на авторитет Церкви — это просто гарантийное письмо и все. К сожалению, всегда будет кто-то попа­даться, а бизнес целительства будет всегда существовать.

Но ведь мы не можем отрицать, что есть люди одаренные, обладающие харизмой цели­телей.

—Конечно, нет. В «Дидахии» сказано, что одному дан дар пророчества, другому дар апостольства, третьему дар целительства или дар изгнания бесов. Бывает, что к нам обра­щаются люди, которые действительно чувст­вуют в себе этот дар. Они говорят: «Мы исповедуемся, причащаемся, но чувствуем, что в нас это есть, и понимаем, что этот дар нуж­но использовать осторожно». Это действи­тельно так, ведь если человек стихийно уз­нал, что он может своими молитвами, имен­но молитвами, а не какими-то действиями, кому-то помочь, кого-то исцелить, то, если он не подготовлен, он может этого испу­гаться. А если он неверующий, то он начнет бояться этого, потому что иногда оттого, что он кому-то помог, он может заболеть сам. А вот вопроса «надо или не надо этим зани­маться» не существует. Потому что это не вопрос личного выбора человека — в этом случае надо идти к духовнику и спрашивать, есть ли на то воля Божья.

Но, наверное, такому дару надо соответствовать?

— Конечно. Целительство — это дар, который человек стяжает. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжайте дар Духа Святаго и вокруг вас спасутся тысячи». Ведь человек, которому дан такой дар, он как проводник: один перегревается оттого, что засорен чем-то нечистым, а другой настолько чист, что ему многое дается. Почему, например, «молитвы на изгнание бесов» читаются монахами, причем очень высокой жизни, имеющими высокий духовный опыт. Дело в том, что они понимают, с какой силой начинают соприкасаться, они понимают, что, во-первых, это очень высокая степень ответственности за больного, а во-вторых, это опасность повредить своей собственной душе. То есть священник идет напрямую, как говорится, «идет на Вы» с силами зла. И Христос, имея в виду бесов, говорит: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17. 21), подразумевая, что тем, кто исцеляет, необходимо иметь определенный образ жизни. Ведь и апостолы не всегда могли исцелять. Однажды ко Христу подошел человек и попросил Его: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает,...я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 17. 15—16). Иисус приказал бесу, бес вышел вон, и отрок исцелился, как сказано, «в тот час» (Мф. 17. 18). И тогда апостолы, оставшись наедине со Христом, спросили Его, почему они, Его ученики, не смогли ис­целить юношу. «Иисус же сказал им: по не­верию вашему; ибо истинно говорю вам: ес­ли вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозмож­ного для вас» (Мф. 17. 20). Он обличает их в том, что они маловеры, и потому не могут пользоваться своим даром.

А что же делать человеку, если он понимает, что нуждается в помощи Божьей, но вера его еще очень слаба?

— Вот как рассказывается в Евангелии от Марка о том, как произошло исцеление юноши. Когда отец больного просит Христа: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9. 22), Христос отвечает: «...если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9. 23). И тогда отец воскликнул со слезами: «...верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9. 24).

 

 

Беседа 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных