ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сокровище благ и жизни Податель
— Владыка, после нашей беседы, посвященной Святому Духу, мы получили много писем с просьбами продолжить разговор. Давайте сегодня поговорим о духовных сущностях нашего мира и о духах и Духе Божьем. — Помните, мы говорили о том, что если открыть Книгу Бытия, то там рассказ о творении начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1. 1—2). То есть Дух Божий присутствовал уже с самого начала творения, но глагол «носился», к сожалению, не совсем точно передает смысл оригинала. Правильнее было бы использовать слово «оживотворял». Вот эта неточность и сложность описания всего, что связано с Духом Божьим, не случайна. Дух Божий неразделим с Отцом и Сыном, но у Него особый способ Себя открывать и Своя особая ипостась. Дух не имеет лица или даже имени, которое можно было бы представить в каком-либо человеческом образе. О Нем говорится описательно, и Его имя заимствовано из природных явлений: еврейское «руах» — это «дуновение, ветер»; греческий эквивалент — «дыхание»; а латинский «spiritus» — это «веяние». И описание Его действий тоже представляет сложность, они чаще всего метафоричны, носят поэтический характер. «Пошлешь Дух Твой — (живые существа) созидаются, и Ты обновляешь лице земли» — говорится в псалме (Пс. 103. 30). И Дух Божий - это Тот, Кто оживотворяет жизнь, причем во всех ее проявлениях: как неорганическую, так и органическую, как в космических масштабах, так и жизнь сердца человеческого. Все в этом мире подвластно Духу Святому, Он творит и действует в этом мире, наполняя его любовью, сотворяя жизнь, которая приобретает тот истинный смысл, вложенный в нее Творцом. А вот как дальше в Библии говорится о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2. 7). То есть дух человека — это то Божественное дуновение, которое превращает его плоть в существо действующее — душу живую. Дух — это данность человека, то, что живет в нем, обитает в нем. Помните, как в Евангелии описывается эпизод воскрешения Иисусом дочери начальника синагоги: «И возвратился дух ее; она тотчас встала» (Лк. 8. 55). Поэтому когда об умирающем говорят: «Он испустил дух,» - это не просто некое образное выражение. Здесь суть: дух -это неотъемлемая часть живого человека. — То есть дух - это нечто, пусть и неуловимое, принадлежащее человеку и данное ему от Бога. Владыка, а как этот дух соотносится с тем Духом Божьим, Который, как некая Божественная сила, движет всем по замыслу Творца? Ведь в своих духовных движениях человек не всегда совпадает с ней, и иногда какие-то демонические начала овладевают им. — Мы уже говорили, что есть разные духовные сущности: есть Ангел Светлый, а есть ангел от сатаны. Есть Дух Господень, а есть духи злобы поднебесные. И человеческий дух может соприкасаться и с теми, и с другими. В Библии, в Первой Книге Царств, рассказывается о том, что, когда Дух Господень был на Сауле - первом царе Израиля, тому все удавалось. Но вот из-за того, что он «отверг слово Господа», за прегрешения Саула, Дух Господень отступил от него, и его стал возмущать злой дух. В такие периоды Саул становился жесток, мрачен, ничто не приносило ему утешения. И только Давид, на котором, как сказано, «почивал Дух Господень» (1 Цар. 16. 13), мог своей игрой на гуслях вернуть Саулу радость: «Отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар. 16. 23). А вообще, радость - это одно из свойств Духа Святого. Дух Святой, сказано, был явлен людям на пятидесятый день после Воскресения Христа. Он, в виде огненных языков, снизошел на апостолов. И это сошествие Духа Святого было нужно для того, чтобы люди после Вознесения Христа не чувствовали себя оставленными, чтобы они знали, что Господь рядом с ними. Это было сошествие Духа Святого, но ведь вся история человечества пронизана действием Духа Божьего, промыслительного действия, то есть действия, направленного на спасение человека. И, соприкасаясь с человеком, Дух Божий направляет дух человека и преображает его. — Владыка, у нас есть молитва Святому Духу, с которой фактически начинается утреннее правило. Она звучит так: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша», разъясните ее, пожалуйста. —Впервой части молитвы идет определение Святого Духа: мы называем Его «Царем Небесным, Утешителем, Духом истины, везде находящимся и все наполняющим, Источником всякого блага и Подателем жизни». Это очень важно — правильно назвать. А дальше следует наше обращение к Святому Духу. Мы просим: «приди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши». Как и в любой молитве, каждое слово здесь не случайно, оно выверено огромным опытом, но, прежде чем рассказать о том, как Дух Святой действует на человека, я бы хотел сделать следующее отступление. Дело в том, что каждый человек, особенно если он делает еще только первые шаги в Церкви, должен понимать, что все, что связано со Святым Духом, свято, потому что это относится к самой основе жизни. В Евангелии приводятся такие слова Иисуса: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся.., а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12. 31—32). И вот, помня об этом, давайте вернемся к тому, как в молитве Святому Духу определяется Его действие. Когда мы говорим, что Святой Дух оживотворяет, то это значит, что Он не только поддерживает жизнь, но и вносит в нее истину, то есть Божественные законы. Ведь жизнь, не направляемая этими законами, приводит к гибели. Рассмотрим, например, раковые клетки. С точки зрения богословия — это клетки, в которых нарушен Богоданный механизм размножения: они делятся непрерывно, неконтролируемо, вопреки Божественной установленности, и этот сбой в механизме приводит к гибели организма. И вот животворящее действие Духа Божьего заключается в том, чтобы не допускать таких сбоев, делать так, чтобы жизнь развивалась согласно законам Творца, то есть Дух Божий вносит в эту жизнь Истину. На примере раковых клеток мы можем видеть, насколько это важно. Есть еще одна молитва, непосредственно касающаяся Святого Духа, -это так называемая молитва третьего часа, в которой мы просим: «Господи, не отыми от нас (Святой Дух), но обнови нас, молящихся Ти ся». И тут важно, что Святой Дух не только сохраняет нашу жизнь, придавая ей истинное значение, но и обновляет нас. — Что еще важно знать о действии Святого Духа в нас? —Дух Святой изгоняет всякую нечисть. Действуя в нас, он очищает нас. Василий Великий говорил, что Дух, воссияв «после очищения от скверны через обращение с собой, делает людей духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися, так и ду-хоносные души, будучи озарены Духом, делаются духовными и на других изливают благодать». Отсюда, говорит Василий Великий, и такие дары, как предвидение будущего, разумения Таинств, постижение сокровенного, радость. — Творческие открытия, откровения, озарения — это все той же природы? —Откровения, конечно. «В тот день я был в духе», — пишет Иоанн Богослов в Апокалипсисе. Что касается творчества, то если источником вдохновения оно имеет Творца, то тоже. И радость, внутренний свет, который позволяет человеку смотреть на мир и жизнь с точки зрения надмирных категорий, а не с позиции каких-то мирских, привычных стереотипов - это тоже все Дары Святого Духа. Дух Святой действует через человека: человек становится Его носителем, Он овладевает человеком и преобразует его. Есть люди, о которых говорят, что они являются вместилищем Святого Духа. Мы говорим «духонос-ный старец» — и это не просто метафора. Это значит, что на этом человеке «почивает Дух». Или говорят: «благодатный батюшка». — Знаете, есть люди, которые своим светом, внутренней радостью буквально притягивают к себе — и это тоже свидетельство Духа Святого? —Несомненно. Но есть люди, которые этого лишены. И вот тут очень интересны исследования академика Фаддея Шипунова. Не буду вдаваться в научные детали, суть исследований в том, что Шипунов изучал биополе различных людей и заметил, что вокруг убийц, а также тех, кто потенциально был склонен к этому, фиксировалась некая зона пустоты — «черная дыра», образно говоря. На самом деле эти открытия не новы: в Библии приведено множество примеров того, как человек отходит от Бога, и тогда Дух Господень оставляет его, и человек уже сам не ведает, что творит. Он оказывается вне благодатного влияния Духа Святого, его начинает, что называется, крутить, и сам человек остановиться в этом случае бывает не в состоянии. — То есть человек не может быть пустым, в нем либо действует Дух Божий, либо его захватывают злые духи. —Совершенно верно. И это то, почему мы подчеркиваем необходимость очень трепетного отношения к Духу Божьему. Иоанн Златоуст сравнивал человека, который высказывает хулу на Духа Божьего, с тем, кто бросает камень в небо. Он говорит, что тот, кто бросает камень вверх, не может ни пронзить вещества неба, ни даже достигнуть высоты, но только принимает этот камень на свою голову; то же происходит с безумцем, который против Духа Божьего. Наказание неизбежно. И в чем тут дело? Ведь как «скоро ты сказал о Духе то, чего не должен говорить, в тебе уже обозначилось, что ты оставлен Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так и отлучившийся от Духа, став вне просвящающегося, объемлется душевной слепотою» (Василий Великий). — Владыка, я читала, что, когда одного старца спросили, что надо делать, если при тебе звучит хула на Духа Святого, он ответил: «Бежать от этого места со всех ног». Это может быть опасным даже для свидетелей? —Конечно, ведь действие сил зла очень разнообразно, а человек не всегда может рассчитать свои силы. Это может быть опасным даже просто в прямом, физическом смысле слова. Ведь Духом Святым всегда изгонялась всякая нечисть, бесы, и это тоже одна из причин, по которой мы просим, чтобы Господь «не отнял от нас Святого Духа». Фактически это вопрос сохранения жизни. Потому что дух человеческий, как некая субстанция, нуждается в очищающем, обновляющем и спасительном действии Святого Духа. И вот тут очень важно научиться распознавать, какой дух увлекает тебя. Апостол Иоанн предупреждал: «...не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4. 1). Для человека очень важно согласование своей воли с волей Божьей. А это фактически согласование духа человеческого с Духом Божьим. И если человек, наделенный от Бога свободной волей, делает неправильный выбор, то он сам себя лишает живительной силы Святого Духа. — Но как распознать, какой дух действует в тебе, ведь жизнь каждый день предлагает сложные задачи, решения которых неочевидны. —А вот для этого и существуют духовники, есть молитвословы с молитвами — это квинтэссенция духовного опыта, а когда мы молимся, мы просим Господа: «даруй мя зрети мои прегрешения». Для этого существуют Таинства, во время которых нам сообщаются дары Святого Духа, а среди них и дар мудрости. Критерием того, каким духом ты наполнен, становится Священное Писание. Например, слова из Книги Екклесиаста, где сказано, что «человеку, который добр пред лицем Его (Господа), Он дает мудрость и знание и радость» (Еккл. 2. 26). Есть такое богословское понятие — «Стяжать Святой Дух». Оно обозначает внутреннее действие, когда человек стремится наполниться Духом Святым, это большой труд, заключающийся, в том числе, в молитвенном делании. Мы говорим: «Дух Божий — податель жизни, податель спасения». Дух — одна из ипостасей Бога, Он не позволяет нам забыть, что Бог — это Тайна. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит», - говорит о Нем Иисус (Ин. 3.8). Бывает, что одного его дуновения достаточно, чтобы преобразить и мир физической природы, и сердце человеческое. И в заключение мне хочется рассказать торию одного крупного, удачливого и достаточно известного бизнесмена. Однажды случайно, скорее как турист, а не как человек верующий, он зашел на подворье монастыря. И вдруг этот человек — очень современный, прагматичный, жесткий и именно благодаря своей жесткости достигший высот в бизнесе, — почувствовал Нечто, что как бы коснулось его. Это было необъяснимо, но ему непреодолимо захотелось задержаться в этом месте. Но он в силу своей занятости не мог этого сделать, он уехал. А потом вернулся — вернулся, чтобы понять, что это было. И остался в монастыре. Просто послушником. И когда он пытался объяснить, что же с ним произошло, он рассказывал об этом так: «Я вдруг почувствовал существование чего-то... Я почувствовал, что, да, я двигаю и убираю людей, продаю и покупаю, но точно так же кто-то двигает и убирает меня, и в сущности я живу, как на базаре... А здесь был другой мир, другое измерение, другое время и другая жизнь».
Дары Святого Духа
Еще в древней церкви были замечены особые животворящие и исцеляющие свойства святой воды, святого елея («елей» — грен. «оливковое масло») и просфоры. Вот что писал об этом Симеон Солунский: «Я узнал, сколько величайших и Божественных даров заключает в себе святой елей; в нем избавление от болезней, оставление грехов; он податель освящения, Божественного укрепления и, наконец, приводит в Царство Небесное... Хотя он и простой, но исполнен благодати через призывание на него имени Божия; ибо где призываете Бога, там все Божественно и все имеет силу Божию... посему елей, нам благословленный посредством призывания Бога, Божественен и свят, и исполнен благодати Святого Духа. Подобно тому, как и вода крещенская — хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссоздающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу». Два раза в год — в Крещенский сочельник и в само Крещение (Богоявление) совершается так называемое великое освящение воды — великая агиасма (святыня). Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: «...прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово...» Отцы Святой Церкви упоминают об особых свойствах богоявленской воды и советуют чаще прибегать к ее целительной помощи. Кроме того, для повседневных нужд существует малое освящение воды, так называемая малая агиасма, совершаемое в храмах каждодневно. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от святой воды малого освящения богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Можно сделать исключение только для очень больных или при внезапно наступившем болезненном состоянии. Таинство Елеосвящения совершается не только над болящими, но и в случае необходимости духовного укрепления. Иначе оно называется Соборованием. Видимая часть Таинства заключается в семикратном помазании елеем, сопровождаемом чтением молитв и Евангелия. Таинство открывает путь для благодатного уврачевания телесного недуга и, по словам отцов Церкви, «истребляет забытые грехи». Больные могут сами пользоваться освященным елеем для помазывания (крестообразно), и многие испытывают на себе действие этой животворящей святыни. Святая просфора (от греч. - «приношение») - это маленький квасной круглый хлеб, употребляемый в Таинстве Евхаристии. Принесенную из храма домой просфору верующие употребляют со святой водой утром, натощак. Очень хорошо давать детям, старикам и больным.
Глава 6 О христианском отношении к болезням и целительству Беседа 1 Почему мы болеем?
— Владыка, сегодня, по многочисленным просьбам наших читателей, мне бы хотелось поговорить о христианском отношении к болезням и целительству. —В Евангелии очень много примеров, когда Иисус исцелял самых разных больных. И вера – это первое условие, необходимое для совершения чудесного исцеления - сверхъестественного действия, которое сообщает человеку силы для восстановления его поврежденной природы — физической и духовной. В Евангелии рассказывается, как однажды Христа встретили слепцы. Они последовали за Ним и стали кричать: «...помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9. 27). И тогда Он спросил: веруют ли они в то, что Он может это сделать? «Да, Господи!» — ответили они. «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их...» (Мф. 9. 29—30). Сама вера — это выход за рамки привычного, за границы рационального, это призыв человека к Богу. И Бог отвечает на него — «по вере вашей да будет вам». — Владыка, в предыдущих беседах мы говорили о том, что Бог смерти не сотворил, что она стала следствием греха. Правильно ли считать, что и наши болезни, которые ведут к смерти, тоже его следствие, расплата за грех? —Естественно, если человека одолевают страсти и он болен духовно, то, как правило, в результате такого порабощения страстями, будет страдать и тело: человек злоупотребляет алкоголем — разрушаются внутренние органы. Конечно, не всегда эти связи между грехом и болезнью явны, они не прямые, и духовные причины наших болезней не всегда очевидны. Но, как правило, все болезни связаны с нашим духом — если дух болен, то, естественно, страдает и тело. Мы живем в греховном, искаженном мире, мы сами его таким сделали: и нарушением Заповедей Божьих, и безумным вмешательством в окружающую среду. Наши болезни бывают следствием и экологических катастроф, и нравственного состояния общества. Поэтому очевидно, что в этом мире просто не бывает действий, за которые бы не пришлось расплачиваться. — По-видимому, люди, чувствуя эту связь, заболев, часто спрашивают «за что?», «почему?» —Есть Евангельский рассказ об исцелении Христом слепорожденного, который начинается с того, что ученики Христа, проходя мимо слепца, спрашивают у Иисуса: «Раввй! (учитель), кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9. 2). И обратите внимание на то, что отвечает Иисус: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий» (Ин. 9. 3). И дальше рассказывается о том, как Христос исцеляет слепорожденного. «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся... Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9. 6—7). И здесь важно вот что. Во-первых, каждый из нас имеет какие-то ограниченные возможности в силах. Для того чтобы исцелить, поправить первопричину, чтобы произошел как бы «обратный» процесс, который был бы еще и очень быстрым, нужна сила. Христос как Бог совершает такое сверхъестественное воздействие на человеческую природу, Он мгновенно и на любом уровне производит восстановление тех или иных утраченных человеком качеств. Он имеет эту силу, и здесь, в исцелении, важна именно Его сила, а не какие-то манипуляции или действия сами по себе. И второе, это сила — сила благодатная. Это сила, которая созидала и поэтому знает законы сотворения этого мира. Ведь мы исповедуем, что все сотворено Богом, и отсюда власть Христа — Бога Сына над болезнями. Он может победить их, потому что знает как. Это власть Творца, а не власть каких-то искусных действий. Поэтому, кстати, к человеку, утверждающему, что он целитель, всегда вопрос: откуда его сила? — Значит, Христос исцеляет слепорожденного силою Творца. Но люди не верят в это чудо, они учиняют расследование, прозревшего вызывают к фарисеям, требуют рассказать, как это было, и он рассказывает. —Да, и тут очень интересно отношение родителей к происшедшему. «Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем... Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Ин. 9. 18-22). Родители слепорожденного отвечают так не оттого, что не готовы принять чудо, нет, это реакция людей, которые сами слепы духовно. Ведь если человеку сделали добро, то он хотя бы может сказать правду. Но родители слепого, боясь, что их станут преследовать, отказываются от Христа, предают Его. И становится ясно, что болезнь их ребенка была не случайной. — Фарисеи в конце концов выгоняют прозревшего со словами «во грехах ты весь родился. И ты ли нас учишь?» И Иисус, услышав, что его выгнали вон, находит его Сам. И все же получается, что болезнь слепорожденного если и не наказание за грех, не расплата за него, то все равно не случайна — она следствие духовной слепоты родителей. Представьте себе, что нас сейчас читает женщина, у которой родился больной ребенок, и она думает, что его болезнь — это следствие когда-то сделанного аборта; так часто бывает. Сознание такой вины может раздавить мать. —Мать в первую очередь должна знать, что молитва творит чудеса! Видимо, это оттого, что Сама Богородица покровительствует всем матерям и особо благосклонна к той молитве, которая звучит из сердца матери. А потом здесь совсем неправильная постановка вопроса. Что мы тут хотим выяснить: степень виновности или все-таки что делать, как исправить ситуацию? Конечно, если человек церковный, то для него очевидно, что ничего просто так в этом мире не происходит, и он начнет духовно решать эти проблемы, но не игнорируя врачей! Настоящие врачи, они от Бога, мы говорим, что хороший врач — это инструмент в руках Божьих. И вот когда поставлен врачебный диагноз, а очень важно не самому его ставить, а довериться врачу, необходимо, чтобы человек пришел в храм и исповедовался в том, что у него произошло, спросил совета. Очень важно, чтобы он не замкнулся в себе, чтобы он пришел ко Христу. Ведь часто именно болезнь приводит человека к вере. И если человека мучает вопрос «за что?», то его надо обязательно решать с духовником, надо подойти в храме к священнику и побеседовать с ним. Ведь если человек в силу недостаточной воцерковленности не воспринимает болезнь как испытание, то есть, если у него нет церковного сознания, то ему нужно обязательно духовно укрепиться. Тут вопрос не в том, что надо начинать копаться в себе, что-то анализировать, нет, ведь человек, пускаясь в этот анализ, может заблудиться и впасть в отчаяние. — А уныние как «ненадеяние на Бога» — это грех. Вопрос, который часто приходится слышать: «Что делать, чтобы хватило терпения, если болеют близкие?» —Главное, чтобы хватило любви, тогда хватит и терпения. Надо прийти в храм. Надо помнить, что невозможно для человека, то возможно для Бога. Да, всякий грех — это нарушение неких естественных законов, установленных Богом, и если человек вмешивается в этот процесс, который обозначен как Промысел Божий, если он выбирает путь противления Богу, то он не наказывается, он сам себя наказывает, отнимая у себя благодать Божью. То есть если ты сам хочешь идти по этой жизни, если ты не хочешь прислушиваться к Заповедям Божьим, — пожалуйста, иди. Но уже не под водительством Божьим, а под своим собственным. В Евангелии от Иоанна сказано, что одни возлюбили Свет и обрели этот Свет, а другие возлюбили тьму. Но надо помнить одно: Бог милосерден, Он нам сострадает, Он услышит и молитву матери, и намерения сердца. И, может быть, своей любовью мать спасет и себя, и своего ребенка. Господь дает надежду на исцеление. Но для этого должно быть личное участие верой в исцеление. Главным остается вера, личное участие в Таинствах. Но нельзя к ним относиться как к чему-то магическому: заплатил деньги за молебен, и жди... Тут нельзя подходить с мерками «ты мне, я тебе». Ведь во всех случаях исцеления Христом важно, что больные или их близкие обращались к Нему, вели диалог с Ним. И то, что было невозможно для человека, то возможно для Бога. — То есть болезнь, как мы говорили вначале, для того, чтобы на нас явились дела Божьи. Чтобы мы воочию увидели силу Христа. Или все гораздо сложнее? —У нас есть Евангельская история с воскрешением Лазаря, когда Христос сказал слова, которые очень удивили Его учеников: «...эта болезнь не к смерти, но к славе Божи-ей»(Ин. 11.4). Когда Лазарь, брат Марии и Марфы, заболел, Христос был далеко от Вифании, и, придя туда, Он нашел, что Лазарь умер. Узнав об этом, Иисус заплакал. Потом, подойдя к пещере, Он сказал: «Отнимите камень». «Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, то увидишь славу Божию?» (Ин. 11. 39-40). И, когда отняли камень от пещеры, где лежал Лазарь, Христос помолился и приказал ему выйти вон. И Лазарь вышел, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Это было буквальное воскрешение, когда Христос как Бог совершает чудо, вмешиваясь в, казалось бы, необратимые процессы. — А почему вы подчеркнули, что Христос плакал перед входом в пещеру? И почему Он плакал? — А почему мы плачем? Он плакал из любви, из сострадания. Христос — Богочеловек, и Его скорбь — это человеческое в нем. Это очень важно, потому что здесь не демонстрация чуда или Его силы, здесь принципиально новые отношения между Богом и человеком. Ведь если в Ветхом Завете болезнь воспринимается как наказание Божье, а например, такая болезнь как бесплодие — как проклятие Божье, то в Новом Завете появляется совершенно новый подход к болезням вообще. Тут надо обязательно сказать, что наказание Божье и проклятие — это совершенно разные вещи. Потому что наказание служит к исправлению чего-то, а проклятие — это уже констатация факта того, что человек находится вне благодати Божьей. Так вот, если в Ветхом Завете бесплодие считалось проклятием, и таких людей дискриминировали, например, у «неплодного» Иоакима первосвященник даже прилюдно не принял жертву, то с появлением христианства впервые возникают новые отношения между Богом и человеком. Именно у бесплодных Иоакима и Анны, которые были женаты уже 20 лет, рождается Пресвятая Богородица, у бесплодных Захарии и Елисаветы — Иоанн Предтеча. Болезнь становится не к смерти, а к славе. Теперь человеку дана такая возможность. Христос принес Свою жертву за всех, в том числе и за наши грехи, и вот, искупив наши грехи, «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8.17). А потом здоровье — это не абсолютная ценность, и часто через физические страдания мы очищаемся от своих духовных немощей. И многим этот мир открывается только через страдания и те испытания, которые они получили. — Часто приходится слышать вопрос, от кого наши болезни и испытания: от Бога или от дьявола. Как распознать это? —Вопрос с самого начала поставлен неправильно. Не надо размышлять, от кого. Важен сам факт испытаний и то, как мы их преодолеваем. У кого мы просим помощи. Ведь, как сказано, и волос с головы не упадет без воли Божьей. И если что-то допущено до нас, то это есть испытание нашей веры. В свое время передо мной был пример монаха Аникиты, который семнадцать лет страдал от полиартрита, у него были страшные боли. И при этом он обладал и удивительной терпимостью и совершенно уникальным даром выслушивать других людей. Это был именно дар - дар принятия другого человека. И когда мы с ним говорили на эту тему - а мы были очень близки, то получилось так, что его собственные страдания научили его понимать других. Он имел опыт страдания, и он воспринимал свое страдание как благословение на то, чтобы помогать людям. И своим даром духовного видения он очень многим помог в вопросах исцеления. Ведь часто человек, у которого все хорошо, живет, ничего вокруг, кроме себя, не замечая, и только болезнь и страдания заставляют его совершенно по-другому строить отношения с миром. — И человек начинает видеть, он прозревает...
Беседа 2 Дар целительства
— Владыка, в прошлой беседе мы начали разговор о христианском отношении к болезням, о духовных причинах их... Мы говорили о том, что в Евангелии много примеров исцеления Христом, что Он исцелял людей силой Творца. И для того чтобы это исцеление произошло, нужно наше личное участие в нем — участие верой. И тогда «по вере вашей да будет вам». Мы говорили о том, что если страдает дух, то заболеет и тело. Владыка, Христос врачевал не только физические болезни, воскрешал из мертвых, Он исцелял и духовные немощи. Давайте сегодня поговорим о духовных болезнях. Что это такое? —ВЕвангелии рассказывается о том, что, когда Иисус пришел в страну Гадаринскую, Его встретил человек, одержимый нечистым духом, которого никто не мог связать даже цепями, «потому что многократно был он скован... но... разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его» (Мк. 5. 4). Увидев Иисуса издалека, человек прибежал и поклонился Ему, но тут же вскричал громким голосом: «...что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» (Мк. 5. 7). Но Иисус говорит: «выйди, дух нечистый, из сего человека» (Мк. 5. 8). Смотрите, что происходит: Христос точно знает, что произошло с этим человеком, какие силы одолевают и держат его. Он Творец, Он знает природу этих сил, дальше идет диалог Христа с духами злобы поднебесными. И тут важно то, что и они, эти духи, тоже узнают Христа, они даже обращаются к Нему: «Иисус, Сын Бога Всевышнего», и, признавая Его силу, подчиняются Христу, покидают тело больного, потому что слабы перед Богом. Смотрите, они просят Христа, чтобы Он не выгонял их из этой страны, а послал в свиней, пасущихся рядом. Как сказано: «Иисус тотчас позволил им» (Мк. 5. 13), нечистые духи вошли в свиней, и тогда все стадо, а их было около двух тысяч, устремилось с крутизны в море и потонуло. — Понятно, что Христос узнает их и повелевает ими силою Творца, а в нашей жизни, где проходит граница между медициной и Церковью? Какие вопросы в компетенции священника, какие по ведомству врача и где здесь место целителя-экстрасенса? —Христос все время говорил своим ученикам: «Исцеляйте людей», то есть это одна из миссий Церкви в этом мире. Церковь называют лечебницей для исцеления грехов, и, врачуя грех, мы исцеляем и тело. Церковь устраняет первопричину, но она не может и не должна брать на себя какие-то несвойственные ей функции, подменять медицину. Тут невозможно дать общих советов, это очень тонкие вещи, и только духовник может определить, когда человек должен обратиться, например, к психиатру, а когда к духовнику. Существует наука, называемая «Пасторское богословие», которая позволяет определить степень вмешательства в духовного человека. — Значит, между медициной и Церковью нет антагонизма? —Нет, конечно. В истории христианства было очень много врачей. Врачом был евангелист Лука, придворным врачом был святой великомученик целитель Пантелеймон. А знаменитый святитель Лука Войно-Ясенецкий, канонизированный нашей Церковью, сочетал в себе гениальность хирурга (его труд по гнойной хирургии считается классическим) со служением Богу — он был архиепископом. Причем он жил в годы жесточайших гонений на Церковь, был преследуем за веру, и во время Великой Отечественной войны, оказавшись в ссылке, написал