Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интернациональный характер белорусской кухни




Появление на столе рядом с традиц. соленьями куда в больших масштабах маринадов и консервир. овощей и фруктов, что не было распростр. ранее. Эта привычка развивалась под влиянием

консервной пром-ти социалист. Болгарии, Венгрии и Югославии, что поставляли на отеч. рынок консервы из овощей и фруктов, в которых уксус, разные ингибиторы, перец. Объект. причиной

необход. домашнего консервир. стал хронич. дефицит свежих продуктов в советском торговле. Колхозные рынки в крупных городах сделали для белорусов доступными в сезоны свежие овощи и фрукты, что завозилось из южных регионов СССР. Нек. блюда стан. общими и даже знаковыми для всего СССР, значит. изменяя свою рецептуру - как это произошло с салатом Оливье. Сам салат была создан франц. поваром Оливье. Секрет был в спец. соусе, который был заменен майонезом. И вообще ингредиенты были изменены, для пригот. салата использовались доступные, но относит. престижные для сов. времени продукты. Но эта всего лишь имитация того салата. Нельзя не отметить интернац. характер сов. кухни, за годы своего сущ-я впитавшей все лучшее, что можно было заимствовать из самобытных кулинарных традиций народов СССР. В обиход прочно вошли украинский борщ, узбекский плов, грузинский шашлык и харчо, правда, в сильно упрощенных вариантах. С сер.1970-х появ. интерес к нац. традициям кухонь. В рестор. меню и в формате пикников расшир. новые блюда, прежде всего из тех кухонь, которые сумели наилучшим образом сохр. свою самобытность - Закавказской и среднеазиатской. Привычными стали такие названия, как шашлык, цыплята-табака, лагман, плов, правда, в очень упрощенных вариантах и часто без учета традиц. пищ. сырья (свинина вместо баранины в шашлыке). Также сущ. и нац. рестораны, где готовят нац. пищу. Но это уже новая кухня, не такая как была раньше. В ресторанах вводились наименования блюд с нац.-террит. привязкой: салат "Минский", суп молочный по-белорусски, печень, фаршированная по-Гомельски и т. д. Многие экзотические продукты стали доступнее на столах белорусов, а в городах довольно стремительно расширяются рестораны кухонь далеких народов (итальянская, французская, японская, китайская, фаст-фуд и т.д.).

 

23.Организация общественного питания в Беларуси в ХХ – начале ХХ1 века

Успехи НЭПа в теч. вт. пол. 1920 – нач. 1930-х годов проявились в открытии в городах новых ресторанов, расширило ассортимент блюд и повысила требовательность людей к качеству и вкусу пищи. Но одновременно действовала и другая тенденция - расширение советской системы общественного питания диктовала сведение меню к стабильному составу из десятка «проверенных» блюд. А активное строительство фабрик-кухонь в 1930-х привела не только к минимизации меню, но и к упрощению композиции и технологии блюд. В рецептуре фабрик-кухонь прежде обрубались приправы и другие "экзотические" элементы. Победоносной технологией оказался восточнославянский прием варки. Вареная капуста, гречневая каша с маслом с добавлением мяса, кисель или чай с лимоном стали преобладать в сов. меню 20 - 30-х гг. Сами рабочие иногда очень низко оценивали качество рабочих столовых. Сов. власти старались админ. методами сбалансировать питание своих граждан, признаком чего стало введение во вт. пол. 30-х, "рыбного дня". Все предпр. обществ. питания не включали в "рыбные дни" в меню мясных блюд, что вызывало нед-во рабочих и служащих. В период Вт. Мир. войны военные довольно регулярно получали горячую пищу из двух блюд. Т.о., война приучила массы людей к обществ. кухне. На оккуп. тер-ии нем. власти, заинтер. в функционир. местного хозяйства наладили систему продовольств. снабжения в городах, организованную по жестким принципам карточной системы.

В 1960-е окончательно победило обществ. питание. Ушли старые профессиональные кадры, а новые воспитывались уже полностью по советским канонам. Произошла резкая замена мужского персонала женским, который научили только элем. навыкам пригот. простейших блюд. Одной из хар. черт кулинарии 1950 - 1970-х годов стало преимущество мясных блюд в меню общественного питания. Потому, что рос. кухня, на базе которой возникала советская, практически не знала мясных блюд на "второе", в меню столовых и ресторанов прочно вошли западноевроп. котлеты, эскалоп, бифштексы, шницэли, рулеты и изделия из фарша.

