Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воспитание: использование многопрофильных воспитательных объединений




Отдых - приятная вещь, но его родная сестра - скука.

Вольтер

Известно, что человек - суще­ство свободное, поскольку одарено умом, разумом и свободною во­лею; что свобода его состоит в из­брании лучшего, что все лучшее познает он и избирает посредст­вом разума, постигает пособием ума и стремится к прекрасному, величественному, высокому.

А. Н. Радищев

Все шире и шире в практику воспитания входят различного рода многопрофильные объединения клубного типа - государст­венные и негосударственные, детские и детско-юношеские, объ­единения взрослых и детей, объединения при школах, учебно-воспитательных учреждениях л по месту жительства... Есть це­лый ряд признаков, отличающих их от школьной системы вос­питания. Кратко охарактеризуем их:

* нногопрофнлыюсть: в одном объединении - кружки, клубы, секции, различные формы воспитательной рабо­ты; это позволяет пришедшему сюда подросту выбрать занятие по душе, найти себя, переходить от одного заня­тия к другому, общаться с разными людьми;

* свобода выбора занятия и увлечения; построение всех ви­дов деятельности детей и юношества на основе свобод­ного общения;

* творческий характер деятельности, ибо в подобные объе­динения приходят, как правило, люди увлеченные, наце­ленные на творчество;

• высокий уровень профессионализма, ибо отдельные дела ведут специально подготовленные люди, мастера дела;

* отсутствие довлеющей обязательной оценки, официально­го (формального) статуса («ученик", «сын», «участник кружка»...);

• иное помещение, место, которое человек выбирает сам;

* возможность выхода в любое время, в любой момент (в отличие от невозможности уйти от школьного воспита­ния), то есть существенен момент ненасилия.

Приведем здесь в качестве примера три типа многопрофиль­ных объединений школьников, различающихся по своему статусу:

1) школьный клуб; 2) центр научно-технического творчества уча­щихся; 3) социально-производственно-педагогический комплекс.

Итак, первый тип воспитательных объединений - школьный клуб.1 Деятельность детей в свободное время обладает особой формирующей силой- Дети обычно меньше сопротивляются воз­действиям педагогов, обращенным на них в обстановке свобод­ной деятельности, чем, скажем, во время классных занятий. Влияния в свободное время воспринимаются обычно как нс-преднамеренные и не посягающие на свободу личности.

Говоря о клубе, мы имеем в виду скорее не место, где распо­лагаются досуговые кружки, а досуговое сообщество людей и особую организацию их деятельности и общения. Английское слово «club» имеет ряд значений, среди них: «собираться вместе», «устраивать складчину», «клуб». Англичанин, отправляющийся в свой клуб, идет не просто в определенный дом, где он может по­обедать и сыграть в биллиард. Он направляется в свою друже­скую компанию, к людям своего круга, своих интересов.

Клубные занятия нужны прежде всего самой личности, по­скольку удовлетворяют некоторые особые ее потребности. По мнению специалистов по клубной работе, эти потребности мож­но свести в пять основных групп: I) потребности в отдыхе; 2) потребности во всестороннем развитии; 3) потребности в обще­нии; 4) потребности в самостоятельности, самореализации и

' Материалы о школьном клубе, основанные на опыте создания, функциониро­вании такого клуба в специальной школе № 22 г. Москвы, взяты из рукописи И.З. Гникмша «Свободное время и клуб старшеклассников".

творчестве; 5) гедонистические потребности (в удовольствии, ра­дости, положительных эмоциях).'

Для отдыха необходима смена деятельности, круга общения, социальной роли и служебного статуса (и, говоря о школе, полу­официального ученического статуса - например, «троечник из 9-6»)- В клубе даже «трудный» школьник перестает чувствовать се­бя ущербной или ущемленной личностью, преодолевает монотон­ность основной деятельности и развивается более гармонично.

Клуб как специальное объединение школьников дает возмож­ность оптимизировать клубную деятельность: позволяет укрепить ее единство и системность, поскольку связывает ее определенной организацией детей; позволяет расширить эту деятельность, ибо к налаживанию ее привлекаются сами школьники, помогает повы­сить ее стабильность, серьезно расширить самостоятельность старшеклассников; наконец, он позволяет получить существенный выигрыш в нравственном воспитании школьников, так как резко расширяется сфера и опыт коллективной деятельности. Более то­го, правильно организованный клуб укрепляет такое мощное сред­ство воспитания как общешкольный коллектив, потому что дея­тельность в нем носит коллективо-образующий характер...

Мы полагаем, что коллективо-образующей является такая дея­тельность, которая удовлетворяет следующим условиям: 1) Она нужна самим детям, она увлекает их. 2) Она невозможна без со­вместного преодоления трудностей, без совместный дейст­вий - в одном месте и в одно и то же время. 3) Она сама требу­ет объединения, сильного сплочения, централизации, достаточно сложной внутренней организации, переплетения интересов, ие­рархии связей и отношений групп и отдельных лиц и, прежде всего, отношений ответственной зависимости. 4) Она регулярно повторяется, воспроизводится, закрепляя при этом и делая при­вычными коллективные связи и отношения. 5) Она порождает, требует, закрепляет такой обмен мнениями, мыслями, настрое­ниями и т.п., который укрепляет коллективные взгляды на отно­шения и убеждения и коллективное единство взглядов.

Воспитательная выгода использования клубной деятельности связана с тем, что она допускает более свободное общение детей, более свободное объединение их в группы по интересам, боль­шую самостоятельность и самоуправление, чем в учебно-воспи-

' См.: Смирнова Е.И. Клубные объединения. М, 1977, С. 28. 216

тательной работе. Традиции авторитарного руководства педаго­гов и слепого подчинения школьников меньше утвердились на школьных вечерах и в кружках, чем на уроках. Здесь ребятам легче проявить себя в роли организаторов и руководителей. Ведь с созданием клуба коллективная деятельность распространяется не только на участие в собраниях и обсуждение проблем успе­ваемости и дисциплины, но и на широкую сферу досуга.

В работе клуба явно выделяются две стороны. Первая сторо­на - всевозможная досуговая деятельность школьников, то есть непосредственное использование свободного времени в школе. Это то, ради чего создавался он школьниками, что видели они как свою непосредственную задачу. Налаживая отдых в различ­ных формах, клуб организует массовые школьные вечера отдыха с танцами, песнями, играми, с чтением стихов, занятиями музы­кой, конкурсами в разных видах искусства, свободным общени­ем школьников в контролируемых условиях, ознакомлением с теми или иными проблемами науки и культуры, с проведением дискуссий на моральные и другие темы- Затем, кружковые (сту­дийные) занятия по искусству, технике и прочее; экскурсии или даже поездки в другие города.

В деятельности клуба можно выделить три основные формы работы - массовые, групповые и индивидуальные. Приведем здесь примеры их с кратким описанием-

Самая популярная форма - школьные вечера. Их главная от­личительная черта - разносторонность, разноплановость содер­жания и методики проведения. Например, вечер, на котором вы­ступил руководитель любительской киностудии с рассказом о том, как снимаются любительские фильмы, и показом фильма о действующих вулканах Камчатки (адский огонь, дым, взрывы, полыхающая огнем трещина в земле). После этого - обсуждение впечатлений и мнений, вопросы и размышления... Потом - вы­ступление собственной вокально-инструментальной группы. Му­зыка. Танцы. Чаепитие. Свободное общение.

Или - Новогодний бал-маскарад, которому предшествовала длительная подготовка. В содержании вечера - новогоднее представление, подготовленное драмкружком (участники - учи­теля и учащиеся). Костюмированный бал в форме шуточного конкурса невест- Песни, танцы, беспроигрышная лотерея, про­смотр фильмов с участием Ч. Чаплина, игры, массовые действия, прием-фуршет.

В течение трех месяцев проходила общешкольная игра «Тур­нир смекалистых» (в основе - методика В.Н. Терского, сотруд­ника А.С. Макаренко).

При клубе постоянно работают групповые объединения-кружки: вокально-инструментальный ансамбль, драматический и танцевальный кружки, кружок кройки и шитья, моделирования, шахматный и другие. Результаты их деятельности имеют выход на общешкольные дела клуба - вечера, турниры, конкурсы, встречи и т.а-

Однако, кроме досуга в клубной жизни есть вторая сторона, тесно связанная с первой. Это руководство клубом, подготовка вечеров, налаживание кружков, обсуждение итогов работы, отчет клубных органов и ответственных лиц, налаживание определен­ного стиля поведения и деятельности в клубе, проведение клуб­ных собраний, конференций, регулярные заседания правления, выпуск клубных газет и тому подобная общественная деятель­ность.

Это весьма разнообразная и насыщенная работа. Чтобы под­готовить и собрать правление, обосновать предлагаемую тему ве­чера, подобрать группу старшеклассников для его подготовки, тщательно разработать его программу, распределить обязанно­сти, договориться о фотосъемке для клубной газеты, проверить готовность вокально-инструментального ансамбля, записать на пленку музыку для танцев или отобрачь ее, - причем так, чтобы не было однообразия в ритмах, подготовить программы конкур­сов, прорепетировать концертную программу, договориться о чае и угощении к нему (согласитесь, на iOO-150 человек школьного клуба все это не так просто'), подготовить обслуживающую чай­ную бригаду, подготовить и заранее вывесить красочное объявле­ние о вечере, оформить актовый зал школы и расставить столы и стулья, подготовить сцену, проверить, включить и наладить ра­диооборудование, прожектора; пригласить и обслужить гостей;

согласовать действия различных ответственных лиц - для всего этого активистам надо выполнить немалый объем работы. И это все - очень важные моменты воспитания школьников.

Рассматриваемая общественная деятельность в клубе стар­шеклассников направляет и организует общение между школь­никами. Причем общение, педагогически очень выгодное, пото­му что оно старит школьников в отношения руководства и под­чинения, в отношения, когда необходимо сотрудничать для об-

щего, нужного всем дела, и эти отношения постоянно меняются, тренируя учащихся в активной творческой общественной дея­тельности и давая определенный образ принятых в культурном «взрослом» обществе отношений...

Оба указанных вида деятельности в клубе - собственно от­дых и организация его - и особенно второй, содержат важные элементы, фрагменты и средства обучения и воспитания как школьного коллектива в целом, так и каждого участника клуба в отдельности. Потому что правильный, богатый, разносторонний отдых дает человеку нужные знания и опыт деятельности, обога­щает его личность- А налаживание этого опыта есть способ раз­вития личности, стоящей на активной общественной позиции, личности самоактуализирующейся. И это особенно важно в ны­нешнее время разгула частной инициативы, эгоизма и индиви­дуализма.

Вторым типом многопрофильных объединений школьников является Центр научного и технического творчества учащих­ся «Эврика» г. Обнинска Калужской области (руководители - В.Д. Павленко и Л.Ю. Ляшко). Это современное учреждение до­полнительного образования, в котором обучается свыше двух ты­сяч детей, подростков и юношества от 4 до 18 лет по самым раз­личным направлениям научного, технического и художественно­го творчества в 200 объединениях, студиях, кружках, клубах-., Основные профили объединений: авиамоделизм, автодело, авто­конструирование, астрономия, дизайн, биофизика, журналисти­ка, изобретательство, информатика, картинг, морское дело, мо­тоспорт, мягкая игрушка, начальное техническое моделирование, программирование, радиоспорт, радиоэлектроника, развитие творческих способностей, ракетомоделизм, рукоделие, судомоде-лизм, физика, фото, химия, цифровая техника.

В Центре «Эврикаа работают пресс-агентство, телестудия, игротека, библиотека. Здесь находится штаб-квартира Межре­гиональной детской научной творческой общественной органи­зации «Интеллект будущего». По мнению взрослых, центр «Эв-рика» - это коллектив высококвалифицированных педагогов, среди которых кандидаты наук, педагоги Высшей категории, мастера спорта и другие талантливые специалисты, способные решать задачи завтрашнего дня.

Центр вЭврика» - это уникальный научно-технический комплекс, включающий специализированные кабинеты, лабора-

тории, мастерские, автомотоблок, выставочный, видео- и лекци­онные залы, компьютерные классы... Центр «Эврика» - это ор­ганизатор многих городских, областных и Российских мероприя­тий, таких как Российские конференции учащихся «Юность. Наука, Культура», научно-технические олимпиады, спортивно-технические соревнования, выставки технического и художест­венного творчества... это известный в России и за ее пределами центр повышения квалификации педагогов по интеллектуально-творческому развитию детей, проводящий регулярно совместно с фирмой «Интерколледж» педагогические семинары и конферен­ции, на которые собираются представители многих городов - от Петропавловска-Камчатского до Калининграда,

В специальном киоске при Центре «Эврика" можно приобре­сти уникальную педагогическую литературу, канцелярские товары, развивающие игры (Б.П. Никитина, Н.А. Зайцева, «Рамки Мон-тессори" и т.п.), специально отснятые видеофильмы («Методиче-екая видеотека занятий студии «Развивающие игры»', «Игробанк для малышей», «Игробанк для старшеклассников», «В гостях у Эв-рикоши», «Юность, наука, культура», «Шестиструнная гитара для начинающих»). По итогам Всероссийских конференций учащихся издаются сборники научных трудов (под общей редакцией доктора физ.-мат. наук, профессора Р.В. Плыкина).

К 15-летию Центра «Эврика» была проведена анкета среди де­тей разного возраста. Вот их ответы на три вопроса. «Я знаю, что Центр «Эврика* - это... - «сказка и чудо», «самая лучшая из школ дня детей и взрослых», «Центр дружбы, мира и любви», "родной дом для больших и маленьких», «очень игрательный Центр», «Дом, где ждут всех непосед и почемучек", «луч света и вдохновения». «Больше всего в «Эврике» мне нравится то, что... - «в нем найдется место всем», «здесь как дома», «учение здесь дос­тупно», «здесь тебя понимают, уважают, относятся к тебе как К равному среди равных», «здесь царит увлеченность и доброжела­тельность, заражающие собой всякого, кто захочет войти в этот мир». «Я надеюсь, что когда-нибудь Центр «Эврика»... - «будет богатым», «станет Центром Знаний и Труда», «будет готовить кос­монавтов», «откроет свои филиалы во многих городах России».

! Руководители - Т.В Ляшко. E.ff. Счницына, изд.мшие два выпуска методиче­ского пособия 'Через игру - к творчеству»,

В качестве примера третьего типа многопрофильных воспи­тательных объединений детей, юношей и взрослых, организован­ных и функционирующих по месту жительства, можно привести Социально-производственный педагогический комплекс «Лужни­ки» г. Москвы («Форпост культуры» им. С.Т. Шацкого, дейст­вующий с 1971 года).

Ближайшее социокультурное бытовое, соседское окружение человека является мощным фактором социализации личности. Место проживания - это та социальная среда жизни, которая существенно влияет на такие социальные роли человека, как семьянин, сосед, друг, товарищ, труженик, гражданин.,. Невоз­можно переоценить роль социального окружения в процессе раз­вития детской личности. Дома, во дворе, на улице дети получают богатейший и важнейший опыт социальных отношений с людь­ми, обществом, природой.

Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми, вежливы­ми, культурными, трудолюбивым, заботливыми в общественных и доступных местах - на улице, во дворах, подъездах, магазинах, стадионах, клубах, - мы должны создать нравственно здоровые условия именно в наших жилых микрорайонах, где бы школьни­ки получали опыт добропорядочных отношений. Опыт социаль­ной работы не может заменить учебная и познавательная дея­тельность в школе и учебном кружке.

Клубы по месту жительства, создаваемые для досуговой и воспитательной работы с детьми и подростками, выполняют важную роль по воспитанию в условиях открытого социума. Они максимально приближены к месту проживания. Они доступны и открыты для свободного посещения. В них создается атмосфера тепла и уюта, где можно занять свой досуг, выбрать полезные и нужные дела, встретиться и поговорить с товарищами и старши­ми добрыми друзьями.

Для многих детей из неблагополучных семей такие клубы становятся вторым домом. Большинство детско-подростковых и молодежных любительских, общественных объединений созда­ются и действуют как раз в клубах по месту жительства. Они ста­новятся местом, где дети и подростки в совместных делах приоб­ретают опыт позитивного, социального взросления и социальной ответственности. Социальная работа в нашей стране имеет глу­бокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, помощи малым и старым.

Научно-практическое осознание процесса социального вос­питания детей началось в начале XX века. Видный русский педа­гог С.Т. Шацкий в 19U5 году организовал первые в Москве и России детские клубные объединения. Он ввел в педагогическую практику и науку понятие социальной работы среди детей. Об­щественную деятельность детей он считал одной из ведущих в воспитании. В период коренных социально-экономических ре­форм середины 80-х годов, когда из педагогики стали уходить партийно-идеологические основы, назрела необходимость созда­ния новых парадигм воспитания. Социальная педагогика стала развиваться еще более активно- Наука стала еще активнее изу­чать опыт социального воспитания.

В начале 90-х годов появились новые профессии - социаль­ный педагог и социальный работник. В высших учебных заведе­ниях введены специальности «Социальная педагогика» и «Соци­альная работа». При органах государственного упра&ления стали создаваться административные структуры по работе в социальной сфере, в том числе - по работе с молодежью. Стали создаваться Госкомитеты по делам молодежи. В рамках отрасли образования появились отделы социального воспитания. Все чаще и чаще фор­мируются целевые программы по работе с детьми и молодежью,

Профессия педагог-организатор получает новое качествен­ное звучание (как специалиста в области социального воспита­ния и молодежной работы), клубы по месту жительства стано­вятся главным местом социального воспитания детей и подрост­ков, Большинство инициатив по работе с детьми и молодежью развиваются именно в клубах и центрах по месту жительства.

Многие общественные объединения, некоммерческие и не­государственные учреждения стали создаваться на базе «дворо­вых» клубов.

Клубы по месту жительства организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей, подростков и юношества. Вместе с автори­тетными взрослыми. В ее процессе несовершеннолетние получа­ют возможность проявлять и реализовывать свои любые полез­ные инициативы, приобретают навыки организации своего досу­га и свободного время про вождения среди своих друзей, они по­лучают опыт социального партнерства со старшим поколением, получают от него образцы культуры поведения, приобретают опыт заботы об улучшении окружающей жизни и опыт добро-

вольного участия в делах по улучшению окружающей жизни. Подобные клубы помогают юному поколению в выборе люби­мых занятий, верных и близких товарищей.

В состав форпоста культуры им. С.Т. Шацкого входят раз­личные разновозрастные клубы, любительские и творческие объединения (около ЮОО человек). Перечислим их здесь, пред­ставив всю палитру предлагаемых детям и молодежи видов и форм деятельности.

Профильные объединения для дошкольников: 1) Кружки по обучению; рисованию и живописи, архитектурному конструиро­ванию, английскому языку, лепке, изготовлению игрушки, игре на гитаре, вязанию. 2) «Домашний детский сад» дневного пребы­вания по Вальдорфской методике.

Многопрофильные клубы для родителей детей: 1) Семейный общественно-педагогический клуб «Аристотель», использующий в работе методику Вальдорфской педагогики: кружки - рисова­ния, лепки, игрушки, эвретмии, истории, группы подготовки к школе, кукольный театр- 2) Семейный туристский клуб - груп­пы пешего и водного туризма; мастерские по изготовлению и ре­монту туристического оборудования; фотолаборатория. 3) Клуб­ное объединение семей с детьми-инвалидами - социопедагоги-

ческая помощь.

Многопрофильные клубы для детей и юношества: 1) Турист­ский клуб - секция пешего туризма; водного туризма; горного туризма; лыжного туризма; велотуризма; мастерские по изго­товлению и ремонту туроборудования; пресс-центр и фотокру­жок; кружок гитары и самодеятельной песни, 2) Досуговое межшкольное объединение «Организаторы досуга» - проведе­ние лагерей труда и отдыха, проведение походов, проведение вечеров, проведение праздников и др.

Профильные комплексные клубы для подростков и молоде­жи: 1) Спортивный подростковый клуб «Олимпия» - секции и команды мальчиков по футболу, хоккею, участие в турнирах и соревнованиях, спортлагерях и сборах, 2) Спортивно-досуговый клуб «Альфа» и «Гепард», секции и группы подростков и моло­дежи по атлетизму, борьбе, общественной охране, комната до­суга и отдыха, группа рэп-танца. 3) Музыкальный молодежно-досуговый клуб «Дискус» - юношеские и молодежные рок-группы, дискотека. Рок-клуб, комната отдыха. 4) Технический клуб - кружки-мастерские по техническому моделированию,

ремонт велосипедов, деревообработка, металлообработка, голо-графия, ремонт бытовой техники.

Профильные специализированные клубы и объединения для всех возрастов: 1) Творческое объединение «Исток» - творче­ские мастерские, кружки, курсы прикладных видов искусств:

резьба по дереву, макраме, вязания, кройки и шитья, ткачество. 2) Центр Социальных Служб имени Фридриха Бенеша, создан­ный совместно СППК «Лужники" и социальной службой Общи­ны Христиан города Оберураль (Германия) - магазин благотво­рительной распродажи одежды, медицинская гомеопатическая помощь, мастерские прикладного творчества.

Творческие объединения для молодежи и взрослых'!) Творче­ское кино-фото объединение - фотокружок, любительская ки­ностудия, фото-кино лаборатория, студия киномонтажа, профес­сиональная киногруппа, 2) Педагогическое объединение студен­тов, педагогов и родителей по социально-воспитательной работе «Орион». 3) Общественно-педагогическое объединений родите­лей и педагогов клуба «Аристотель» по Вальдорфской педагоги­ке. 4) Детско-юношеская редакция «Юношеской газеты» и агент­ства Юнпресс-

форпост осуществляет следующие социально-воспитательные и культурно-досуговые программы: выездные лагеря различного про­филя (трудовые, спортивные, туристские, семейного отдыха и др.), городские и загородные сборы учащихся различной тематики, по­ходы и дальние экспедиции различных категорий, тематические праздники, гулянья, театрализованные выступления, ролевые иг­ры. музыкальные вечера, концерты, фестивали, спортивные сорев­нования, турниры, тренировочные сборы, различные благотвори­тельные акции, вечера интересных встреч, вечера отдыха, конфе­ренции и собрания жителей, тематические кинопоказы, семинары и лектории, встречи с депутатами, международные обмены, соци­альное консультирование, социальная помощь и реабилитация, надомные работы для малообеспеченных...

Воспитанники турклуба Форпоста в составе сборной коман­ды России участвовали в горном походе по Андам Южной Аме­рики. работали инструкторами по туризму в американских лаге­рях школьников. Клубы по месту жительства являются ключе­вым звеном в системе социального воспитания, в системе госу­дарственных и общественно-профилактических мер по преду­преждению преступности среди несовершеннолетних.

Разумеется, названные три типа многопрофильных воспита­тельных объединений школьников - не единственные. Их по всей стране великое множество. Они прекрасно дополняют вос­питательную систему школы, расширяя диапазон позитивных воспитательных влияний.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных