ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
3 страница. Одним из требований международных стандартов управленческого учета является его целостность и понятностьОдним из требований международных стандартов управленческого учета является его целостность и понятность. Это означает, что управленческий учет должен быть системным даже тогда, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи. Системность в этом случае означает единство принципов отражения учетной информации взаимосвязь регистров учета и внутренней отчетности обеспечение в необходимых случаях согласования ее данных с показателями бухгалтерского учета и отчетности. Понятность информации управленческого учета обеспечивается благодаря отражению в учетных регистрах результатов анализа полученных показателей, представлению данных в виде аналитических таблиц, графиков и т.п. Данные хорошо организованного управленческого учета позволяют выявить области наибольшего риска, узкие места в деятельности организации, малоэффективные или убыточные виды продукции и услуг, способы их реализации. Они используются для определения наиболее выгодного для данных условий ассортимента продукции и работ, цен и тарифов их продажи, пределов скидок при разных условиях сбыта и платежа; для оценки эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений. В текущей деятельности предприятия информация управленческого учета используется для управления по отклонениям. Это относится не только к величине затрат на производство, но и к отклонениям в нормах запаса, ценах, сроках платежа, исковой давности и т.п. На основе инсЬормации об отклонениях принимаются меры по ликвидации причин возрастания фактических издержек, вызывающих потери прибыли и имущества. По характеру применения управленческий учет универсален. Его можно внедрять на всех предприятиях и в организациях, имеющих затраты и зависящие от них финансовые результаты деятельности. В заключение следует отметить, что информационные потребности управленческого учета находят отражение и в нормативных документах, регулирующих методологию финансового учета, к примеру, в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденном приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. В новом Плане счетов предприняты шаги к дальнейшему разделению финансового и управленческого учета. Технически организация может вести управленческий учет в рамках единой с финансовым учетом системы счетов или в самостоятельной системе счетов. Как и предыдущий План счетов, новый План счетов предусматривает возможности использования обоих вариантов построения учета. Единая система счетов — традиционный вариант для российского бухгалтерского учета. Он хорошо знаком и повсеместно применяется на практике. В нем задействованы лишь счета 20—29. В этом Плане счетов предусмотрена возможность реализации варианта двумя системами счетов. При этом счета 20—29 традиционно используются для учета расходов по статьям, а счета 30—39 предназначены для организации учета расходов по элементам. Связь между финансовой и производственной бухгалтерией рекомендовано организовывать с помощью так называемых отражающих счетов. Предполагается, что Мин-сЬин России издаст специальные методические оекомендаиии по оога-низации учета в производственной бухгалтерии 1.9. Налоговый учет: понятие, цели, С 1 января 2002 г. вступила в силу глава 25 «Налог на прибыль организации» части второй Налогового кодекса РФ. По своему значению глава является ключевой в реформе налоговой системы. В ней впервые на законодательном уровне дано определение налогового учета, описаны общие нормы и правила его ведения. Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка отражения в регистрах информации об объектах учета. Налогоплательщик может разработать регистры самостоятельно или взять за основу те, что разработаны МНС России. Последние представляют собой перечень основных показателей, необходимых для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными главой 25 НК РФ. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации с целью определения налоговой базы для исчисления налога на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным порядком. Согласно НК РФ налогоплательщик организует систему налогового учета самостоятельно, исходя из принципов последовательности применения норм и правил налогового учета. Порядок же ведения последнего устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утвержденной соответствующим приказом (распоряжением) руководителя предприятия. Действовавший ранее порядок определения налогооблагаемой прибыли предусматривал использование показателя балансовой прибыли, т.е. прибыли по бухгалтерскому учету. Для целей налогообложения балансовую прибыль корректировали в «Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога (налоговой декларации) от фактической прибыли» без отражения в бухгалтерском учете. Новый порядок предусматривает исчисление налоговой базы по итогам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета. Цель налогового учета - формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течении отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов. Из данного определения видно, что цели налогового учета несколько иные, чем у бухгалтерского. Оба учета должны; 1) формировать полную и достоверную информацию, но бухгалтерский - о деятельности организации и его имущественном положении, а налоговый - о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течении отчетного (налогового) периода; 2) обеспечивать информацией внутренних и внешних пользователей. Бухгалтерский - для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций, а налоговый -для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Данные налогового учета должны отражать: ■ порядок формирования суммы доходов и расходов; ■ порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; ■ сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; ■ порядок формирования сумм создаваемых резервов; ■ сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Законодательно установлено, что подтверждением данных налогового учета являются: - первичные учетные документы (включая бухгалтерскую справку); - аналитические регистры налогового учета; - расчет налоговой базы. Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных документах, аналитических данных налогового учета, с тем, чтобы отразить ее в расчете налоговой базы. Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и включает в приложение к учетной политике для целей налогообложения. В настоящее время существуют различные варианты организации налогового учета: 1) ведение учета по правилам бухгалтерского учета и по его данным получение данных налогового учета; 2) ведение учета по правилам налогового учета и по его данным получение данных бухгалтерского учета; 3) ведение параллельно бухгалтерского и налогового учета. Первый подход фактически предполагает сохранение применяемой ныне схемы расчета прибыли, подлежащей налогообложению. Он базируется на том, что в течение одного отчетного периода все хозяйственные операции отражаются только в регистрах бухгалтерского учета. В конце периода данные бухгалтерского трансформируются в данные налогового учета. Преимуществом такого подхода является сохранение устойчивой и контролируемой связи между бухгалтерским и налоговым учетом. Недостаток же заключается в невозможности получить отдельные данные налогового учета, учитываемые при расчете налоговой базы, например, о суммах штрафных санкций за нарушение условий договоров и так далее. В основе второго подхода лежит принцип приоритета. В этом случае для налогоплательщиков более важной задачей считается соблюдение норм и правил, изложенных в главе 25 НК (по сравнению с нормами и правилами бухгалтерского учета). Он базируется на том, что в течение отчетного периода первичные документы и другие оправдательные документы отражаются в регистрах налогового учета, а по его завершении данные налогового учета трансформируются в данные бухгалтерского учета с отражением на счетах. Этот подход позволяет наиболее полно учесть все нюансы признания отдельных видов доходов и расходов для целей налогообложения. Однако при этом бухгалтерскому учету отводится второстепенная роль, что является неприемлемым. Существенным недостатком подхода следует признать необходимость отражения в регистрах налогового учета той информации которая не имеет отношения к определению налоговой базы, например о начислении дивидендов получении наличных из банка, внутрихозяйственных расходах и т д Третий подход базируется на том, что данные бухгалтерского и Налогового учета формируются параллельно и независимо друг от друга. С точки зрения достижения конечной цели обоих видов учета этот подход представляется правильным, поскольку позволяет в каждой системе учета интерпретировать факт хозяйственной деятельности в соответствии с нормами и правилами, установленными для этой системы. Недостатком подхода является значительное увеличение объема учетной работы. В налоговом учете не предусмотрен специальный (налоговый) план счетов - он ведется в соответствии с системой налоговых регистров. При этом, согласно НК РФ предприятия сами определяют как эти регистры будут формироваться, однако вести их необходимо. На основании информации данных регистров в дальнейшем должны будут строится показатели регистров формирования отчетных данных, которые затем переносятся в налоговую декларацию. Налоговый учет предназначен только для исчисления одного налога -налога на прибыль. По остальным налогам базовыми данными для их исчисления остаются данные полученные в бухгалтерском учете. 1.10. Система нормативного регулирования Статья 5 Закона № 129 «О бухгалтерском учете» определяет три уровня системы регулирования бухгалтерского учета. _СТАТЬЯ 5_ Регулирование бухгалтерского учета 1. Общее методическое руководство Бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ 2. Органы, которым федеральными законами редоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ 3. Организация, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности Включение этой статьи в текст Закона «О бухгалтерском учете» фактически произвело переворот в регулировании бухгалтерского учета в нашей стране. Впервые на уровне Федерального закона было установлено, что именно Правительство Российской Федерации, а не центральные органы исполнительной власти, например, Министерство финансов, осуществляет «общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации». Таким образом, из ведения Министерства финансов бухгалтерский учет перешел в ведение Правительства Российской Федерации, а это озна- 2 Бухгалтерский учет чипi, что планы счетов, положения и другие нормативные акты, кем бы „ми ни разрабатывались, даже Министерством финансов РФ, должны быть согласованы и одобрены аппаратом Правительства РФ. В соответствии с п. «б» ст. 114 Конституции РФ Правительство «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». Длимое положение Конституции закреплено ст. 15 «Полномочии Праптельства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики» Закона РФ «О Прлни1глы.1ве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. Nv 2 ФЗ. Пункт 1 ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете», возложив на Правительство РФ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, установил, таким образом, приоритет государственного регулирования бухгалтерского учета в стране. Пункт 2 ст. 5 Закона косвенно указывает на то, что к органам, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в первую очередь относится Министерство финансов Российской Федерации. Специально устанавливается, что «нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ». В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, в число основных задач МФ России входит «обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью, а также бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях». Согласно ст. 6 этого Положения Минфин РФ подготавливает предложения и реализует меры по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации; утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях); устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об использовании федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций. Существенная роль в разработке методологических и методических материалов в настоящее время отводится Институту профессиональных бухгалтеров России, Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Комитету по валютому регулированию и валютному контролю и т.д. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней. Система регулирования бухгалтерского учета
Документы первого уровня составляют Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации. Важными документами первого уровня являются Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «Об акционерных обществах». Второй уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации. В этих документах излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, приводятся возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Четвертый уровень системы занимают рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и т.п.). В 1996 году был принят и вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Закон вобрал в себя существующий опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрытый применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управляющего персонала; меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет законодательно определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Налоговая отчетность, составленная с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, является вторичной (производной) задачей бухгалтерского учета. Она формируется на основе данных бухгалтерского учета как самостоятельная, специально составляемая для этой цели и, следовательно, отличающаяся от обобщенной информации бухгалтерской отчетности. Задачи, которые решают бухгалтерская отчетность и налоговая отчетность, существенно отличаются. Следовательно, различны и показатели отчетности. В Законе ни слова не сказано о том, что бухгалтерский учет содержит достоверную информацию, используемую для расчета налогов, а бухгалтерская отчетность в интересах налогообложения должна представляться соответствующим налоговым органам. Настоящий Закон полностью посвящен вопросам обеспечения бухгалтерской информацией коммерческого оборота, движения капитала и управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Федеральный закон о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам России с другими государствами. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет своих доходов и расходов в интересах налогообложения и в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Все юридические лица, зарегистрированные по российскому законодательству, унитарные предприятия, бюджетные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет в полном соответствии с Законом. Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете — обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Законодательство о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране и состоит из рассматриваемого Закона, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Закон «О бухгалтерском учете» состоит из четырех разделов и 19 статей. В первом разделе - «Общие положения» - дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.). Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций. Во втором разделе - «Основные правила ведения бухгалтерского учета» - изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению оегисгоов бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств. В третьем разделе - «Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности» - изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета. В четвертом разделе - «Заключительные положения» - раскрыты вопросы ответственности за нарушения законодательства о бухгалтерском учете. Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций и закрепляет обязательность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах. 1.12. Положения по бухгалтерскому учету Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, установленной Федеральным Законом «О бухгалтерском учете». Разработка положений (стандартов) по бухгалтерскому учету базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами и в целом структура каждого стандарта включает: ■ введение (общие положения); ■ определение; ■ содержание; ■ необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного положения (стандарта); ■ дату вступления в действие. Во введении указывается, что данное Положение (стандарт) устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о конкретном объекте учета, явившемся основой этого Положения. Само Положение представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим Законодательством. Указываются условия на которых используется объект в учете организации (на праве собственности хозяйственного ведения оперативного управления договора аренды и пр) Приводится организация учета отдельных объектов перечень которьГх регулируется данным Положением в связи с тем что их деятельность определена другими нормативными документами Такое ограничение предусматривается и в отношении отдельных объектов применительно к тому месту, которое они занимают в процессе расши рения производства совокупного общественного продукта. Таким образом, во введении наряду с раскрытием общего содержания Положения, указываются также его цели и задачи. Во второй части Положения даются основные понятия, позволяющие однозначно понимать термины и содержание соответствующих объектов учета и их показатели. Основное содержание данного объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях Положения (стандарта). Каждое Положение посвящено одной теме бухгалтерского учета. Положения по бухгалтерскому учету обязательны к применению. Разработка ПБУ осуществляется Минфином России в соответствии с «Планом внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 года № 587-р в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 «06 утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». Итоги выполнения данного плана по состоянию на июль 2004 года приведены в таблице. Положения по бухгалтерскому учету
Вместо трех положений: «Сводная бухгалтерская отчетность»; «Прибыль на акцию»; «Доверительное управление имуществом» были выпущены Методические указания. Это связано с неготовностью Минфина по ряду причин на данном этапе сформулировать по этим вопросам нормы ПБУ. Разработанные Положения по бухгалтерскому учету в значительной степени соответствуют аналогичным международным стандартам. 1.13. План счетов бухгалтерского учета Для надлежащей организации бухгалтерского учета большое значение имеет правильное использование Плана счетов и Инструкции по его применению. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|