письмо Сталину, в котором просил, чтобы его как хирурга направили на фронт, и обещал отбыть свой срок после войны. — А целители? В прошлых беседах мы уже рассказывали, что Христос наделял своих учеников даром целительства. Многие сейчас утверждают, что и они имеют этот дар, «полученный свыше». С каким явлением мы имеем здесь дело? —Да, Христос наделял даром Своих учеников, апостолов. Сначала их было двенадцать, потом семьдесят. Апостолы, а дословно с греческого «апостол» — это «посланник», получали от Бога дары Святого Духа, в том числе и дар целительства, и, как сказано, даже «от тени их» исцелялись люди. И тут очень важен следующий момент: когда Христос наставляет своих учеников, призывая их на апостольство, «ходя же, проповедуйте,...больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф. 10. 7—8), то Он объясняет им, как это надо делать: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10. 8). Ведь апостолы получили эту благодать как Дар Святого Духа, значит, и использовать его должны были так же. — То есть это существенно, как использовать духовный дар, данный человеку, в том числе и дар целительства? —Конечно, ведь если бы это превратилось в бизнес, то непонятно было бы, каким духом это бы делалось и осуществлялось. — Владыка, читатели часто спрашивают, как можно определить, стоит ли идти к тому или иному знахарю, целителю, магу, экстрасенсу? По-видимому, один из критериев, который дал Сам Христос, — «даром получили, даром и давайте», мы уже назвали. —Да, как правило, истинные целители никогда не устанавливают расценки за свои исцеления. Но здесь дело в другом. Все эти маги, целители, которых сейчас так много, рассказывают нам о космических силах, астральном и тонком теле и т.д. Там есть все, но нет личного отношения между Богом и больным. Просто предлагается открыть в себе какие-то способности, впустить себе в душу некие силы, их называют силами космоса или как-нибудь еще, по-видимому, здесь есть разные школы. Но вся проблема в том, что в духовном мире есть Божий мир и мир падших ангелов, изначальная цель которых — уничтожить человека. И вот тут возникает проблема: человеку предлагается вступить в контакт с силами, природу которых он не знает. И бывает так, что этого контакта он достигает. Ситуация становится действительно трагической, когда человек, будучи духовно неподготовленным, пользуясь этими методиками «развития, открытия в себе каких-то способностей», вступает во взаимодействие с этими силами, впускает их в себя, даже не представляя, с чем он имеет дело. Часто эти «целительницы», «маги» ссылаются на авторитет Церкви: и свеча рядом, и икона, и атрибутика церковная, и кажется внешне, что все нормально. Они даже говорят, что ходят в храм... — А как понять, что это только декорация? —Да, это всего лишь внешняя атрибутика, если больной при этом не имеет личного от ношения с Богом, со Христом. А раз так, то обращение как раз происходит к совершенно другим силам. — То есть тогда и свеча, и икона — не больше чем рекламный трюк. Если объясняется, что исцеление происходит не силой Бога, а как следствие каких-то манипуляций, действий, или как результат некоего заговора, который «самый древний» или «никому не известный, передаваемый по наследству». Молитвы, например, даны всем, они есть в каждом молитвослове. —Да, но тут нужна вера, а это труднее. А в таких отношениях между целителем и больным, веру заменяют деньги, тут совсем другие отношения. Достаточно заплатить, и не нужно делать над собой никаких усилий. То есть это опять попытка обойти какие-то сложные проблемы не меняя себя, не пытаясь прежде всего в себе открыть дверь сердца и впустить туда Христа. — Для этого нужно усилие — усилие веры. — Но дело в том, что чаще всего люди, прошедшие через такое целительство, все равно потом приходят в церковь, но часто уже искалеченные, подвергшиеся какому-то духовному насилию или даже зомбированные. Например, человек пусть даже и исцелился от каких-то ревматических болей, но ведь если он до того просто не мог ходить физически, то теперь физически он как раз, возможно, и ходит, но в результате вмешательства в духовную жизнь он может быть искалечен духовно. Есть целительство от Бога, совершаемое по вере людей, а есть то, которое происходит даже не по вере, а от безысходности. Человек безысходен: ему все равно, к кому обратиться. И вот это «все равно» приводит к потере веры в Бога. Целительство по вере заключается в том, что человек надеется на то, что только Бог окажет ему помощь, он вверяет себя Ему. А целительство от безверия, это когда человек, разуверившись во всем, не видит перед собой Христа, и от безысходности готов обратиться к кому угодно. И если в первом случае человек отдает Христу свою веру, и тогда «по вере вашей да будет вам», то в случае, когда он обращается к любому целителю, нетрудно понять, чем он платит за это. Ответ один — душой. — А почему? —Потому что когда мы идем к Богу, мы идем к своему Творцу, к Тому, Кто призвал нас к жизни. А во всех остальных случаях мы в конце концов идем к тому, кто у нас эту жизнь отбирает. — Значит, вопрос: «Обращаться к знахарю или целителю, если ты или твои близкие заболели?»— это вопрос того, насколько ты веришь в Бога? —Да, и степени твоей воцерковленности. Потому что для людей воцерковленных, вопрос «идти или не идти» даже не стоит. Потому что на самом деле это вопрос: кому ты больше доверяешь — неизвестно какому целителю или Богу? Верующий, если заболел, понимает, что это испытание его веры. Он, после того как поставлен врачебный диагноз (а очень важно не самому его ставить, а довериться врачу, ведь мы говорили, что хороший врач — это инструмент в руках Божьих), придет в храм, поисповедуется. Если он считает, что его болезнь — это следствие греха, и он хочет найти духовную первопричину, то он пойдет на беседу к духовнику. Потому что если он сам начнет искать, анализировать, то может впасть в отчаяние, запутаться. После исповеди он причастится и примет участие в молебне. А потом, в дальнейшем, в зависимости от результатов, может и пособороваться. — А разве соборование производят не только перед смертью? —Нет, это неправильное понимание. Соборование — это Таинство, специально направленное на то, чтобы исцелить человека и духовно, и физически, чтобы, видя его веру, дать ему особые благодатные силы, которые могли бы его исцелить. Сейчас возвращаются традиции, когда перед операциями служат специальные чины и молебны. А люди невоцерковленные, скорее всего, сначала придут туда, где легче, где можно заплатить деньги за какие-то магические дей ствия, манипуляции и получить исцеление. Но в таком случае ссылка на авторитет Церкви — это просто гарантийное письмо и все. К сожалению, всегда будет кто-то попадаться, а бизнес целительства будет всегда существовать. — Но ведь мы не можем отрицать, что есть люди одаренные, обладающие харизмой целителей. —Конечно, нет. В «Дидахии» сказано, что одному дан дар пророчества, другому дар апостольства, третьему дар целительства или дар изгнания бесов. Бывает, что к нам обращаются люди, которые действительно чувствуют в себе этот дар. Они говорят: «Мы исповедуемся, причащаемся, но чувствуем, что в нас это есть, и понимаем, что этот дар нужно использовать осторожно». Это действительно так, ведь если человек стихийно узнал, что он может своими молитвами, именно молитвами, а не какими-то действиями, кому-то помочь, кого-то исцелить, то, если он не подготовлен, он может этого испугаться. А если он неверующий, то он начнет бояться этого, потому что иногда оттого, что он кому-то помог, он может заболеть сам. А вот вопроса «надо или не надо этим заниматься» не существует. Потому что это не вопрос личного выбора человека — в этом случае надо идти к духовнику и спрашивать, есть ли на то воля Божья. — Но, наверное, такому дару надо соответствовать? — Конечно. Целительство — это дар, который человек стяжает. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжайте дар Духа Святаго и вокруг вас спасутся тысячи». Ведь человек, которому дан такой дар, он как проводник: один перегревается оттого, что засорен чем-то нечистым, а другой настолько чист, что ему многое дается. Почему, например, «молитвы на изгнание бесов» читаются монахами, причем очень высокой жизни, имеющими высокий духовный опыт. Дело в том, что они понимают, с какой силой начинают соприкасаться, они понимают, что, во-первых, это очень высокая степень ответственности за больного, а во-вторых, это опасность повредить своей собственной душе. То есть священник идет напрямую, как говорится, «идет на Вы» с силами зла. И Христос, имея в виду бесов, говорит: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17. 21), подразумевая, что тем, кто исцеляет, необходимо иметь определенный образ жизни. Ведь и апостолы не всегда могли исцелять. Однажды ко Христу подошел человек и попросил Его: «Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает,...я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 17. 15—16). Иисус приказал бесу, бес вышел вон, и отрок исцелился, как сказано, «в тот час» (Мф. 17. 18). И тогда апостолы, оставшись наедине со Христом, спросили Его, почему они, Его ученики, не смогли исцелить юношу. «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: „перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17. 20). Он обличает их в том, что они маловеры, и потому не могут пользоваться своим даром. — А что же делать человеку, если он понимает, что нуждается в помощи Божьей, но вера его еще очень слаба? — Вот как рассказывается в Евангелии от Марка о том, как произошло исцеление юноши. Когда отец больного просит Христа: «...если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9. 22), Христос отвечает: «...если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9. 23). И тогда отец воскликнул со слезами: «...верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9. 24).
Беседа 3 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|