ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Оценка знаний учащихсяПрименяемые чаще всего экзамены, на которых запрещено использовать соответствующую литературу, — не самая лучшая проверка знаний и понимания, так как они имеют лишь незначительное сходство с реальными жизненными ситуациями, в которых происходит испытание и оценка знаний и понимания человека. Такие экзамены — не более чем проверка работы памяти индивида. В реальной жизни нас оценивают по тому, как хорошо мы выполняем свою работу. От нас ожидают мобилизации всех относящихся к выполнению задачи ресурсов. А если преподаватель запрещает учащемуся использовать необходимую литературу, значит, он лишает его возможности использовать доступные ресурсы. Если мы хотим, чтобы экзамены позволили проверить знания учащихся, они должны воспроизводить принятый в реальном мире процесс оценок. Для вынесения суждения о знаниях и понимании студента экзамен, где у учащегося есть возможность открыть книгу, взять задание домой и ответить устно, является намного более эффективным, чем испытание с закрытой книгой, тем более что в первом случае присутствует еще и обучающий момент. Экзамен, во время которого учащийся готовит все вопросы или часть их, а также ищет на них ответы, гораздо лучше демонстрирует степень того, как он овладел предметом, чем традиционные испытания. Ведь учащийся получает возможность продемонстрировать, какие аспекты предмета он считает наиболее важными и почему. Умение выполнять упражнения отнюдь не эквивалентно умению решить проблему. Упражнения обычно формулируются таким образом, что они имеют полученный единственным способом один правильный ответ. Какое отношение они имеют к проблемам? Однажды в разговоре один из моих коллег спросил, как бы я подошел к определению вероятности того, что следующий извлекаемый из урны шар будет черным, если бы знал соотношение и число вынутых ранее черных шаров при условии, что в урне были только белые и черные шары. Я отвечал, что первым делом постарался бы узнать, как шары помещались в урну. «Нет, — ответил коллега, — так нельзя». «Почему? — спросил я. — Ведь вам, несомненно, известна эта информация». «Нет, не знаю», — отвечал он. «Тогда откуда вам известно, что в урне есть только белые и черные шары?» — задал я следующий вопрос. «Я узнал об этом из надежного источника», — отвечал коллега. «Тогда дайте мне возможность напрямую поговорить с вашим источником», — парировал я. В результате меня попросили оставить разговор, так как я не понимаю смысла вопроса. А я действительно его не понимал. Важная часть решения проблемы состоит в определении имеющейся информации и в сборе данных. Лишить студента опыта уточнения и поисков такой информации — значит лишить какого бы то ни было смысла поиск решения проблемы. Одновременно из виду упускается то обстоятельство, что задать вопрос правильно труднее, чем дать правильный ответ. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ В основе современного образования лежат три организационных понятия: предметы, курсы и учебные планы. С возрастом возможности выбора учащегося из них возрастают, но даже в «конце» они весьма невелики. Ограничения основываются на предположении о том, что преподавателю лучше, чем ученику, известно, что именно требуется последнему. Но, как я уже отмечал, дело обстоит с точностью до наоборот. Какое оправдание найти тому, что в средней школе мне пришлось отдать четыре года изучению латинского языка? Не могу припомнить также, чтобы я где-нибудь применял школьные знания по тригонометрии. Сегодня мы не знаем, что потребуется нашим ученикам завтра. Именно поэтому я утверждал, что научиться учиться и получать от этого удовольствие почти так же важно, как изучить отдельные предметы. Предметы, дисциплины и даже профессии — удобные способы дать названия и расставить наши знания по полочкам. Но мир организован отнюдь не так, как наши знания о нем. Не существует укладывающихся в рамки одной дисциплины физических, химических, биологических, психологических, социологических и прочих проблем. Дисциплины и предметы не являются разными частями нашего мира; они — лишь различные способы его осознания. Следовательно, любую проблему можно рассматривать с точки зрения любой дисциплины. Например, медик может видеть в плохом здоровье пожилой женщины следствие больного сердца. Архитектор увидит причину того же явления в том, что ей приходится каждый день подниматься на четвертый этаж и жить в тесной квартире. Экономист же примется анализировать доходы женщины, а социолог — отношения ее в семье. Изолируя предмет, мы возводим барьеры, затрудняющие его связи с другими научными сферами. Дисциплины — это цеховые профсоюзы, прежде всего заинтересованные в сохранении своих привилегий. Академические ведомства организуют не знания, а преподавателей, учителей. Знания же, напротив, дезорганизуются. Разделение по дисциплинам и изолированным предметам абсолютно не соответствует критериям образования системной эры. Учебная программа — это решение несуществующей проблемы. Но даже в случае ее наличия решение изменялось бы весьма быстро и во времени, и в пространстве. Учебные программы в современном их понимании являют собой отрицание стремительных темпов изменений в культуре и технике. Поскольку научиться чему-то далеко не так важно, как научиться учиться, а вопросы важны не менее, чем ответы на них, учащиеся должны иметь возможность свободно составлять собственные учебные планы. (Несомненно, педагоги должны быть всегда готовы оказать им помощь.) Оценка того, как студент составил свой учебный план, говорит об учащемся не меньше, чем оценка того, чего он добился, выполняя программу. Составить учебный план — значит задать множество вопросов. Выполнение плана состоит в поиске множества ответов на них. ВЫБОР ШКОЛЫ Естественному отбору общественный прогресс обязан очень многим. Но нашим общественным школам не пришлось бороться за выживание. Они получают бюджетное финансирование и имеют закрепленных за ними учеников. Им нет необходимости бороться с конкурентами или удовлетворять требования клиентов. В результате большинство детей школьного возраста и их родители загнаны в ловушку и вынуждены принимать то образование, которое предлагает некая школа в конкретном населенном пункте. Любой имеющий гарантированные ресурсы и рынок провайдер услуг не имеет стимулов для обеспечения качественного сервиса (тем более для повышения его уровня). Общественные школы не являются исключением. Единственное условие их выживания — соответствие инструкциям. Эксперименты и исследования в области обучения и преподавания не поощряются, зато всячески приветствуется стандартизация и механизация обучения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|