Наст. провалом в сов. общепите стало приготовление рыбы. Океаническая рыба хранилась в заморож. виде в течение длит. периода. Неумелое ее приготовление в столовых вызвало отриц. отношение к рыбным блюдам. 1970 - 1980-е годы были отмечены резким повышением применения блюд из яйца, использованием дом. птицы - бройлеров-кур, уток, индеек, а также колбасных изделий как полуфабрикатов горячих блюд на "второе".


 

24. Бытовая техника ХХ века- начала ХХІ века

Знач. место в интерьере кухни занимали плита и холодильник. Плиты были газовые или электрические (на 2-4 камфорки, марки “Томь”, “Лысьва”, “Электра”). Над газовой плитой обычно размещалась вытяжка. Также использ. электроплитки с 1-й или 2-мя комфорками (марки “Нева”, “Ока”, “Тайга”). Постепенно появл. электр. печи “Электроника”. Холодильники выпускались однокамерные (с мороз. отделением) и двухкамерные. Наиболее популярными были марки “ЗИЛ”, “Минск”, “Днепр”, “Снайге”, “Саратов”, “Смоленск”. Их технические хар-ки были практически идентичными.

В 1925 году появились первые стиральные машины. В 50-х годах цена на рижские стиралки «ЭАЯ-2» и «ЭАЯ-3» равнялись двум-трем месячным зарплатам. Чуть позже появились первые полуавтомат. агрегаты «Аурика», повтор. формы наст. космич. ракеты. Стиральные машины выпуск. типа "СМ" без отжима белья, "СМР" - с ручным отжимом, а также полуавтоматы типа "СМП". (Марки: "Малютка", "Лыбидь", "Таврия", "Волжанка", "Ока", "Золушка", "Чайка"). С 80-х годов огромной популярностью стали польз. стир. машины «Вятка автомат».

С электробытовых приборов общей комнаты в первую очередь следует назвать телевизор и магнитофон. Телевизоры были черно-белыми ("Каскад", "Рекорд", "Фотон", "Юность", "Сапфир"), а также цветными ("Горизонт", "Радуга", "Темп"). В то время как в мире понемногу стали появляться дистанционные пульты управления телевизорами, некоторые телевизоры сов.

производства «управлялись» при помощи пассатижей («Весна» и «Радуга»). Магнитофоны по способу размещения магнитной ленты подразделялись на кассетные ("Маяк", "Орел", "Яуза", "Вильма") и Бабинные ("Ростов", "Комета", "Снежеть", "Астра"). Кассетные магнитофоны были не только стационарными, но и переносными. Магнитофоны были нередко конструктивно объединены в одном комплексе с радиоприемником (магнитола) или с проигрывателем (магнитарадыёла). Кроме указанных электроприборов советские граждане использовали видеомагнитофоны, вентиляторы, утюги, тюнеры.

За чистоту в квартирах советских людей отвечали пылесосы «Ракета», «Буран» и «Тайфун» (60-е гг.).

Приемник "Родина-52" (50-е гг.) является модернизацией приемника "Родина-47". Особенностью этого приемника является то, что он рассчитан на питание от батарей и предназначен для приема радиопередач радиовещательных станций в сельской местности при отсутствии электрического тока.

Патефо́н - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. Был широко распространён в 40—60 гг. XX века. Позднее был вытеснен электрофоном.


 

25.Кухня ХХ века: интерьер, мебель, посуда

У залежнасці ад прызначэння, абсталявання і выкарыстання вылучаліся кухні рабочыя, кухні-сталовыя і кухні-нішы. Рабочыя кухні былі разлічаны ў асноўным на прыгатаванне ежы і гаспадарчыя работы. Снеданне тут адбывалася нерэгулярна і як правіла асобнымі членамі сям’і і ў розны час. У кухні-сталовай размяшчаўся вялікі стол, разлічаны на адначасовае снеданне ўсёй сям’ёй. У кухні-нішы размяшчалася толькі рабочая зона: пліта, мойка, рабочы стол і халадзільнік.

Прадметы кухоннага абсталявання звычайна ўстанаўліваліся ў наступным парадку: халадзільнік – мойка – шафа – рабочы стол – пліта. З другога боку – абедзенны стол.

Кухонная мэбля і абсталяванне былі рухомымі (абедзенны стол – у невялікіх кухнях ён быў складны, стулы і табурэты – яны таксама маглі быць складнымі), а таксама стацыянарнымі (напольныя і насценныя шафы, пліта, мойка, халадзільнік, паветраачысціцель). Сярод напольных шафаў вылучаліся:

1) шафы-сталы з выдзвіжной дошкай;

2) шафы пад мойку, дзе ўтрымліваліся мыючыя сродкі (на унутраным баку дзверцы прымацоўваўся кантэйнер для адходаў);

3) шафы-калонкі (іх вышыня больш 2 метраў, прызначаліся для захоўвання кансерваў, сухіх прадуктаў, кухонных машын і апаратаў).

Насценныя шафы ўключалі шафы для сушкі посуду з паліцамі і падстаўкай з пласціфікаванага дрота, а таксама шафы для ўтрымання харчовых запасаў.

Значнае месца ў інтэр’еры кухні адыгрывалі пліта і халадзільнік. Пліты былі газавыя і электрычныя (на 2-4 канфоркі, маркі “Томь”, “Лысьва”, “Электра”). Над газавай плітой звычайна ўстанаўліваўся паветраачысціцель. Таксама выкарыстоўваліся электрапліткі з 1 ці 2 канфоркамі (маркі “Нева”, “Ока”, “Тайга”). Паступова ў жыццё савецкага грамадзяніна прыходзілі мікравалновыя печы “Электроніка”. Халадзільнікі выпускаліся аднакамерныя і двухкамерныя. У аднакамерных мелася маразільнае аддзяленне. Найбольш папулярнымі маркамі халадзільніка былі “Минск”, “Днепр”, “Снайге”, “Саратов”, “Смоленск”.

Убранства кухоннага памяшкання дапаўнялася фіранкамі, стол накрываўся абрусам.

Колер сцен і кухоннай мэблі вытрымліваўся ў адным ключы. Падобнай па колеры была і глазураваная керамічная плітка, якая мацавалася на сцяну. Кухня асвятлялася так, каб у ёй было зручна працаваць. Звычайна абмяжоўваліся адным верхнім святлом, размясціўшы шкляны плафон ці абажур з тканіны пад самай столлю. Аднак над рабочым сталом гаспадыні дадаткова магло размяшчацца бра.

Сваеасаблівасць кухоннаму інтэр’еру прыдавалі керамічныя збаны і вазы, распісныя падносы, плеценыя кошыкі, тульскі самавар і гжэльскі чайнік. Над кухонным сталом добра выглядалі дошкі для нарэзкі хлеба і гародніны, наборы малаткоў і драўляных лыжак, каля пліты – рукавіцы-прыхваткі. Як упрыгожанні на кухне глядзеліся каса, сплеценая з цыбулі, звязка грыбоў, ваза з кветкамі.

Неад’емным элементам кухонных прынад з’яўляўся посуд, які выпускаўся з алюмінія, латуні, сталі, чыгуна, керамікі, шкла, пластмасы. Літы алюміневы посуд (патэльні, гусятніцы) выкарыстоўвалі ў асноўным для прыгатавання другіх страў. Стальны посуд (звычайна каструлі, міскі) выпускаўся эмаліраваным і быў прыгодны не толькі для прыгатавання страў, але і для іх доўгага захоўвання (у адрозненне ад алюміневага!). Латунны посуд выкарыстоўваўся для кіпячэння вады, вырабу варэння. Чугунны посуд выкарыстоўваецца ў асноўным для смажання. Чыгунныя патэльні былі чорнымі і мелі шурпатую паверхню. Керамічны посуд (талеркі, кубкі) дэкараваўся спецыяльнымі фарбамі. Вылучаўся фарфоравы, фаянсавы і ганчарны посуд. Са шкла вырабляўся шматлікі сталовы посуд – прыборы для вады, віна, а таксама салатніцы. Гэтыя рэчы маглі таксама быць з крышталю.

Зручнымі рэчамі для прыгатавання ежы былі камбінаваныя прыборы: міксеры-кавамолкі, мясарубкі-сокавыціскалкі, цёркі-шынкоўкі. Непасрэдна за сталом можна было прыгатаваць ежу з дапамогай электратосцера, электраблінніцы, электрафрыцюрніцы.


 

26.Автомобильный транспорт ХХ - начала ХХІ века. Отечественное автомобилестроение.

История сов. автомобиля нач. в 1922 г., когда был сконстр. первый легковой автомобиль. Он имел кузов, сост. из каркаса, собранного из дерев. брусков и расшитого стальными панелями. Такая конструкция была очень трудоемкой в изготовлении и непригодна для крупномасштабного производства. В к. 20-х гг. в Научном автом.-моторном институте (НАМИ) был создан первый отеч. автомобиль для массового производства - "НАМИ-1".

В результате выполн. 1-го пятилетнего плана в Сов. Союзе была создана автом. пром-ть. Построен гигантский по тем масштабам завод в Нижнем Новгороде, получивший затем название " ГАЗ ", рассчитанный на ежегодный выпуск 100 тыс. грузовых и легковых автомобилей. Первый легковой автомобиль этого завода " ГАЗ- А" - копия автомобиля "Форд-А". В 1930-е гг. были реконструированы небольшой автомобильный завод в Москве (ЗИС). На ЗИСе началась подготовка к выпуску легковых автомобилей высшего класса. В 1935 г. ГАЗ выпустил 100- тысячный автомобиль модели "А", обогнав такие автом. предприятия, как "Фиат" и " Опель". В 1936 г. на ГАЗе началось производство новых комфортабельных легковых машин модели " М1 ", а в 1937 г. на ЗИСе - производство автомобилей " ЗИС- 101" с кузовом " лимузин " (с перегородкой за передним сиденьем). В 1940 г. в Москве на заводе имени Коммунистического интернационала молодежи началось производство малолитражных легковых автомобилей "КИМ - 10". Хар-ми чертами довоенных автомобилей были кузовы ненесущего типа с металлической обшивкой, зависимые рессорные подвески колес, механич. привод тормозов, отсутствие системы обогрева салона.

После завершения ВОВ страна приступила к восст. нар. хозяйства, началась подготовка к выпуску новых легковых автомобилей: "ЗиС-110", "Победа" и "Москвич".

Лимузин модели ЗИС-110 был представит. класса (для чиновников высокого ранга). Выпуск этих машин начался в 1946 г. Особого внимания заслуживает автомобиль "Победа" Горьковского автозавода. Его отличала новая, "бескрылая" форма кузова. Это был первый отеч. автомобиль с несущим цельнометаллическим кузовом. До 1949 г. был превзойден довоенный уровень выпуска автомобилей, а к сер. 1950- х гг. в СССР уже действовали 12 автомоб. заводов, которые выпускали автомобили 43 моделей. Период 1950 - 1960 -х гг. был отмечен не только ростом технич. совершенства автомобилей, но и повышением их качества. В 1970 г. с главного конвейера ВАЗа сошел первый автомобиль марки "Жигули", прототипом которого был "Фиат-124" модели 1966 г. Период 1970- х гг. отмечен знач. ростом объема произв. автомобилей. Осн. продукцией завода был "Москвич- 2140". Символом сов. автомобилестроения в мире стала "Нива" ВАЗ-2121. Производство "Нивы" началось в 1977 г. В 1988 г. появилась "Нива-кабриолет". Именно "Нива" стала 1-й в группе дешевых и практич. вездеходов, способных обесп. комфорт и динамику легкового автомобиля на гор. улицах и загор. магистралях. С 1996 г. в качестве эксперимента на ВАЗе единичными экземплярами под заказ нач. производство "Нивы -2131" ("Кедр") в различных вариантах.

В 2013 г. на бел. рынке появился китайский седан Geely SC7, сборку которого осущ. совместное белорусско-китайское предприятие «БелДжи». Под сборочное производство была переоборудована часть помещений борисовского ОАО «Автогидроусилитель». Характеристики седана Geely SC7: 4-цилиндровый двигатель объемом 1,8 л. (бензин), мощность 127 л.с., передний привод, пятиступенчатая МКПП, максимальная скорость 185 км/ч. Заявленный расход топлива - 7,5 л/100 км. Стоимость сост. около 13 тыс. долларов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных