ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИКультурное наследие – совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти. Культурное наследие составляют достижения различной давности, переходящие к новым поколениям в новые эпохи. Республика Беларусь располагает значительным историко-культурным потенциалом, представленным объектами архитектуры, градостроительства, истории, археологии, искусства, парковыми комплексами, музейными коллекциями и книжными собраниями. На сегодняшний день в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь находится 4811 историко-культурных ценностей, в том числе 4694 материальных недвижимых историко-культурных ценности, которые включают 1655 объектов архитектуры, 1125 истории, 1857 археологии, 57 искусства. В соответствии со своими свойствами материальные историко-культурные ценности, которые включены в Государственный список делятся на четыре категории: 0 – историко-культурные ценности, включённые или предложенные для включения в Список мирового наследия ЮНЕСКО; Под “0” категорией в Государственном списке отмечено 9 объектов. Это такие объекты как дворцово-парковый ансамбль и комплекс монастыря иезуитов в г. Несвиже Минской области, Борисоглебская (Коложская) церковь ХП в. в г. Гродно, Августовский канал в Гродненской области, церковь оборонительного типа в д. Сынковичи Зельвенского района Гродненской области, Замковый комплекс “Мир” в г.п. Мир Кореличского района Гродненской области, Дуга меридиана Струве (21 пункт) на территории Брестской области, Каменецкая башня в г. Каменец Брестской области, Спасо-Преображенская церковь в г. Полоцке Витебской области, дворцово-парковый ансамбль в г. Гомеле. 1 – наиболее уникальные историко-культурные ценностью художественные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес; К категории “1” отнесены 42 объекта. Среди них – исторические центры г. Минска и г. Гродно, Брестская крепость, комплекс иезуитского коллегиума в г. Полоцке Витебской области, ратуша и Преображенская церковь в г. Чечерске Гомельской области, Лидский замок, фрагменты Новогрудского замка и др. 2 - достопримечательные историко-культурные ценности, характеризующие наиболее отличительные черты историко-культурного наследия всей республики; К категории “2” отнесены 562 объекта. Среди них исторические центры городов Беларуси: Бреста, Пинска, Кобрина, Полоцка, Троицкий костел в д. Ишколдь Барановичского района Брестской области, церковь-крепость в д. Мурованка Щучинского района Гродненской области, Софийский собор в Полоцке, костёл Иоанна Крестителя в д. Комаи Поставского района Витебской области и многие другие. 3 – историко-культурные ценности, характеризующие отличительные черты историко-культурного наследия отельных регионов республики. Самые значимые объекты охраны от Республики Беларусь включены в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Это – замковый комплекс “Мир” в г.п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже Минской области, два трансграничных объекта – Беловежская пуща и “Дуга Струве”. Готовится совместно с Республикой Польша досье “Августовский канал – творение человека и природы”, а также собирается материал по другим знаковым объектам наследия высшей категории ценности. На территории современной Беларуси насчитывается 27 дворцов и 11 замков. К сожалению, часть из них дошла до наших дней в руинах. Но несмотря на многочисленные войны и разрушения, сохранились и уникальные памятники истории и культуры не имеющих аналогов в других странах. Самыми популярными и посещаемыми туристами на сегодняшний день являются Мирский, Несвижский и Новогрудский замки, за ними идут замки и дворцы в Гродно, Лиде, Крево, Гольшанах, Коссово, Ружанах и Гомеле. Неотъемлемой часть функционирования замков и дворцов Беларуси становятся фестивали, концерты, рыцарские турниры и др. Важной составной частью культурно-исторического потенциала Беларуси являются памятники садово-паркового искусства. 107 парков страны находятся в относительно удовлетворительном состоянии, 68 сохранились частично и были заметно видоизменены, 132 представлены в виде фрагментов. Уникальный потенциал традиционной материальной и духовной культуры белорусского народа является предпосылкой создания фольклорно-этнических туров. На территории Беларуси около 100 центров традиционных народных ремесел, декоративно-прикладного искусства, которое можно активно задействовать в туризме. Охрана историко-культурного наследия в Республике Беларусь. Система белорусского законодательства по сохранению историко-культурного наследия начала складываться еще в 1920-е гг. с издания постановления СНК БССР от 5 июля 1926 года, в соответствии с которым род объектов искусства и архитектуры национализировался, а на окружные, районные, городские и сельские Советы возлагались обязанности по охране памятников культуры. Этим же актом был утвержден первый в Беларуси список из 87 памятников, расположенных в Минской, Слуцкой, Полоцкой, Оршанской, Могилевской, Калининской, Бобруйской и Витебской округах. Белорусское законодательство по охране наследия развивалось в общем русле правовой политики, осуществлявшейся в СССР, В период после Второй мировой войны БССР ратифицировала три конвенции ЮНЕСКО: по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов; охране всемирного культурного и природного наследия; предотвращению незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на культурные ценности. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции об охране нематериальных ценностей, принятой на рубеже тысячалетий. В 1969 г. в БССР вышел Закон «Об охране памятников культуры», а в 1978 г. – Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Оба основывались на соответствующих союзных актах. Законодательное оформление деятельности по охране наследия дало толчок к упорядочению соответствующих учетных документов на исторические объекты, подготовке официального списка памятников истории и культуры республиканского значения. А затем был подготовлен и издан восьмитомный «Свод памятников истории и культуры Беларуси». С обретением республикой независимости деятельность по охране культурно-исторического наследия получила особый размах. В ноябре 1992 г. был принят Закон Республики Беларусь "Об охране историко-культурного наследия", закрепивший определение охраны историко-культурного наследия как системы организационных, правовых и экономических мер по недопущению любых форм причинения вреда историко-культурным ценностям. Закон запрещает деятельность, создающую угрозу ухудшения состояния или исчезновения недвижимых материальных ценностей; ограничивает или запрещает деятельность, в результате которой возникает угроза существованию или техническому состоянию ценностей. Все виды работ в зонах охраны материальных недвижимых ценностей могут проводиться только с письменного разрешения Министерства культуры, в составе которого было создано Управление по охране историко-культурного наследия и реставрации. Научно-методическое обеспечение охраны историко-культурного наследия осуществляет Белорусский республиканский научно-методический совет по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь. Проектные и реставрационные работы проводят восемь специализированных республиканских организаций и предприятий. Для регулирования культурного наследия на национальном уровне ведется государственный учет культурных ценностей. Первый Государственный список историко-культурного наследия был подготовлен и утвержден постановлением Правительства БССР от 18 февраля 1988 г. № 32. Второй Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь начал формироваться в ноябре 1992 г. и продолжает пополняться до настоящего времени. В него входят объекты архитектуры, истории, археологии, искусства, парковые комплексы, музейные коллекции и книги, которые находятся под охраной государства. Большое значение для сохранения исторического наследия имело постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2001 г. № 1085, утвердившее Программу первоочередных мер по сохранению и возрождению исторической застройки городов Беларуси. Вышедшие в 2002 г. постановления Правительства Республики Беларусь "О вопросах сохранения историко-культурного наследия" и "О системе мер, обеспечивающих проведение реставрационных работ на наиболее важных объектах историко-культурного наследия" обеспечили государственную поддержку деятельности по учету, охране, сохранению, восстановлению и содержанию объектов историко-культурного наследия. В новой редакции Закона Республики Беларусь "Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь" (2006 г.) учтены четырнадцатилетняя деятельность в области сохранения древностей и произошедшие изменения в национальном законодательстве, а также международная практика нормотворчества в этой сфере. Была разграничена компетенция органов государственного управления всех уровней, определена роль общественных организаций в деле охраны наследия, усовершенствована терминология с учетом особенностей деятельности в отношении исторических объектов различных типов и видов. В законе содержится более точное указание субъектов осуществления учета объектов наследия. Право определения государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия отнесено к компетенции Президента Республики Беларусь, ее реализация возлагается на Совет Министров Республики Беларусь. Специально уполномоченным органом охраны историко-культурного наследия определено Министерство культуры Республики Беларусь. Система правовой охраны историко-культурного наследия в Беларуси не ограничивается указанными законами. На уровне Совета Министров составлен перечень наиболее знаковых материальных недвижимых историко-культурных центры городов. Важную роль в деле сохранения древностей (и не только включенных в Государственный список историко-культурного наследия Республики Беларусь) играет Положение "Об охране археологических объектов при проведении земляных и строительных работ", утвержденное Советом Министров Республики Беларусь. Данным документом фактически установлена обязательность выполнения предпроектной археологической экспертизы территорий будущих строительных работ. Размещение историко-культурных ценностей на территории Беларуси определяет потенциал организации туристских маршрутов тематической направленности. Памятники старины следует более активно включать в контекст развития туризма, но одновременно необходимо повышать эффективность мероприятий по сохранению историко-культурного наследия за счет привлечения дополнительных средств для приспособления данных объектов к осуществлению плановой туристической деятельности. Включение объектов историко-культурного наследья в сферу активной жизни — наиболее действенное условии их сохранения, что отражено и в Республиканской программе развития туризма, утвержденной Президентом Республики Беларусь. Вопросы для повторения 1. Дайте определение культурному наследию. 2. На сколько категорий делятся материальные историко-культурные ценности, включенные в Государственный список? 3. Каковы особенности формирования системы охраны культурного наследия Беларуси? 4. Охарактеризуйте потенциал использования культурного наследия Беларуси в туризме.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|