Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






28 страница. На предприятиях, где соблюдаются два первых условия применяется метод простой двухступенчатой калькуляции




На предприятиях, где соблюдаются два первых условия применяется метод простой двухступенчатой калькуляции. Расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа:

1) рассчитывается производственная себестоимость всей произведен­ной продукции, затем делением всех производственных затрат на количество изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы продукции;

2) сумма управленческих и сбытовых издержек делится на количество реализованной за отчетный период продукции;

3) суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах. Се­бестоимость продукции методом двухступенчатой простой калькуля­ции рассчитывается по следующей формуле:

_ Зпр ^ Зупр

С =---1---I

Хпр Хупр

где С - полная себестоимость единицы продукции, руб.;

Зпр - совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.; Зупр - управленческие и сбытовые издержки отчетного перюда, руб.; Хпр - количество единиц продукции, произведенной в данном от­четном периоде;

Хупр - количество единиц продукции, реализованной в этчетном периоде.

Метод двухступенчатой простой калькуляции позволяет:

■ оценить запасы и готовую продукцию по производственной себе­стоимости;

■ отнести издержки по управлению и сбыту в полном объеме на количество реализованной продукции.

3. Метод многоступенчатой простой калькуляции. Если произ­водственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находится промежуточный склад полуфабрикатов, и от пере­дела к переделу запасы полуфабрикатов меняются, то пользуются мето­дом многоступенчатой простой калькуляции. В условиях такой орга­низации производства нельзя воспользоваться вышеприведенной фор­мулой расчета себестоимости продукции, так как количество полуфаб­

рикатов каждого передела не совпадает с количеством готовых продук­тов. В этом случае необходимо организовать учет издержек и количе­ства изготовленных полуфабрикатов по каждому переделу. Расчет себе­стоимости единицы продукции ведется по следующей формуле:

с _ Зпр! | Зпрг (Зпр3 t Зпр,, ■ Зупр

Х\ *г хз Хп хУпр'

где С - полная себестоимость единицы продукции, руб.;

Зпр., Зпр,,.... Зпр - совокупные производственные издержки каждого передела, руб.;

Зупр - управленческо-сбытовые расходы отчетного периода, руб.; Х„ X,,..., X — количество полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде каждым переделом, шт.;

Хупр — количество реализованных единиц продукции в отчетном периоде, шт.

4. Калькулирование издержек по стадиям обработки. Для по­вышения аналитичности расчетов затраты сырья и материалов в расчете на единицу продукции целесообразно учитывать отдельно, а в рамках переделов - лишь добавленные затраты (заработную плату плюс об­щепроизводственные расходы) каждого из них. Такая разновидность простой калькуляции называется калькуляцией издержек постадиям обработки. ■

Вышеприведенная формула в этом случае примет следующий вид:

Здоб, Здобг Здоб, Здоб„ Зупр

С = 3м +-— +---- + —— +.....+-----+ у,

*1 Х2 л3 Л„ Хупр

где С - полная себестоимость;

Зм - затраты сырья и материалов в расчете на единицу продук­ции, руб.;

Здобх, Здоб2,..., Здобп - добавленные затраты каждого пере­дела, руб.;

Зупр - управленческо-сбытовые расходы отчетного периода, руб.; Хр Хг,Х - количество полуфабрикатов, реализованных в от­четном периоде каждым переделом, шт.;

Хупр - количество реализованных единиц продукции в отчетном периоде, шт.

Отчет о себестоимости, составляемый при использовании попроцесс-ного метода, показывает:

. в общие затраты и затраты на единицу продукции, переданные из

предыдущего процесса; ■ материальные, трудовые и производственные накладные расходы,

добавленные в данном процессе; в себестоимость единицы, добавленная в данном процессе;

■ общую себестоимость и себестоимость единицы продукции, аккуму­лированную к концу периода в цехе;

■ себестоимость незавершенного производства на начало и на конец периода;

> себестоимость полуфабрикатов или готовой продукции, переданных в следующий процесс или на склад готовой продукции.

Данный отчет, как правило, делится на две части. Первая часть по­казывает затраты, понесенные цехом за период, вторая - размещение затрат. Информация, которая содержится в данном отчете по производ­ству, выраженному в условных единицах, используется для установления себестоимости единицы, добавленной в данном процессе, себестоимости незавершенного производства на конец периода и себестоимости, пере­данной из процесса. В большинстве случаев общие затраты разбиваются на элементы затрат для каждого цеха, ответственного за возникновение конкоетных заюат Летализиоованные данные по полоазлелениям необ­ходимы поскольку существует незавершенное производство различной степени'готовности.

Особенностью учетных процедур при попроцессном калькулировании выражается в том, что для каждого производственного цеха открывается свой счет «Основное производство», а не единственный счет «Основное производство» для всего предприятия. Готовая продукция, вышедшая из первого цеха, трансформируется в «Основное производство» во втором цехе, где она подвергается дальнейшей обработке, затем то же происходит в третьем цехе и т.д. в зависимости от количества процессов (переделов). Законченные обработкой единицы продукции становятся готовой продук­цией. Материальные, трудовые и накладные расходы могут быть отнесены напрямую на любой производственный цех. Затраты каждого последую­щего цеха будут состоять из материалов, труда и накладных расходов, отнесенных прямо на этот процесс плюс затраты, относящиеся к полуфаб­рикатам, поступившим из предыдущего цеха (переданные затраты).

Организация учета затрат на производство продукции в системе управленческого учета основана на ряде принципов. Анализ состава затрат позволяет выделить ряд принципов, четкое следование которым обеспе­чит достоверное формирование фактической себестоимости продукции и правильное исчисление налогооблагаемой прибыли и иных налогов.

1. Неизменность принятой методологии учета затрат на производ­ство и калькулирования себестоимости продукции в течение года.

2. Формирование затрат предприятия на основании условий догово­ров, заключенных в письменном виде. При этом сделка должна быть

оформлена договором, заключенным в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

3. Полнота отражения в учете всех хозяйственных операций и до­кументальное подтверждение произведенных расходов надлежаще офор­мленными первичными документами. Следует учитывать, что не могут быть учтены в составе расходов предприятия, расходы, подтвержденные фиктивными или недействительными документами.

4. Правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам.

5. Разграничение в учете текущих затрат на производство и капи­тальных вложений.

6. Возможность подтвердить производственную направленность за­трат. -~

7. Производственные затраты предприятия должны относиться к. деятельности самого предприятия.

8. Затраты, произведенные предприятием в иностранной валюте и подлежащие к включению в себестоимость продукции (работ, услуг), отражаются в валюте, действующей на территории РФ, в суммах, опре­деляемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, дей- -ствующему на дату совершения операций.

9. Перечень затрат, связанных с производством и реализацией про­дукции (работ, услуг) и относимых на ее себестоимость, ограничивается положениями действующих нормативных актов.

10. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методически­ми рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирова­ния себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и струк­туры производства.

11. Организация учета затрат в системе управленческого учета на предприятии предполагает выбор классификации - затрат, номенклатуры объектов учета затрат, методов распределения на себестоимость неза­конченной, готовой, реализованной продукции и погашения затрат путем их прямого отнесения на финансовые результаты.

Процесс учета затрат в системе управленческого учета рассматрива­ется как единый учетный процесс, связанный с учетом выпуска (выработ­ки) продукции. При этом выбор объектов учета затрат определяет сис­тему показателей внутренней отчетности, периодичность составления от­четных калькуляций для разных целей управления.

Система всех учетных работ по учету затрат предусматривает следу­ющие этапы:

1) первичное отражение затраченных ресурсов в производстве по мере их возникновения в процессе производственной деятельности;

2) локализация данных о производственных затратах по видам деятель­ности, производствам, структурным подразделениям, местам возникно­вения затрат, центрам ответственности, продуктам, работам и т.д.;

3) локализация производственных затрат по времени их возникнове­ния и включения в себестоимость, а также другим временным пе­риодам — «исторические», прошлые затраты, затраты отчетного и будущего периодов;

4) распределение общих расходов предприятия между производствен­ными подразделениями; возмещение общих производственных рас­ходов путем включения в себестоимость незаконченной, готовой и реализованной продукции;

5) распределение производственных расходов обслуживающих (вспо­могательных) производств между его незаконченной и готовой продукцией (выполненными работами, оказанными услугами) и пе­рераспределение затрат по производственным подразделениям;

6) выявление и оценка незавершенного производства, отходов, полу­ченных в процессе производства и определение себестоимости от­дельных видов продукции и всего объема товарной продукции.

Производственный учет включает учет затрат на производство - эта­пы 1-5, а калькуляционный учет - этапы 4-6 и выступает как интегри­рованная система обеспечивающая информацией управление себестои­мостью.

При выборе конкретного варианта организации учета затрат в системе управленческой бухгалтерии на предприятии необходимо учитывать:

1 — структуру национального Плана счетов бухгалтерского учета;

2 - отраслевые особенности формирования себестоимости продук­ции (работ, услуг);

3 - размер предприятия;

4 - эффективность учетной системы (сопоставление выгод, приноси­мых ею в управление, с затратами).

Использование на предприятии управленческого учета в России зак­реплено в новом Плане счетов бухгалтерского учета, в котором предус­мотрены счета 30—39, предназначенные для учета расходов по элемен­там в рамках управленческой бухгалтерии. Счета 20-29 предназначены для группировки расходов по статьям, по местам-возникновения и по другим признакам, а также для исчисления себестоимости продукции (работ услуг) Связь между счетами финансовой и управленческой (про­изводственной) бухгалтерии рекомендуется организовать с помощью спе­циально открываемых отражающих счетов (счетов-экранов).

Размер предприятия также влияет на организацию системы управ­ленческого учета. На малых предприятиях он может быть организован как аналитический учет, адекватный целям управления с учетом стратегии фирмы, а также потребностям менеджеров в управленческой информа­ции. На данных предприятиях нецелесообразно выделение управленчес­кого учета в самостоятельную систему.

На средних предприятиях возможна организация управленческого уче­та в рамках монистической системы.

На больших и средних предприятиях, которые нуждаются в надежной систематизированной информации для управления текущими расходами и себестоимостью, целесообразно счета 20-29 выделить в самодоста­точную систему счетов управленческого учета.

В настоящее время возможны несколько вариантов организации уп­равленческого учета на предприятии.

Первый вариант рекомендуется для средних и не очень малых пред­приятий. Счета управленческого и финансового учета, отражающие зат­раты на производство, формируются в единой системе бухгалтерского учета без обособления в системе управленческого учета калькуляцион­ных счетов.

На предприятиях формирование расходов осуществляется по следу­ющим элементам затрат: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. Для учета каждого элемента, как и в международной практике, теперь появи­лась возможность вести отдельный счет бухгалтерского учета.

В разделе 3 Плана счетов можно открыть следующие счета:

30 «Материальные затраты»;

31 «Затраты на оплату труда»;

32 «Отчисления на социальные нужды»;

33 «Амортизация»;

34 «Прочие затраты»;

37 «Отражение общих затрат».

Схема учетных записей с использованием счетов 30-37 Плана счетов (вариант 1) представлена ниже.

Вариант 1

Схема учетных записей с использованием счетов 30-37 Плана счетов

 

Хозяйственная операция Дебет Кредит
     
1. Отражена стоимость израсходованных на 30* 10, 16, 60
2. Отражены:    
31**  

* На счете 30 ведут субсчета по видам и направлениям материальных затрат.

** На счете необходимо вести субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда.

    со
• различные социальные выплаты за счет ному страхованию и обеспечению.; за выслугу лет и др. 31 31 70 96
3. Отражены суммы, начисленные:. по единому социальному налогу; • по страховым взносам в ФСС России и др. 32* 32 68 69
или его представителей (совет директоров и т.п.)    
циюТ^л^^ ею методами и нормами амортизации    
экономическим элементам   и др.
7. Произведено ежемесячное закрытие счетов 30-34 и списание затрат по данным счетам    
ки по данным первичного учета 29, 44  

Для целей управления на предприятии организуется учет расходов по статьям затрат. При этом перечень статей затрат устанавливается орга­низацией самостоятельно. Перечень элементов расходов строго опреде­ленный, а перечень калькуляционных статей каждая организация уста­навливает самостоятельно. Основное преимущество данного варианта -в сокращении количества бухгалтерских записей, несмотря на увеличе­ние числа счетов. Это происходит благодаря использованию отражаю­щих счетов (счетов-экранов).

Второй вариант применения счетов управленческого учета реко­мендован для больших и средних организаций, которые нуждаются в надежной систематизированной информации для управления текущими расходами и себестоимостью.

Он основан на выделении счетов 20-29 по учету затрат на произ­водство в самодостаточную систему счетов управленческого учета, кото­рая отделена от системы других балансовых счетов бухгалтерского учета. Этот вариант предусматривает использование специального, отражаю-

* На счете необходимо вести субсчета по видам отчислений на социальные нужды.

щего, счета 27 «Распределение общих затрат». Этот счет является зеркаль­но противоположным счету 37 «Отражение общих затрат». Второй вари­ант предусматривает осуществление записей по схеме учетных записей, рас­смотренных нами по первому варианту, и записей, приводимых ниже.

Вариант 2.1 Схема учетных записей с использованием счетов 30-37 Плана счетов

Хозяйственная операция Дебет Кредит
     
Первые семь учетных записей идентичны записям, осуществляемым при применении 1 варианта
1. Отражена стоимость израсходованных на промышленного характера, других расходов 30* 10б„16'
2. Отражены: «суммы начисленной заработной платы, вклю­чая любые формы премирования и любые иные формы оплаты труда персонала организации, в том числе высшего управленческого персонала; • различные социальные выплаты за счет средств организации, которые не могут быть списаны в дебет счета 69 «Расчеты по социаль­ному страхованию и обеспечению»; • начисления в резервы предстоящей оплаты отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др. оэ со со 70 96
3. Отражены суммы, начисленные: . по единому социальному налогу; . по страховым взносам в ФСС России и др. 32*** 32 68 69
4. Отражены предстоящие социальные выплаты, которые раньше осуществлялись за счет фонда потребления или прибыли, остающейся в распо­ряжении организации по решению собственника или его представителей (совет директоров и т.п.)    
5. Отражены расходы организации на амортиза­цию, начисленные в соответствии с принятыми ею методами и нормами амортизации   02, 04 или 05
6. Отражены расходы, не нашедшие отражения на других счетах по учету расходов по экономи­ческим элементам    
7. Произведено ежемесячное закрытие счетов 30-34 и списание затрат по данным счетам    

* На счете 30 ведут субсчета по видам и направлениям материальных затрат. ** На счете необходимо вести субсчета, характеризующие виды и направления начислений на оплату труда. *** На счете необходимо вести субсчета по видам отчислений на социальные нужды.

    3 '
расходы» 25, 26 20, 23,
9. Отражение расходов по обычным видам дея­тельности с использованием счета 27 «Распреде­ление общих расходов» 20, 23,  
10. Списание калькулируемых расходов   20, 23,
     
     
13. Отражены расходы по выпуску продукции, по выполнению работ, по оказанию услуг    
IIS™ =:П=ыГпе^ди " издерж"    

Все расходы, понесенные организацией по обычным видам деятель­ности, группируются на счетах 30—34 по элементам затрат. На счетах 20, 23, 29 отражаются прямые затраты на производство в аналитичес­ком разрезе по подразделениям (местам возникновения затрат) и обес­печивается контроль отклонений от норм или нормативных (запланиро­ванных) затрат. На счете 25 группируются производственные накладные расходы по сметам производственных подразделений (филиалов, цехов, участков и т.п.) и контролируются отклонения фактических расходов по статьям сметы. На счете 26 группируются общие управленческие на­кладные расходы для контроля сметы по филиалам, по управленческим подразделениям и другим центрам ответственности (местам возникнове­ния затрат) На отдельном субсчете к счету 26 группируются коммеочес-кие и другие расходы на продажу для детального учета и контроля смет соответствующих коммерческих и торговых подразделений На счетах 20 23 29 отражается калькулирование сокращенной и полной производ­ственной себестоимости продукции (работ услуг) с учетом коммерческих расходов Изданных счетах рекомендуют вести по крайней мере по два субсчета остатки незавершенного производства и калькулируемые рас ходы за^отчетньгй период производства калькулируемые

При необходимости получения полной информации для управления затратами и себестоимостью на счетах управленческого учета предприятие может организовать аналитический учет, требуемый для этих целей.

Для обеспечения баланса в системе счетов бухгалтерского учета (после отделения от нее счетов управленческого учета) профессор В.В. Палий предлагает использовать балансовый счет 38 «Незавершенное производ­ство», который необходим для учета стоимости заделов незавершенного производства и остатков полуфабрикатов собственной выработки. Счет

37 закрывается ежемесячно. При использовании варианта с двумя си­стемами учета может быть использована схема, данная профессором Л.З. Шнейдманом, предложившим следующий перечень счетов финансо­вого и управленческого учета.

Перечень счетов финансового и управленческого учета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счета финансового учета Счета управленческого учета
Но­мер   Но­мер  
      Материалы
  Основное производство
  Вспомогательные производства
  Общепроизводственные
  Общехозяйственные расходы
  Результаты =™
  Материальные затраты 30* Материальные затраты
  Затраты на оплату труда 31* Затраты на оплату труда
  Отчисления на социальные нужды 32* Отчисления на социальные нужды
  Амортизация ЗЗ* Амортизация
  Прочие затраты 34* Прочие затраты
  Расходы по обычной деятельности   Расходы по обычной деятельности
  Продажи   Продажи

*Данным значком помечены счета, которые являются отражающими.

Вариант 2.2 Схема учетных записей в финансовом

и управленческом учете

 

Содержание хозяйственной операции Финансо­вый учет Управленче­ский учет
Де­бет Кре­дит Де­бет Кре­дит
         
1. Оприходованы материалы на склад        
2. Отпущены материалы: 2.1) в производство; 2.2) на общепроизводственные нужды; 2.3) на общехозяйственные нужды X X 20 25 26 ООО со со со
3. Начисление заработной платы персоналу - всего: в том числе:        
    со    
3.1) основным производственным рабочим; 3.2) общепроизводственному персоналу; 3.3) общехозяйственному персоналу     20 25 26 31 31 31
■1. Начисление - ЕСН        
платежей на социальное страхование п обеспечение - всего:        
в том числе:        
1.1) основным производственным рабочим; 4.2) общепроизводственному персоналу; 4.3) общехозяйственному персоналу     20 25 26 32 32 32
5. Начисление амортизационных отчислений по основным средствам - всего:.        
и том числе:        
5.1) по общепроизводственным объектам; 5.2) по общехозяйственным объектам     25 26 33 33
6. Оплата прочих производственных        
расходов        
7. Списание общепроизводственных X X    
расходов        
8. Признана выручка от выполнения        
строительно-монтажных работ        
9. Списана себестоимость выполненных X X    
работ        
10. Списание общехозяйственных X X    
расходов        
11. Закрытие счетов:     X X
11.1) счета материальных затрат; 11.2) счета затрат на оплату труда; 11.3) счета отчислений на социальные 35* 35 35 30 31 32    
нужды; 11.4) счета амортизации; 11.5) счета прочих затрат 35 35 33 34    
12. Закрытие счета расходов по обычной деятельности     X х •

Рассмотренные схемы учетных записей позволяют вести учет и конт­роль расходов по центрам ответственности, по калькулируемым объектам. Третий вариант разработан специалистами ЗАО «Союзаудит» и ориенти­рован на крупные многопрофильные российские предприятия. В его ос­нову положен план счетов европейского типа, который состоит из 10 классов счетов, каждый из которых включает до 10 групп счетов, а каждая группа содержит до девяти синтетических счетов. Однако использование данного варианта не имеет законодательной базы. Рекомендуемое специ-

Расходы по обычной деятельности.

алистами ЗАО «Союзаудит» построение Плана счетов позволяет увеличить число синтетических счетов по сравнению с новым Планом счетов и создать более мощную информационную структуру, позволяющую максимально использовать передовые современные информационные технологии.

7.16. Оценка и инвентаризация затрат и 1^Цб^^^^

Затраты незавершенного производства составляют: незаконченные работы, не принятые заказчиком; продукция (полуфабрикаты), не про­шедшая всех стадии обработки; готовые изделия, не принятые отделом технического контроля; не полностью укомплектованная продукция; законченная изготовлением продукция, не прошедшая испытаний. В не­завершенное производство не включают материалы и покупные полу­фабрикаты, не подвергшиеся обработке.

Перед началом инвентаризации все ненужные цехам материалы, по­луфабрикаты, детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена, подлежат сдаче на склад. Сырье, материалы и покупные по­луфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются.

Согласно п. 3.27 Методических указаний по инвентаризации имуще­ства и финансовых обязательств при инвентаризации незавершенного производства проверяются:

■ фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не за­конченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в про­изводстве; фактическая комплектность незавершенного производ­ства; остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено;

■ оценка незавершенного производства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных