ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
4 страница. План счетов - это систематизированный перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учетаПлан счетов - это систематизированный перечень синтетических счетов и субсчетов бухгалтерского учета, в основе которого используется классификация счетов по экономическому содержанию. Днйствующий План счетов был утвержден Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н и вступил в силу с 1 января 2001 года. Однако согласно пункта 2 приказа переход на новый План счетов мог осуществляться организациями в течение всего 2001 г., поэтому до 1 января 2002 г. организации могли применять План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцию по его применению, утвержденные Приказом Министерства Финансов РФ от 11.11.91 г. № 56. Необходимость доработки Плана счетов была вызвана следующими основными причинами: ■ приближение к международным стандартам в области бухгалтерского учета; ■ переход от государственной собственности к различным ее видам; ■ появление новых объектов учета; ■ изменение порядка формирования и использования средств предприятиями организациями. План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы. В Плане счетов приведены наименования и коды синтетических счетов (счетов I порядка) и субсчетов (счетов II порядка). Счета бухгалтерского учета объединены в следующие разделы. I. Внеоборотные активы. II. Производственные запасы. III. Затраты на производство. IV. Готовая продукция и товары. V. Денежные средства. VI. Расчеты. VII. Капитал. VIII. Финансовые результаты. Забалансовые счета. В рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также в связи с принятием новых нормативных актов по бухгалтерскому учету, в мае 2003 года Приказом Минфина РФ № 38 в План счетов и инструкцию по его применению были внесены изменения: введены счета 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства»; введены новые субсчета к счетам 04 «Нематериальные активы», 08 «Вложения во внеоборотные активы» 10 «Материалы»' изменена характеристика отдельных счетов (04, 08, 14, 58, 59, 94 и др.). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином России вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности организации в рыночной экономике. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета. Аналитические счета (счета III порядка) открываются в зависимости от поставленных целей и специфики деятельности данной организации в рыночной экономике. В Инструкции по применению Плана счетов приводится краткая характеристика синтетических счетов и субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, рассмотрен порядок учета наиболее распространенных операций, дана типовая корреспонденция счетов с другими счетами бухгалтерского учета. 1.14. Учетная политика организации В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определя ет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. Формирует учетную политику предприятия главный бухгалтер. При этом он исходит из обязательного соблюдения допущений и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты. Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователей бухгалтерской отчетности, также должны получить отражение в учетной политике организации. Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с первого января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться. Технический аспект учетной политики предусматривает рабочие инструменты реализации методологического аспекта. Он включает разработку и утверждение: - рабочего плана счетов бухгалтерского учета на базе общепринятого плана счетов; - формы первичных учетных документов в тех случаях, когда для оформления некоторых хозяйственных операций не предусмотрены их типовые формы; - формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; - формы бухгалтерского учета; - порядка проведения инвентаризации; - методов оценки отдельных видов имущества и обязательств; - правил документооборота и технологии обработки учетной информации; - продолжительности первого отчетного года, если предприятие приобрело права юридического лица после 1 октября. Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего плана счетов, утвержденного Минфином РФ. Технический аспект учетной политики включает также разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию и определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления. Организационным аспектом учетной политики является форма организации бухгалтерской службы управления. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, равно как и ответственность за постановку бухгалтерского учета, возложены на руководителя организации. Учетная политика может быть изменена в следующих случаях: ■ изменение законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; т разработка организацией новыхспособов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. В этом случае изменения в учетную политику организации могут вноситься согласно приказу (или распоряжению) руководителя; ■ изменение условий деятельности организации. Существенные изменения условий деятельности организации могут быть связаны с реорганизацией, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. При этом не считается изменением учетной политики утвержденные способы ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые впервые возникли в деятельности организации, т.е. ранее таких фактов не было. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, утвержденном для учетной политики. Изменения должны вводиться с 1 января года, следующего за годом их утверждения. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. Необходимо обратить внимание на то, что изменения учетной политики, вызванные изменением законодательства РФ или нормативных актов бухгалтерского учета, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующими законодательствами или нормативными актами. Если такой порядок не предусмотрен законодательными или нормативными актами, то изменения отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования предоставления числовых показателей минимум за два года. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Данная информация должна включать следующие позиции: ■ причину изменения учетной политики; ■ обоснованность такого изменения; ■ оценку последствий изменений в денежной оценке. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объясняются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. 1.15. Организация бухгалтерского учета Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности. Общими принципами построения бухгалтерского учета являются: ■ государственное регулирование бухгалтерского учета (Правительством РФ, Минфином РФ и другими ведомствами). Государство определяет общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, состав, содержание, сроки и адресат представления бухгалтерской отчетности, хозяйственных субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, их права, обязанности и ответственность; ■ сочетание государственного регулирования бухгалтерского учета с предоставлением широких прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учета, его рационализации и совершенствовании; ■ постоянное повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей, рационального использования производственных ресурсов и готовой продукции, во внедрении и в укреплении полного хозяйственного расчета; ■ обеспечение аналитичности данных бухгалтерского учета, позволяющей выявить влияние различных факторов на экономические показатели и резервы повышения эффективности производства; ■ динамичность организации бухгалтерского учета, постоянное совершенствование учетного процесса, методологии и техники бухгалтерского учета; ■ применение общих принципов управления, включая системный подход, экономико-математические методы и модели, принципы программно-целевого управления, научную организацию труда. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» к ведению бухгалтерского учета на предприятиях предъявляются требования, составляющие основные его принципы. 1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организации ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. 2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц. В бухгалтерском учете и балансе отражается только собственное имущество предприятия. Имущество, принадлежащее другим предприятиям и находящееся у данного предприятия, учитывается на забалансовых счетах. 3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ. Основанием для ведения бухгалтерского учета являются первичные бухгалтерские документы, которые должны оформлять все хозяйственные операции. Для отражения имущества и обязательств в бухгалтерском учете и отчетности производится их оценка в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации - по стоимости его изготовления. В соответствии с законодательством допускается применение других методов оценки. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. 4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. 5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. 6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. Цикл ведения в организации бухгалтерского учета можно разделить на несколько стадий (этапов): 1) первичное наблюдение; 2) документальное оформление операций; 3) текущая группировка фактов хозяйственной деятельности; 4) итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности; 5) анализ бухгалтерской отчетности. На стадии первичного наблюдения анализируются свершившиеся факты хозяйственной деятельности и подразделяются на отдельные хозяйственные операции. Хозяйственная операция принимается к бухгалтерскому учету, если определено время ее совершения, ее содержание, стоимостное измерение. На стадии документального оформления операций - составляются или принимаются от других организаций первичные документы, отражающие все совершенные финансово-хозяйственные операции и их результат (квитанции, счета, накладные и др.). Первичные документы проверяются по форме и по существу и регистрируются. На стадии текущей группировки фактов хозяйственной деятельности информация первичных документов о соответствующей финансово-хозяйственной операции отражается в соответствии с системой счетов бухгалтерского учета. Составляется бухгалтерская проводка операции по методу двойной записи, которая заносится в учетные регистры согласно выбранной форме бухгалтерского учета. На стадии итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе данных текущего бухгалтерского учета составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность по установленным формам. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, ее имущественное и финансовое положение за определенный период (квартал, полугодие, год). На стадии анализа деятельности организации производится анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на основе данных бухгалтерского учета и отчетности. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы: 1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; 2) ввести в штат должность бухгалтера; 3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; 4) вести бухгалтерский учет лично. Случаи, предусмотренные в пунктах 2), 3), 4) рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству к субъектам малого предпринимательства. При постановке бухгалтерского учета руководитель и главный бухгалтер организации имеют право: ■ самостоятельно устанавливать организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования; ■ определять форму и методы бухгалтерского учета, отчетности и контроля; ■ разрабатывать систему внутрипроизводственного управленческого учета, отчетности и контроля; ■ формировать в установленном порядке учетную политику организации. Вся работа по ведению учета и его организации осуществляется бухгалтерским аппаратом, который, как правило, является самостоятельным структурным подразделением и не должен входить в состав какой-либо другой части (службы) предприятия. На него возлагается ведение всего бухгалтерского учета, составление отчетности и контроль за соблюдением финансовой и сметной дисциплины. Структура бухгалтерского аппарата на предприятиях различных отраслей (промышленности, торговли и т.д.) меняется в зависимости от содержания учетной работы. На крупных предприятиях главная бухгалтерия, как самостоятельный отдел, подразделяется на ряд подотделов или групп. Возможно несколько вариантов организации бухгалтерской службы на предприятии: предметный, функциональный, линейный и комбинированный. Предметный вариант предусматривает организацию бухгалтерской службы в соответствии с названием отделов: расчетный (оплаты труда); материальный, производственный финансовый, расчетов и сбыта; общий. Такая структура бухгалтерского аппарата характерна для средних и крупных предприятий (компаний), где каждый отдел ведет текущий учет от момента получения документа, его обработки, занесения в соответствующие учетные регистры (книги, ведомости и пр.) до составления отчетности по группе закрепления счетов, исходя из экономической однородности. Качество подготовки информации при подобном варианте достаточно высокое, так как бухгалтер приближен к конкретному объекту учета. Функциональный вариант предусматривает определенную специализацию выполнения работником или группой однородных учетных операций, соответствующих стадиям технологического процесса формирования учетной информации. Подобный вариант наиболее полно отвечает современным требованиям организации бухгалтерской службы, где каждое рабочее место оснащено персональным компьютером. Сокращается время, затрачиваемое на межпроизводственные операции при переходе от выполнения одних работ к другим. Линейный вариант разделения труда наиболее типичен для структурных подразделений предприятия (участков, цехов, производств). Здесь учетный процесс от начала наблюдения, сбора, обработки и обобщения учетной информации возложен на так называемые учетные группы. Применяется также комбинированное разделение учетного процесса, предусматривающее различное сочетание перечисленных выше вариантов. Независимо от принятого варианта организации учетного процесса на предприятии, формирование для аппарата управления полной и своевременной информации во многом определяется персональной ответственностью каждого бухгалтера, границы которой должны быть определены его должностной инструкцией. Наряду с этим в целях обеспечения сохранности отдельных видов имущества, законности и экономической целесообразности проведения отдельных хозяйственных операций в организации создается система внутрипроизводственного контроля. Она является составной частью учетной политики предприятия и формирует в законном виде ее организационный аспект. Главная задача бухгалтерии - способствовать достижению положительных результатов хозяйственной деятельности. На структуру бухгалтерии и численность ее сотрудников влияют виды и объемы деятельности предприятия, численность работников, форма учета, степень автоматизации труда в бухгалтерии. Немаловажное значение имеет и выбранная форма организации учета - централизованная или децентрализованная. В настоящее время наиболее распространена централизованная форма, при которой все учетные работы сосредоточены в единой бухгалтерии предприятия. Глава 2 УЧЕТ ВЛ0ЖЕН1Ш ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 2.1. Понятие, виды и оценка вложений В бухгалтерском учете оценка активов начинается с их классификации. Различные виды активов должны оцениваться по-разному. Для целей финансовой отчетности активы подразделяются на внеоборотные и оборотные, или текущие. К внеоборотные активам относят: нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения, затраты по формированию основного стада, стоимость оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения. Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы ведется в соответствии с порядком, установленным: ■ Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» - ПБУ 2/94 (Приказ Минфина России от 20.12.1994 № 167); ■ Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина России от 30.12.1993 № 160); Вложения во внеоборотные активы представляют собой долгосрочные инвестиции. Долгосрочные инвестиции - это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий. Понятие «долгосрочные инвестиции» охватывает капитальные вложения (затраты на воспроизводство основных средств), затраты, связанные с приобретением земельных участков и объектов природопользования, и затраты по приобретению и созданию нематериальных активов. Понятие «капитальные вложения» используют в узком значении этого слова (затраты на воспроизводство основных средств) и в широком смысле слова - инвестиции в любые виды внеоборотных активов. Долгосрочные инвестиции связаны с: — осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения (в дальнейшем - строительство) действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы. Указанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода ' по их содержанию; .- приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств; - приобретением земельных участков и объектов природопользования; - приобретением и созданием активов нематериального характера. - выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Признаки долгосрочных инвестиций: ' ш создание или приобретение объектов, которые имеют полезный срок работы более одного года; ■ создание или приобретение объектов, предназначенных не для продажи; ■ строительство или приобретение объектов, предназначенных для лизинга, сдачи в аренду; ■ приобретение объектов в рамках девлоперской деятельности. К капитальным вложениям относятся затраты, связанные с поступлением активов, в последующем принимаемых к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и нематериальных активов. Состав капитальных вложений формируется как совокупность капитальных затрат на: ■ проектно-изыскательские работы и техническую документацию; ■ строительные работы; ■ реконструкцию, модернизацию и другие улучшения основных средств; ■ буровые работы; ■ монтажные работы; ■ приобретение отдельных долгосрочных объектов (основных средств и нематериальных активов); ■ формирование основного стада; ■ приобретение земельных участков; ■ приобретение объектов природопользования; ■ приобретение внеоборотных активов по договору дарения и другим безвозмездным основаниям; ш получение внеоборотных активов в качечстве вклада в уставный (складочный) капитал. Капитальные вложения по своей технологической структуре слагаются из стоимости следующих видов работ и затрат: - строительных работ; - работ по монтажу оборудования; - оборудования (требующего и не требующего монтажа), предусмотренного в сметах на строительство; - инструмента и инвентаря, включаемых в сметы на строительство; - машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство; - прочих капитальных работ и затрат. Положением по учету долгосрочных инвестиций этот перечень дополнен еще одним элементом - затраты, не увеличивающие стоимости основных средств, а оборудование разделено на следующие подгруппы: - оборудование, сданное в монтаж; - оборудование, не требующее монтажа; - оборудование, требующее монтажа, но предназначенное для постоянного запаса. Такая детализация более удобна для определения объемов финансирования на очередной год - объемы финансирования не должны совпадать с объемами выполненных строительно-монтажных работ, стоимости установленного оборудования и прочих затрат, так как необходим запас материально-производственных запасов для обеспечения строительного производства в ближайшие периоды. Воспроизводственная структура капитальных вложений включает в себя понятия: ■ нового строительства; ■ расширения; ■ реконструкции; ■ технического перевооружения. Под новым строительством понимается строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, осуществляемое на новых площадках в целях создания новой производственной мощности. К новому строительству относится также строительство на новой площадке предприятия такой же или большей мощности (производительности, пропускной способности, вместимости здания или сооружения) взамен ликвидируемого предприятия, дальнейшая эксплуатация которого по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной а также в связи с необходимостью вызываемой производственно^хнологически-ми или санитарно-техническими требованиями Под расширением действующих предприятий понимается строительство дополнительных производств на действующем предприятии (сооружении), а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей. К расширению действующих предприятий относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе. Реконструкция действующих предприятий рассматривается как переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды. Под техническим перевооружением действующих предприятий понимается комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб. К частичной перестройке относится усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий и сооружений и другие мероприятия. Поддержание мощности действующего предприятия включает в себя мероприятия, связанные с постоянным возобновлением выбывающих в процессе производственной деятельности основных фондов. 2.2. Источники финансирования вложений Финансирование вложений во внеоборотные активы может осуществляться за счет следующих источников: собственных средств, приравненных к ним источников и заемных средств. К собственным средствам относятся: ■ амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств; ■ часть чистой прибыли; ■ чрезвычайные доходы (суммы страховых возмещений, получаемые организациями в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, связанных с внеоборотными активами; ■ бюджетные ассигнования, получаемые на безвозвратной основе; ■ средства дольщиков, получаемые на безвозвратной основе (приравниваются к собственным средствам). К заемным средствам относятся: ■ займы; ■ кредиты банков. Возврат привлеченных средств производится за счет собственных и приравненных к ним средств организации в установленные договорами сроки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|