Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Российский фестиваль антропологических фильмов




 

I Российский фестиваль антропологических фильмов (РФАФ) прошел в 1998 г. в Салехарде. Его программа включала конкурсный показ 30 фильмов российских авторов и внеконкурсный показ зарубежных антропологических кинолент, конкурс исследовательских проектов по визуальной антропологии. Жюри фестиваля во главе с кинокритиком Андреем Шемякиным отдало гран-при фильму Андрея Головнёва «Путь к святилищу», два других главных приза – фильмам «Дни будущих Будд» Валерия Соломина и «Жертва» Анастасии Лапсуй и Маркку Лехмускаллио. Приз в номинации «дебют» достался фильму «Хозяйка Кулизеней» Натальи Литвиной; в конкурсе исследовательских проектов предпочтение отдано проекту «"Истинные" чуваши: исследование традиционной религиозно-обрядовой культуры» Екатерины Ягафовой.

На фестивале состоялся гуманитарный симпозиум «Открытие и сообщаемость культур», на котором обсуждались проблемы развития отечественной визуальной антропологии. Прежде в России не существовало понятия «антропологический фильм» и подобного кинофестиваля. Исследователи-антропологи избегали серьезной работы с камерой и в лучшем случае выступали консультантами в научно-популярном кино. Идеологам фестиваля пришлось искать ориентиры в туманной стихии ранней киноантропологии России, сочетавшей профессионализм в науке с любительством в кино, и наоборот. Словопрения на тему «Что такое антропологический фильм?» растягивались между полюсами наука–искусство. На первых порах многим казалось, что дело ограничится сиюминутным использованием друг друга — антрополог зафиксирует обряд на пленку, кинорежиссер насытит экзотической фактурой свою ленту, — и каждый вернется в родной цех со своим представлением о «визуальной антропологии». Перекрестный диалог на Фестивале показал преимущества «билингвизма», когда этнограф владеет киноязыком, а режиссер — языком антропологии.

II РФАФ (29 августа – 4 сентября 2000 г.) включил в свою программу, помимо конкурсов антропологических фильмов и исследовательских проектов, конкурс телепрограмм Арктического региона, а также теоретические семинары и внеконкурсную программу отечественных и зарубежных документальных антропологических фильмов. В конкурсе участвовали 26 фильмов, 8 телепрограмм и 8 исследовательских проектов. Гран-при II РФАФ отдан фильму «Пегтымель» Андрея Головнёва. Лауреатами фестиваля по различным номинациям названы фильмы «Синий колодец» Натальи Литвиной, «Семейные хроники» Владимира Ярмошенко, «Птицы Наукана» Алексея Вахрушева, «Родная сторона» Юрия Шиллера, «Серый воронок, кому ты нужен?» Алексея Шипулина, «Носи и помни» Леонида Филимонова. Специальных призов удостоены фильмы «Через Анды к великой реке» Олега Алиева, «Папоротников цвет» Андрея Анчугова, «Судьба. Тихвинские карелы» Эллы Короленко, «Уяв» Екатерины Ягафовой. В конкурсе телепрограмм первый приз достался этюду Михаила Горшкова «Мил скрипочку играет». В конкурсе исследовательских проектов приз присужден проекту Елены Четиной «Христианское и языческое в традиционной культуре Коми-Пермяцкого национального округа».

III РФАФ (30 августа — 4 сентября 2002 г.) провел два конкурса — документальных антропологических фильмов (22) и арктических телепрограмм (16). Обладателем гран-при стал фильм «Быкобой» Анатолия Балуева, лауреатами в различных номинациях — «Тундо тюненядо» Анастасии Лапсуй и Маркку Лехмускаллио, «Баба Аня» Елены Поповой, «Давид» Алексея Федорченко, «Лёха online» Евгения Григорьева, «Еразанг» Татьяны Магадан, «Сету – народ печорской земли» Эллы Короленко. В конкурсе телепрограмм победил телефильм «Вечный круг жизни» Виктора Приходько с ямальской студии «Факт». Рост числа и качества киноработ позволил на этот раз обойтись без «конкурса проектов». На III РФАФ родился международный Кочующий Северный Кинофестиваль (КСК) как «эхо РФАФ» и в то же время самостоятельный фестиваль, путешествующий по разным северным странам с миссией диалога культур и программами фильмов разных жанров, от художественных до анимационных (первые программы КСК были представлены на международном Северном археологическом конгрессе в Ханты-Мансийске и Северном исследовательском форуме в Великом Новгороде).

IV РФАФ (24-30 сентября 2004 г.) ограничился конкурсом документальных антропологических фильмов (25). Гран-при достался «Маленькой Катерине» Ивана Головнёва, лауреатами других призов стали «Мам» Анатолия Балуева, «В зоне любви» Аркадия Морозова, «Клад Семена Дежнева» Алексея Вахрушева, «Диалоги в электричке» Сергея Литовца, «В гостях у Жакы Апай» Елены Поповой, «Странники Севера» Василия Сараны, «Дети Белой могилы» Алексея Федорченко, «Срединный день» Никиты Хохлова, «Колыбель» Валерия Крылова, «Приручения оленят» Михаила Окотэтто. Программа КСК включала 34 фильма режиссеров Канады, России, Финляндии, Швеции.

V РФАФ (14-20 сентября 2006 г.) собрал в конкурсе 26 фильмов. Гран-при получил «Яптик Хэсе» Эдгара Бартенева, лауреатами признаны «Рыбак и танцовщица» Валерия Соломина (лучшая режиссура), «Задворки» Алексея Погребного (лучшая антропология), «Свет Белого моря» Насти Тарасовой и Ольги Стефановой, «Осенние люди» Геннадия Шеварова, «Фата Моргана» Анастасии Лапцуй и Маркку Лехмускаллио, «Корабль идет, а берег остается» Владимира Головнёва, «Мэр» Аркадия Морозова и др. В программе КСК «Арктическая панорама» были показаны художественные фильмы режиссеров Исландии («Последняя ферма» Рунара Рунарссона), Швеции («Как на небесах» Кая Поллака), Финляндии («Элина» Клауса Хяро), документальные работы Питера Рэймонта «Арктический мечтатель» (Канада), Лисы Мюнте и Хелен Альссон «Армреслинг в деревне Одиночество» (Швеция), российские мультфильмы, в том числе ямальская работа «Как Нянчедо Мынику учил человека летать» Ивана Елисеева и Михаила Коробова.

VI РФАФ (21-27 сентября 2008 г.) впервые прошел в формате открытого международного конкурса. Из более 300 работ режиссеров и антропологов России, Европы, Азии и Америки, отборочная комиссия отдала предпочтение 23 фильмам, показанным на фестивале. Гран-при получил фильм «Пленники белого бога» Стива Личтага (Чехия). Лауреатами стали картины «Добро пожаловать в Энурмино!» Алексея Вахрушева (Россия, лучшая режиссура), «Недарма» Анастасии Лапцуй и Маркку Лехмускаллио (Финляндия, лучшая антропология), «Призрак Европы» Игоря Морозова (Россия), «Урсдон: территория одиночества» Марии Козловой (Россия), «Коми, поездка по Арктике» Андреаса Фойгта (Германия), «Шахтарнбердыр» Олега Визжачего, «Без границ» Насти Тарасовой, «Бегство из города» Анны Шульга, «Аргентинское танго» Эллы Короленко (Россия).

За десятилетие РФАФ вырос в конкурсный международный фестиваль. Обновляясь в наборе номинаций, объеме теоретических дискуссий, он сохранил свой стержень — конкурс документальных антропологических фильмов. На 1-м РФАФ был акцент на дискуссиях и проектах; на 2-м появился конкурс телепрограмм, на 3-м родился Кочующий Северный Кинофестиваль, на 4-м КСК представил международную программу разножанрового северного кино; после 5-го открылся форум «Киноантропология» (Екатеринбург); 6-й РФАФ стал международным.

Тематико-жанровую траекторию фестиваля можно в какой-то мере проследить по гран-при — как выразился председатель жюри IV РФАФ Павел Печенкин, главный приз отмечает не только лучшую работу, но и вектор развития антропологического кино. На первых двух фестивалях победила «камера-исследователь» (А. Головнёв), на 3-м — «взгляд изнутри» (А. Балуев), на 4-м — «этно-портрет» (И. Головнёв), на 5-м — «этно-арт» (Э. Бартенев), на 6-м — «этно-триллер» (С. Личтаг).

В целом очевидны три линии развития РФАФ: рост художественного уровня антропологического кино при сохранении кредо «искусство+наука»; расширение спектра тем и стилей от «исследования» до «арта» и «триллера»; сдвиг масштаба фестиваля от национального к международному.

На фестивале неоднократно инициировалось включение в конкурс игрового кино (вне конкурса игровые фильмы представлялись в программах КСК). Председатель жюри трех фестивалей (III, V и VI) режиссер Карен Геворкян считает грань между игровым и неигровым кино, особенно в измерении антропологии, искусственной. Антрополог Сергей Арутюнов, постоянный член жюри РФАФ, отметил, что некоторые художественные картины (например, показанная на фестивале «Последняя ферма» Р. Рунарссона) производят необыкновенно глубокое психологическое и мировоззренческое впечатление. Вопрос о расширении жанровой палитры фестиваля за счет художественного кино стоял и на V РФАФ, открывшемся постановочным фильмом Алексея Федорченко «Шошо». Возможно, в будущем РФАФ откроет конкурс антропологического художественного фильма, хотя научная основательность и в этом случае останется важным критерием отбора. РФАФ служит, помимо прочего, экспериментальной площадкой для поиска новых киноформ, для выражения не только ностальгии по уходящим ценностям культур, но и соучастия в сегодняшнем поиске идентичности и культуротворчестве.

 

 

***

 

Сегодня перспектива антропологического кино просматривается не только в создании и показе все более художественно совершенных и научно глубоких фильмов, не только в растущих возможностях использования кино в науке и науки в кино, но и в продвижении его на новых информационных площадках и носителях, в выходе антропологического фестиваля в телевизионный и интернет-эфир, где ныне проводит время большинство интеллектуалов, особенно свежих поколений. Очевиден и сдвиг антропологического интереса от экзотических культур к самим себе — никогда прежде вопросы идентичности «цивилизованных людей» не вызывали столько тревоги и не ставились так остро и разнообразно, как сейчас.

Антропологическое кино остается «другим», отстаивающим свою киноправду, часто наперекор официальному медиа-потоку и шаблонам коммерческого кинематографа. Оно по-прежнему в чем-то музейное (по приверженности традициям) и университетское (по интеллектуальному диапазону). Рост его популярности заметен в распространении специализированных программ на TV (Discovery, National Geographic, History и др.) и в пополнении образовательных гуманитарных программ курсами медиа. Охватившая планету информационно-технологическая революция выдвигает свои условия адаптации антропологического кино к новым вызовам и перспективам.

 

Сведения об авторе:

Головнёв Андрей Владимирович, член-корреспондент РАН, президент РФАФ, г.н.с. Института истории и археологии УрО РАН, зав. кафедрой археологии и этнологии УрГУ


[1] Забытые статьи А. М. Горького // Искусство кино. 1936. № 8. – С. 31–34.

[2] Юренев Р. Н. Чудесное окно. Краткая история мирового кино. – М. «Просвещение», 1983. – С. 17–18.

[3] Хайдер К. Этнографическое кино. – М.: ИЭА, 2000. – С. 29.

[4] См.: Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. – М.: ОГИ, 2004. – С. 36 (прим. А. А. Казанкова).

[5] Хайдер К. Указ. соч. – С. 30.

[6] Флаэрти Р. Статьи, свидетельства, сценарии. – М., 1980. – С. 44–45, 154.

[7] Елфимов А. Л. Вальтер Шпис и метаморфозы балийской этнографии // Этнографическое Обозрение. 2007. № 6. – С. 49.

[8] См.: Bateson G., Mead M. Balinese Character: A Photographic Analysis. – New York: New York Academy of Sciences, 1942.

[9] Jacknis I. Margaret Mead and Gregory Bateson in Bali: Their Use of Photography and Film // Cultural Anthropology. 1988. Vol. 3, No. 2. – Р. 160–177

[10] Sullivan G. Margaret Mead, Gregory Bateson, and Highland Bali Fieldwork Photographs of Bayung Gede, 1936–1939. – Chicago and London: The University of Chicago Press, 1999. – P. 5.

[11] См.: Cinematechnic: [сайт, электронный ресурс]. URL: http://cinematechnic.com/resources/arri_35-2.html. (дата обращения 5.06.2010).

[12] Monaco P. The Sixties, 1960–1969 (History of the American Cinema. Vol. 8). – Berkeley: University of California Press, 2003. – P. 206.

[13] Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. – М., 1966. – С. 54–55.

[14] Александров Е. В., Филимонов Л. С. Красная книга исчезающих культур (позиции автора и зрителя в фильмах по визуальной антропологии) // Аудиовизуальная антропология. История с продолжением. – М.: Ин-т наследия, 2008. – С. 40.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных