ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБРАЗОВАНИЕ МАШИННОЙ ЭРЫБольшинство наших школ представляют собой промышленные предприятия по механическому распространению информации и наставлений с использованием материалов и методов, которые были гораздо более уместными в те времена, когда учащегося — подобно фабричному рабочему — рассматривали как черный ящик, параметры выхода которого должны были соответствовать тому, что в него заложено на входе. Молодым людям вовсе не хочется соревноваться с машинами; они хотят научиться тому, на что не способны механизмы. Но они не могут научиться этому в системе, которая рассматривает их как изделия, которые необходимо обработать и собрать на конвейере в хорошо отрегулированном процессе перехода от одной дискретной операции к другой. Сама «обработка» учащихся во все большей степени выполняется машинами (например, оценка работ, регистрация и компьютерное обучение). Подумайте, какой вред нашему чувству самости приносит то, что нас обучает лишенная личностного начала машина или действующий как автомат учитель? Современная школа моделируется по образу и подобию фабрики. Поступающий ученик рассматривается как сырье, которое в процессе различных стадий обработки превращается в готовое изделие. Каждый шаг в этом процессе планируется и расписывается по времени, включая переменки и перерывы на обед. Как мало учитывается то, что обработке подвергается живой, одушевленный материал; его выстраивают в алфавитном порядке, заставляют идти в ногу, запрещают говорить, когда к нему не обращаются, усаживают рядами, периодически проверяют, экзаменуют и т. п. Поступающий в школу «материал» далеко не однороден по качеству, но обращаются с ним однозначно. Система старается уменьшить «ассортимент выпускаемой продукции»; в противном случае повышаются издержки производства. Деятели народного образования свели обучение к большому числу отдельных, не связанных между собой частей. Они рассекли образование на школы, учебные планы, классы, предметы, курсы, лекции, уроки и упражнения. Для отражения атомистического метода обучения была разработана система количественных и качественных оценок: экзаменационные отметки, оценка курсовых работ, зачеты, средние показатели успеваемости, дипломы и ученые степени. В отличие от предыдущих поколений современные учащиеся приходят в школу вооруженные заботой о том, что происходит в мире, т. е. заботой, на которую не обращают внимания в школе. Им дают слишком много знаний там, где самостоятельно они могли бы разобраться значительно лучше. В то же время потребности школьников в помощи старших (практические приложения того, чему они научились, понимание мира и своей роли в нем) практически игнорируются. Учащиеся получают ответы на вопросы, которые они не задавали. Школьников обучают отвечать на вопросы, а не задавать их. Деятели образования почти ничего не делают для того, чтобы продемонстрировать обучающимся взаимосвязи и взаимодействия тех разрозненных предметов, которые преподаются в школе, в институтах и университетах. В курсе по одному предмету очень редко делаются ссылки или используется материал других курсов. Умение учащегося писать сочинения, например, оценивается только в курсе английского языка, но не, скажем, в курсе истории. Искусственное разделение предметов обучения льет воду на концепцию, согласно которой человеческое знание состоит из множества не связанных между собой частей. Например, дети (и большинство взрослых) не подозревают о том, что математика является языком и поэтому имеет много общего с английским языком и что в науке имеются области, изучающие общие свойства всех языков (логика и семиотика). Не знают они и о том, что уникальность математики проистекает из того, что она имеет дело с формой нашего опыта, абстрагируемого от его содержания, как не знают и того, в чем состоят различия между формой и содержанием. Механистическая ориентация машинного образования на вход-выход приводит к тому, что учащиеся рассматриваются как сочетающие в себе свойства магнитофонов, фотоаппаратов и компьютеров механизмы, основной критерий оценки которых — способность воспроизводить то, что им было показано или сказано. Большинство экзаменов — не более чем проверка способности воспроизводства ранее предоставленного испытуемому материала. Экзамены служат целям системы, а не учащихся. Экзамены служат стимулом коррупции в процессе обучения и преподавания. Учителя мошенничают для того, чтоы остаться в системе; учащиеся — для того, чтобы вырваться из нее. Относительно «передовые» методы машинного образования основываются на выдвинутом И. П. Павловым представлении об обучаемом как об организме с входом и выходом. (Гарвардский психолог Б. Скиннер модернизировал применяемый для описания этой концепции язык, но ее теоретические основы ничуть не изменились.) Учащиеся рассматриваются как организмы, которые можно научить требуемой реакции путем поощрения правильных ответов и наказания за допускаемые ошибки. Поэтому их многократно подвергают одному и тому же воздействию до тех пор, пока ожидаемые ответы не будут выдаваться автоматически. Метод обучения далее «усовершенствуется» путем механизации роли учителя в нем. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|